Рабочая программа по русскому языку, 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на профильном уровне в объеме 105 часов (3 ч в неделю) и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10–11 классов общеобразовательных учреждений филологического профиля (автор программы В. В. Бабайцева).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_b_russkiy.doc | 289.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на профильном уровне в объеме 105 часов (3 ч в неделю) и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), Примерной программы по русскому языку и Программы по русскому языку для 10–11 классов общеобразовательных учреждений филологического профиля (автор программы В. В. Бабайцева).
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
• развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Период обучения в 5–11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
• развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
• углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
• овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
• системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
• понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
• компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
• основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
• проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
• использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.
Программа рассчитана на 105 часов, в том числе для проведения
контрольных работ – 3 часов;
развития речи -29.
Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:
1. Программа по русскому языку для 10–11 классов для общеобразовательных учреждений филологического профиля / В. В. Бабайцева // Программно-методические материалы : Русский язык. 10–11 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. – М. : Дрофа, 2009.
2. Бабайцева, В. В. Русский язык. 10–11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений филологического профиля / В. В. Бабайцева. – М. : Дрофа, 2009.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа А Единого государственного экзамена : рабочая тетрадь № 1, № 2 для учащихся общеобразоват. учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. – М. : Вентана-Граф, 2008.
2. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа В Единого государственного экзамена : рабочая тетрадь № 1, № 2 для учащихся общеобразоват. учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. – М. : Вентана-Граф, 2008.
3. Войлова, К. А. Русский язык. Культура речи : тематическая тетрадь / К. А. Войлова. – М. : Дрофа, 2008.
4. Единый государственный экзамен. 2015. Русский язык : учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор ИСОП. – М. : Интеллект-Центр, 2015.
5. Козловская, М. В. Русский язык : анализ текста : пособие для подготовки к Единому государственному экзамену / М. В. Козловская,
Ю. Н. Сивакова. – СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.
6. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / А. И. Дунаев, В. А. Ефремов, В. Д. Черняк. – СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.
7. Мазнева, О. А. Практикум по стилистике русского языка : тексты и задания : пособие для старшеклассников / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. – М. : Дрофа, 2008.
8. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста : рабочая тетрадь. 10–11 классы / А. Б. Малюшкин. – М. : Сфера, 2009.
9. Русский язык в школе : журн. – 2014. – № 4–6 ; 2015. – № 2.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
– Электронный репетитор. Русский язык. 9–11 классы (система обучающих тестов);
– 1С : Репетитор «Весь школьный курс». Русский язык;
– Единый государственный экзамен : Русский язык : 2013–2014 : электронное учебное пособие. – CD-ROM;
– Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2015. – CD-ROM. – М. : Кирилл и Мефодий, 2015.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе
№ п/п | Дата | Название раздела, темы урока | Виды учебной деятельности | Формируемые компетенции | Виды контроля | Планируемый результат обучения | Проф | ИКТ | |
По плану | Факт | знать/уметь | |||||||
Общие сведения о языке | |||||||||
1 | Функции языка | Учащиеся читают отрывки из статьи К.Д.Ушинского «Родное слово» и из статьи «Язык и мышление» («Словарь юного филолога»), делают выводы об основных функциях языка, составляют цитатный план | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Тестовые задания, аналогичные заданиям первой части ЕГЭ | Знать: функции языка; разделы науки о языке. Уметь: составлять цитатный план; анализировать текст научно-популярного жанра; пользоваться энциклопедическим словарем | ||||
Язык и речь | |||||||||
2, 3 | Язык, речь и слово | Учащиеся составляют словосочетания и предложения со словами язык, речь, слово, составляют схемы предложений с однородными членами, выполняют синтаксический разбор предложений, составляют гнездо однокоренных слов. | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Комплексный анализ текста, словарный диктант | Знать: понятия язык, речь, слово; лексическое значение слов сущий, триада; функциональные стили речи. Уметь: составлять словосочетания, схемы предложений и однородных членов предложения; выполнять морфемный, фонетический и словообразовательный разбор слов; пользоваться толковым словарем; пересказывать текст | + | |||
Русский язык в современном мире | |||||||||
4 | Русский язык –государственный язык Российской Федерации | Учащиеся составляют подробный план статьи учебника, работают над сочинением-описанием, выразительно читают гимн РФ, пишут комментированное письмо | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Тестовые задания, аналогичные заданиям первой части ЕГЭ | Знать: типы и функциональные стили речи. Уметь: составлять подробный план; выразительно читать текст гимна РФ; работать над сочинением-описанием | + | |||
5 | Повторение. Орфография. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова | Учащиеся пишут объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм с опорой на алгоритм, выполняют тестовые задания, работают по таблице «Безударные гласные в корне слова» | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Диктант «Проверь себя» | Знать: алгоритм проверки правописания слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова Уметь: правильно писать слова с данной орфограммой и обозначать ее графически | ||||
6 | Русский язык как национальный язык русского народа | Учащиеся работают над комплексным анализом текста, составляют план текста, пишут сочинение-рассуждение | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Словарный диктант | Знать: основные сведения о русском языке как национальном. Уметь: составлять подробный план; выделять тему высказывания | ||||
7 | Повторение. Орфография. Правописание чередующихся корней | Учащиеся работают над объяснительным и выборочным диктантами, конструируют предложения, пишут сочинение-миниатюру по опорным словам | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Диктант «Проверь себя» | Знать: условия выбора гласных в чередующихся корнях. Уметь: правильно писать слова с данной орфограммой и обозначать ее графически | ||||
8 | Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации | Учащиеся письменно отвечают на вопросы, выполняют морфемный разбор слов | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Комплексный анализ текста | Знать: основные функции русского языка. Уметь: связно и аргументировано рассказывать о языке как средстве межнационального общения; выполнять морфемный разбор слов | ||||
9 | Повторение. Орфография. Гласные о и е после шипящих и ц | Учащиеся работают над объяснительным и выборочным диктантами, конструируют словосочетания и предложения | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Контрольное списывание текста с пропущенными буквами | Знать: алгоритм выбора гласных о и е после шипящих и ц Уметь: правильно писать слова с данной орфограммой и обозначать ее графически | ||||
10 | Русский язык среди других языков мира | Учащиеся составляют конспект статьи учебника, работают с энциклопедическим словарём, письменно отвечают на вопросы | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Объяснительный диктант | Знать: функции русского языка и его место в современном мире среди других языков. Уметь: конспектировать текст; аргументировано и полно отвечать на поставленные вопросы | ||||
11 | Повторение. Орфография. Употребление гласных ы и и, а и я, у и ю после шипящих и ц | Учащиеся работают над объяснительным и выборочным диктантами, выполняют морфемный разбор слов, конструируют предложения | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Диктант «Проверь себя» | Знать: условия употребление гласных ы и и, а и я, у и ю после шипящих и ц. Уметь: правильно писать слова с данной орфограммой и обозначать ее графически | ||||
12 | Русистика на современном этапе | Учащиеся составляют таблицу по параграфу «Основные разделы русского языка и их единицы», работают с разными видами словарей, выполняют морфемный и словообразовательный разбор слова входящие, выступают с сообщениями о выдающихся ученых лингвистах | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Проверочная работа по разделу | Знать: основные разделы русского языка; авторов учебников по русскому языку; словари русского языка и их авторов; уровни языковой системы (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический). Уметь: пользоваться разными видами словарей | ||||
13, 14 | Р/Р Особенности работы над текстом сочинения по прочитанному тексту. | Уметь: понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, использовать лексическое богатство русского языка и разнообразные грамматические конструкции, оформлять речь в соответствии с нормами русского литературного языка | |||||||
Повторение изученного в 5-9 классах | |||||||||
15, 16 | Повторение фонетики, графики и орфографии | Учащиеся выполняют фонетический разбор слов, транскрибирование текста, тестовые задания, аналогичные заданию части первой ЕГЭ | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Диктант «Проверь себя» | Знать: классификацию фонетических единиц русского языка; позиционные чередования звуков; интонационные особенности русской речи; основные элементы интонации; изобразительные средства фонетики. Уметь: выполнять фонетический разбор слов; делить слова на слоги; правильно ставить ударение в словах | ||||
17 | Повторение морфемики и словообразования | Учащиеся выполняют морфемный и словообразовательный разбор слов, тестовые задания, аналогичные заданию части первой ЕГЭ, работают со словообразовательным словарём, исправляют ошибки, допущенные при морфемном и словообразовательном разборе | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Диктант с самопроверкой | Знать: морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные; варианты морфем; продуктивные способы образования частей речи; словообразовательные средства выразительности. Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; анализировать роль словообразовательных средств выразительности в различных языковых ситуациях | ||||
18 | Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии | Учащиеся выполняют лексический разбор слов, работают с фразеологическим и этимологическими словарями, выполняют комплексный анализ текста, работают над сочинением-миниатюрой по опорным словам | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Тестовые задания, аналогичные заданию части первой ЕГЭ | Знать: системные отношения в лексике, их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии; особенности лексики с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации; фразеологические единицы русского языка; источники фразеологизмов. Уметь: выполнять лексический разбор слов; анализировать лексические средства выразительности речи | ||||
19 | Повторение морфологии. Классификация частей речи. Именные части речи | Учащиеся работают по таблице «Части речи», выполняют морфологический разбор именных частей речи, выполняют тестовые задания по теме «Именные части речи» | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Творческий диктант | Знать: принципы классификации частей речи; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки именных частей речи. Уметь: выполнять морфологический разбор именных частей речи; | ||||
20 | Глагол | Учащиеся работают по таблице «Части речи», выполняют морфологический и морфемный разбор глаголов, пишут выборочный диктант | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Тестовые задания по теме «Глагольные части речи» | анализировать морфологические средства выразительности | ||||
21 | Причастие и деепричастие | Учащиеся работают по таблице «Части речи», выполняют морфологический и морфемный разбор причастий и деепричастий, пишут объяснительный диктант | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Тестовые задания, аналогичные заданию части первой ЕГЭ | Знать: принципы классификации частей речи; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки глагола. Уметь: выполнять морфологический разбор глаголов; анализировать морфологические средства выразительности | ||||
22 | Наречие и категория состояния | Учащиеся работают по таблице «Части речи», выполняют морфологический и морфемный разбор наречий и слов категории состояния | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Самостоятельная работа | Знать: принципы классификации частей речи; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастия и деепричастия. Уметь: выполнять морфологический разбор причастий и деепричастий | ||||
23 | Служебные части речи | Учащиеся работают по таблице «Части речи», пишут выборочный диктант, работают над комплексным анализом текста | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Тестовые задания по теме «Служебные части речи» | Знать: принципы классификации частей речи; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий и категории состояния. Уметь: выполнять морфологический разбор наречий и категории состояния | ||||
24 | Повторение синтаксиса и пунктуации. Простое предложение | Учащиеся работают над разбором словосочетаний и простых осложнённых предложений, выполняют тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ, работают над комплексным анализом текст и схематическим диктантом | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Пунктуационный анализ текста | Знать: принципы классификации частей речи; морфологические и синтаксические признаки служебных частей речи. Уметь: разграничивать служебные и омонимичные им самостоятельные части речи | ||||
25 | Сложное предложение | Учащиеся работают над синтаксическим анализом сложных предложений, над комплексным анализом текста, выполняют тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ, работают над схематическим диктантом и его редактированием | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Контрольное списывание с обозначением пунктограмм | Знать: основные синтаксические единицы; средства выражения синтаксической связи; типы словосочетаний; интонационные и грамматические признаки предложения; прямой и обратный порядок слов в предложении; виды главных и второстепенных членов предложения; типы простых предложений. Уметь: выполнять синтаксический разбор словосочетаний и простых осложненных предложений | ||||
26 | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Знать: основные типы сложных предложений; сложное синтаксическое целое и его разновидности (с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа); изобразительные средства синтаксиса. Уметь: выполнять синтаксический разбор сложных предложений, анализ сложного синтаксического целого, выразительных средств синтаксиса | + | ||||||
27 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис» | Учащиеся пишут диктант с грамматическим заданием | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Контрольный диктант | Уметь: воспроизводить аудированный текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы русского языка; выполнять синтаксический разбор простых и сложных предложений | ||||
Анализ контрольного диктанта | Учащиеся выполняют работу над ошибками | Комплексный анализ текста | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | ||||||
Русский язык – один из богатейших языков мира | |||||||||
28 | Состав современного русского языка | Учащиеся выполняют комплексный анализ текста, сопоставляют понятия русский язык и русский литературный язык, пишут сочинение-миниатюру на лингвистическую тему | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Сочинение-рассуждение | Знать: место русского языка в системе языков; составные части языка; различие понятий русский язык и русский литературный язык. Уметь: определять тип текста и составлять его структурную схему; аргументировать свои выводы по проблеме «Язык и культура»; выполнять анализ сложного синтаксического целого | ||||
29 | С какого времени литературный язык можно считать современным? | Учащиеся участвуют в дискуссии, составляют подробный план, монологическое высказывание | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Сочинение-рассуждение (подведение итогов дискуссии) | Знать: компоненты речевой ситуации; речевые средства. Уметь: логично и аргументировано излагать свою точку зрения | ||||
Текст | |||||||||
30 | Р/Р Понятие о тексте | Учащиеся выполняют анализ текста, составляют текст на основе ассоциаций, работают над объяснительным диктантом | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Контрольное списывание с обозначением орфограмм и пунктограмм | Знать: основные признаки текста. Уметь: выполнять комплексный анализ текста; составлять текст на основе ситуаций | ||||
31 | Способы выражения темы. Заглавие | Учащиеся выполняют лингвистический анализ текста с элементами литературоведческого анализа, выполняют орфографическую работу, составляют схемы предложений, фонетический разбор слов | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Диктант «Проверь себя» | Знать: признаки текста; способы выражения темы. Уметь: озаглавливать текст в соответствии с темой; анализировать изобразительно-выразительные средства текста; выразительно читать текст | ||||
32 | Повторение. Орфография. Правописание проверяемых и непроизносимых согласных в корне слова | Учащиеся работают над диктантом с самопроверкой, работают по опорным схемам и таблицам по теме урока, редактируют текст | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Тестовые задания, аналогичные заданию части первой ЕГЭ | Знать: правила правописания проверяемых и непроизносимых согласных в корне слова. Уметь: правильно писать слова с данными орфограммами и обозначать ее графически | ||||
33 | Р/Р Способы выражения темы. Начало и конец текста | Учащиеся анализируют текст с целью выявления речевой ситуации, коммуникативного намерения, речевого поведения, основные виды разбора | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Сочинение-миниатюра | Знать: основные способы выражения темы; способы выделения «данного» и «нового»; синтаксические средства создания разговорной ситуации; языковые средства выражения позиции автора. Уметь: анализировать тексты; составлять текст по данному началу (концу) | ||||
34 | Способы выражения темы. Ключевые слова | Учащиеся выполняют анализ публицистического текста, участвуют мини-дискуссии на морально-этическую тему, делают орфографический и морфемный анализ слов, пунктуационный разбор предложений, пишут сочинение-миниатюру по опорным словам | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Диктант «Проверь себя» | Знать: основные способы выражения темы текста. Уметь: комментировать и оценивать информацию текста; использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативных задач; создавать тексты в зависимости от коммуникативной задачи и ситуации общения | ||||
35 | Повторение. Орфография. Правописание непроверяемых и удвоенных согласных в корне слова | Учащиеся пишут объяснительный, выборочный и диктант «Проверь себя» | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Тестовые задания, аналогичные заданию части первой ЕГЭ | Знать: обязательный минимум слов с непроверяемыми и удвоенными согласными. Уметь: пользоваться орфографическим словарем | ||||
36 | Р/Р Сочинение по данному началу (концу) с использованием ключевых слов | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Сочинение-рассуждение | Знать: функционально-смысловые типы речи; языковые средства создания текста. Уметь: создавать текст по данному началу (концу) в соответствии с заданной темой | |||||
37 | Средства связи частей текста. Лексический повтор | Учащиеся выполняют лингвистический анализ текста, орфографический и пунктуационный разбор трудных случаев правописания, составляют схемы сложных предложений | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Диктант «Проверь себя» | Знать: средства связи частей текста. Уметь: анализировать текст, выделяя средства связи его частей; создавать тексты, в которых в качестве средства связи используется лексический повтор | ||||
38 | Средства связи частей текста. Однокоренные слова | Учащиеся выполняют лингвистический анализ текста, орфографический и пунктуационный разбор трудных случаев правописания | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Тестовые задания, аналогичные заданию части первой ЕГЭ | Знать: средства связи частей текста. Уметь: анализировать текст, выделяя средства связи его частей; создавать тексты, в которых в качестве средства связи используются однокоренные слова | ||||
39 | Средства связи частей текста. Местоименные слова | Учащиеся выполняют лингвистический анализ текста, морфемный разбор однокоренных слов (с.48), синтаксический анализ текста (с.49), схематический диктант | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Знать: средства связи частей текста. Уметь: анализировать текст, выделяя средства связи его частей; создавать тексты, в которых в качестве средства связи используются местоименные слова | |||||
40 | Средства связи частей текста. Союзы и частицы-союзы | Учащиеся выполняют лингвистический анализ текста, морфемный анализ частей речи | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Комплексный анализ текста | Знать: средства связи частей текста (союзы и частицы-союзы). Уметь: анализировать текст, выделяя средства связи его частей; создавать тексты, в которых в качестве средства связи используются союзы и частицы-союзы | ||||
41 | Повторение. Орфография. Правописание приставок | Учащиеся выполняют словарный диктант, лексическую работу, тестовые задания, аналогичные заданиям первой части ЕГЭ | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Знать: основные виды приставок; правила правописания изменяемых приставок. Уметь: применять в практике письма нормы правописания приставок; использовать орфографический словарь для проверки трудных случаев правописания приставок. Утративших свое лексическое значение (приставки пре- и при-) | |||||
Типы речи | |||||||||
42 | Р/Р Повествование | Учащиеся выполняют сопоставительный анализ текстов-повествований, анализ текста Д.С.Лихачёва (задание 89), работают над средствами создания комического эффекта | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Проверочная работа по теме «Текст» | Знать: основные функционально-смысловые типы речи; особенности текстов повествовательного характера. Уметь: анализировать лексические и грамматические связи между частями текста; создавать тексты в жанре юмористического рассказа | ||||
43, 44 | Р/Р Сочинение-повествование | Учащиеся пишут сочинение-повествование (задание 91) в выбранном учащимися стиле и жанре | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Сочинение | Знать: особенности текста-повествования. Уметь: писать сочинение-повествование на основе «данного» | ||||
45 | Р/Р Описание | Учащиеся анализируют текст (описание природы, внешности человека, отвлечённого понятия), выполняют морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Тестовые задания, аналогичные заданиям первой части ЕГЭ | Знать: особенности описания как функционально-смыслового типа речи. Уметь: анализировать и создавать тексты описательного характера | ||||
46, 47 | Р/Р Сочинение-описание | Учащиеся работают над заданиями учебника (задание 99, 102, 104, 105 (по выбору)) | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Комплексный анализ текста | Уметь: писать сочинение-описание в жанрах письма, дневниковых записей, путевых заметок, эссе | ||||
48 | Р/Р Рассуждение | Учащиеся выполняют анализ текста, творческую работу на тему «Воинская честь» (задание 108), аргументированный ответ на вопрос «Кому из литературных героев вы поставили бы памятник?» | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Комплексный анализ текста | Знать: особенности рассуждения как функционально-смыслового типа речи. Уметь: анализировать структуру текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод); создавать тексты данной структуры с использованием характерных изобразительных средств | ||||
49 | Р/Р Сочинение-рассуждение | Учащиеся пишут сочинение-рассуждение на тему «Долгие и краткие минутки в моей жизни» | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Комплексный анализ текста | Знать: структуру сочинения-рассуждения. Уметь: писать сочинение-рассуждение | ||||
50 | Особенности текстов рассуждений в художественной речи | Учащиеся самостоятельно читают и составляют тезисный план параграфа 28, анализируют фрагменты повести Н.В.Гоголя «Майская ночь или Утопленница» (задание 114), составляют таблицу «Лингвистические различия типов речи» | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Диктант «Проверь себя» | Знать: структуру рассуждения. Уметь: анализировать тексты-рассуждения и определять изобразительные средства, используемые автором; создавать тексты-рассуждения | ||||
51 | Повторение. Орфография. Разделительные ъ и ь | Учащиеся пишут объяснительный диктант, выборочный диктант, составляют опорные схемы по теме урока | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Тестовые задания, аналогичные заданиям первой части ЕГЭ | Знать: условия выбора разделительных ъ и ь. Уметь: правильно писать слова с данной орфограммой | ||||
52 | Повторение. Орфография. Ь как различитель грамматической формы | Учащиеся работают по таблице «Ь как различитель грамматической формы», выполняют морфемный разбор слов, орфографические задания с самопроверкой и взаимопроверкой | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Контрольный словарный диктант | Знать: условия написания ь после шипящих. Уметь: грамотно писать слова с ь после шипящих | + | |||
53, 54 | Устная и письменная формы речи | Учащиеся составляют диалог, выполняют орфографический и пунктуационный анализ текста, подбирают тексты-диалоги из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, для устного анализа | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Комплексный анализ текста, объяснительный диктант | Знать: формы речи и языковые средства, присущие каждой из них; компоненты речевой ситуации. Уметь: составлять диалоги; выбирать речевую тактику и языковые средства, адекватные характеру речевой ситуации | + | |||
Русский литературный язык и его нормы | |||||||||
55 | Орфоэпические нормы | Учащиеся включаются в поисковую работу «Для чего нужна норма?», знакомятся со вступительной статьёй учебника, выполняют тестовые задания, аналогичные задания ЕГЭ, составляют диалог | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Объяснительный диктант | Знать: основные орфоэпические нормы (обязательные и вариативные). Уметь: орфоэпически грамотно произносить слова; пользоваться орфоэпическими словарями | ||||
56 | Повторение. Орфография. Правописание суффиксов существительных и прилагательных (кроме н и нн) | Учащиеся составляют обобщающую таблицу «Правописание суффиксов существительных и прилагательных (кроме –н- и –нн- )», пишут объяснительный и выборочный диктант | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Проверочная работа по орфоэпии | Знать: орфографические нормы правописания суффиксов существительных и прилагательных. Уметь: применять в практике письма нормы правописания суффиксов существительных и прилагательных; использовать орфографический словарь для проверки трудных случаев правописания | ||||
57 | Лексические нормы | Учащиеся читают и составляют подробный план параграфа 26, выполняют лексический разбор слов, тестовые задания, аналогичные заданиям первой части ЕГЭ | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Лингвистический анализ текста | Знать: основные лексические нормы (обязательные и вариативные). Уметь: лексически грамотно употреблять слова; пользоваться толковыми и этимологическими словарями | ||||
58 | Повторение. Орфография. Н и НН в различных частях речи | Учащиеся составляют таблицу «Н и НН в суффиксах различных частей речи», выполняют задания по алгоритму, пишут объяснительный диктант, выполняют тестовые задания, аналогичные заданиям первой части ЕГЭ | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Творческий диктант | Знать: условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных и причастий. Уметь: применять в практике письма нормы правописания н и нн в различных частях речи; использовать орфографический словарь для проверки трудных случаев правописания | ||||
59, 60 | Р/Р Особенности работы над текстом сочинения по прочитанному тексту. | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Уметь: понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, использовать лексическое богатство русского языка и разнообразные грамматические конструкции, оформлять речь в соответствии с нормами русского литературного языка | ||||||
61 | Морфологические нормы | Учащиеся конструируют предложения, редактируют их, выполняют объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Тестовые задания, аналогичные заданиям первой части ЕГЭ | Знать: основные морфологические нормы (обязательные и вариативные). Уметь: грамотно употреблять слова; пользоваться различными видами словарей | ||||
62 | Повторение. Орфография. Правописание суффиксов глаголов, причастий и наречий | Учащиеся пишут словарный диктант, выполняют тестовые задания, аналогичные заданиям первой части ЕГЭ | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Самостоятельная работа | Знать: условия выбора гласных в суффиксах глаголов, причастий, наречий. Уметь: применять в практике письма нормы правописания глаголов, причастий и наречий; использовать орфографический словарь для проверки трудных случаев правописания | ||||
63 | Контрольная работа (тест) | Тестовые задания, аналогичные заданиям первой части ЕГЭ | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Знать: основные нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические); допустимые варианты норм. Уметь: находить и устранять нарушения норм речи; пользоваться нормативными справочниками и словарями | |||||
64 | Анализ контрольной работы | Учащиеся выполняют работу над ошибками | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Комплексный анализ текста | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольной работе | ||||
65 | Р/Р Понятие о стиле | Учащиеся работают над комплексным анализом текста | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Знать: предмет изучения стилистики; классификацию стилей русского языка; соотношение понятий стили речи и речевая ситуация. Уметь: анализировать текст определённого стиля речи | |||||
66 | Р/Р Разговорный стиль | Учащиеся работают над комплексным анализом текста, конструируют диалог и монолог, составляют текст на основе личных наблюдений «Подслушанный диалог» | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Словарный диктант | Знать: сферу функционирования разговорного стиля речи; лексические, морфологические и грамматические особенности разговорного стиля. Уметь: анализировать различные жанры разговорной речи; соблюдать культуру разговорной речи | ||||
67 | Р/Р Научный стиль | Учащиеся знакомятся с памяткой Д.С.Лихачёва «Будьте осторожны со словами» (задание 156), составляют тезисный план параграфа 31, составляют обобщающую таблицу «Стили речи», выполняют комплексный анализ текста | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Объяснительный диктант | Знать: основные особенности научного стиля речи. Уметь: выполнять лингвистический анализ научного текста; пользоваться справочной литературой для объяснения терминов | ||||
68 | Повторение. Орфография. Правописание окончаний склоняемых частей речи | Учащиеся пишут объяснительный и выборочный диктанты, выполняют тестовые задания, аналогичные заданиям первой части ЕГЭ | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Диктант «Проверь себя» | Знать: условия выбора гласных в окончаниях существительных, прилагательных и причастий. Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний существительных, прилагательных и причастий | ||||
69 | Р/Р Деловой стиль. Жанр резюме | Учащиеся анализируют параграф 32 (новые сведения о деловом стиле и его истории), составляют цитатный план, составляют резюме (требования, структура работы) | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Словарный диктант | Знать: признаки делового стиля речи. Уметь: составлять резюме; оценивать документ делового стиля с точки зрения языкового оформления | ||||
70 | Повторение. Орфография. Правописание окончаний глаголов | Учащиеся пишут объяснительный и выборочный диктанты, выполняют тестовые задания, аналогичные заданиям первой части ЕГЭ | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Диктант «Проверь себя» | Знать: условия выбора гласных в окончаниях глаголов I и II спряжения; разноспрягаемы глаголы. Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний глаголов; использовать орфографический словарь для проверки трудных случаев правописания | ||||
71 | Р/Р Публицистический стиль | Учащиеся анализируют обращения Д.С. Лихачёва «Любите учиться» (задание 164), анализируют языковые особенности газетных текстов, знакомятся с жанрами заметки | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Создание текста заметки о событиях школьной жизни (задание 168) | Знать: особенности и жанры публицистического стиля речи. Уметь: анализировать тексты публицистического стиля с точки зрения структуры и языкового оформления; составлять текст в жанре заметки | ||||
72 | Р/Р Сочинение в жанре репортажа | Учащиеся анализируют текст В.А.Гиляровского из книги «Москва и москвичи», создают текст в жанре репортажа | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Объяснительный диктант | Знать: отличительные особенности жанра репортажа. Уметь: создавать текст в жанре репортажа | ||||
73 | Повторение. Орфография. Слитное, раздельное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных | Учащиеся работают над объяснительным и выборочным диктантом, Выполняют морфемный разбор сложных существительных и прилагательных, работают с орфографическим и толковым словарями, выполняют морфемный и морфологический разбор слов | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Комментированное письмо | Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания сложных существительных и прилагательных. Уметь: применять в практике письма нормы правописания сложных существительных и прилагательных; использовать орфографический словарь для проверки трудных случаев правописания | ||||
74, 75 | Р/Р Художественный стиль | Учащиеся выполняют комплексный анализ текста, анализируют отрывки из романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина», выявляют изобразительно-выразительные средства в поэтическом произведении, работают над синтаксическим разбором предложений и схематическим диктантом | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Пунктуационный анализ текста | Знать: тропы и стилистические фигуры; отличительные особенности художественного стиля речи. Уметь: анализировать идейно-художественное своеобразие текста | ||||
76,77 | Р/Р Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Уметь: передавать основное содержание отрывка с сохранением авторского стиля; объяснять значение эпизода для раскрытия характеров героев | ||||||
78 | Повторение и обобщение по теме «Стили речи» | Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя, пишут словарный диктант, выполняют стилистический анализ текста, комментировванное письмо | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Письменный анализ текста | Знать: предмет изучения стилистики; классификацию стилей русского языка; соотношение понятий стили речи и речевая ситуация; лексические и грамматические особенности разговорной речи, научного, делового, публицистического и художественного стилей речи. Уметь: анализировать текст определённого стиля речи | ||||
Синонимика русского языка | |||||||||
79 | Лексические синонимы | Учащиеся составляют тезисный план параграфа 35, анализируют текст (тема и способы ее выражения, тип и стиль речи), выполняют синтаксический анализ сложных предложений, подбирают синонимы к данному слову, редактируют предложения | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Творческий диктант | Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания наречий. Уметь: применять в практике письма нормы правописания наречий; использовать орфографический словарь для проверки трудных случаев правописания | ||||
80 | Повторение. Орфография. Правописание наречий | Учащиеся пишут комментированное письмо и объяснительный диктант, редактируют предложения | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ | Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания наречий. Уметь: применять в практике письма нормы правописания наречий; использовать орфографический словарь для проверки трудных случаев правописания | ||||
81 | Морфемные синонимы | Учащиеся пишут диктант с взаимопроверкой, анализируют варианты имен, выполняют морфемный и морфологический разбор глаголов повелительного наклонения, составляют схемы сложных предложений | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Словарный диктант | Знать: разнообразие морфем, способных передавать смысловые оттенки; основные значения приставок и суффиксов. Уметь: подбирать морфемные синонимы для передачи смысловых оттенков высказывания | ||||
82 | Морфологические синонимы | Учащиеся составляют подробный план, конструируют словосочетания, видовые пары глаголов, имеющих смысловые различия, выполняют орфографический анализ текста | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Объяснительный диктант | Знать: способы образования морфологических синонимов; смысловые различия между полными и краткими формами прилагательных; книжные и разговорные формы существительных. Уметь: анализировать роль морфологических синонимов для передачи смысловых оттенков высказывания | + | |||
83 | Повторение. Орфография. Правописание омонимичных частей речи | Учащиеся пишут объяснительный диктант, составляют словосочетания и определяют синтаксическую роль наречий, редактируют предложения, выполняют орфографический анализ текста | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Диктант «Проверь себя» | Знать: отличия служебных частей речи (производных предлогов, союзов, частиц) от омонимичных им существительных с предлогами, наречий, местоимений с частицами. Уметь: определять морфологическую принадлежность слов; применять полученные знания в практической деятельности | ||||
Культура речи | |||||||||
84 | Качества хорошей речи | Учащиеся работают с толковым словарём, составляют подробный план, анализируют конкретную речевую ситуацию (прощание и приветствие), пишут объяснительный диктант | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ | Знать: основные аспекты культуры речи; качества хорошей речи (целесообразность, уместность, ясность, логичность, образность, выразительность). Уметь: соблюдать культуру речи в процессе научно-учебного общения, в публичной и разговорной речи | ||||
85 | Повторение. Орфография. Правописание омонимичных частей речи | Учащиеся пишут объяснительный диктант, составляют словосочетания и определяют синтаксическую роль наречий, выполняют схематический разбор предложений, выполняют основные виды разбора | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Диктант «Проверь себя» | Знать: отличия служебных частей речи (производных предлогов, союзов, частиц) от омонимичных им существительных с предлогами, наречий, местоимений с частицами. Уметь: определять морфологическую принадлежность слов; применять полученные знания в практической деятельности | ||||
86, 87 | Р/Р Сочинение-рассуждение | Учащиеся пишут сочинение – рассуждение на тему «Какое обращение могло бы стать общеупотребительным?» | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Знать: структуру сочинения-рассуждения. Уметь: аргументированно доказывать свою точку зрения в письменной форме | |||||
Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка | |||||||||
88 | Предшественники А.С.Пушкина | Учащиеся составляют тезисный план, пересказывают текст, выполняют комплексный анализ текста | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм | Знать: историю русского литературного языка; имена предшественников А.С.Пушкина. Уметь: отличать русизмы от старославянизмов на фонетическом и морфемном уровнях | ||||
89, 90 | Повторение. Орфография. Правописание не с различными частями речи | Учащиеся работают по таблице «Правописание не с различными частями речи», выборочный диктант, выполняют тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Проверочный диктант | Знать: условия слитного и раздельного написания не с различными частями речи. Уметь: правильно писать слова с данной орфограммой и обозначать ее графически | ||||
91 | А.С.Пушкин – создатель русского литературного языка | Учащиеся работают над анализом стихотворения А.С.Пушкина «Пророк», пишут объяснительный диктант, выполняют морфологический разбор слов и синтаксический разбор предложений | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ | Знать: функции церковнославянизмов в произведениях А.С.Пушкина. Уметь: анализировать языковые особенности пушкинского языка и их роль в раскрытии идейного замысла произведений | ||||
92, 93 | Лабораторная работа | Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Комплексный анализ текста | Знать: историю создания стихотворения А.С.Пушкина «Воспоминания в Царском Селе». Уметь: анализировать языковые особенности стихотворения и их роль в раскрытии идейного замысла | ||||
94, 95 | Повторение. Орфография. Различение не и ни | Учащиеся работают по таблице «Не и ни с различными частями речи», конструируют предложения, в придаточной части которых есть частица ни, выполняют основные виды разбора, комментируют письмо | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Диктант с самопроверкой | Знать: условия выбора частиц не и ни. Уметь: писать слова с данной орфограммой и обозначать ее графически | ||||
96, 97 | Повторение и обобщение по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира» | Комплексный анализ текста с обобщением раннее изученного | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ | Знать: основные признаки текста; способы связи частей речи; их признаки; нормы современного русского языка; синонимические возможности языка; качества хорошей речи | ||||
98, 99 | Р/р Сочинение-рассуждение | Учащиеся пишут сочинение-рассуждение на свободную тему | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Сочинение | Знать: структуру сочинения-рассуждения. Уметь: аргументировано доказывать свою точку зрения в письменной форме | ||||
Обобщающие задания по орфографии | |||||||||
100 | Итоговый контрольный диктант | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Уметь: воспроизводить аудированный текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы русского языка; выполнять основные виды разбора | ||||||
101 | Анализ контрольного диктанта | Работа над ошибками | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | |||||
102 103 104 105 | Повторение и обобщение изученного по орфографии | Учащиеся работают над разными видами диктантов: объяснительным, выборочным, «Проверь себя», свободным; выполняют тестовые задания, аналогичные задания ЕГЭ, работают по алгоритмам и опорным схемам урока | Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные | Комплексный анализ текста | Знать: разделы русской орфографии (правописание морфем, слитные, дефисные и раздельные написания, употребление прописных и строчных букв, правила переноса слов). Уметь: выполнять различные виды анализа языковых единиц; графически обозначать орфограммы; соблюдать орфографические нормы | ||||
За год 105 ч. Кр. – 3ч. Р/Р – 29ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....