Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2012 г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_6_klass.docx | 79.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Урусовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель ТГ /Панченко Л.В./ ФИО Протокол № от « 9 »сентября 2015 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР / Липатова Н.Г./ ФИО « 11 » сентября 2015 г. | «Утверждено» Руководитель /Шуршина Н.И./ ФИО Приказ № от « 15 » сентября 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Родькиной Надежды Николаевны,
учителя русского языка и литературы,
I квалификационная категория
Ф.И.О., должность, категория
по русскому языку , 6 класс
предмет, класс и т.п.
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«__» сентября 2015 г.
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2012 г.).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского состояния, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения материально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика учебного предмета
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей обучающихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость обучающихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности обучающихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей обучающихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития обучающихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Учебно – тематический план по предмету
русский язык
Класс 6
Учитель: Родькина Н.Н.
Всего часов – 210, в неделю – 6
Контрольных словарных диктантов - 4
Контрольных диктантов -12
Изложений - 4
Сочинений - 9
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).
Учебник Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
№ п/п | Наименование раздела и тема урока | Количество часов | УУД | Применение ИКТ | Календарные сроки | ||||||||||||
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные | план | факт | ||||||||||||
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (3 ч.) | |||||||||||||||||
1 | Р/р Русский язык – один из развитых языков мира. | 1ч. | Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста | Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | 1.09 | ||||||||||
2 | Р.Р. Язык, речь, общение. | 1ч. | 3.09 | ||||||||||||||
3 | Ситуация общения. | 1 | 3.09 | ||||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (13 ч.) | |||||||||||||||||
4-5 | Фонетика. Орфоэпия. | 2 | презентация | 4.09-7.09 | |||||||||||||
6 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 1ч. | Выразительное чтение прозаических текстов. | Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | презентация | 7.09 | |||||||||
7 | Части речи. | 1ч. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операционального опыта (учебных знаний и умений) | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) | презентация | 8.09 | |||||||||
8 | Проверочная работа по теме "Части речи" | 1 | 10.09 | ||||||||||||||
9 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1ч. | Выразительное чтение прозаических текстов. | Осознать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, анализа текста | Формировать навыки речевых действий: использования адекватных речевых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний | презентация | 10.09 | |||||||||
10 | Р/р Орфограммы в окончаниях слов | 1ч. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | презентация | 11.09 | ||||||||||||
11 | Словосочетание. | 1ч. | Выразительное чтение прозаических текстов. | презентация | 14.09 | ||||||||||||
12 | Простое предложение. Знаки препинания. | 1ч. | Выразительное чтение прозаических текстов. | презентация | 14.09 | ||||||||||||
13 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. | 1ч. | Выразительное чтение поэтических текстов. | презентация | 15.09 | ||||||||||||
14 | Прямая речь. Диалог. | 1ч. | Выразительное чтение поэтических текстов; стремление к речевому самосовершенствованию. | презентация | 17.09 | ||||||||||||
15-16 | Входной контроль (контрольный диктант). Анализ контрольного диктанта | 2 ч. | Способность к самооценке | 17.09 18.09 | |||||||||||||
ТЕКСТ (7ч.) | |||||||||||||||||
17 | Р/Р Текст, его особенности. | 1ч. | Осознавать красоту и выразительность речи; стремление к речевому самосовершенствованию. | Формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Представлять конкретное содержание | презентация | 21.09 | |||||||||
18 | Р/Р Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | 1ч. | презентация | 21.09 | |||||||||||||
19 | Р/Р Начальные и конечные предложения текста. | 1ч. | Научиться определять тип речи текста на основе его языковых и композиционных признаков; выделять ключевые слова в тексте разных типов речи | Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста | Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) | презентация | 22.09 | |||||||||
20 | Р/Р Ключевые слова. | 1ч. | презентация | 24.09 | |||||||||||||
21 | Р/Р Основные признаки текста. | 1ч. | презентация | 24.09 | |||||||||||||
22 | Текст и стили речи. | 1ч. | Научиться составлять текст на основе композиционных и языковых признаков типа и стиля речи | Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | презентация | 25.09 | |||||||||
23 | Официально-деловой стиль речи. | 1ч. | презентация | 28.09 | |||||||||||||
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (16 ч.) | |||||||||||||||||
24-25 | Слово и его лексическое значение. | 2ч. | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к самосовершенствованию | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова | Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | презентация | 28.09 29.09 | |||||||||
26 | Р/Р Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя») | 1ч. | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию. | Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста | Представлять конкретное содержание и передавать его в письменной и устной форме | 1.10 | ||||||||||
27 | Общеупотребительные слова. | 1ч. | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию. | Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с точки зрения его лексического состава | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | презентация | 1.10 | |||||||||
28 | Профессионализмы. | 1ч. | презентация | 2.10 | |||||||||||||
29-30 | Р/Р Сжатое изложение | 2ч. | Применять методы информационного поиска | Формировать навыки работы в группе | 5.10 | ||||||||||||
31 | Диалектизмы. Контрольный словарный диктант. | 1ч. | Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста. | Сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свёрнутой форме | Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме | Соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | презентация | 6.10 | |||||||||
32-33 | Исконно русские и заимствованные слова. | 2ч. | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию. | Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста | Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка | презентация | 8.10 | |||||||||
34 | Новые слова (неологизмы) | 1ч. | презентация | 9.10 | |||||||||||||
35 | Устаревшие слова. | 1ч. | презентация | 12.10 | |||||||||||||
36 | Р/Р Словари. | 1ч. | презентация | 12.10 | |||||||||||||
37 | Обобщающий урок по теме «Лексика» | 1ч. | 13.10 | ||||||||||||||
38 | Контрольный диктант по теме «Лексика» | 1ч. | 15.10 | ||||||||||||||
39 | Анализ контрольной работы | 1ч. | 15.10 | ||||||||||||||
ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (4 ч.) | |||||||||||||||||
40-41 | Фразеологизмы. | 2ч. | Осознание отражения во фразеологии духовной культуры русского народа | Объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе исследования фразеологизмов | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в группе | Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении | презентация | 16.10 19.10 | |||||||||
42 | Р/Р Источники фразеологизмов. | 1ч. | презентация | 19.10 | |||||||||||||
43 | Обобщающий урок по теме «Фразеология. Культура речи». | 1ч. | презентация | 20.10 | |||||||||||||
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (27ч .) | |||||||||||||||||
44-45 | Морфемика и словообразование. | 2ч. | Осознавать возможность русского языка для самовыражения и развития творческих способностей | Осознать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова | Использовать адекватные речевые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) | презентация | 22.10 | |||||||||
46 | Р/Р Описание помещения. | 1ч. | презентация | 23.10 | |||||||||||||
47-48 | Основные способы образования слов в русском языке. | 2ч. | презентация | 26.10 | |||||||||||||
49 | Практикум по словообразованию | 1ч. | 27.10 | ||||||||||||||
50 | Р/Р Этимология слов. | 1ч. | презентация | 29.10 | |||||||||||||
51 | Контрольный диктант по теме «Морфемика и словообразование» | 1ч. | 29.10 | ||||||||||||||
52 | Анализ контрольного диктанта | 1 | 30.10 | ||||||||||||||
53 | Р/Р Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1ч. | 9.11 | ||||||||||||||
54 | Буквы а и о в корнях -кос- - - кас-. | 1ч. | презентация | 9.11 | |||||||||||||
55 | Буквы а и о в корнях -гор- - - гар-. | 1ч. | презентация | 10.11 | |||||||||||||
56 | Буквы а и о в корнях -зор- - - зар-. | 1ч. | презентация | 12.11 | |||||||||||||
57 | Буквы ы и и после приставок. | 1ч. | презентация | 12.11 | |||||||||||||
58-60 | Гласные в приставках пре- и при-. | 3ч. | презентация | 13.11 16.11 | |||||||||||||
61 | Соединительные гласные о и е в сложных словах. | 1ч. | презентация | 17.11 | |||||||||||||
62 | Сложносокращённые слова. | 1ч. | презентация | 19.11 | |||||||||||||
63 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1ч. | 19.11 | ||||||||||||||
64-65 | Р. Р. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
| 2ч. | презентация | 20.11 23.11 | |||||||||||||
66-67 | Обобщающие уроки по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» | 2ч. | презентация | 23.11 24.11 | |||||||||||||
68 | Контрольный диктант по теме «Словобразование» | 1 ч. | 26.11 | ||||||||||||||
69 | Анализ контрольного диктанта | 1 | 26.11 | ||||||||||||||
70 | Контрольный тест | 1 ч. | 27.11 | ||||||||||||||
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (125 ч.) | |||||||||||||||||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (29ч.) | |||||||||||||||||
71-72 | Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи. | 2ч. | Интерес к изучению языка, способность к самооценке | Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи | Владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка | презентация | 30.11 | |||||||||
73-74 | Р/Р Изложение | 2 | 1.12 3.12 | ||||||||||||||
75 | Разносклоняемые имена существительные. | 1ч. | презентация | 3.12 | |||||||||||||
76-77 | Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. | 1ч. | презентация | 4.12 | |||||||||||||
78 | Несклоняемые имена существительные. | 1ч. | презентация | 7.12 | |||||||||||||
79 | Род несклоняемых имён существительных. | 1ч. | презентация | 7.12 | |||||||||||||
80 | Имена существительные общего рода. | 1ч. | презентация | 8.12 | |||||||||||||
81-82 | Р/Р Сочинение-описание впечатлений. | 2 | презентация | 10.12 | |||||||||||||
83 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | 11.12 | ||||||||||||||
84-85 | Не с именами существительными. Контрольный словарный диктант. | 2ч. | презентация | 14.12 | |||||||||||||
86-87 | Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). | 2ч. | презентация | 15.12 17.12 | |||||||||||||
88 | Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. | 1ч. | презентация | 17.12 | |||||||||||||
89 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | 1ч. | презентация | 18.12 | |||||||||||||
90-91 | Повторение теме «Имя существительное» | 2 | презентация | 21.12 | |||||||||||||
92 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 ч. | 22.12 | ||||||||||||||
93 | Анализ контрольной работы | 1 | 24.12 | ||||||||||||||
94-97 | Резервные уроки | 4 | 24.12 25.12 28.12 | ||||||||||||||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (30 ч.) | |||||||||||||||||
99 | Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи. | 1ч. | Интерес к изучению языка. Способность к самооценке. Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств | Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прилагательного | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать) | презентация | 29.12 | |||||||||
101102 | Р/Р Описание природы. | 2ч. | 11.01 | ||||||||||||||
103-104 | Степени сравнения имён прилагательных. | 2ч. | презентация | 12.01 14.01 | |||||||||||||
105 | Проверочная работа | 1 | 14.01 | ||||||||||||||
106-107 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 2ч. | презентация | 15.01 | |||||||||||||
108-109 | Р/РСочинение-описание местности | 2ч. | 18.01 | ||||||||||||||
110 | Относительные прилагательные. | 1ч. | презентация | 19.01 | |||||||||||||
111 | Р.Р. Выборочное изложение | 1ч. | 21.01 | ||||||||||||||
112 | Притяжательные прилагательные. | 1ч. | презентация | 21.01 | |||||||||||||
113 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1ч. | 22.01 | ||||||||||||||
114-115 | Не с прилагательными. | 2ч. | презентация | 25.01 | |||||||||||||
116 | Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное" | 1ч. | 26.01 | ||||||||||||||
117 | Анализ диктанта | 1 | 28.01 | ||||||||||||||
118 | Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных. | 1ч. | презентация | 28.01 | |||||||||||||
119-120 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. | 2ч. | презентация | 29.01 1.02 | |||||||||||||
121 | Р/Р Описание игрушки | 1ч. | 1.02 | ||||||||||||||
122 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. | 1ч. | презентация | 2.02 | |||||||||||||
123-124 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 2ч. | презентация | 4.02 | |||||||||||||
125 | Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Написание сложных прилагательных» | 1ч. | 5.02 | ||||||||||||||
126-127 | Обобщающие уроки по теме «Имя прилагательное». Контрольный тест | 2ч. | презентация | 8.02 | |||||||||||||
128 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» . | 1ч. | 9.02 | ||||||||||||||
129 | Анализ контрольной работы | 1ч. | 11.02 | ||||||||||||||
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (15 ч.) | |||||||||||||||||
130 | Имя числительное как часть речи. | 1ч. | Интерес к изучению языка; способность к самооценке | Осознать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий Проектировать маршрут преодоление затруднений | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы | презентация | 11.02 | |||||||||
131 | Простые и составные числительные. | 1ч. | презентация | 12.02 | |||||||||||||
132 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1ч. | презентация | 15.02 | |||||||||||||
133 | Порядковые числительные. | 1ч. | презентация | 15.02 | |||||||||||||
134-135 | Выборочное изложение | 2 | 18.02 | ||||||||||||||
136 | Разряды количественных числительных. | 1ч. | презентация | 19.02 | |||||||||||||
137-138 | Числительные, обозначающие целые числа. | 2ч. | презентация | 22.02 | |||||||||||||
139 | Дробные числительные. | 1ч. | презентация | 25.02 | |||||||||||||
140 | Собирательные числительные. | 1ч. | презентация | 25.02 | |||||||||||||
141 | Морфологический разбор имени числительного. | 1ч. | 26.02 | ||||||||||||||
142 | Обобщающий урок по теме «Имя числительное». | 1ч. | презентация | 29.02 | |||||||||||||
143 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» . | 1ч. | 29.02 | ||||||||||||||
144 | Анализ контрольной работы | 1ч. | |||||||||||||||
МЕСТОИМЕНИЕ (25 ч.) | |||||||||||||||||
145 | Местоимение как часть речи. | 1ч. | Интерес к изучению языка; способность к самооценке. Использование норм речевого этикета в собственной речевой практике; способность к самооценке. | Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с местоимениями | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка действия) | презентация | 1.03 | |||||||||
146-147 | Личные местоимения. | 2ч. | презентация | 3.03 | |||||||||||||
148 | Возвратное местоимение себя. | 1ч. | 4.03 | ||||||||||||||
149 | Р/Р Рассказ по рисункам | 1ч. | 7.03 | ||||||||||||||
150 | Вопросительные местоимения. | 1ч. | презентация | 7.03 | |||||||||||||
151 | Относительные местоимения | 1ч. | презентация | 10.03 | |||||||||||||
152-153 | Неопределенные местоимения. | 2ч. | презентация | 10.03 | |||||||||||||
154-155 | Отрицательные местоимения. | 2ч. | презентация | 11.03 14.03 | |||||||||||||
156-157 | Притяжательные местоимения. | 2ч. | презентация | 14.03 15.03 | |||||||||||||
158-159 | Р/Р Рассуждение. Сочинение-рассуждение. | 2ч. | 17.03 | ||||||||||||||
160 | Указательные местоимения. | 1ч. | презентация | 18.03 | |||||||||||||
161 | Определительные местоимения. | 1ч. | презентация | 21.03 | |||||||||||||
162 | Местоимения и другие части речи. Контрольный словарный диктант | 1ч. | 21.03 | ||||||||||||||
163 | Морфологический разбор местоимения. | 1ч. | 22.03 | ||||||||||||||
164-165 | Обобщающие уроки по теме «Местоимение». | 2ч. | презентация | 24.03 | |||||||||||||
166 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1ч. | 25.03 | ||||||||||||||
167 | Анализ контрольной работы | 4.04 | |||||||||||||||
168-169 | Р.Р. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители» | 2ч. | 4.04 5.04 | ||||||||||||||
ГЛАГОЛ (29 ч.) | |||||||||||||||||
170-171 | Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи. | 2ч. | Интерес к изучению языка. Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию Способность к самооценке. | Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста | Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка действия) | презентация | 7.04 | |||||||||
172 | Р/Р Сочинение по рисункам и данному началу | 1ч. | 8.04 | ||||||||||||||
173 | Повторение: способы образования глаголов | 1ч. | 11.04 | ||||||||||||||
174 | Разноспрягаемые глаголы. | 1ч. | презентация | 11.04 | |||||||||||||
175-176 | Глаголы переходные и непереходные | 2ч. | презентация | 12.04 14.04 | |||||||||||||
177 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. | 1ч. | презентация | 14.04 | |||||||||||||
178-179 | Р/Р Изложение. | 2ч. | 15.04 18.04 | ||||||||||||||
180-181 | Условное наклонение. | 2ч. | презентация | 18.04 19.04 | |||||||||||||
182-183 | Повелительное наклонение. | 2ч. | презентация | 21.04 | |||||||||||||
184-185 | Р/Р Сочинение по рисункам. | 2ч. | 22.04 25.04 | ||||||||||||||
186 | Употребление наклонений. | 2ч. | 25.04 26.04 | ||||||||||||||
187 | Контрольный диктант по теме "Глагол" | 1ч. | 28.04 | ||||||||||||||
188 | Анализ диктанта | 1 | 29.04 | ||||||||||||||
189-190 | Безличные глаголы. | 2ч. | презентация | 2.05 | |||||||||||||
191 | Морфологический разбор глагола. | 1ч. | 3.05 | ||||||||||||||
192 | Р/Р Рассказ на основе услышанного. | 1ч. | 5.05 | ||||||||||||||
193-194 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 2ч. | презентация | 5.05 6.05 | |||||||||||||
195-196 | Обобщающие уроки по теме «Глагол» | 2ч. | 10.05 12.05 | ||||||||||||||
197 | Контрольная работа по теме «Глагол» | 1 ч. | 12.05 | ||||||||||||||
198 | Анализ диктанта | 1 | 13.05 | ||||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 - 6 КЛАССАХ (12 ч.) | |||||||||||||||||
199-200 | Разделы науки о языке. Орфография. | 2ч. | Способность к самооценке Осознание роли пунктуации в письменной речи. | Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и составления текста | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | презентация | 16.05 | |||||||||
201 | Пунктуация | 1 | презентация | 17.05 | |||||||||||||
202-203 | Лексика и фразеология. | 2ч. | презентация | 19.05 | |||||||||||||
204 | Словообразование. Контрольный словарный диктант. | 1ч. | 20.05 | ||||||||||||||
205 | Морфология | 1ч. | презентация | 23.05 | |||||||||||||
206 | Синтаксис | 1 | презентация | 23.05 | |||||||||||||
207 | Итоговый контрольный диктант | 1ч. | 24.05 | ||||||||||||||
208 | Анализ контрольного диктанта | 1 | 26.05 | ||||||||||||||
209-210 | Резервные уроки | 2ч. | 26.05 27.05 |
Содержание курса
Содержание | Кол-во часов | |
1 | ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Устное и письменное общения. Развитие речи (далее Р.Р.). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения. | 4 |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.
| 12 | |
2 | ТЕКСТ Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль. | 7 |
3 | ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Словари русского языка. | 16 |
4 | ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. | 4 |
5 | СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе). Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо. Этимология слов. Этимологические словари. Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 27 |
6 | ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Морфологический разбор имени существительного. | 29 |
7 | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе). Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. | 30 |
8 | ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Морфологический разбор имени числительного. | 15 |
9 | МЕСТОИМЕНИЕ Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи. Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. Морфологический разбор местоимения. | 25 |
10 | ГЛАГОЛ Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола. Морфологический разбор глагола. | 29 |
11 | ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 - 6 КЛАССАХ Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. | 12 |
ИТОГО | 210 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка обучающиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 6 класса обучающиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста, составлять простой план;
чтение:
- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста
- разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
- самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
- подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
- собирать материал к сочинению и систематизировать его;
- составлять сложный план и на его основе создавать текст;
- использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
- исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
текст:
- определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
- составлять простой и сложный план анализируемого текста;
- определять вид связи предложений в тексте;
- устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;
фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
- использовать транскрипцию для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика и словообразование:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
- выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- пользоваться словообразовательным словарем, а также словарём морфемных моделей слов;
лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
- проводить лексический разбор слова;
морфология:
- аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи и отличать данную часть речи от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
- обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
- объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарём;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
• составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- анализировать разные виды простых и сложных предложений (простые случаи);
- определять синтаксическую роль изученных частей речи;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
• строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку» (к учебникам М. Т. Баранова и др.) 6 класс. Москва «ВАКО», 2014
2. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012г.
Интернет- ресурсы
Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru
Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru
Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...