Семинар по теме " Об употребительности причастий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Методические материалы по проведению семинара по теме "Об употребительности причастий" в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_teme_ob_upotrebitelnosti_prichastiy_3.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
семинара по русскому языку
по теме «Об употребительности причастий» - в 7 классе
Цели: - углубление знаний обучающихся по теме «Причастие»,
- мотивация ценности теоретических знаний,
- развитие самостоятельности обучающихся.
- Подготовительный этап.
- Задача: включение каждого обучающегося в самостоятельную работу определенной целевой направленности (подготовка докладов, рецензий, подборок причастий, предложений с причастиями, анализ речевых ошибок из работ обучающихся.).
- Виды работ:
- определение заданий для обязательного выполнения каждым, вопросов для индивидуального и группового выполнения
(задания, списки групп с перечнем общих, индивидуальных и групповых заданий, план проведения семинарского занятия, план лингвистического анализа текста и другие материалы вывешивались на стенде «Готовься к семинару»),
- организация индивидуальных и групповых консультаций,
- включение в текущие уроки этапа контроля для успешной подготовки обучающихся к семинарскому занятию.
2. Семинарское занятие
Оформление на доске:
Тема : «Об употребительности причастий»
Задача урока: углубление знаний по теме «Причастие»,
Проблема семинара: исследование употребительности причастий в речи.
Основные вопросы:
- Выявление количественного состава причастий в тексте,
А) разговорного стиля (анализ устной речи окружающих),
Б) публицистического стиля (анализ текстов газет, журналов),
В) научного стиля (анализ текстов учебных книг для 7 класса),
Г) художественного стиля (произведения художественной литературы).
2) роль данного языкового явления в идейно-художественном содержании произведения (выборочный лингвистический анализ текста стихотворения М.Ю.Лермонтова «Нищий»).
3) работа над ошибками в предложениях с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
Структура семинарского занятия
- Постановка целей, задач, основных проблем, вопросов.
- Отработка и углубление знаний по теме6
- Самостоятельная работа обучающихся дифференцированного характера.
- Обобщения, доклады обучающихся.
Оппонирование.
Рецензирование.
- Выполнение тренировочных упражнений по теме семинара.
- Подведение итогов:
- выводы,
- оценивание работы обучающихся.
Словарная работа:
Окказионализмы – индивидуально-авторские слова, создаются с нарушением законов словообразования, живут лишь в контексте автора.
Ход семинарского занятия
- Оргмомент.
- Постановка целей, задач, основных проблем, вопросов, знакомство со структурой семинара, оформление тетрадей, запись темы семинара.
- Самостоятельная работа обучающихся дифференцированного характера.
Изложения лингвистического текста в разных стилях (выделение основных грамматических приказов причастия). Упражнения на образование, правописание и употребление причастий, построенные на материале школьных учебников географии, физики, истории и математики для 7кл. творческие задания по развитию языковой догадки. Упражнения на грамматический анализ окказиональных слов и словотворчество. Учащийся рассказывают о причастии в художественном стиле, остальные письменно передают основной смысл высказывания в научном стиле. Приводятся примеры окказиональных слов-причастий.
- На следующем этапе заслушиваются сообщения спикеров 2 групп, проводивших исследование по текстам разных стилей на выявление частотности употребления причастий.
Рецензент готовит обзор мнений по этому вопросу лингвистов. Учащиеся конспектируют выступления одноклассников и делают выводы:
причастие – явления книжного стиля.
Выводы записываются в тетрадь.
- От одной группы заслушивается подготовленный выборочный лингвистический анализ текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нищий», второй выступает в качестве оппонента, учащиеся высказывают свои точки зрения (коллективная творческая работа). Делаются дополнения по вопросу « Роль причастия в идейно- художественном содержании произведения» по произведению М.Ю.Лермонтова». «Песнь про купца Калашникова» и Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»(описание степи).
Вывод: употребление причастий, причастных оборотов является одним из средств выражения тончайших оттенков смысла и дифференциации стилей, типов текста.
- Заслушивается сообщение об употребляемости причастий в творческих работах учащихся данного класса, речевых ошибках, связанных с этим явлением.
- Выполнение тренировочных упражнений на устранение недочетов и ошибок в предложениях с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Перестроенные и придуманные учащимися в соответствии с заданием предложения зачитываются и анализируются .
- Подводятся итоги конкурса на лучший алгоритм по орфографическим правилам, изученным по теме «Причастие».
Защита ассоциативного цвета изученному языковому явлению-причастию.
- Итоги и оценки учащихся.
Выводы, анализ работы во время подготовки и проведения семинара.
Домашнее задание:
2 уровень – упражнение по учебнику № 132,
3 уровень – написать сочинение на тему «Причастие – паж или повелитель в Королевстве Речь?»
Приложение № 1
План лингвистического анализа текста
- Тема.
- Тип речи.
Об описательном типе свидетельствует обилие прилагательных и глаголов в форме настоящего времени, глаголов несовершенного вида. Движения во времени нет. Описание статично. Повествовательный тип: глагол совершенного вида, прошедшего времени.
- Стиль
Для художественного стиля характерны художественно-изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения, употребление слов в переносном смысле, звукозапись, стилистически окрашенная лексика.
- Количество предложений в тексте, какие типы предложений в тексте ( по цели высказывания, по наличию грамматических основ) представлены. Обилие сложных предложений - признак книжного стиля. Способ связи предложений. Схемы предложений, объясняющие пунктуацию. Роль причастий и причастных оборотов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка по теме "Наиболее употребительные способы выражения будущего времени в английском языке"
Данная разработка предназначена для учащихся 6-11 классов. К ней прилагаются упражнения для закрепления материала....
Материал на тему: конкурсное задание "Методический семинар" на тему: ""технологии и методики направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог"
В связи с введением ФГОС общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета "Музыка"....
Открытое занятие для городского семинара на тему: «Компетентностный подход в дополнительном образовании».Тема: «Пешечные окончания. Правило квадрата».
Цель: дать основные сведения о разыгрывании пешечных окончаний. Ознакомить с правилом квадрата, научить определять и строить квадрат пешки....
Сообщение на районном МО учителей математики: тема "Новости с ПК ИРО Семинар по теме: «Реализация концепции развития математического образования. Итоговая аттестация и промежуточная диагностика»"
Новаости с краевого семинара учителей математики....
Выступление на городском семинаре по теме Типология и алгоритм ответов на задания ОГЕ на примере темы «Внутренняя среда организма»
Выступление на городском семинаре по теме Типология и алгоритм ответов на задания ОГЕ на примере темы «Внутренняя среда организма»...
Конспект урока-зачета по теме: "Повторение о причастии как части речи. Орфограммы в причастиях" для 7 класса
Цели урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы; обращение внимания на различие действительных и страдательных причастий, их глагол...
выступление в рамках кустового методического семинара по теме "Формирование глобальных компетенций на уроке истории в 10 классе по теме "Великая Отечествнная война"
Цель мастер - класса: продемонстрировать использование заданий на уроках истории в 10 классе по формированию глобальных компетенций у обучающихся по теме «Великая Отечественная война...