Обобщающий урок "Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах" в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Материал представляет собой конспект урока, включающего в себя тренинг и самоконтроль учащихся при помощи электронного образовательного комплекса "Игры и задачи. 1-4 классы" к УМК "Школа 2100", задания которого по теме "Однородные члены предложения" имеют достаточный уровень сложности для учащихся 5 класса.
Использование конспекта должно осуществляться в сочетании с подготовленной к уроку презентацией, содержащей задания для анализа и тренинга и проверочные образцы выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_odnorodnye_chleny.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока Долговой О.В.
Тема урока:
«Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах. Повторение и обобщение»
Цели урока:
- Обобщение сведений о членах предложения, однородных членах;
- Совершенствование пунктуационных навыков, навыков выделения однородных членов в предложении.
Задачи урока.
Образовательные: | Анализ принципов выделения однородных членов в предложении, закрепление умения расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
Развивающие: | Развитие навыков работы с компьютерными программами, развитие умения анализировать языковые факты, схемы. |
Воспитывающие: | Воспитание ответственности за себя и партнёра (при работе в парах), воспитание бережного, внимательного отношения к слову, к верному употреблению его в речи. |
Методы и приёмы:
- практический – выполнение упражнений в том числе работа с электронным образовательным комплексом «Игры и задачи. 1-4 классы» - компьютерной программой к УМК «Школа 2100», включающей задания таких уровней сложности, какие может выполнить не каждый пятиклассник,
- наглядно-иллюстративный – материалы презентации,
- репродуктивный – повторение изученных сведений,
- частично-поисковый – работа со схемами, с завершением предложений по данному началу и т.п.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Сообщает тему, предлагает учащимся на основании темы сформулировать основные цели урока | Фиксируют тему урока в тетрадях; Формулируют цели:
|
Актуализация знаний | Каковы признаки однородности? Выберите из перечня нужные (перечень, состоящий из отдельных табличек, на доске:
Почему такой признак, как выражение словами одной и той же части речи, неверен? Учитель обращает внимание учащихся на знаки препинания при повторяющихся союзах (слайд 2, пример 2) Дайте определение однородных членов предложения, опираясь на сделанные нами выводы. | Выделяют признаки однородности (один человек – у доски (выбирает нужные таблички), остальные – в тетрадях:
Анализируют иллюстративные материалы презентации (слайд 2), указывают, что такие члены предложения могут быть выражены разными частями речи. Фиксируют схемы расстановки знаков препинания в тетрадях Дают определение однородных членов предложения. |
Тренировочные упражнения | Предлагает учащимся найти в предложениях однородные члены (материалы презентации), найти табличку с соответствующей схемой среди предложенных (закреплены на доске) – слайды презентации показываются по очереди (3-12), по одному ученику на поиск схемы однородных членов к каждому предложению приглашаются к доске. | Выполняют задание, вызванные к доске ученики подбирают схемы, объясняют знаки препинания. |
Актуализация знаний | А теперь, пользуясь схемами-подсказками, вспомним, как расставляются знаки препинания в предложениях с однородными членами. А если однородные члены связаны только перечислительной интонацией? Выносит табличку со схемой на доску: ,
| и - запятые не ставятся
, а - нужна запятая но Между ними ставятся запятые. |
Тренировочные упражнения | Примените знание правил пунктуации на практике (работа с электронным образовательным комплексом «Игры и задачи. 1-4 классы»): выполните задания 3 уровня (расстановка знаков препинания в предложениях). Инструктаж: вы должны сначала убрать лишние предложения, не включающие в себя однородных членов, а уже потом расставить знаки препинания. Произведите сверку с образцом (заложен в программу) | Выполняют задания Осуществляют сверку, исправляют и комментируют допущенные ошибки. |
Контроль и самопроверка знаний и навыков | Предлагает учащимся самостоятельное выполнение в парах упражнений компьютерной программы с отчётом о прохождении каждого уровня (уровни 4-6: 4 уровень – расстановка знаков препинания в предложениях с однородными членами, в том числе и с повторяющимися союзами, 5 уровень – расстановка знаков препинания в тексте, 6 уровень – нахождение и устранение ошибок в схемах предложений с однородными членами). Первые 3 пары, успешно справившиеся с заданиями, получат «5» | Выполняют задания, отчитываются о прохождении каждого уровня. |
Актуализация знаний | При однородных членах могут быть обобщающие слова. Что это такое? | Дают определение: «Слова и сочетания, дающие общее название, характеристику группе предметов» |
Тренировочные упражнения | Какие ошибки допущены в таблице? (материалы презентации, слайд 13) Выводит на экран слайд 14 для проверки. Если мы включим эти обобщающие слова и ряды однородных членов в предложения, какие из вынесенных на доску схем будут им соответствовать? Почему? Предлагает схемы на доске (на табличках), приглашает учащихся к доске осуществить выбор схемы к каждой группе однородных членов: : , , : , , , и : , , и : и : , Какая схема оказалась лишней, почему? Почему кружки в схемах пустые? Завершите предложения, опираясь на материалы таблицы (предлагает начало 2 предложений (слайд 15) Выводит на экран слайд 16 для проверки | Комментируют и устно исправляют ошибки в соответствии обобщающих слов рядам однородных членов. Выбирают схемы, аргументируют свой выбор. Указывают, что схема : : , , соответствует двум группам однородных членов. Указывают на схему : , Объясняют свой выбор. Эти группы членов предложения могут быть подлежащими или дополнениями. Завершают предложения, записывают в тетрадь, объясняют знаки препинания. |
Подведение итогов | Предлагает вспомнить основные цели урока. Можно ли сказать, что урок был для вас интересен, полезен, что цели его были достигнуты? Объявляет оценки за урок. | Формулируют цели. Выражают своё мнение об их достижении, о том, что было интересно на уроке. |
Постановка домашнего задания | Упр. 198, 204 (УМК Т.А.Ладыженской и др.) | Записывают Д/З в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.
Урок "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая цель - закрепление умения опознавать уточняющие члены предлож...
Обособленные члены предложения (тест для 8-го класса)
ВАЖНО: в оригинале тест не "обрубается" слева, так что смело качайте! Тест состоит из двух частей: первая - на знание причастных и деепричастных оборотов, вторая - на знание приложений.Боль...
Однородные члены предложения. Урок русского языка 5 класс
Методическая разработка урока русского языка "Однородные члены предложения"в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока....
Однородные члены предложения(практическая работа).8-ой класс
Однородные члены предложения(практическая работа).8-ой класс...
Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс
Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс...
Таблица "Характеристика второстепенных членов предложения по линиям сравнения", 8 класс
самостоятельная работа...
Дидактический материал. Карточки по теме «Обособленные члены предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. В 8 классе изучается тема "Обособленные члены предложения". Карточки по могут учащимся закрепить знания по теме "...