Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Представлен конспект урока и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»

Сергиево – Посадского муниципального района Московской области

        КОНСПЕКТ  УРОКА  РУССКОГО  ЯЗЫКА

     «ПОВТОРЕНИЕ  ИЗУЧЕННОГО  ПО  ТЕМЕ  

       «СИНТАКСИС  И  ПУНКТУАЦИЯ»

                                      5 КЛАСС

                      УЧИТЕЛЬ:  АНАШКИНА С.В.

                                         Г. Краснозаводск

                                      22 ноября 2013 года

 ОБОЩАЮЩИЙ  УРОК  ПО  ТЕМЕ  “СИНТАКСИС  И  ПУНКТУАЦИЯ».

Цель урока: Систематизировать знания учащихся, полученные в разделе «Синтаксис и пунктуация».

Задачи:

образовательные:

- повторить основные понятия, изученные в разделе;

- закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении раздела;

развивающие:

- развивать умения систематизировать и анализировать материал;

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать внимание, речь, логическое мышление;

воспитательные:

- воспитывать у учащихся любовь к родному языку.

Оборудование:

- оформление  доски ( на доске портрет А.С.Пушкина и высказывание поэта: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание».

- мультимедийная презентация, проектор;

- карточки с заданиями для учащихся;

- тесты Г.А.Богдановой.

                                                                               ХОД  УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация.

Цель сегодняшнего урока – повторить всё, что мы изучили в разделе «Синтаксис и пунктуация». Дома вы должны были ответить на контрольные вопросы, данные в учебнике. Как вы справились с заданием, мы будем проверять в течение всего урока.

СЛАЙД 1 (тема урока)

В тетрадях записывается тема урока («Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»).

Начнём наш сегодняшний урок с загадки. Внимательно посмотрите на доску. На ней написано высказывание А.С.Пушкина: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание». В конце урока я хотела бы услышать от вас ответ на вопрос: «Что имел в виду поэт? О чём он говорит в своём высказывании?»

( Я:   Итак, приступим к работе)

III.Устный опрос по понятием темы.

Вопросы:

1. Какой раздел языка мы изучали?

2.  С какими понятиями этого раздела вы познакомились?

Продолжите данные предложения: (ЗНАКИ)

СЛАЙД 2

Синтаксис изучает – строение словосочетаний и предложений.

Пунктуация изучает – систему знаков препинания и правила их постановки.

По цели высказывания предложения бывают – повествовательные, вопросительные, побудительные.

Предложения по интонации бывают – восклицательные и невосклицательные.

Грамматическую основу предложения составляют – подлежащее и сказуемое.

Предложения по наличию второстепенных членов бывают – распространёнными и нераспространёнными.

Однородные члены   предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

Сложные предложения делятся на – союзные и бессоюзные.

(Я: отметить того, кто хорошо отвечал)

IV. Обобщение знаний.

Учитель: А теперь на практике посмотрим, как вы научились применять эти знания. Все задания, которые мы будем выполнять, встретятся на экзаменах в старших классах.

1. Выборочно – орфографический диктант. ( работают два ученика на крыльях доски, потом закрывают их)

Дуэль!

Задание: Записать в два столбика: а) именные словосочетания; б) глагольные словосочетания.

Удивительная картина, раздаваться в лесу, преподавать урок, далёкий горизонт, исчезать в кустах, долина реки, приближаться к лесу.

 (  Я:    ИМЕННЫЕ                                                             ГЛАГОЛЬНЫЕ

          Удивительная картина                                      раздаваться в лесу

          Далёкий горизонт                                                преподавать урок

          Долина реки                                                            исчезать в кустах

                                                                                                Приближаться к лесу  

Я:  В? Почему именные?                                             Почему глагольные?

Кто не согласен?  ЗНАКИ!)

Дополнительные вопросы:

1.Объяснить написание безударной гласной в корне слова.

2. Рассказать о словосочетании.

(Я:  В? Что не является словосочетанием?)

2. Проверочная работа.

СЛАЙД 2

Задание: найдите ошибки учащегося, выписавшего словосочетания из предложений.

I. Роса блестела на траве крупными каплями.

1) роса блестела;

2) блестела на траве;

3) на траве;

4) крупными каплями;

5) блестела каплями.

II. Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.

1) выпал на рассвете;

2) выпал и не таял;

3) долго не таял;

4) иней не таял;

5) не таял на траве.

СЛАЙД 3 (самопроверка).

ОТВЕТЫ:

I. 1,  3                               II. 2,  4

В? Кто не допустил ни одной ошибки?

3. Задание: Из данных предложений выписать их основы, обозначить, чем выражены главные члены предложений

СЛАЙД 4

1. Быстро растаял под лучами яркого солнца снег.

2. Хороши летом глазастые ромашки.

3. Лес – наше спасение от засух и суховеев.

Вопрос: Что является условием постановки тире в простом предложении?

(Я: Согласны?)

Физминутка (зарядка для глаз).

4. Задание: Собрать «рассыпанное» предложение из стихотворения С.Я.Маршака и записать его в тетрадь. Расставить знаки препинания, обозначить однородные члены и начертить схему.

СЛАЙД 5

Диван, собачонку, дама, маленькую, и, сдавала, багаж, картину, в , чемодан, картонку, саквояж, корзину.

(Я: Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

5. Задание: Составьте из двух простых предложений сложные:

1 вариант –союзное предложение;

 2 вариант –бессоюзное предложение.

Начертите схемы.

СЛАЙД 7

1 вариант – Наступила поздняя осень.  Птицы улетели на юг.

 2 вариант – Осенью часто идут холодные дожди. Реже светит солнце.

(Я: Наступила поздняя осень, и птицы улетели на юг.

Осенью часто идут холодные дожди, реже светит солнце.

                                                                                       )

7.  Работа по учебнику.

(Я: Откройте учебник. Запишем дом. Задание.)

Упражнение № 252 ( стр. 106)

V. Домашнее задание:

Упражнение   №  230 ( стр. 100) по заданию учебника.

VI. Рефлексия.

Подведём итоги урока.

Кто из вас угадал загадку А.С.Пушкина? О чём говорил поэт? (О знаках препинания).

Оценка работы на уроке сигналами.

1.Понравился ли вам урок?

2. Кому из вас легко было выполнять задания? А кто испытывал затруднения?

3. Кто из вас доволен своей работой на уроке? А кто не очень?

VII. Резерв.

Проверочный тест (  тетрадь Г.А.Богдановой)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В РАЗДЕЛЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

Слайд 2

Цели: п овторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы; - проверить умения находить словосочетания различных видов; проверить умения выделять основу предложения; строить схемы предложений разных видов; о тличать простые и сложные предложения; - правильно расставлять знаки препинания в разных видах предложений

Слайд 3

C интаксис изучает – Пунктуация изучает – По цели высказывания предложения бывают – Предложения по интонации бывают – Грамматическую основу предложения составляют – Предложения по наличию второстепенных членов бывают - Однородные члены предложения …. Сложные предложения делятся на …..

Слайд 4

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ЗАДАНИЕ: найдите ошибки учащегося, выписавшего словосочетания из предложений. Роса блестела на траве крупными каплями . роса блестела; блестела на траве; на траве; крупными каплями; блестела каплями II . Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве . выпал на рассвете; выпал и не таял; долго не таял; иней не таял; не таял на траве

Слайд 5

ПРОВЕРЬ! I . 1, 3 II . 2, 4

Слайд 6

Задание: из данных предложений выписать грамматические основы, обозначить, чем выражены главные члены предложений Быстро растаял под лучами яркого солнца снег. 2. Хороши летом глазастые ромашки. 3. Лес – наше спасение от засух и суховеев.

Слайд 8

Собрать «рассыпанное» предложение из стихотворения С.Я. Маршака и записать его в тетрадь. Расставить знаки препинания, обозначить однородные члены и начертить схему. Диван, собачонку, дама, маленькую, и, сдавала, багаж, картину, в, чемодан, картонку, саквояж, корзину

Слайд 9

Составьте из двух простых предложений сложные: I вариант – союзное предложение II вариант – бессоюзное предложение I вариант –Наступила поздняя осень. Птицы улетели на юг. II вариант – Осенью часто идут холодные дожди. Реже светит солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок "Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах" в 5 классе.

Материал представляет собой конспект урока, включающего в себя тренинг и самоконтроль учащихся при помощи электронного образовательного комплекса "Игры и задачи. 1-4 классы" к УМК "Школа 2100", задани...

Повторительно - обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе (по учебному комплексу В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной

Планируемые результаты:предметные:знать опознавательные признаки словосочетания, простого и сложного предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения, однородные члены, вводные сло...

Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение в 11 классе. Система уроков.

Данная работа представляет собой разработку трёх уроков по теме "Синтаксис и пунктуация". Все уроки сопровождаются презентациями....

Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе

На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...

Урок "Синтаксис и пунктуация" (повторительно-обобщающий) в 5 классе

Урок с использованием интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Т.А. Ладыженской и др. "Русский язык. 5 класс", посильного кроссворда, тестов делает урок интересным, содержательным. ...