Конспект урока "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока предназначен для учащихся 5 класса. Тип урока - урок открытия новых знаний. Методы/приёмы обучения: беседа, наглядно-иллюстративный прием, лексическая работа, проблемный вопрос, диалог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 252.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа№1» города Велижа
Конспект урока: «Имена существительные, которые имеют форму только
множественного»
Подготовила и провела: Демидова О.В.,
учитель русского языка и литературы
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся знают понятие «имена существительные, имеющие формы только мн.ч.», определяют их принадлежность к тематическим группам, разграничивают омонимичные формы мн.ч.
- умеют находить в тексте имена существительные, имеющие форму только мн.ч., правильно употребляют их в речи.
- развивают чувство языка на основе работы с тематическими группами слов.
Метапредметные:
Извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), перерабатывают и преобразовывают информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, схему), владеют разными видами аудирования (выборочного, детального).
- высказывают предположения на основе наблюдений;
- формулируют тему и цели урока;
- пользуются словарём;
- осуществляют рефлексию;
- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;
- соотносят цели и результаты своей деятельности
Личностные:
-чувствуют выразительные возможности языка,
-проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Методы/приёмы обучения: беседа, наглядно-иллюстративный прием, лексическая работа, проблемный вопрос, диалог.
Формы работы на уроке: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока:
Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествие по замечательной сказочной стране «Имя существительное». На воротах в страну стоят стражники и пропустят нас только в том случае, если мы выполним следующее задание (прием «Верные и неверные утверждения»). На листочках запишите ответы: верно или неверно.
- Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. (верно) Приведите пример.
- Имя существительное отвечает на вопросы какой? чей? (неверно)
- Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными. (верно)
- Имена собственные пишутся с маленькой буквы. (неверно)
- Имена существительные изменяются по родам. (неверно)
- Имена существительные могут быть 1 и 2 склонения.(неверно)
- Имена существительные изменяются по падежам и числам.( верно)
С каким морфологическим признаком имени существительного мы познакомились на предыдущем уроке?
Заполните таблицу, распределив существительные по родам, вставьте пропущенные буквы.
Женский род | Мужской род | Средний род |
(Слова для справок)
м…локо, кофе, село, ст…на, гор…д, хлеб, вуаль, ж…ри, пальто, такси, жилище, шампунь, г…ризонт, обл…ко, из-за туч, брош…, повидло, мозоль.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.
1.Повторяя существительное, мы все время будем узнавать что-то новое. Например, все знают о том, что существительные имеют два числа… что вы можете сказать о числе имени существительного?
Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете (тетрадь, книга, яблоко, мама, папа).
Имена существительные употребляются во множественном числе, когда речь идет о нескольких предметах( тетради, книги, мамы, папы)
Сегодня на уроке мы продолжим изучение имени существительного. Взгляните на рисунок. Запишите к каждому рисунку слово. Сравните рисунки. Чем отличаются?
Слайд Сделайте вывод: имеют ли существительные ГРАБЛИ, ЧАСЫ разные формы для единственного и для множественного числа?
Ученики делают вывод о том, что для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма мн.ч.
- Может, попробуем образовать от этих существительных единственное число?
- Назовите тему урока (Имена существительные, имеющие форму множественного числа)
-Давайте запишем в тетради число, классная работа и тему
Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.
- ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;
- УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .
Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
Работа с учебником
4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.
Существительным типа ножницы, брюки, ворота, сани и т.д. свойственна форма только одного числа (множественного).Значит они не изменяются по числам.
-Итак, что мы с вами выяснили? (отвечают ученики) …что в русском языке есть группа существительных, которые употребляются в форме только множественного числа.
1 Наблюдение над словами, имеющими форму только множественного числа.
– выявление тематических групп слов, имеющих форму только множественного числа.
Работа в парах.
- Прочитайте слова и сделайте вывод: что их объединяет?
Сани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты, сливки, сутки, духи, горелки, макароны, каникулы.
(Эти существительные имеют форму только множественного числа)
- Запишите слова группами, продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами или из упр. 509, 510
Ученики записывают слова, заполняя таблицу в тематические группы, подбирают примеры для каждой группы слов из упр.509, 510.
Значение имён существительных, которые имеют форму только множественного числа
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени | Географические названия |
Слайд
Сравните с эталоном и оцените себя
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени | Географические названия |
Сани клещи очки плоскогубцы грабли ворота | жмурки горелки пятнашки салочки прятки | Сливки духи макароны дрожжи чернила | Сумерки каникулы сутки часы | Альпы Карпаты Мощаницы Новосёлки Сенницы |
– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: (уч-ся) У существительных, имеющих только форму множественного числа нельзя определить род и склонение.
– Создайте на основе текста в рамке схему или модель. Озаглавьте её.
(примерная схема)
составные вещества явления события отрезки игры
(«парные» (продукты) природы времени
предметы)
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Если я называю существительное ед.ч., то вы разводите руки в стороны,
Если я называю существительные мн.ч., то руки - вперед,
Ложка, бусы, картина, часы, рука, весы.
Влево, вправо поворот.
Ноги, стол, шорты, лук.
Руки вниз опустили,
Всем улыбки подарили.
Вместо словосочетания вспомните и запишите синоним, выраженный существительным, употребляющимся только в форме множественного числа:
1.Рамка, на которую натягивается ткань для вышивания пяльцы
2.24 часа сутки
3.Брюки из особой ткани джинсы
4.Земные глубины недра
5.Большой перерыв в школьных занятиях каникулы
6.Сооружение, на котором качаются ради забавы качели
-А теперь сравните ваши ответы с моими(слайд №9 )
1) На экране размещен текст. Учащиеся списывают его, вставляют пропущенные буквы и подчеркивают имена существительные, имеющие только форму множественного числа.
На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом – б…льшой выбор м…лочных продуктов кефир см…тана йогурт сливки прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны муку крупы. В третьем вам любезно предложат различные к…ндитерские изделия к…нфеты з…фир мармелад пряники.
Ученики подчеркнули слово «макароны, сливки»
3) Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.
Праздник, встреча, рассвет (будни, проводы, сумерки)
Распределительный диктант. Проверьте себя и оцените.
Имеют ед. число | Имеют мн. число |
Алфавиты, библиотеки, инструменты, встречи, проценты. | Ворота, заморозки, проводы, шахматы, клещи, хлопоты, тефтели, чернила. |
-А теперь попробуйте найти ошибки в следующих предложениях(слайд №5) Запишите в исправленном виде.
Рыбная консерва оказалась очень вкусной.
У тебя все руки вымазаны чернилом.
Качель на детской площадке совсем сломалось.
Чтобы не упасть, держитесь за перило.
-Давайте проверим. (слайд №6)
Рыбные консервы оказались очень вкусными.
У тебя все руки вымазаны чернилами.
Качели на детской площадке совсем сломались.
Чтобы не упасть, держитесь за перила.
7.Рефлексия (подведение итогов урока)
а) Рефлексия по вопросам
б) Самооценка: оценить то ,как вы усвоили материал
-Я не допустил ни одной ошибки.
-Я ошибался 1-3 раза.
-Я ошибался более трех раз.
-Я не понял материал.
6. Выставление оценок за урок.
Домашнее задание (Слайды 15-16)
- П 93, Упражнение № 511
- Найдите на карте России географические названия (топонимы) только множественного числа и составите с ними 7 предложений.
Приложение к уроку
- Заполните таблицу, распределив существительные по родам, вставьте пропущенные буквы.
Женский род | Мужской род | Средний род |
(Слова для справок)
м…локо, кофе, село, ст…на, гор…д, хлеб, вуаль, ж…ри, пальто, такси, жилище, шампунь, г…ризонт, обл…ко, из-за туч, брош…, повидло, мозоль.
- Значение имён существительных, которые имеют форму только множественного числа
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени | Географические названия |
- Заполните таблицу, распределив существительные по родам, вставьте пропущенные буквы.
Женский род | Мужской род | Средний род |
(Слова для справок)
м…локо, кофе, село, ст…на, гор…д, хлеб, вуаль, ж…ри, пальто, такси, жилище, шампунь, г…ризонт, обл…ко, из-за туч, брош…, повидло, мозоль.
- Значение имён существительных, которые имеют форму только множественного числа
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени | Географические названия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
Урок проводится по модульной технологии в игровой форме....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"
В презентации представлен иллюстративный материал по указанной теме...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522998-1415649976.jpg)
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
Цели урока:Образовательные: Знакомство с именами существительными, имеющими форму только множественного числа.Развивающие: Развитие логического мышления учащихся, формирование умения выдвигать г...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/07/picture-260374-1570461528.jpg)
Презентация "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"
Презентация к уроку русского языка по теме "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/13/picture-209515-1581591028.jpg)
Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).
Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа)....