Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике.
методическая разработка по физике (11 класс) на тему
Представление опыта работы на заседании районного объединения учителей физики
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике
1. Работа по самообразованию и методическая работа учителя
2. Работа с учащимися.
1.Работа по самообразованию и методическая работа учителя.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетенции. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей, а значит и гарантом успешной сдачи учащимися ЕГЭ. Подготовку к итоговой аттестации учащихся учитель должен начинать с себя.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- Изучение нормативно-правовых, инструктивных, рекомендательных документов, касающихся организации и проведения ЕГЭ.
- Работа в методических объединениях, творческих группах.
- Исследовательская деятельность.
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
- Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях.
- Трансляция собственного педагогического опыта.
- Использование ИКТ и др.
Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Необходимо не только анализировать собственный педагогический опыт, но и обмениваться им с другими коллегами: распространять свой, перенимать лучшие стороны у коллег. Таким образом, можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
- Самоанализ и осознание необходимости;
- Планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- Самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т. к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие.
Конкретные мероприятия по самообразовательной и методической работе учителя физики в ходе организации подготовки учащихся к ЕГЭ указаны в плане подготовки учащихся к ЕГЭ.
- Работа с учащимися.
Самое трудное в подготовке к ЕГЭ,— это как раз научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.
Одним из дефицитов, выявленных в результате анализа выполнения заданий ЕГЭ по физике, является недостаточное понимание учащимися явлений и процессов, обнаруживаемых в процессе проведения демонстрационных и ученических опытов. Задания, построенные на контексте описания опытов, выполняются существенно хуже, чем проверяющие аналогичные элементы содержания теоретические вопросы.
В процессе обучения необходимо использовать больше заданий на построение графиков по результатам исследований (с учетом абсолютных погрешностей измерений), на определение по результатам эксперимента значения физических величин (косвенные измерения), на оценку соответствия выводов имеющимся экспериментальным данным, на объяснение результатов опытов и наблюдений на основе известных физических явлений, законов, теорий. Все это возможно только при использовании в преподавании предмета лабораторных работ исследовательского характера, при выполнении которых формируется необходимая взаимосвязь всех перечисленных выше методологических умений в целом. Использование же теоретических заданий не может являться инструментом для формирования таких умений.
По всему видно, что при подготовке к итоговой аттестации следует сосредоточить внимание на обсуждении подходов к решению тех или иных типов задач, а также на выборе способов их решения и сопоставлению этих способов, проверке получаемых результатов на правдоподобие. Следует сосредоточить особое внимание на формировании умения применять полученные знания в повседневной жизни и практической деятельности, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы. Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации.
Для качественных задач в ЕГЭ по физике используется обобщенная система оценивания, которая построена на описании полного правильного решения. Полное правильное решение таких заданий должно включать в себя правильный ответ (например, что будет наблюдаться, как изменяться показания приборов, вид построенного графика), и полное верное объяснение (логически не противоречивое и отражающее все этапы протекания явления или процесса) с указанием наблюдаемых явлений и законов (названий явлений и законов или необходимых формул).
Для дифференциации наиболее подготовленных выпускников в ЕГЭ используются, как правило, расчетные задачи с нетрадиционным контекстом (но несложные с точки зрения математических преобразований) или задачи, в которых в явном виде не задана физическая модель, которую можно использовать при решении. Успешное их выполнение возможно лишь в том случае, если подготовка идет не по принципу изучения как можно большего числа «типовых моделей» задач, а по принципу обучения процессу решения физических задач. Этот процесс в качестве обязательной части включает в себя анализ условия, выбор физической модели, обоснование возможности ее использования и выделение тех или иных законов или теоретических положений, которые необходимы для решения.
Подготовка к ЕГЭ требует от учителя и ученика полной выкладки, это конечно титанический труд. Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учитель должен вдохновить его своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов работы по подготовке к итоговой аттестации. Например:
- Широкое информирование учащихся о порядке проведения ЕГЭ, содержании КИМ, заполнении бланков и т. д.
- Организация подготовки учащихся к ЕГЭ на уроках через включение тестовых заданий, задач из литературы по подготовке к ЕГЭ задач открытого банка заданий; проведение контрольных работ в формате ЕГЭ;
- Организация подготовки учащихся к ЕГЭ на занятиях кружка;
- Организация подготовки учащихся к ЕГЭ через работу виртуального факультатива;
- Проведение мероприятий по подготовке к ЕГЭ в рамках недели физики в школе; участие учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях с защитой собственных исследовательских проектов;
- Организация тестирования учащихся в формате ЕГЭ по материалам РЦМКО и школы (пробные испытания);
- Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими большие трудности при решении задач ЕГЭ и с учащимися, способными успешно освоить решение задач группы С;
- Реклама книг, печатных изданий и интернет-сайтов, других источников информации с целью организации самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ;
- Организация практикумов по заполнению бланков регистрации и бланков ответов №1 и №2;
- Проведение бесед с учащимися с целью оказания психологической помощи в процессе подготовки и проведения ЕГЭ.
Проверкой готовности учащихся к итоговой аттестации служат результаты централизованного тестирования (март-апрель), результаты пробных испытаний, результаты участия в районных и республиканских олимпиадах и научно-практических конференциях и т. д.
Чтобы учитель владел картиной готовности к ЕГЭ каждого учащегося и мог выстроить вместе с ним индивидуальную траекторию подготовки к ЕГЭ или скорректировать процесс подготовки, необходимо диагностировать каждый результат и знать процесс подготовки в динамике. Учителю рекомендовано ведение диагностики и мониторинга по результатам мероприятий, проводимых по подготовке учащихся к ЕГЭ.
Для подготовки учащихся могут быть организованы и проведены следующие мероприятия:
- Дополнительные занятия-консультации, занятия по решению нестандартных задач с учителем-предметником в течение года.
- Особая организация учебной деятельности на уроках.
- Домашнее задание по принципу «массив заданий».
- Курс интенсивной подготовки.
- Дополнительные занятия-консультации, занятия по решению нестандартных задач с учителем-предметником в течение года.
Многим учащимся иногда трудно понять до конца материал темы на уроке. Тому есть много причин. Бывает, что пробелы в знаниях появляются, например, вследствие пропусков занятий из-за болезни. поэтому учащемуся важно иметь возможность прояснить сложные моменты, узнать все из первых рук, но уже в более неформальной обстановке, после уроков. Для представления ученикам этой возможности и должны быть организованы дополнительные занятия-консультации. На консультациях часть времени отводится на ликвидацию пробелов в изучаемом материале (индивидуальная работа с учащимися), а часть времени посвящена отработке базовых навыков, необходимых для решения заданий части А. Занятия решения нестандартных задач рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого обучающегося. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению.
Структура дополнительных занятий:
- Обзор темы или раздела в целом;
- Детальное изучение некоторых особенностей и тонкостей темы;
- Самостоятельная работа с дополнительными источниками информации;
- Отработка материала в режиме проверочных работ, промежуточного тестирования, проговаривания основных моментов темы;
- Изучение вопросов повышенной трудности, непредусмотренных школьной программой;
- Тренинг полученных знаний на тестах;
- Итоговый контроль в виде зачетного теста.
- Организация учебной деятельности на уроках.
Для ликвидации пробелов в знаниях, формирования устойчивых навыков решения заданий частей А и В, обеспечения охвата подготовкой всех учеников класса необходимо уделять 10-15 минут на уроке (по возможности на каждом) решению типовых заданий базового уровня. При этом работа учащихся организовывается следующим образом: для выполнения заданий к доске приглашаются несколько учащихся со слабой подготовкой, они решают задания под руководством учителя. Остальные учащиеся работают на месте, самостоятельно, с последующей проверкой решения и его объяснением. На следующем уроке аналогичные задания уже для всех являются зачетными и оцениваются. Такая организация работы при ее систематическом проведении дает ощутимые результаты.
- Домашнее задание.
С целью систематизации и обобщения знаний ученикам предлагают специальные тематические разноуровневые домашние задания. При этом учитель обязательно дает рекомендации по решению заданий, сообщает о сроках их выполнения (от двух до трех недель). Свои работы учащиеся сдают (в отдельных тетрадях) на проверку учителю. Он анализирует результаты, сообщает их каждому учащемуся и его родителям. Предлагаемые задания должны быть разноуровневыми и разнотипными, а их решения построенными и аргументированными. В результате такого вида работы происходит расширение знаний учащихся за счет изучения новых алгоритмов, методов, подходов к решению заданий; развитие интуиции и логики; реализации возможности комплексного применения знаний.
- Курс интенсивной подготовки.
Как показывает практика, иногда требуется проводить подготовку в короткие сроки. В этом случае два, и даже три раза в неделю должны проводиться консультации, на которых с учащимися прорабатываются «основные» задания. На курсах интенсивной подготовки проводятся занятия таким образом: повторение основных тем, решений заданий по сборнику и проверка усвоения материала.
а) Повторение основных тем – это ежедневные 25-минутные повторения и отработки навыков конкретной темы, например «Прямолинейное равномерное движение», «Прямолинейное равноускоренное движение», «Законы Ньютона», подробно полностью повторяется теория, записываются примеры решения задач. Затем отбор заданий с объяснением ученика, и самостоятельная работа на 15-20 минут по данной рассмотренной теме. Домашнее задание дается по этой же теме и, конечно же, закрепление теории.
б) Выбираются задания из сборника «самые простые». Каждое задание записывается на доске, записывается его объяснение, объяснение проговаривается учителем. Ученик только слушает. После объяснения учителя, разбираются все непонятные моменты решения данного задания, и ученик записывает решения в тетрадь. Можно стереть с доски решение задания, чтобы ученики восстановили сами – здесь уже открывается поле творчества и изобретательности. А дальше проводится самостоятельная работа, задается домашнее задание и зачет лишь после того, как безошибочно справляется с заданиями.
в) Проверка усвоения материала проводится по нескольким вариантам. Работа по такой схеме достаточно эффективна.
Примерныйй календарно – тематический план
работы по подготовке к ЕГЭ по физике
№ урока | тема | дата | литература | задание | |||||
1 | Механика Равномерное движение | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
2 | Неравномерное движение | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
3 | Криволинейное движение | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
4 | Относительность движения (формулы без вывода) | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
5 | Движение тела под углом к горизонту | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
6 | Динамика Силы в природе Законы Ньютона | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
7 | Вес тела. Закон Всемирного тяготения | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
8 | Сила Архимеда | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
9 | Давление (формулы без вывода) | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
10 | Закон сохранения импульса | Справочники конспекты | Тест | ||||||
11 | Закон сохранения энергии | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
12 | Работа. Мощность | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
13 | Молекулярная физика Основное уравнение МКТ | Справочники Конспекты | Тесты | ||||||
14 | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы | Справочники Конспекты | Тесты | ||||||
15 | Термодинамика Способы изменения внутренней энергии | Справочники Конспекты | Тесты | ||||||
16 | Первый закон термодинамики | Справочники Конспекты | Тесты | ||||||
17 | КПД (формулы без вывода) | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
18 | Колебания (механические , электромагнитные) | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
19 | Волны | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
20 | Электризация. Закон Кулона. Напряженность. Электроемкость.Работа и энергия электрического поля | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
21 | Законы постоянного тока | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
22 | Соединение проводников (индивидуальная отработка) | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
23 | Магнитные явления (силы Ампера и Лоренца, радиус – кривизны) | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
24 | Магнитный поток Закон электромагнитной индукции | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
25 | Оптика Законы распространения света | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
26 | Линзы | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
27 | Теория относительности (отработка математических навыков) | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
28 | Атомная физика | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
29 | Ядерная физика | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
30 | Отработка математических навыков | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
31 | Отработка задач на уравнения | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
32 | Отработка преобразования формул | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
33 | Комбинированные задачи | Справочники конспекты | Тесты | ||||||
34 | Контрольное тестирование | Справочники конспекты | Тесты |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Дата | Форма работы | Подпись |
С демонстрационным вариантом ЕГЭ по физике 2014г ознакомлен ______________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МБОУ гимназия г. Советский
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
КНИЖКА
ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО
физике
УЧЕНИКА(ЦЫ) ______КЛАССА
2013 – 2014 УЧ. ГОД
ВЫПОЛНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ
В1 | В2 | В 3 | В 4 | В 5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 | В11 | В12 | В13 | В14 | С1 | баллы | оценка | Подпись родителей | |
1 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
6 |
Оценка | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
5 | ||||||
4 | ||||||
3 | ||||||
2 |
баллы | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
11 | ||||||
10 | ||||||
9 | ||||||
8 | ||||||
7 | ||||||
6 | ||||||
5 | ||||||
4 | ||||||
3 | ||||||
2 | ||||||
1 | ||||||
0 |
ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОМАШНИХ РАБОТ
Дата | Тема | Отметка о выполнении | Оценка |
ГРАФИК ПОСЕЩЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
День недели | Время |
Родители ознакомлены ________________________
ПОСЕЩЕНИЕ ГРУППОВЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Дата | Отметка о посещ. | Подпись | Дата | Отметка о посещ. | Подпись |
|
| ||||
АНАЛИЗ ОШИБОК, ДОПУЩЕННЫХ В КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
№ зад | Тема | Работа над ошибками |
ПОСЕЩЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Дата | Тема | Отметка о посещении | Подпись учителя | Подпись родителей |
ПОСЕЩЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Дата | Тема | Отметка о посещении | Подпись учителя | Подпись родителей |
ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Уровень трудности Б (базовый)
№ | Проверяемые элементы математической подготовки | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 | № 11 | № 12 | № 13 | № 14 | № 15 | № 16 | № 17 | № 18 | № 19 | № 20 | № 21 | № 22 | № 23 | № 24 | № 25 | Перв. балл | Итоговая оценка |
А1 | кинематика | |||||||||||||||||||||||||||
А2 | Кин-ка. Законы Ньютона | |||||||||||||||||||||||||||
А3 | Силы в природе | |||||||||||||||||||||||||||
А4 | Импульс, з с имп | |||||||||||||||||||||||||||
А5 | эн-я, работа, з с э | |||||||||||||||||||||||||||
А6 | Статика, мех колебания и волны | |||||||||||||||||||||||||||
А7 | МКТ | |||||||||||||||||||||||||||
А8 | МКТ | |||||||||||||||||||||||||||
А9 | МКТ, термодин-ка | |||||||||||||||||||||||||||
А10 | Термодинамика | |||||||||||||||||||||||||||
А11 | Электростатика | |||||||||||||||||||||||||||
А12 | Постоянный ток |
| ||||||||||||||||||||||||||
А13 | Магн поле, эм инд | |||||||||||||||||||||||||||
А14 | Э/м кол-я и волны | |||||||||||||||||||||||||||
А15 | Оптика | |||||||||||||||||||||||||||
А16 | Элементы СТО | |||||||||||||||||||||||||||
А17 | Физика атома | |||||||||||||||||||||||||||
А18 | Физика ат. Ядра | |||||||||||||||||||||||||||
А19 | Физика от ядра | |||||||||||||||||||||||||||
А20 | Методы науч позн | |||||||||||||||||||||||||||
В1 | Квантов физика | |||||||||||||||||||||||||||
В3 | Квантов физика |
ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Уровень трудности П ( повышенный), В (высокий)
№ | Проверяемые элементы математической подготовки | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12 | №13 | №14 | № 15 | № 16 | № 17 | № 18 | № 19 | № 20 | № 21 | № 22 | № 23 | № 24 | № 25 | Зачёт (незачёт) |
А21 | Механика-квант физика (методы научн познания) | ||||||||||||||||||||||||||
В2 | Механика – квантовая фи- зика. | ||||||||||||||||||||||||||
В4 | Механика – квантовая фи- зика. | ||||||||||||||||||||||||||
А22 | Механика ( расчетная задача) | ||||||||||||||||||||||||||
А23 | Молекул физика, термодинамика (расчетная задача) | ||||||||||||||||||||||||||
А24 | Молекул физика, термодинамика. Электродинамика (расчетная задача) | ||||||||||||||||||||||||||
А25 | Электродинамика, квантовая физика (расчетная задача) | ||||||||||||||||||||||||||
С1 | Механика – квантовая фи- зика (качественная задача) | ||||||||||||||||||||||||||
С2 | Механика (расчетная задача) | ||||||||||||||||||||||||||
С3 | Молекулярная физика (расчетная задача) | ||||||||||||||||||||||||||
С4 | Электродинамика (расчет- ная задача) | ||||||||||||||||||||||||||
С5 | Электродинамика (расчет- ная задача) | ||||||||||||||||||||||||||
С6 | Квантовая физика (расчет- ная задача) |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ
Дата | Тема | Вид работы | Оценка |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Дата | Тема занятия | Отметка о посещ. | Подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации»
В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует ...
Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации
В этой статье я хочу поделиться опытом подготовки учащихся к ЕГЭ, системой работы, материалом, которым пользуюсь на уроках, а так же источниками, из которых беру задачи для подготовки к экзамену....
Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике»
Экзамен не должен стать для выпускников испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет его сдача. ...
Система работы учителя при подготовке учащихся к итоговой аттестации
Система работы учителя при подготовке учащихся к итоговой аттестации...
Проект «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации»
В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует ...
«Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку»
Актуальность1. Развитие высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся через личностно – ориентированный подход, коллективный способ обучения, зд...
Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по информатике
1. Работа по самообразованию2. Работа с учащимися3. Работа с родителями...