Причастие
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Каплан Евгений Борисович

Урок объяснения нового материала по теме "Причастие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели: Дать учащимся понятие о причастии как о части речи; показать связь причастия с прилагательным и с глаголом;

Образовательная.

Познакомиться с причастиями, выявить особенности данной части речи. Формирование умения отличать причастия от слов других частей речи. Повторение грамматических признаков глагола и прилагательного.

Воспитательная.

Воспитание навыка самостоятельной работы  при изучении новой части речи. Воспитание любви и уважения к родному языку; 

Развивающая.

Развитие интереса к изучению родного языка. Развитие речи учащихся посредством использование в ней причастий.

развивать логическое мышление учеников.

Методические приемы: объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг.момент

(1-2 минут)

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Повторение пройденного. (7-8 мин)

Открываем тетради, записываем число и первое задание, которое я вам предложу, представляет собой синтаксический разбор предложения.

Летучие семена подобрал летящий над крышей голубь  и унёс их в степь.

Один ученик выполняет синтаксический разбор у доски, параллельно комментируя свою работу.

Летучие (прил-опр) семена (сущ-доп) подобрал (гл-сказ) летящий(?-опр) над(пред-обст) крышей(сущ-обст) голубь (сущ-подл) и(союз) унёс(гл-сказ) их (мест-доп) в(пред-обст) степь (сущ-обст). – пов., нев., прост., двусост., распр. осложнено одн.сказуемыми.

 

Создание проблемной ситуации. (4-6 мин)

Посмотрите внимательно на наше предложение. Всё ли Вас устраивает в его речевом оформлении? Красиво ли оно звучит?

Нет, в предложении повторяются однокоренные слова – тавтология, что является речевой ошибкой.

Как можно исправить речевую ошибку?

Летучие семена подобрал порхающий над крышей голубь  и унёс их в степь.

Правильно! Что это за слова? К какой части речи они относятся? Докажите

Летучий и Летящий – оба слова прилагательные (учащиеся ещё не знают о существовании причастия), обозначают признак, отвечают на вопрос «какой».

А есть ли различия между лексическими значениями данных слов? Если есть, то в чём?

Оба слова хоть и обозначают признак предмета, который летит, однако слово летящий обозначает временный признак, который через некоторое время может исчезнуть, а прилагательное «летучий» обозначает постоянный признак предмета.

(Слайд 2) Правильно. Слово летучий обозначает постоянный признак предмета. Этот признак присущ семенам деревьев всегда, это постоянное свойство семян, их особенность. Мы не можем сказать то же самое о голубе. Голубь не всегда летает, он может сесть на крышу или ветку, и в этом случае признак, обозначаемый прилагательным «летящий» будет не уместен. Таким образом, слово «летящий» обозначает такой признак, который исчезнет со временем.

Переход к новой теме (4-5 мин)

Итак, такая часть речи, которая обозначает непостоянный признак предмета, признак, который протекает во времени, называется – причастием. И слово «летящий» является именно этой частью речи. Повторите, в чем состоят сходства и различия причастие и прилагательного.

Сходства – отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета.

Различия – Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак, который проявляется не постоянно, а во времени.

Молодцы! Открываем справочники, и записываем определение причастия.(Слайд 3)

(Слайд 4)Причастие обозначает признак предмета по действию. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо.) Летящий голубь – голубь, который летит.

Действие может производить сам предмет: работающий компьютер (тот, который работает); улыбающийся ребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д.

Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил).

Мы с вами знаем, что любая часть речи, в том числе и причастие определяется по трём признакам, назовите их.

  1. Общее ГЗ. Вопрос и что обозначает?
  2. Морфологические признаки
  3. Синтаксическая роль.

Анализ морфологических признаков причастий

(4-5 мин)

По первому признаку мы охарактеризовали причастие. Знаем, что причастие обозначает признак, протекающий во времени, отвечает на вопрос «какой». В предложении вы верно подчеркнули причастие, как определение. Давайте теперь запишем группу причастий и выясним, какие грамматические признаки, присущи причастиям. (Слайд 5)

а)

желтеющая нива;
желтеющее поле;
желтеющий лист;

б)

желтеющая нива;
желтеющие нивы;

в)

желтеющая нива;
от желтеющей нивы;
на желтеющей ниве;

г)

желтеющая нива;
желтевшая нива;

д)

желтевшая нива;
пожелтевшая нива;

е)

желтеющая нива;
колышущаяся нива;

 

Учащиеся выписывают группы слов, указывают из признаки. (Слайд 6)

А) Род

Б) Число

В) Падеж

Г) Время

Д) Вид

Е) Возвратность

Какие выводы мы можем сделать о морфологических признаках причастий?

Их морфологические признаки близки как прилагательному, так и глаголу.

(1-2 мин)

Оформляем морфологические признаки в таблицу

(Слайд 7)

Признаки глагола

Признаки прилагательного

1. Вид

1. Падеж

2. Время

2. Число

3. Возвратность

3. Род

Что ещё вы узнали о признаках причастия?

Признаки. которые причастие заимствует от глагола – это постоянные признаки. А признаки прилагательного – непостоянные.

(3-4 мин)

Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи

(слайд 8):

  1. Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.
  2. Книга, которая лежит на столе, уже прочитана.
  3. За столом сидят ученики и читают книгу.
  1. Мы встретили старика, который  жил в избе, стоящей на опушке леса.
  2. Лежащая на столе книга, уже прочитана.
  3. За столом сидят ученики, читающие книгу.

Употребление причастий позволяет избегать повторов слов, делает речь более яркой и выразительной.

(3-4 мин)

У причастия есть свои опознавательные морфемы.

Давайте обратимся к причастиям, у которых вы выявляли грамматические признаки.

Посмотрите на них и ответьте, какая морфема является опознавательной для причастия? (Слайд 9)

Причастия

Образуются от глагола при помощи суффиксов

-ущ—ющ-

-ащ—ящ-

-ом—ем—им-

-енн—нн-

-вш—ш-

-т-

Суффиксы

Выполнение упражнения (3 мин)

А теперь, зная, что такое причастие, зная его опознавательные суффиксы, попробуем выполнить следующее задание. (Слайд 10)

  1. На улице светило яркое солнце.
  2. Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.
  3. По реке, скованной льдом. Можно кататься на коньках.
  4. С неба падали холодные снежинки.
  5. Смирно стоят зеленеющие ели.
  6. В поле завывает злая вьюга.
  7. Падающий снег сверкал на солнце.
  8. Заяц оставил на снегу маленькие следы.
  9. Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.

(Слайд 11)

Прилагательные

Яркое

холодные

злая

маленькие

загадочные

Причастия

уснувший

скованной

зеленеющие

падающий

заколдованный

Подведение итогов урока (1-2 мин)

Наш урок подходит к концу, дома прочитайте параграф по изученной теме и выполните упражнение 56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...