Конспект урока "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока предназначен для учащихся 5 класса. Тип урока -  урок открытия новых знаний. Методы/приёмы обучения: беседа, наглядно-иллюстративный прием, лексическая работа, проблемный вопрос, диалог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon mnozhestvennoe_chislo.zip252.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа№1» города Велижа

Конспект урока: «Имена существительные, которые имеют форму только

множественного»

Подготовила и провела: Демидова О.В.,

 учитель русского языка и литературы

Планируемые результаты:

Предметные:

- учащиеся знают понятие «имена существительные, имеющие формы только мн.ч.», определяют их принадлежность к тематическим группам, разграничивают омонимичные формы мн.ч.

- умеют находить в тексте имена существительные, имеющие форму только мн.ч., правильно употребляют их в речи.

- развивают чувство языка на основе работы с тематическими группами слов.

Метапредметные: 

Извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), перерабатывают и преобразовывают информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, схему), владеют разными видами аудирования (выборочного, детального).

- высказывают предположения на основе наблюдений;

- формулируют тему и цели урока;

- пользуются словарём;

- осуществляют рефлексию;

- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;

- соотносят цели и результаты своей деятельности

Личностные:

-чувствуют выразительные возможности языка,

-проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Методы/приёмы обучения: беседа, наглядно-иллюстративный прием, лексическая работа, проблемный вопрос, диалог.

Формы работы на уроке: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока:

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествие по замечательной сказочной стране «Имя существительное». На воротах в страну стоят стражники и пропустят нас только в том случае, если мы выполним следующее задание (прием «Верные и неверные утверждения»). На листочках запишите ответы: верно или неверно.

  1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. (верно) Приведите пример.
  2. Имя существительное отвечает на вопросы какой? чей? (неверно)
  3. Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными. (верно)
  4. Имена собственные пишутся с маленькой буквы. (неверно)
  5. Имена существительные изменяются по родам. (неверно)
  6. Имена существительные могут быть 1 и 2 склонения.(неверно)
  7. Имена существительные изменяются по падежам и числам.( верно)

С каким морфологическим признаком имени существительного мы познакомились на предыдущем уроке?

Заполните таблицу, распределив  существительные по родам, вставьте пропущенные буквы.

   Женский род

   Мужской род

   Средний род

 (Слова для справок)

м…локо, кофе, село, ст…на, гор…д, хлеб, вуаль, ж…ри, пальто, такси, жилище, шампунь, г…ризонт, обл…ко, из-за туч, брош…, повидло, мозоль.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

1.Повторяя существительное, мы все время будем узнавать что-то новое. Например, все знают о том, что существительные имеют два числа…  что вы можете сказать о числе имени существительного?

Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете (тетрадь, книга, яблоко, мама, папа).

Имена существительные употребляются во множественном числе, когда речь идет о нескольких предметах( тетради, книги, мамы, папы)

Сегодня на уроке мы продолжим изучение имени существительного. Взгляните на рисунок. Запишите к каждому рисунку слово. Сравните рисунки. Чем отличаются?

Слайд Сделайте вывод: имеют ли существительные ГРАБЛИ, ЧАСЫ разные формы для единственного и для множественного числа?

Ученики делают вывод о том, что для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма мн.ч.

- Может, попробуем образовать от этих существительных единственное число?

- Назовите тему урока (Имена существительные, имеющие форму множественного числа)

-Давайте запишем в тетради число, классная работа и тему

Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.

  1. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;
  2. УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Работа с учебником

4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.

Существительным типа ножницы, брюки, ворота, сани и т.д. свойственна форма только одного числа (множественного).Значит они не изменяются по числам.

-Итак, что мы с вами выяснили? (отвечают ученики)  …что в русском языке есть группа существительных, которые употребляются в форме только множественного числа.

1 Наблюдение над словами, имеющими форму только множественного числа.

 – выявление тематических групп слов, имеющих форму только множественного числа.

 Работа в парах.

- Прочитайте слова и сделайте вывод: что их объединяет?

Сани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты, сливки, сутки, духи, горелки, макароны, каникулы.

(Эти существительные имеют форму только множественного числа)

- Запишите слова группами, продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами или из упр. 509, 510

Ученики записывают слова, заполняя таблицу в тематические группы, подбирают примеры для каждой группы слов из упр.509, 510.

Значение имён существительных, которые имеют форму только множественного числа

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

Географические

 названия

Слайд

Сравните с эталоном и оцените себя

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

Географические

 названия

Сани  клещи

 очки плоскогубцы грабли ворота

жмурки горелки пятнашки салочки прятки

Сливки  духи макароны дрожжи чернила

Сумерки каникулы сутки часы

Альпы Карпаты Мощаницы Новосёлки Сенницы

– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: (уч-ся)
У существительных,  имеющих только форму множественного числа нельзя определить  род и склонение.

– Создайте на основе текста в рамке схему или модель. Озаглавьте её.

   (примерная схема)

составные        вещества          явления       события       отрезки      игры

(«парные»       (продукты)       природы                           времени

предметы)

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Если я называю существительное ед.ч., то вы разводите руки в стороны,

Если я называю существительные мн.ч., то руки - вперед,

Ложка, бусы, картина, часы, рука, весы.

Влево, вправо поворот.

Ноги, стол, шорты, лук.

Руки вниз опустили,

Всем улыбки подарили.

Вместо словосочетания вспомните и запишите синоним, выраженный существительным, употребляющимся только в форме множественного числа:

1.Рамка, на которую натягивается ткань для вышивания         пяльцы

2.24 часа                  сутки

3.Брюки из особой ткани               джинсы

4.Земные глубины                          недра

5.Большой перерыв в школьных занятиях                 каникулы

6.Сооружение, на котором качаются ради забавы                 качели

-А теперь сравните ваши ответы с моими(слайд №9 )

 1) На  экране размещен текст. Учащиеся списывают его, вставляют пропущенные буквы и подчеркивают имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом – б…льшой выбор м…лочных продуктов кефир см…тана йогурт сливки прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны муку крупы. В третьем вам любезно предложат различные к…ндитерские изделия к…нфеты  з…фир  мармелад пряники.

Ученики подчеркнули слово «макароны, сливки»

3) Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.

Праздник, встреча, рассвет (будни, проводы, сумерки)

Распределительный диктант. Проверьте себя и оцените.

Имеют ед. число

Имеют мн. число

Алфавиты, библиотеки, инструменты, встречи, проценты.

Ворота, заморозки, проводы, шахматы, клещи, хлопоты, тефтели, чернила.

-А теперь попробуйте найти ошибки в следующих предложениях(слайд №5) Запишите в исправленном виде.

Рыбная консерва  оказалась очень вкусной.

У тебя все руки вымазаны чернилом.

Качель на детской площадке совсем сломалось.

Чтобы не упасть, держитесь за перило.

-Давайте проверим. (слайд №6)

Рыбные консервы  оказались очень вкусными.

У тебя все руки вымазаны чернилами.

Качели на детской площадке совсем сломались.

Чтобы не упасть, держитесь за перила.

7.Рефлексия (подведение итогов урока)

а) Рефлексия по вопросам

б) Самооценка: оценить то ,как вы усвоили материал

-Я не допустил ни одной ошибки.

-Я ошибался 1-3 раза.

-Я ошибался более трех раз.

-Я не понял материал.

6. Выставление оценок за урок.

Домашнее задание (Слайды 15-16) 

  1. П 93, Упражнение № 511
  2. Найдите на карте России географические названия (топонимы) только множественного числа и составите с ними 7 предложений.

Приложение к уроку

  1. Заполните таблицу, распределив  существительные по родам, вставьте пропущенные буквы.

   Женский род

   Мужской род

   Средний род

 (Слова для справок)

м…локо, кофе, село, ст…на, гор…д, хлеб, вуаль, ж…ри, пальто, такси, жилище, шампунь, г…ризонт, обл…ко, из-за туч, брош…, повидло, мозоль.

  1. Значение имён существительных, которые имеют форму только множественного числа

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

Географические

 названия

  1. Заполните таблицу, распределив  существительные по родам, вставьте пропущенные буквы.

   Женский род

   Мужской род

   Средний род

 (Слова для справок)

м…локо, кофе, село, ст…на, гор…д, хлеб, вуаль, ж…ри, пальто, такси, жилище, шампунь, г…ризонт, обл…ко, из-за туч, брош…, повидло, мозоль.

  1. Значение имён существительных, которые имеют форму только множественного числа

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

Географические

 названия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Урок проводится по модульной технологии в игровой форме....

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Цели урока:Образовательные: Знакомство с именами существительными, имеющими форму только множественного числа.Развивающие: Развитие логического мышления учащихся, формирование умения выдвигать г...

Презентация "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"

Презентация к уроку русского языка по теме "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"...

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа)....