Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг.момент (1-2 минут) | Здравствуйте, ребята, садитесь. |
|
Повторение пройденного. (7-8 мин) | Открываем тетради, записываем число и первое задание, которое я вам предложу, представляет собой синтаксический разбор предложения.
Летучие семена подобрал летящий над крышей голубь и унёс их в степь. | Один ученик выполняет синтаксический разбор у доски, параллельно комментируя свою работу.
Летучие (прил-опр) семена (сущ-доп) подобрал (гл-сказ) летящий(?-опр) над(пред-обст) крышей(сущ-обст) голубь (сущ-подл) и(союз) унёс(гл-сказ) их (мест-доп) в(пред-обст) степь (сущ-обст). – пов., нев., прост., двусост., распр. осложнено одн.сказуемыми.
|
Создание проблемной ситуации. (4-6 мин) | Посмотрите внимательно на наше предложение. Всё ли Вас устраивает в его речевом оформлении? Красиво ли оно звучит? | Нет, в предложении повторяются однокоренные слова – тавтология, что является речевой ошибкой. |
| Как можно исправить речевую ошибку? | Летучие семена подобрал порхающий над крышей голубь и унёс их в степь. |
| Правильно! Что это за слова? К какой части речи они относятся? Докажите | Летучий и Летящий – оба слова прилагательные (учащиеся ещё не знают о существовании причастия), обозначают признак, отвечают на вопрос «какой». |
| А есть ли различия между лексическими значениями данных слов? Если есть, то в чём? | Оба слова хоть и обозначают признак предмета, который летит, однако слово летящий обозначает временный признак, который через некоторое время может исчезнуть, а прилагательное «летучий» обозначает постоянный признак предмета. |
| (Слайд 2) Правильно. Слово летучий обозначает постоянный признак предмета. Этот признак присущ семенам деревьев всегда, это постоянное свойство семян, их особенность. Мы не можем сказать то же самое о голубе. Голубь не всегда летает, он может сесть на крышу или ветку, и в этом случае признак, обозначаемый прилагательным «летящий» будет не уместен. Таким образом, слово «летящий» обозначает такой признак, который исчезнет со временем.
|
|
Переход к новой теме (4-5 мин) | Итак, такая часть речи, которая обозначает непостоянный признак предмета, признак, который протекает во времени, называется – причастием. И слово «летящий» является именно этой частью речи. Повторите, в чем состоят сходства и различия причастие и прилагательного. | Сходства – отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета. Различия – Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак, который проявляется не постоянно, а во времени. |
| Молодцы! Открываем справочники, и записываем определение причастия.(Слайд 3)
(Слайд 4)Причастие обозначает признак предмета по действию. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо.) Летящий голубь – голубь, который летит. Действие может производить сам предмет: работающий компьютер (тот, который работает); улыбающийся ребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д. Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил). |
|
| Мы с вами знаем, что любая часть речи, в том числе и причастие определяется по трём признакам, назовите их. | - Общее ГЗ. Вопрос и что обозначает?
- Морфологические признаки
- Синтаксическая роль.
|
Анализ морфологических признаков причастий (4-5 мин) | По первому признаку мы охарактеризовали причастие. Знаем, что причастие обозначает признак, протекающий во времени, отвечает на вопрос «какой». В предложении вы верно подчеркнули причастие, как определение. Давайте теперь запишем группу причастий и выясним, какие грамматические признаки, присущи причастиям. (Слайд 5)
а) желтеющая нива; желтеющее поле; желтеющий лист; б) желтеющая нива; желтеющие нивы; в) желтеющая нива; от желтеющей нивы; на желтеющей ниве; г) желтеющая нива; желтевшая нива; д) желтевшая нива; пожелтевшая нива; е) желтеющая нива; колышущаяся нива; | Учащиеся выписывают группы слов, указывают из признаки. (Слайд 6)
А) Род Б) Число В) Падеж Г) Время Д) Вид Е) Возвратность |
| Какие выводы мы можем сделать о морфологических признаках причастий? | Их морфологические признаки близки как прилагательному, так и глаголу. |
(1-2 мин) | Оформляем морфологические признаки в таблицу (Слайд 7)
Признаки глагола | Признаки прилагательного | 1. Вид | 1. Падеж | 2. Время | 2. Число | 3. Возвратность | 3. Род |
|
| Что ещё вы узнали о признаках причастия?
| Признаки. которые причастие заимствует от глагола – это постоянные признаки. А признаки прилагательного – непостоянные.
|
(3-4 мин) | Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи (слайд 8):
- Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.
- Книга, которая лежит на столе, уже прочитана.
- За столом сидят ученики и читают книгу.
| - Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.
- Лежащая на столе книга, уже прочитана.
- За столом сидят ученики, читающие книгу.
|
| Употребление причастий позволяет избегать повторов слов, делает речь более яркой и выразительной.
|
(3-4 мин) | У причастия есть свои опознавательные морфемы. Давайте обратимся к причастиям, у которых вы выявляли грамматические признаки. Посмотрите на них и ответьте, какая морфема является опознавательной для причастия? (Слайд 9)
Причастия Образуются от глагола при помощи суффиксов -ущ—ющ- -ащ—ящ- -ом—ем—им- -енн—нн- -вш—ш- -т- |
| Суффиксы |
Выполнение упражнения (3 мин) | А теперь, зная, что такое причастие, зная его опознавательные суффиксы, попробуем выполнить следующее задание. (Слайд 10) - На улице светило яркое солнце.
- Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.
- По реке, скованной льдом. Можно кататься на коньках.
- С неба падали холодные снежинки.
- Смирно стоят зеленеющие ели.
- В поле завывает злая вьюга.
- Падающий снег сверкал на солнце.
- Заяц оставил на снегу маленькие следы.
- Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.
|
| (Слайд 11) Прилагательные
Яркое холодные злая маленькие загадочные
Причастия уснувший скованной зеленеющие падающий заколдованный
|
Подведение итогов урока (1-2 мин) | Наш урок подходит к концу, дома прочитайте параграф по изученной теме и выполните упражнение 56. |
|