Урок-игра "В мире лексики" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Арсеева Людмила Ивановна

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС, диагностическая крта и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_leksiki._urok-igra_s_prezentaciey.rar43.98 КБ
Файл diagnosticheskaya_karta.docx11.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Урок – игра «В мире лексики» (5 класс)

Учитель русского языка и литературы

МОУ «КСОШ №2»

        Арсеева Л.И.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок- игра.

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова).- 2-е изд., перераб.,- М.: Мнемозина, 2008.

УМК:

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика».

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;

- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические  умения.

  1. Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

      - развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения формулировать проблему;

  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные :

  • обобщение   и  систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах, синонимах, антонимах;
  • работа с  толковыми словарями разных авторов.

Метапредметные:

  • формирование ценностного отношения к русскому языку,
  • формирование нравственных ценностей.

Личностные:

  • воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Закрепление  опорных знаний      
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

 

- Доброе утро, дорогие ребята!   Я рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.    

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

(4 минуты)

3. Постановка учебной задачи.

(1минута)

4. Закрепление опорных знаний

(10минут)

- Ребята, отгадайте загадку «Крыльев нет, а быстро летают. Сам их выпустишь – да потом не изловишь «

Задание 1

 А теперь, ребята, ответим на вопросы:

  1. Слова языка образуют его словарный состав, который называется ….  
  2. Словарный состав языка изучается в  специальном разделе науки о языке -  …

На этом уроке мы с вами вспомним всё, что изучили в теме «Лексика». (Слайд № 1 Определение)

- Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы  в тексте,  уметь  использовать  их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.

3.Следующее задание выполняется письменно:

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

                                                (М. Белкина.)

Задания к тексту:

1. Объясните орфограммы и пунктограммы.

2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий.

3. Определите лексическое значение слов почта,   корабль С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.                     ( Слайд № 2, 3, 4)

       Почта       1. Учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, а также здание, где помещается это учреждение.

                            2. Пересылка, доставка средствами этого учреждения.

                            3. Доставленные адресату письма.              

       Корабль  1. Морское судно.

                         2. Пилотируемый летательный                                  

                          аппарат        

Предполагаемый ответ: «Слова».

Предполагаемый ответ: «Лексика».

лексикологии

Запись учащимися числа,  темы урока.

- Цель урока – повторить изученное  по теме «Лексика».

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

5.Физминутка  (3 минуты)

6.Закрепление знаний.

(7 минут)

7.Рефлексия деятельности

( 12 минут)

8. Домашнее задание

(2 минуты)

Сегодня мы  отправимся с вами в путешествие на корабле. Нам нужно найти остров, на котором живут все слова русского языка, и доставить туда почту. На каком корабле мы отправимся в путь?         (Слайд №5).космический корабль, корабль

А теперь в путь ( музыка)

Слайд № 6 Остров, флаг

А вот и остров, вы видите флаг, на нем что-то написано. Давайте прочтем вместе! Лексика! Значит, мы выбрали правильный курс!

 

Надо вручить корреспонденцию. Кто мне объяснит значение этого слова?

 

Слад№7 ( корреспонденция)

Корреспонденция 1. Обмен письмами, переписка.

                                     2. Письма, почтово-телеграфные отправления.

 Конверт предназначен для вручения словам, близким по значению. В какой дом на острове мы должны идти    (Слайд № 10).Остров, на котором несколько домов, первый с надписью синонимы

На стук вышел один из братьев, проживающих в этом доме,  зовут его Смелый.

Задание 1.

Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный.)

Вскрыл  смелый письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».

Задание 2.

Отредактируйте текст, используя синонимы.

 Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки блестели, отливали всеми цветами радуги. Небо над городом блестело чистейшей голубизной.

(Слайд № 11) Слова - помощники: блестеть, сверкать, сиять.

(Слайд №12)

Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливали всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной.

Слайд №13

Задание 3

Вставить вместо точек подходящие по смыслу синонимы с общим значением «проявляющийся с чрезвычайной силой», не допуская их повторения.

Наметили… программу, проделали… работу, добились…. успехов, имеют… значение.

Слова для вставок: грандиозный, гигантский, громадный, огромный.

Слайд №14

Наметили грандиозную программу, добились гигантских успехов, проделали громадную работу, имеют огромное значение.

 

Жильцов из дома номер два                      

Сумели мы застать едва.

  Они стояли у порога,              

Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый.

(Слайд № 15).Фигуры людей: высокий, низкий, толстый, худой, грустный, веселый.

Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то о них вспомнили, письмо от дедушки!!!  Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время путешествия побывало письмо под дождем или морская вода буквы размыла.

Задание 3.

Помогите братьям прочитать письмо. Слад № 16

«  Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых.  Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми...»

Слайд №17

«  Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми, щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, правдивыми...»

Слайд №18.

Вспомните и запищите вторую часть пословицы, учитывая, что в ней должен быть антоним к тому наречию, которое есть в первой части:

1)Легко сказать, да…

2)Вперед беги, а….

3) Мягко стелет, да…

4)  Смотрит вдоль, а …

Слайд №19

1)Легко сказать, да трудно доказать.

2)Вперед беги, а назад оглядывайся.

3) Мягко стелет, да жестко спать.

4)  Смотрит вдоль, а  видит поперек.

 Окна дома номер три распахнуты настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет.

Мы – слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла

доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в

серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

                        (Я. Козловский)  

Омонимам мы принесли свежий номер их любимого  журнала  «Мир». Слайд 18 (журнал и задание)

Задание 4. Слайд№ 19, 20

Пользуясь словарем, определите значения слова мир.   Составьте предложения с этими омонимами.

Мир  1) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

           2) Отдельная область Вселенной, планета. Звездные миры.

           3) Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь мир. Первые в мире.

Мир  1) Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире.

           2) Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить мир.

           3) Спокойствие, тишина. Мир вашему дому.

Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.

Вот, например строка из стихотворения С.Васильева Слайд №21

Задание 5. Укажите в этом предложении омонимы, объясните их значение.

Моя страна все страны мира к миру призывает.

  С какой целью используются омонимы в художественной литературе?

Слайд №

 А под самой крышей находится мансарда.

 (Выясняется значение этого слова.)

(Слайд № 16).

Мансарда

Жилое помещение на чердаке под скатом высокой крыши.

Там идет заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.

Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». (Я. Козловский).

Что это за слова?

 Для них мы принесли посылку.   Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов.  Давайте откроем его.

Слайд№

Задание 6.

Найдите слова, использованные в переносном значении.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

                                                (А. Громова.)

Слайд №

                                Задание 7 

  1. Устно составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный, дышит.

   

   Задание на «5»

Д/З 1. Напишите сочинение-миниатюру на    тему:   «Пришла волшебница-зима». (Слайд 17).

 

 с использованием слов  в переносном значении, а также синонимов, антонимов.

 

   Упражнение № 114 (базовый уровень).

 Подведем итог. Что мы сегодня делали на уроке? Выполнили ли мы поставленную цель? Кто из ребят сегодня отвечал отлично? ( правильно, полно, последовательно, используя примеры, пояснения) Кому мы можем за работу на уроке поставить хорошую оценку? Кто сегодня работал удовлетворительно?

Выяснив значение слова корреспонденция, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.

Учащиеся записывают лексические значения новых слов.

Предполагаемый ответ: «Синонимы».

Пишут текст, редактируют его, используя синонимы.

Предполагаемый ответ: «Антонимы».

-Это слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и произношению, но образованные от разных корней, разные по происхождению, и  значения их тоже различны.

Читает заранее подготовленный ученик.

Предполагаемый ответ: «Слова, использованные в переносном значении».

Выписывают  слова, использованные в переносном значении:

Усталое солнце, солнце гуляет, ленивая туча, туча скучает, на сонной березке, спит ветер, ветер игривый

  Работа в парах, кто быстрее

  1. Горький вкус, горькое чувство, тяжелый чемодан, тяжелое сердце, злой человек, злой ветер, печальный взгляд, печальный вечер, дышит ребенок, дышит зноем

Запись учащимися задания в дневники.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование).

УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные (нахождение слов в переносном значении); познавательные (опираются на уже известное).

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

презентация

2

медиафрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=8Tg9O_R5WHs

3

иллюстация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dc841e9b-d36b-40f3-818b-6c81e5e81295/Shishkin.Zima.jpg



Предварительный просмотр:

                                        Диагностическая карта

Тема урока:

Словарь.

 Маршрут путешествия:

Оценка своей работы на уроке и работы одноклассников:

Фамилия  

правильно

  полно

последовательно

примеры

 

пояснения

 

оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – игра "В мире космоса"

Викторина « В мире космоса» с показом презентации...

Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".

Реализация  принципов  духовно - нравственного  воспитания  через  внеклассную  деятельность Конспект  урока - игры «В  мире  слов» ...

урок-игра "В мире басен Крылова"(презентация)

урок-игра "В мире басен Крылова" рассчитан на учащихся 5 класса. уроки в форме игры  нравятся детям. Цель урока:            выяснить уровень...

Урок-игра "В мире лексики" (с презентацией).

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС....

Урок- игра "В мире продуктов"

Урок составлен по учебнику "English" Верещагиной для 3-их  классов, содержит богатый материал в игровой форме по теме: "Еда"...

Открытый видео - урок (игра) - "В мире сказок" - Своя игра.

Данный урок направлен на повышение интереса учащихся к чтению на английском языке и ознакомление со сказками и мультфильмами зарубежных авторов....

Урок -игра (брейн -ринг ;5 класс ; история Древнего мира)

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе....