Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Котельниковская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Л.Д.Чурилова»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ КСОШ №1 ___________ / Н.Л. Астафьева Приказ от________ 2015г. №___ |
Рабочая программа
по русскому языку
(базовый уровень)
10 а класс
Составитель: Баранова Татьяна Николаевна,
учитель высшей категории
Котельники городской округ
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Н.Г. Гольцовой - Программа по русскому языку 10-11 класс./Под ред. Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., - М.: «Русское слово», 2013.
В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Тип программы: программа изучения русского языка на базовом уровне.
Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием - Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 класс. (базовый уровень) – М.: «Русское слово», 2013, включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.
Цели и задачи учебного предмета
Цель курса — повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.
Задачи курса:
- изучить все разделы курса «Русский язык»,
- основное внимание уделить грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии,
- глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему,
- производить разбор текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.
2. Основное содержание программы.
Тема | По программе | По плану | |||
изучение | Р.р | изучение | Р.р | ||
1.Введение | 1 | 1 | 1 | 1 | |
2.Лексика. Фразеология. | 4 | 2 | 4 | 2 | |
Лексикография. | |||||
3. | Фонетика. Графика. | 2 | 1 | 2 | 1 |
Орфография. | |||||
4. | Морфемика. | 3 | 1 | 3 | 1 |
Словообразование. | |||||
5. | Морфология. | 11 | 11 | ||
Орфография. | |||||
6. | Морфология. | 20 | 3 | 20 | 3 |
Самостоятельные части | |||||
речи. | |||||
7. | Морфология. Служебные | 15 | 3 | 15 | 3 |
части речи. | |||||
Итого | 57 | 11 | 57 | 11 |
Количество контрольных диктантов - 3
Количество контрольных тестирований - 3
Раздел программы | Содержание |
Русский язык среди языков мира. | Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка. |
Лексика, фразеология, лексикография | Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография. |
Фонетика. Графика. Орфоэпия | Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения. |
Морфемика и словообразование | Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. |
Орфография | Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 34, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. |
МОРФОЛОГИЯ (19 часов) Имя существительное | Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание. |
Имя прилагательное | Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. |
Имя числительное | Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор числительных. Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных. |
Местоимение | Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений. |
Глагол | Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.Категория времени глагола. Спряжение глаголов.Две основы глаголов. Формообразование глагола. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов. |
Причастие как особая глагольная форма | Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Ни НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. |
Деепричастие как глагольная форма. | Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. |
Наречие | Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий. |
Слова категории состояния | Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е та кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния. |
Предлог | Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов. |
Союзы и союзные слова | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов. |
Частицы | Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. |
Междометие | Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий. |
- Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса русского языка в 10 классе обучающиеся должны
знать/понимать:
- - изученные основные сведения о языке,
- - определения основных изучаемых языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил;
- Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов.
- Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.
- Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.
- Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной,
- официально-деловой сферах общения.
уметь:
- обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять стиль и тип текста;
- соблюдать все основные нормы литературного языка.
- Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.
- Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач.
- Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
- Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
- Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
- Извлекать необходимую информацию из различных источников.
- Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
4. Календарно- тематическое планирование
Тема | Плановые сроки прохождения | Скоррект. сроки прохождения | |
1 | Введение. Слово о русском языке. | 1 неделя | |
2 | Лексика. Слово и его значение | 1 неделя | |
3 | Однозначность и многозначность слов. Работа с толковыми словарями. | 2 неделя | |
4 | Изобразительно-выразительные средства языка. | 2 неделя | |
5 | Омонимы и их употребление. | 3 неделя | |
6 | Диктант | 3 неделя | |
7 | Синонимы и их употребление. | 4 неделя | |
8 | Антонимы и их употребление. | 4 неделя | |
9 | Р/р. Лингвистический анализ поэтического текста. | 5 неделя | |
10 | Происхождение лексики. | 5 неделя | |
11 | Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшая лексика и неологизмы. | 6 неделя | |
12 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 6 неделя | |
13 | Лексикография. Обобщающий урок. | 7 неделя | |
14 | Лингвистический анализ текста. | 7 неделя | |
15 | Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. | 8 неделя | |
16 | Фонетический разбор слов. Из истории славянской письменности и русского алфавита. | 8 неделя | |
17 | Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. | 9 неделя | |
18 | Ударение. Типы ударения. | 9 неделя | |
19 | Состав слова. Морфемный разбор слова. | 10 неделя | |
20 | Основные способы формообразования в современном русском языке. | 10 неделя | |
21 | Р/р. Изложение с творческим заданием. | 11неделя | |
22 | Анализ изложения. | 11неделя | |
23 | Принципы русской орфографии. | 12 неделя | |
24 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 12 неделя | |
25 | Чередующиеся гласные в корне слова. | 13 неделя | |
26 | Употребление гласных после шипящих: в корне, в суффиксе, в окончании. | 13 неделя | |
27 | Употребление гласных после Ц | 14 неделя | |
28 | Диктант. | 14 неделя | |
29 | Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. | 15неделя | |
30 | Правописание сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ и двойных согласных. | 15 неделя | |
31 | Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ- | 16 неделя | |
32 | Гласные И и Ы после приставок | 16 неделя | |
33 | Употребление ъи ь. Употребление прописных букв. Правила переноса. | 17 неделя | |
34 | Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. | 17 неделя | |
35 | Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных | 18 неделя | |
36 | Правописание сложных имён существительных. | 18 неделя | |
37 | Диктант. | 19 неделя | |
38 | Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. | 19 неделя | |
39 | Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных | 20 неделя | |
40 | Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. | 20 неделя | |
41 | Правописание сложных имён прилагательных. | 21 неделя | |
42 | Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного. | 21 неделя | |
43 | Особенности склонения имён числительных. Правописание числительных. | 22 неделя | |
44 | Употребление имён числительных в речи. | 22 неделя | |
45 | Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. | 23 неделя | |
46 | Правописание местоимений | 23 неделя | |
47 | Сочинение - миниатюра | 24 неделя | |
48 | Анализ сочинения. | 24 неделя | |
49 | Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. | 25 неделя | |
50 | Правописание глаголов. | 25неделя | |
51 | Причастие как глагольная форма. Образование причастия. | 26 неделя | |
52 | Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | 26 неделя | |
53 | Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. | 27 неделя | |
54 | Диктант. | 27 неделя | |
55 | Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. | 28неделя | |
56 | Правописание наречий. | 28 неделя | |
57 | Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния. | 29 неделя | |
58 | Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов | 29 неделя | |
59 | Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. | 30 неделя | |
60 | Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. | 30 неделя | |
61 | Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 31 неделя | |
62 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. | 31 неделя | |
63 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. | 32 неделя | |
64 | Диктант. | 32 неделя | |
65 | Повторение и обобщение пройденного | 33 неделя | |
66 | Резерв | 33 неделя | |
67 | Резерв | 34 неделя | |
68 | Резерв | 34 неделя |
5. Перечень учебно-методического обеспечения
Программа | Программа по русскому языку 10-11 класс./Под ред. Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., - М.: «Русское слово», 2013. |
Учебник | Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 класс. (базовый уровень) – М.: «Русское слово», 2013. |
6. Материально-техническое обеспечение.
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Таблицы по русскому языку.
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания ШМО от «_____» ________2014г. №______.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
___________/ ______________
подпись ФИО
«_____» ______________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....