Открытое занятие для городского семинара на тему: «Компетентностный подход в дополнительном образовании».Тема: «Пешечные окончания. Правило квадрата».
план-конспект на тему
Цель: дать основные сведения о разыгрывании пешечных окончаний. Ознакомить с правилом квадрата, научить определять и строить квадрат пешки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_dlya_seminara_2016_g.docx | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие
для городского семинара на тему:
«Компетентностный подход в дополнительном образовании».
Разработала и провела: Куканова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования.
Группа № 10, 3 год обучения.
Тема: «Пешечные окончания. Правило квадрата».
Цель: дать основные сведения о разыгрывании пешечных окончаний. Ознакомить с правилом квадрата, научить определять и построить квадрат пешки.
Оборудование: демонстрационная магнитная доска с шахматными фигурами, интерактивная доска, настольные шахматные наборы, карточки для индивидуальной работы, учебный видеофильм «Пешечные окончания. Правило квадрата», плакат с изображением геометрических фигур, компьютеры.
Ход занятия.
I.Организация учебного процесса:
1. Приветствие.
2. Сообщение темы и цели занятия: - Отгадайте, о какой фигуре сегодня будем говорить (отгадывание загадки). Это – маленький солдат,
Лишь команды ждёт
Чтоб с квадрата на квадрат
Двинуться вперёд.
На войну, не на парад,
Она держит путь.
Ей нельзя шагнуть назад,
В сторону свернуть.
Всю доску пройти должна
Она до конца –
Превратится там она
В грозного бойца.
(Пешка).
- Да, сегодня мы рассмотрим примеры пешечных окончаний шахматной партии.
II.Актуализация опорных знаний:
1.Называние особенностей пешки: - По каким предложениям в загадке вы догадались что это пешка? (Дети называют основные особенности пешки: нельзя ходить и бить пешкой назад, передвигается только по вертикали на одно поле, дойдя до края доски соперника превращается в любую фигуру, кроме короля).
2.Рассматривание геометрических фигур: - Посмотрите на плакат и назовите, какие геометрические фигуры вы видите? (Круг, треугольник, прямоугольник, ромб, квадрат).
III.Изучение нового материала:
1.Эвристическая беседа: - Рассмотрите диаграмму, подумайте и скажите у кого преимущество и что надо сделать, чтобы выиграть? (Дети отвечают, что преимущество - у белых, т.к. у них король с пешкой, а у чёрных только король. Белые должны довести пешку к полю превращения чтобы взять ферзя и поставить мат чёрным). А вдруг чёрные успеют поймать эту пешку?
2.Физкультминутка. - А сейчас немного отдохнём:
- Выше всех и всех главней
В шахматах король.
(Встать на носочки, руки вверх и потянуться).
А вот пешка – меньше всех,
(Присесть).
Но и всех шустрей.
Важный ферзь – сильнее всех
(Кисти рук к плечам, повороты туловища влево – вправо).
Зоркий и крутой.
По краям стоит ладья
(Стать по стойке смирно).
Всех наблюдательней она.
(Руки как козырёк ко лбу, наклоны вперёд-назад, влево- вправо).
Скачет быстрый конь (Прыжки)
Всех перепрыгнуть может он.
Кто остался? Это слон.
(Руки вверх в стороны, вниз).
Ходит по диагонали он.
3.Просмотр учебного фильма: - Для таких случаев существует особое правило – «Правило квадрата». Давайте посмотрим учебный фильм на эту тему. (Просмотр учебного фильма).
IV.Закрепление изученного материала:
1.Построение квадрата пешки на демонстрационной доске коллективно. (Педагог на демонстрационной доске задаёт ситуации, дети отвечают).
2.Физкультминутка. Дети проводят самостоятельно по желанию.
3.Решение индивидуальных карточек самостоятельно. (Каждый обучающийся получает карточку и решает её, расставляя позиции на настольных наборах). Педагог помогает и проверяет.
V.Практическая работа:
1.Работа в парах. (Дети играют в шахматы).
2.Самостоятельная работа на компьютерах. (Ребята работают на компьютерах по своей индивидуальной программе).
VI.Итог занятия:
1.Проверка восприятия материала: - Как звучит правило квадрата?
2.Уборка рабочих мест.
Используемая литература:
1. Весела И., Веселы И. «Шахматный букварь».
2.Костров В., Давлетов Д. «Шахматный учебник».
Электронные источники:
Skillo.Ru «Продвижение пешек. Правило квадрата».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-презентация для педагогов дополнительного образования тема "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России"
- Национальный воспитательный идеал;- Духовно-нравственное развитие и воспитание;- Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания;- Базовые Национальные ценности...
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования. Тема "Пэчворк без иголки"
Пэчворк без иголки это японская техника "Кинусайга". В разработке указаны цель и задачи мероприятия. Материалы самые доступные: пенопласт, ткань, шило, клей. Из-за ограниченного объёма не удалось загр...
Выступление на Городском семинаре «Сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования как фактор всестороннего развития личности ребёнка»
Материалы Городского семинара...
Практический семинар по теме: "Компетентностный урок, его критерии и самоанализ"
Работа семинара посвящена проблеме проведения компетентностного урока. Рассматриваются суть компетентностного подхода в образовании, понятия «компетентность» и «компетенция», а...
Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...
Методическая разработка для учителей технологии и педагогов дополнительного образования Тема: «Методика подготовки обучающихся к практической части Всероссийской олимпиады школьников по технологии»
Методическая разработка составлена для учителей технологии и педагогов дополнительного образования, которые занимаются подготовкой участников Всероссийской олимпиады школьников по технологии, направле...
Конспект открытого занятия изостудии «Блик» (дополнительное образование) Тема: «Весна в батике. Одуванчики»
Дополнительное образование (изостудия)...