Обобщающий урок "Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах" в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Долгова Ольга Владимировна

Материал представляет собой конспект урока, включающего в себя тренинг и самоконтроль учащихся при помощи электронного образовательного комплекса "Игры и задачи. 1-4 классы" к УМК "Школа 2100", задания которого по теме "Однородные члены предложения" имеют достаточный уровень сложности для учащихся 5 класса.

Использование конспекта должно осуществляться в сочетании с подготовленной к уроку презентацией, содержащей задания для анализа и тренинга и проверочные образцы выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_odnorodnye_chleny.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 урока Долговой О.В.

Тема урока:

 «Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах. Повторение и обобщение»

Цели урока:

  1. Обобщение сведений о членах предложения, однородных членах;
  2. Совершенствование пунктуационных навыков, навыков выделения однородных членов в предложении.

Задачи урока.

Образовательные:

Анализ принципов выделения однородных членов в предложении, закрепление умения расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Развивающие:

Развитие навыков работы с компьютерными программами, развитие умения анализировать языковые факты, схемы.

Воспитывающие:

Воспитание ответственности за себя и партнёра (при работе в парах), воспитание бережного, внимательного отношения к слову, к верному употреблению его в речи.

Методы и приёмы:

  1. практический – выполнение упражнений в том числе работа с электронным образовательным комплексом «Игры и задачи. 1-4 классы» - компьютерной программой к УМК «Школа 2100», включающей задания таких уровней сложности, какие может выполнить не каждый пятиклассник,
  2. наглядно-иллюстративный – материалы презентации,
  3. репродуктивный – повторение изученных сведений,
  4. частично-поисковый – работа со схемами, с завершением предложений по данному началу и т.п.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Сообщает тему, предлагает учащимся на основании темы сформулировать основные цели урока

Фиксируют тему урока в тетрадях;

Формулируют цели:

  1. Повторить и обобщить понятие об однородных членах предложения.
  2. Совершенствовать умение расставлять знаки препинания

Актуализация знаний

Каковы признаки однородности? Выберите из перечня нужные (перечень, состоящий из отдельных табличек, на доске:

  1. отвечают на один и тот же вопрос,
  1. являются одним и тем же  членом предложения,
  2. являются словами одной и той же части речи,
  3. являются разными членами предложения,
  4. относятся одновременно к подлежащему и сказуемому,
  5. относятся к одному и тому же члену предложения,
  6. отвечают на падежные вопросы)

Почему такой признак, как выражение словами одной и той же части речи, неверен?

Учитель обращает внимание учащихся на знаки препинания при повторяющихся союзах (слайд 2, пример 2)

Дайте определение однородных членов предложения, опираясь на сделанные нами выводы.

Выделяют признаки однородности (один человек – у доски (выбирает нужные таблички), остальные – в тетрадях:

  1. отвечают на один и тот же вопрос,
  1. относятся к одному и тому же члену предложения,
  2. являются одним и тем же  членом предложения.

Анализируют иллюстративные материалы презентации (слайд 2), указывают, что такие члены предложения могут быть выражены разными частями речи.

Фиксируют схемы расстановки знаков препинания в тетрадях

Дают определение однородных членов предложения.

Тренировочные упражнения

Предлагает учащимся найти в предложениях однородные члены (материалы презентации), найти табличку с соответствующей схемой  среди предложенных (закреплены на доске) – слайды презентации показываются по очереди (3-12), по одному ученику на поиск схемы однородных членов к каждому предложению приглашаются к доске.

Выполняют задание, вызванные к доске ученики подбирают схемы, объясняют знаки препинания.

Актуализация знаний

А теперь, пользуясь схемами-подсказками, вспомним, как расставляются знаки препинания в предложениях с однородными членами.

А если однородные члены связаны только перечислительной интонацией?

Выносит табличку со схемой на доску:

         ,

                 

             и              - запятые не ставятся

             

         ,  а                - нужна запятая

            но          

Между ними ставятся запятые.

Тренировочные упражнения

Примените знание правил пунктуации на практике (работа с электронным образовательным комплексом «Игры и задачи. 1-4 классы»): выполните задания 3 уровня (расстановка знаков препинания в предложениях).

Инструктаж: вы должны сначала убрать лишние предложения, не включающие в себя однородных членов, а уже потом расставить знаки препинания.

Произведите сверку с образцом (заложен в программу)

Выполняют задания

Осуществляют сверку, исправляют и комментируют допущенные ошибки.

Контроль и самопроверка знаний и навыков

Предлагает учащимся самостоятельное выполнение в парах упражнений компьютерной программы с отчётом о прохождении каждого уровня (уровни 4-6:

4 уровень – расстановка  знаков препинания в предложениях с однородными членами, в том числе и с повторяющимися союзами,

5 уровень – расстановка   знаков препинания в тексте,

6 уровень – нахождение и устранение ошибок в схемах предложений с однородными членами).

Первые 3 пары, успешно справившиеся с заданиями, получат «5»

Выполняют задания, отчитываются  о прохождении каждого уровня.

Актуализация знаний

При однородных членах могут быть обобщающие слова. Что это такое?

Дают определение: «Слова  и сочетания, дающие общее название, характеристику группе предметов»

Тренировочные упражнения

Какие ошибки допущены в таблице? (материалы презентации, слайд 13)

Выводит на экран слайд 14 для проверки.

Если мы включим эти обобщающие слова и ряды однородных членов в предложения, какие из вынесенных на доску схем будут им соответствовать? Почему?

Предлагает схемы на доске (на табличках), приглашает учащихся к доске осуществить выбор схемы к каждой группе однородных членов:

           :       ,        ,

           :       ,       ,      ,       и

           :       ,     ,       и 

           :        и 

           :       ,                          

Какая схема оказалась лишней, почему?

Почему кружки в схемах пустые?

Завершите предложения, опираясь на материалы таблицы (предлагает  начало 2 предложений (слайд 15)

Выводит на экран слайд 16 для проверки

Комментируют и устно исправляют ошибки в соответствии обобщающих слов рядам однородных членов.

Выбирают схемы, аргументируют свой выбор.

Указывают, что схема

   :   :     ,     ,

соответствует двум группам однородных членов.

Указывают на схему            :        ,              

Объясняют свой выбор.

Эти группы членов предложения могут быть подлежащими или дополнениями.

Завершают предложения, записывают в тетрадь, объясняют знаки препинания.

Подведение итогов

Предлагает вспомнить основные цели урока.

Можно ли сказать, что урок был для вас интересен, полезен, что цели его были достигнуты?

Объявляет оценки за урок.

Формулируют цели.

Выражают своё мнение об их достижении, о том, что было интересно на уроке.

Постановка домашнего задания

Упр. 198, 204 (УМК Т.А.Ладыженской и др.)

Записывают Д/З в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

Обособленные члены предложения (тест для 8-го класса)

ВАЖНО: в оригинале тест не "обрубается" слева, так что смело качайте! Тест состоит из двух частей: первая  - на знание причастных и деепричастных оборотов, вторая - на знание приложений.Боль...

Однородные члены предложения. Урок русского языка 5 класс

Методическая разработка урока русского языка "Однородные члены предложения"в соответствии с ФГОС.  Технологическая карта урока....

Однородные члены предложения(практическая работа).8-ой класс

Однородные члены предложения(практическая работа).8-ой класс...

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс...

Дидактический материал. Карточки по теме «Обособленные члены предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. В 8 классе изучается тема "Обособленные члены предложения". Карточки по могут учащимся закрепить знания по теме "...