Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ИМЕЮЩИЕ ФОРМУ ТОЛЬКО МНОЖЕСТВЕННОГО
ЧИСЛА.
ЦЕЛИ УРОКА: 1) ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗНАЧЕНИИ ФОРМ ЧИСЛА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО;
2) УМЕТЬ ПРАВИЛЬНО ОБРАЗОВЫВАТЬ ТРУДНЫЕ ФОРМЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА;
3) УЧИТЬСЯ ТОЧНО, УМЕСТНО, ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В РЕЧИ.
ХОД УРОКА:
- ОРГМОМЕНТ
- Разбор орфограмм в записи числа. Оформление числа и темы урока в тетрадях.
- Сообщение темы и целей урока.
- СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.
На доске загадка (закрыта)
Сирдитый недотрога
Жывёт в глушы лисной.
Иголак очень многа,
А нитке – ни адной. (Ёж)
Учитель читает загадку.
- С какого звука начинается слово – отгадка? (Й) Дайте ему характеристику. (Согл., сонорный, мягкий)
- Какой буквой он обозначен на письме? (Ё) Почему? (Буква Ё стоит в начале слова и поэтому обозначает 2 звука (ЙО)
- В каких ещё случаях эта буква может обозначать 2 звука? (После гласного, после разделительных Ъ и Ь)
Загадку, которую я прочла в начале урока приготовил один ваш хороший знакомый из повести-сказки Н.Н.Носова.. Он не очень-то любил учиться, за это его так и прозвали ( НЕЗНАЙКА) Знайка дал ему задание списать загадку . Он написал так (открыть запись)
Я предлагаю вам, чтобы вы тоже списали её, нашли ошибки, которые допустил Незнайка, сказали в каких морфемах он их сделал, и дали совет, какие орфограммы надо повторить Незнайке.
А сейчас ещё одна загадка
КОНФЕТНО-МАНДАРИННОЕ,
ТАКОЕ НЕОБЫЧНОЕ,
ПЛОМБИРНО-ЗЕМЛЯНИЧНОЕ,
ПЕЧЕННО-ПИРОЖКОВОЕ,
КОНЬКОВОЕ, СНЕЖКОВОЕ -
ЛЮБИМЕЕ ВСЕХ СЛОВО…
КАНИКУЛЫ… Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникулы. А вот происхождение этого слова знают далеко не все.
Кто у нас дежурный по словарю? В какой словарь мы должны заглянуть, чтобы узнать, Откуда взялось это слово?
( В этимологический) Посмотрим, что говорит об этом слове этимологический словарь.(
УСЕРДНЕЙ С КАЖДЫМ ДНЁМ ГЛЯЖУ В СЛОВАРЬ,
В ЕГО СТОЛБЦАХ МЕЛЬКАЮТ ИСКРЫ ЧУВСТВА.
В ПОДВАЛЫ СЛОВ НЕ РАЗ СОЙДЁТ ИСКУССТВО,
ДЕРЖА В РУКАХ СВОЙ ПОТАЙНОЙ ФОНАРЬ.
НА ВСЕХ СЛОВАХ – СОБЫТИЯ ПЕЧАТЬ,
ОНИ ДАЛИСЬ НЕ ДАРОМ ЧЕЛОВЕКУ…
Если перевести слово с латыни на русский язык, то получится «собачка», «щенок»
Каникулой древние римляне называли Сириус – самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы.
Слово перешло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях. Но уже не только летом.
Бывают каникулы осенние, зимние, весенние и летние.
Запись в тетради: каникулы, каникулярный.
КАНИКУЛЫ, -ул.Перерыв в занятиях (в учебных заведениях; в некоторых странах также в работе парламента) на праздничное время.
(С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка)
3.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1) Чтение стихотворения А.Л.Барто «Каникулы»
КАНИКУЛЫ
Урок меня не спрашивай,
Не спрашивай, не спрашивай,
Урок меня не спрашивай,-
На отдыхе отряд,
На ёлке разукрашенной
Фонарики горят.
Повеселятся школьники
В свободные деньки.
Мы - за город, в Сокольники,
На лыжи и коньки.
Провалишься до пояса,
До пояса, до пояса,
Провалишься до пояса,
Останешься в снегу,
А я на лыжах по лесу
До Северного полюса
Как хочешь пробегу!
Урок меня не спрашивай,
Не спрашивай, не спрашивай,
Урок меня не спрашивай,-
На отдыхе отряд,
На ёлке разукрашенной
Фонарики горят.
А все тетрадки
Спрятаны,
Пускай пока
Поспят они.
- Вам понравилось стихотворение?
- Какова его главная мысль?
(Каникулы - свободные деньки.)
- Синтаксический разбор предложения:
КАНИКУЛЫ – СВОБОДНЫЕ ДЕНЬКИ!
Задание. Объяснить знак препинания.
- Краткая беседа по теме.
- Укажите число существительного КАНИКУЛЫ.
- Можно ли слово КАНИКУЛЫ употребить в форме единственного числа?
- Какой делаем вывод?
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЕСТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ФОРМУ ТОЛЬКО МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.
Они могут обозначать:
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Масса, вещество | Отрезки времени |
бутсы ножницы очки | жмурки переговоры выборы | дрожжи чернила макароны | сумерки будни каникулы |
- Итак, каникулы…Чем мы занимаемся на каникулах?
- Отдыхаем, спим, гуляем, играем…
-Вот мы сейчас и поиграем..
- Закрепление изученного.
- Продолжите ряд слов…
ПЕРВАЯ КОМАНДА:
Парные и составные предметы: весы, вилы, грабли, качели, салазки, счёты, кусачки, носилки, очки, ножницы, джинсы, брюки, штаны, обои, перила, дрова, деньги…
ВТОРАЯ КОМАНДА:
Игры, действия, процессы: хлопоты, побои, заморозки, жмурки, горелки, прятки, именины, догонялки, шахматы….
ТРЕТЬЯ КОМАНДА:
Отрезки времени: сумерки, будни, сутки, каникулы…
2) Кроссворд (ключевое слово КАНИКУЛЫ)
Учитель даёт лексическое значение слов. Ученики отгадывают.
- Мясо, рыба, овощи, фрукты, которые специально обработали и хранят в плотно закрытой банке, - (консервы)
- Отверстие для въезда, выезда в стене, в заборе, а также то, чем закрывают это отверстие, - (ворота)
- Металлические или бумажные знаки, которыми платят за что-нибудь, - (деньги)
- Приспособление, употребляемое для того, чтобы лучше видеть или защитить глаза от чего-либо, - (очки)
- Одежда, которая закрывает ноги и нижнюю часть туловища до талии, - (брюки)
- Промежуток времени в 24 часа (день и ночь) – (сутки)
- Специальная жидкость, которой пишут, - (чернила)
- Прибор для определения времени – (часы)
Рефлексия.
Делается вывод о существительных, которые имеют форму только множественного числа.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Напишите сочинение-миниатюру «Каникулы – это …»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 5 КЛАССЕ
НА ТЕМУ:
« Имена существительные,
имеющие
форму только
множественного
числа»
Подготовила: учитель русского языка и
литературы Красавцева Н.И.
МОУ «СОШ С. БРЫКОВКА»
2007/2008 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
Урок проводится по модульной технологии в игровой форме....
Имена-существительные, имеющие форму только множественного числа
Презентация-тренажёр...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"
В презентации представлен иллюстративный материал по указанной теме...
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
Цели урока:Образовательные: Знакомство с именами существительными, имеющими форму только множественного числа.Развивающие: Развитие логического мышления учащихся, формирование умения выдвигать г...
Презентация "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"
Презентация к уроку русского языка по теме "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"...
"Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"
Урок разработан в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).
Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа)....