Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 12 г. Приволжска

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

(блочно-модульная технология)

                                                                           Урок разработала: учитель  высшей  

                                                                            квалификационной категории

                                                                           Штучникова Лилия Ивановна

2011 год

Цели урока:

Сформировать умение находить имена существительные, имеющие форму только множественного числа;

Развивать умения правильно употреблять их в речи, сопоставлять,

 анализировать, находить самостоятельно информацию, обобщать и делать выводы;

Воспитывать культуру речи обучающихся.

Ход урока.

Слайд 2

Оргмомент.

Учитель:  Здравствуйте, ребята!  Что вы ожидаете сегодня от урока?

                                      (ответы учеников)

Учитель:

Урок – это  солнце,  дарящее  свет,  Подарит  ли  радость  сегодня  для  всех?  Солнце иногда закрывается тучами.  Тучки – это ваши опасения, это      трудности, с которыми вы можете столкнуться на уроке.  А что нам  поможет справиться с нашими трудностями?

(ответы учеников)

Учитель: Ребята, я желаю, чтобы к концу урока все ваши опасения рассеялись, а все ожидания сбылись. И наше солнышко не закрылось бы тучами. А я жду от вас внимания,  активности, слаженной работы   и  надеюсь на плодотворное сотрудничество.  На столах у вас лежат технологические карты, с которыми вы будете сегодня работать. Запишите на них свою фамилию  и число.

Учебный Элемент – 0   Входной контроль.

Учитель: На предыдущих урокам мы начали изучать тему «Имя существительное». Давайте вспомним, что вы знаете об этой части речи?

В технологических картах  заполните схему, записав  каждый признак в отдельный кружок.

Слайд 3

Составление кластера.

Слайд 3     (щелчок )            

 Самопроверка.

Учитель: Давайте  проверим, как вы справились с работой. Напротив правильных ответов ставим +, а неправильные -  зачёркиваем.

Те ребята, кто выполнил работу без ошибок,  поставьте звёздочку рядом с заданием.

УЭ – 1    Мотивация и  целеполагание.

Учитель: Сегодня мы продолжим говорить об  имени  существительном  и узнаем некоторые особенности изменения существительных по числам.

Слайд 4  Найди «лишнее» слово      (щелчок на слово, которое назовут ребята. Если слово названо верно, появляется картинка и слово меняет цвет)

Учитель: Посмотрите на эти слова. Подумайте, какое слово «лишнее» в каждой группе и почему?

  1. Ученик, окно, санки, урок.
  2. Грабли, дома, кино, усталость.
  3. Гвозди, молотки, тиски, болты.

Учитель: Почему вы выбрали  именно эти слова? Что в них общего?

Ученики: Эти существительные имеют форму только множественного числа.

Учитель: Какова же тема нашего урока?  Сформулируйте её.

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Слайд 5.      Запишем тему урока.

Слайд 6

Учитель: Сформулируйте задачи урока, используя слова: познакомиться…., учиться находить… и     правильно  …

Учитель (щелчок по 6 слайду): Итак, наши задачи: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно употреблять в речи.

Учитель: Молодцы!

УЭ – 2 Работа по теме урока.

Слайд 7

Учитель: Мы с вами выяснили, что в русском языке есть такие существительные, которые имеют форму только множественного числа. Каких морфологических признаков  нет у этих  существительных?

                  (ответы учеников)

Учитель: У таких существительных не определяются род и склонение.  В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа. Как же отличать такие слова от других существительных, стоящих просто  во множественном числе?

Ученики: Надо попытаться образовать от существительного форму единственного числа.

Учитель: Верно.

УЭ – 3    Первичное закрепление нового материала.

Слайд 8

Учитель: А сейчас я предлагаю зайти в магазин и совершить небольшие покупки. Но  покупать мы будем предметы, имеющие форму только множественного числа. Кто первый пойдёт за покупками?

 Слайд 9 (щелчок по тому отделу, куда «идёт» ученик)

Учитель: В какой отдел направимся мы?

Продовольственный:      Канцтовары:       Косметика:

(В каждом отделе ученик щёлкает по тому предмету, который выбирает. Если ответ верен, покупка попадает в корзину. Данные слайды построены с помощью триггеров).

Канцтовары: ножницы, счёты, чернила.

Косметика: духи, бусы, бигуди

Продовольственный: макароны, сливки, хлопья

Учитель: Ну что же мы прекрасно справились с поставленной задачей.

Физкультминутка для глаз.

УЭ – 4 Работа с дополнительной информацией.

Учитель:А вы хотите больше  узнать об этих существительных?

Тогда я предлагаю найти дополнительный материал.  Кто хочет поработать в интернете?

(1 ученик работает в интернете, ищет сведения о существительных имеющих только множественное число)

Учитель: А пока …… ищет дополнительный материал, давайте проверим, как вы поняли эту тему.

УЭ- 5     Закрепление знаний.

Работа с деформированным текстом.

Учитель: Посмотрите на предложения в технологической карте. Все ли существительные записаны в них верно? Исправьте найденные ошибки.

(работа в парах  в технологических картах)

Найдите ошибки в данных предложениях, запишите их в исправленном виде  (там, где необходимо)

  1.  Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу.  (вожжи)
  2.  После летних каникул началась учебная будня.  (начались учебные будни)
  3. У девочки были красивые кудри.
  4. Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице.  (перила)
  5. Афины – столица Греции.
  6. В магазине я купил консерву.  (консервы)

УЭ – 4 (продолжение)

……  закончил работу в интернете.   Что же узнал он об интересующих нас существительных?

Сообщение ученика. Работа со страничкой сайта.

125.

Существительные, имеющие только формы множественного числа

К существительным, не имеющим единственного числа, относятся в основном следующие группы:

1) названия парных или сложных (составных) предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др.;

2) названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно-собирательные): горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.;

3) обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.;

4) названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные): макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.;

5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.

(Учитель на доске записывает обобщение) :

  1. Парные или составные предметы: ворота, сани, перила, дрова, полати.
  2. Игры.
  3. Временные промежутки.
  4. Вещества (щи, сливки)
  5. Географические названия.

Учитель: Молодец, ……. Садись.

Физкультминутка

Слайд 10

Учитель: А теперь давайте проверим, как вы справились со своим заданием.

Учитель: К каким группам относятся существительные, встретившиеся вам в работе?

Учитель: Молодцы. Вы замечательно справились с работой. У кого нет ошибок, поставьте себе ещё 1 звёздочку.

УЭ – 6   Повторение теоретических сведений.

Учитель: Наш урок подходит к концу.  Что нового вы узнали сегодня на уроке?  В чём особенность этих существительных?

Слайд 11

Учитель: Как вы считаете, задачи, поставленные нами в начале урока, достигнуты?

    (ответы учеников)

УЭ – 7 Итоговый контроль.

Учитель: А теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал.

Некоторые ребята  проверят свои знания за компьютерами. [3] А остальные  выполнят работу в технологических картах.  Выберите одно из двух заданий.

Задание на дом:

§ 95

Слайд 12.

Ребята, на столах у вас лежат карточки с домашним заданием. Ваша задача восстановить деформированный текст, вставив в него подходящие слова. Рефлексия.

Слайд 13

Учитель: Ребята, в начале урока мы с вами говорили о ваших ожиданиях и опасениях. У вас на столах лежат тучки. Если ваши опасения сбылись, прикрепите тучку на доску. А если сбылись ваши ОЖИДАНИЯ, то прикрепите солнышко, которое  сегодня будет  весь день вам ярко светить.  Спасибо вам за урок.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

УЭ – 0   Входной контроль.

Цель: определить уровень знаний учащихся по теме «Имя существительное»

Запишите морфологические признаки имени существительного.

УЭ – 1  Целеполагание .

Цель: определить тему и задачи урока.

«Найди  лишнее слово».

Какое слово в каждой группе является «лишним»?

  1. Ученик,  окно,  санки,  урок;
  2. Грабли,  дом,  кино,  усталость;
  3. Гвозди,  молотки,  тиски,  болты.

УЭ – 2  Работа по теме урока.

Цель: познакомить с морфологическими признаками изучаемых существительных.

УЭ – 3   Первичное закрепление нового материала.

Цель: отработка навыков рассуждения, закрепление  умения распознавать  существительные, имеющие форму только множественного числа.

Игра «Магазин»

Приобретите в магазине товары, имеющие форму только множественного числа.

Работа с деформированным текстом.

Посмотрите на данные предложения. Все ли существительные записаны в них верно? Исправьте найденные ошибки.

(работа в парах  в технологических картах)

  1. Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу.  (вожжи)
  2.  После летних каникул началась учебная будня.  (начались учебные будни)
  3. У девочки были красивые кудри.
  4. Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице.  (перила)
  5. Афины – столица Греции.
  6. В магазине я купил консерву.  (консервы)

УЭ – 4   Работа с дополнительной информацией .

Цель: приучать учащихся к самостоятельному поиску дополнительной информации (в интернете)

Работа в интернете.

УЭ – 5   Повторение теоретических сведений.

УЭ – 6   Итоговый контроль.

  1. Замените, словосочетания существительными, которые употребляются только во множественном числе.

Школьники особенно радуются летнему перерыву в занятиях.

Весь день прошёл в многочисленных заботах.

В жизни человека больше непраздничных дней, чем праздничных.

Слова для справок: хлопоты, каникулы, заморозки,  будни.

         2.   Укажите словосочетания, в которых существительные          употребляются только в форме множественного числа.

1) словно грибы после дождя.                        2) Как на дрожжах.

3) Ни в коем случае.                                        4) Ни за какие деньги

5) Поджилки трясутся.                                    6) Волосы становятся дыбом

     


Задание на дом:

Восстановите текст, добавив в него существительные, имеющие форму только множественного числа. Значение неизвестных слов смотри в словаре.

Сени, коридор, дрова, поленья, полати, кровати, ходики, часы, щи, суп, сливки, молоко, дрожжи, мука.

Мы подходим к старинному дому в деревне Горки Чириковы.  Через красивые резные                мы попадаем на крестьянское подворье. Здесь нас встречает хозяин дома  Через двор, где стоят             , подходим к крыльцу. Держась за деревянные                  проходим в           . А оттуда в комнату с большой печью, рядом с которой лежат               . Между печкой и потолком находятся               . Хозяйка дома радостно нас встречает и приглашает обедать. На столе стоят        да каша. К чаю со              подаются пироги. Не красна изба углами, а красна пирогами!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: учитель Штучникова Лилия Ивановна Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 12 г. Приволжска

Слайд 3

Имя существительное Предмет Кто? Что? Собствен / нарицат . Одушевл / неодуш . Склонение Род Число Падеж

Слайд 4

Найди «лишнее» слово Школа , окно, санки , урок Грабли, дом , кино, усталость Гвозди , молотки, тиски, болты

Слайд 5

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Слайд 6

Задачи урока: Познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа ; Учиться находить их среди других существительных ; Правильно употреблять в речи.

Слайд 7

Школа, окно, санки , урок Грабли , дом , кино, усталость Гвозди , молотки, тиски , болты

Слайд 9

Продукты Канцтовары Косметика

Слайд 10

Исправьте ошибки . Отец шёл рядом с лошадью и держался за вожжу. После летних каникул началась учебная будня . У девочки были красивые кудри. Держась за перило , Сергей быстро взбежал по лестнице. Афины – столица Греции. В магазине я купил консерву . вожжи начались учебные будни консервы перила

Слайд 11

Задачи урока: Познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа ; Учиться находить их среди других существительных ; Правильно употреблять в речи.

Слайд 12

Мы подходим к старинному дому в деревне Горки - Чириковы . Через красивые резные мы попадаем на крестьянское подворье. Здесь нас встречает хозяин дома. Через двор, где стоят , подходим к крыльцу. Держась за деревянные , проходим в . А оттуда в комнату с большой печью, рядом с которой лежат . Между печкой и потолком находятся . Хозяйка дома радостно нас встречает и приглашает обедать. На столе стоят да каша. К чаю со подаются пироги. Не красна изба углами, а красна пирогами! ворота сани перила сени дрова полати щи сливками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Цели урока:Образовательные: Знакомство с именами существительными, имеющими форму только множественного числа.Развивающие: Развитие логического мышления учащихся, формирование умения выдвигать г...

Презентация "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"

Презентация к уроку русского языка по теме "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"...

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа)....