Открытое занятие для городского семинара на тему: «Компетентностный подход в дополнительном образовании».Тема: «Пешечные окончания. Правило квадрата».
план-конспект на тему

Куканова Татьяна Валентиновна

Цель: дать основные сведения о разыгрывании пешечных окончаний. Ознакомить с правилом квадрата, научить определять и строить квадрат пешки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_dlya_seminara_2016_g.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

 для городского семинара на тему:

«Компетентностный подход в дополнительном образовании».

Разработала и провела: Куканова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования.

Группа № 10, 3 год обучения.

Тема: «Пешечные окончания. Правило квадрата».

Цель: дать основные сведения о разыгрывании пешечных окончаний. Ознакомить с правилом квадрата, научить определять и построить квадрат пешки.

Оборудование: демонстрационная магнитная доска с шахматными фигурами, интерактивная доска, настольные шахматные наборы, карточки для индивидуальной работы, учебный видеофильм «Пешечные окончания. Правило квадрата», плакат с изображением геометрических фигур, компьютеры.

Ход занятия.

I.Организация учебного процесса:

1. Приветствие.

2. Сообщение темы и цели занятия: - Отгадайте, о какой фигуре сегодня будем говорить (отгадывание загадки).                   Это – маленький солдат,

Лишь команды ждёт

Чтоб с квадрата на квадрат

Двинуться вперёд.

На войну, не на парад,

Она держит путь.

Ей нельзя шагнуть назад,

В сторону свернуть.

Всю доску пройти должна

Она до конца –

Превратится там она

В грозного бойца.

(Пешка).

- Да, сегодня мы рассмотрим примеры пешечных окончаний шахматной партии.

II.Актуализация опорных знаний:

1.Называние особенностей пешки: - По каким предложениям в загадке вы догадались что это пешка? (Дети называют основные особенности пешки: нельзя ходить и бить пешкой назад, передвигается только по вертикали на одно поле, дойдя до края доски соперника превращается в любую фигуру, кроме короля).

2.Рассматривание геометрических фигур: - Посмотрите на плакат и назовите, какие геометрические фигуры вы видите? (Круг, треугольник, прямоугольник, ромб, квадрат).

III.Изучение нового материала:

1.Эвристическая беседа: - Рассмотрите диаграмму, подумайте и скажите у кого преимущество и что надо сделать, чтобы выиграть? (Дети отвечают, что преимущество -  у белых, т.к. у них король с пешкой, а у чёрных только король. Белые должны довести пешку к полю превращения  чтобы взять ферзя  и поставить мат чёрным). А вдруг чёрные успеют поймать эту пешку?

C:\Users\Lenovo\Desktop\Мама\Мои рисунки\Кружок\Шахматы\шахматные фигуры.jpg

C:\Users\Lenovo\Desktop\Мама\Мои рисунки\Кружок\Шахматы\шахматные фигуры.jpg

C:\Users\Lenovo\Desktop\Мама\Мои рисунки\Кружок\Шахматы\шахматные фигуры.jpg


2.Физкультминутка. - А сейчас немного отдохнём:

-  Выше всех и всех главней

В шахматах король.

(Встать на носочки, руки вверх и потянуться).

А вот пешка – меньше всех,

(Присесть).

Но и всех шустрей.

Важный ферзь – сильнее всех

(Кисти рук к плечам, повороты туловища влево – вправо).

Зоркий и крутой.

По краям стоит ладья

(Стать по стойке смирно).

Всех наблюдательней она.

(Руки как козырёк ко лбу, наклоны вперёд-назад, влево- вправо).

Скачет быстрый конь (Прыжки)

Всех перепрыгнуть может он.

Кто остался? Это слон.

(Руки вверх в стороны, вниз).

Ходит по диагонали он.

3.Просмотр учебного фильма: - Для таких случаев существует особое правило – «Правило квадрата». Давайте посмотрим учебный фильм на эту тему. (Просмотр учебного фильма).

IV.Закрепление изученного материала:

1.Построение квадрата пешки на демонстрационной доске коллективно. (Педагог на демонстрационной доске задаёт ситуации, дети отвечают).

2.Физкультминутка. Дети проводят самостоятельно по желанию.

3.Решение индивидуальных карточек самостоятельно. (Каждый обучающийся получает карточку и решает её, расставляя позиции на настольных наборах). Педагог помогает и проверяет.

V.Практическая работа:

1.Работа в парах. (Дети играют в шахматы).

2.Самостоятельная работа на компьютерах. (Ребята работают на компьютерах по своей индивидуальной программе).

VI.Итог занятия:

1.Проверка восприятия материала: - Как звучит правило квадрата?

2.Уборка рабочих мест.

Используемая литература:

1. Весела И., Веселы И. «Шахматный букварь».

2.Костров В., Давлетов Д. «Шахматный учебник».

Электронные источники:

Skillo.Ru  «Продвижение пешек. Правило квадрата».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-презентация для педагогов дополнительного образования тема "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России"

- Национальный воспитательный идеал;- Духовно-нравственное развитие и воспитание;- Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания;- Базовые Национальные ценности...

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования. Тема "Пэчворк без иголки"

Пэчворк без иголки это японская техника "Кинусайга". В разработке указаны цель и задачи мероприятия. Материалы самые доступные: пенопласт, ткань, шило, клей. Из-за ограниченного объёма не удалось загр...

Практический семинар по теме: "Компетентностный урок, его критерии и самоанализ"

Работа семинара посвящена проблеме проведения компетентностного урока. Рассматриваются суть компетентностного подхода в образовании, понятия «компетентность» и «компетенция», а...

Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...

Методическая разработка для учителей технологии и педагогов дополнительного образования Тема: «Методика подготовки обучающихся к практической части Всероссийской олимпиады школьников по технологии»

Методическая разработка составлена для учителей технологии и педагогов дополнительного образования, которые занимаются подготовкой участников Всероссийской олимпиады школьников по технологии, направле...