Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике»
методическая разработка по физике на тему

нутфуллина лилия габтелмаликовна

Экзамен не должен стать для выпускников испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет его сдача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sistema_podgotovki_k_ege.zip288.77 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Современный педагог Марк Поташник определяет «Качество образования – это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса, иными словами соотношение цели и результата, мера достижения цели.
Повышение качества образования – одна из основных задач, поставленных перед учителями. Говоря о качестве образования, необходимо было узнать представление об этом учителей школы. Ответы на вопрос « Как вы понимаете термин качество образования?»: качество знаний, успеваемости, успешности, поступаемости в вузы выпускников; интеллектуального развития, самообразования, способности к творчеству учащихся; качества процесса образования. Самое большое количество ответов: Качество образования – это качество знаний по учебным предметам, конкурентоспособность при поступлении в ВУЗы, сформированность ЗУНов учащихся.
Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. На новое отношение к качеству образования должно уделяться внимание всех участников образовательного процесса. Одна из главных проблем — индеферентное отношение отдельных учителей к качеству знаний учащихся. В развивающейся школе показатель качества должен включать: уровень знаний, уровень развития, уровень воспитанности.
Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?
Вдумайтесь в эти слова.
Сухомлинский: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

Введение

  Введение государственной итоговой аттестации по  физике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.

   Данная необходимость обусловлена прежде всего тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по физике. Само содержание образования существенно не изменилось, но  сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач сопровождается физическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В экзаменационную работу включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени, а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по математике.

В данной  ситуации учителям приходится  находить различные  пути решения данной проблемы.

Теоретическая основа методики работы по подготовке учащихся к ГИА

    В чём же заключается подготовка к государственной итоговой аттестации и как эффективнее её провести?

   Готовность ученика к экзамену включает и собственно умение выполнять предложенные задания, и выбор заданий, которые решить под силу, и способность к самоконтролю, и умение правильно распорядиться отведенным временем, и психологический настрой и концентрация.

   В первую очередь необходимо изучить формат и структуру контрольно-измерительных материалов, которые используются в ГИА по физике.

   Экзамен не должен стать для выпускников испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет его сдача. Подготовка к экзамену – это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы, хорошо известные каждому учителю: отсутствие культуры вычислений величин в  принятых единицах измерения и несформированность приемов самопроверки.

   Подготовка к итоговой аттестации должна носить системный характер.   Анализируя работы учащихся прошлых лет, выявляются следующие проблемы:

- неумение выполнять операции с переводом единиц  измерения;

- низкий процент верно решивших количественные  и качественные задачи, а большинство вообще не приступали к решению этих задач;

- большое затруднение в выполнении практических заданий (несоответствие приборов в школьных лабораториях новому оборудованию, предложенному во время экзамена);

- проблемы оформления решений в заданиях с развернутым ответом: многословность пояснения очевидных фактов, небрежность работы с формулами,  ошибки при математических расчетах.

   Трудность в сдаче ГИА  для многих девятиклассников связана,  прежде всего, с непониманием того, как к нему готовиться. Между тем уже в самой структуре ГИА содержится указание на то, как можно выстроить подготовку: существующий кодификатор позволяет разбить материал на несколько крупных тематических блоков, выстроив повторение по содержательным (механика, электричество, оптика, атомная физика и т.д.) линиям.  Такой подход будет способствовать формированию более прочных знаний и, как следствие, более уверенному поведению выпускника на экзамене вне зависимости от того, в какой форме экзамен будет проводиться.
   
I этап – выявление дефицитов в знаниях школьников и составление своеобразной индивидуальной программы повторения.      

 II этап – работа над ошибками, закрепление пройденного материала.

В своей педагогической практике мы уже несколько лет сталкиваемся с подготовкой учащихся 9 класса к итоговой государственной аттестации по физике. Экзамен по физике в форме ГИА выбирают только те учащиеся, которым нужны результаты для поступления в ссузы. Эти дети заинтересованы в получении высоких  баллов для поступления на бюджетные отделения. Уже в 7-ом классе мы знакомим учащихся с формой проведения ГИА, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки.

Деятельность

Направления

Содержание

Организация информационной работы (информационная деятельность)

С педагогами

выработка совместных рекомендаций на МО по стратегии подготовки учащихся к ГИА по физике; Знакомство на МО с нормативно-правовыми документами по ГИА; о ходе подготовки к ГИА в школе, в районе и области.

С обучающимися

Изучение нормативно – правовых документов ГИА.

С родителями

Беседа с родителями «Как помогать ребенку готовиться к ГИА».

Информирование родителей о правилах проведения ГИА.

Организация формирования предметной готовности (методическая деятельность)

С обучающимися

Составление учебно – методического плана повторения материала;

Более активное включение тестовых заданий в учебный процесс;

Классно-обобщающий контроль (владение учащимися программным материалом);

Составление «листа самоконтроля» по каждому ученику на основании выполненных работ (приложение 7 );

Проведение пробного экзамена;

Контроль текущих оценок по физике;

Индивидуальные консультации.

С педагогами

Отбор и разработка диагностических и учебных материалов для организации обучения, коррекции образовательного процесса, ведения мониторинга.

Изучение и анализ КИМов итоговой аттестации по физике.

Организация психологической готовности

С обучающимися

Познакомить с возможными способами деятельности при сдаче ГИА, выработать индивидуальный стиль.

Познакомить с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

С родителями

Беседа для родителей «Режим школьника в период подготовки его к экзаменам. Режим работы, отдыха и питания»

Очевидно, что все ученики в одно и то же время находятся на разных стадиях готовности к итоговому контролю.
Подготовка к итоговому контролю, как правило, предполагает повторение большого объема предметного материала. Это необходимо учитывать при планировании повторения, обобщения учебного материала и подготовке учащихся к контрольной проверке. Такая работа должна проводиться в несколько этапов.

          Реализация проекта начинается в сентябре, когда уточняется список обучающихся 9 классов, выбирающих  физику как предмет итоговой аттестации за курс средней школы, как предмет, необходимый для продолжения дальнейшего образования.  

        После уточнения списков, формирования групп и составления расписания разрабатывается система подготовки к ГИА, которая включает в себя следующие пункты:

1. Анализ ГИА 2012 года  

2. Планирование занятий по подготовке к ГИА во внеурочной деятельности.

3. Комплектование промежуточных  диагностических материалов по разделам. Организация закрепления пройденного материала

4. Самообразование учителя

5. Создание и внедрение элективных курсов

6. Использование ИКТ при подготовке к государственной (итоговой) аттестации по физике.

7. Просвещение родителей

8.  Формирование библиотеки дополнительной литературы.

 Анализ ГИА.

В каждой школе есть дети, которые выбирают ГИА по физике. В нашем лицее в 2012 году в первый раз учащиеся сдавали экзамен по физике. Анализ результатов ГИА по физике показал, что учащимися усвоены на базовом уровне основные понятия курса физики основной школы, хотя существуют типичные недочеты в усвоении некоторых тем и выполнении заданий, проверяющих отдельные виды деятельности.

Нами был проведен анализ результатов, полученных учениками. (Приложение 6)

Анализ ГИА по физике 2011-2012г.г. МБОУ «Лицей имени В.В.Карпова» Зеленодольского района с.Осиново

ГИА по физике сдавали 5 учеников 9а и 9б классов. 1 ученик сдавал в традиционной форме (по причине), остальные в новой форме. Ученики определились с экзаменом по выбору во втором полугодии. Двое учеников имели оценку - 3, остальные ударники. На вопрос : «Почему вы выбрали экзамен по физике?», были получены различные ответы. А) физика нужна для поступления после 11 класса в ВУЗ. Б) остальные предметы я не сдам. В) это престижно. Работали по парам: Жуков А. и Грызунов В. имели примерно одинаковый уровень знаний, Салимзянов Д. и Ильясов Р. – посильнее. В первой паре больше времени уделялось на повторение, решение простых задач; во второй паре – соответственно материал углублялся.

Диагностическая карта подготовки к ГИА по физике

ученика (цы) 9__ класса __________________________________

тема

Вид работы и дата её проведения

обобщение

Самост.

Д/З

тест

1

Механические явления

2

Тепловые явления

3

Электромагнитные явления

4

Квантовые явления

5

Методы научного познания

6

Экспериментальные задания

7

Работа с физическим текстом

8

Физ.величины, единицы, приборы

9

Физ.понятия, явления, законы.

10

Разбор графиков, таблиц.

11

Расчетная задача.

12

Качественная задача

Заключение

Современный девятиклассник относится к ГИА как к серьезному жизненному испытанию и связывает с его результатами  свою возможность поступления в ссуз. Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, мировоззренческого смысла преподаваемого предмета.

          Таким образом, результативность сдачи ГИА во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку. .

     А каждый ученик должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Полиа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».

егэ

       Базовый уровень изучения физики не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах физико-технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходимого объема знаний, но не может обеспечить системность знаний и формирование умения решать задачи по физике. Следовательно, обучающиеся, изучающие  физику на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ЕГЭ по физике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.  Раз так, то долг учителя физики – продумать систему организации подготовки учащихся к ЕГЭ. Начинать подготовку учащихся к ЕГЭ необходимо как можно раньше. Учитель физики, как предметник, может и должен делать это с 7 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе. Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ЕГЭ по физике является последний год обучения.

Для ликвидации пробелов в знаниях, формирования устойчивых навыков решения заданий частей А и В,  обеспечения охвата подготовкой всех учеников класса необходимо уделять 10-15 минут на уроке (по возможности на каждом) решению типовых заданий базового уровня. При этом работа учащихся организовывается следующим образом: для выполнения заданий к доске приглашаются несколько учащихся со слабой подготовкой, они решают задания под руководством учителя. Остальные учащиеся работают на месте, самостоятельно, с последующей проверкой решения и его объяснением. На следующем уроке аналогичные задания уже для всех являются зачетными и оцениваются. Такая организация работы при ее систематическом проведении дает ощутимые результаты.

        С целью систематизации и обобщения знаний ученикам предлагают специальные тематические разноуровневые домашние задания. При этом учитель обязательно дает рекомендации по решению заданий, сообщает о сроках их выполнения (от двух до трех недель). Свои работы учащиеся сдают  на проверку учителю. Он анализирует результаты, сообщает их каждому учащемуся и его родителям. Предлагаемые задания должны быть разноуровневыми и разнотипными, а их решения построенными и аргументированными. В результате такого вида работы происходит расширение знаний учащихся за счет изучения новых алгоритмов, методов, подходов к решению заданий; развитие интуиции и логики; реализации возможности комплексного применения знаний.

Курс интенсивной подготовки.

Как показывает практика, иногда требуется проводить подготовку в короткие сроки. Причин и поводов для этого бывает достаточно: это и запоздалое осознание учеником того, что экзамены грядут, и обнаружение пробелов в знаниях в результате проведения очередной диагностической работы, и растерянность, неорганизованность и т. п.

В этом случае два, и даже три раза в неделю должны проводиться консультации, на которых с учащимися прорабатываются «основные» задания. На курсах интенсивной подготовки проводятся занятия таким образом: повторение основных тем, решений заданий по сборнику и проверка усвоения материала.

а) Повторение основных тем – это ежедневные 25-минутные повторения и отработки навыков конкретной темы, например «Прямолинейное равномерное движение», «Прямолинейное равноускоренное движение», «Законы Ньютона », подробно полностью повторяется теория, записываются примеры решения задач. Затем отбор заданий с объяснением ученика, и самостоятельная работа на 15-20 минут по данной рассмотренной теме. Домашнее задание дается по этой же теме и, конечно же, закрепление теории.

б) Выбираются задания из сборника «самые простые». Каждое задание записывается на доске, записывается его объяснение, объяснение проговаривается учителем. Ученик только слушает. После объяснения учителя, разбираются все непонятные моменты решения данного задания, и ученик записывает решения в тетрадь. Можно стереть с доски решение задания, чтобы ученики восстановили сами – здесь уже открывается поле творчества и изобретательности. А дальше проводится самостоятельная работа, задается домашнее задание и зачет лишь после того, как безошибочно справляется с заданиями.

в) Проверка усвоения материала проводится по нескольким вариантам. Работа по такой схеме достаточно эффективна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации»

В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует ...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации

В этой статье я хочу поделиться опытом подготовки учащихся к ЕГЭ, системой работы, материалом, которым пользуюсь на уроках, а так же источниками, из которых беру задачи для подготовки к экзамену....

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике.

Представление опыта работы на заседании районного объединения учителей физики...

Система работы учителя при подготовке учащихся к итоговой аттестации

Система работы учителя при подготовке учащихся к итоговой аттестации...

Проект «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации»

В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует ...

«Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку»

Актуальность1. Развитие высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся через личностно – ориентированный подход, коллективный способ обучения, зд...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по информатике

1. Работа по самообразованию2. Работа с учащимися3. Работа с родителями...