рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Белоножко Людмила Валерьевна

Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения и каледарно-тематическое планирование.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_russkiy_7_klass.doc335 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Семецкая

средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Белоножко Л.В.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ Семецкая   СОШ

Федорищенко Н.Н.

 «__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Семецкая СОШ»

__________________Шныптева Е.Л.

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по русскому языку

для  7 класса

программа разработана учителем

первой квалификационной категории

Белоножко Л. В.

 

2014-2015 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения и каледарно-тематическое планирование.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ Старо-Краснослободская СОШ. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VII классе – 170 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Русский язык как развивающееся явление.

1

Повторение пройденного в 5-6 классах.

12

1

2

Морфология. Орфография. Культура речи.

83

2

Причастие.

25

2

6

Деепричастие.

10

1

2

Наречие.

28

2

6

Категория состояния.

4

2

Служебные части речи. Культура речи.

Предлог.

1

11

2

Союз.

16

1

2

Частица.

16

1

4

Междометие.

6

Повторение о обобщение изученного в 5-7 классах.

17

1

2

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Русский язык как развивающееся явление  (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ  (8 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (97+22 ч)

Причастие  (25 ч + 6 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях
(принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены),
правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным  оборотом.

III.        Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (10 ч + 2 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида  и их образование.

Не с деепричастиями.

II.        Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III.        Рассказ по картине.

Наречие  (28 ч + 6 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая   роль   наречий.   Словообразование   наречий.

Правописание не с наречиями на и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на и -е.

Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.

II.        Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и  антонимы.

III.        Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (4 ч)

I.        Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II.        Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог  (11 ч + 2 ч)

I.        Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II.        Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III.        Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз  (16 ч + 2 ч)

I.        Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

II.        Умение пользоваться  в речи союзами-синонимами.

III.        Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица  (16 ч + 4 ч)

I.        Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II.        Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III.        Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова  (6 ч)

I.        Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова  и  их отличие от  междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II.        Умение   выразительно   читать   предложения   с   междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (12 ч + 2 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс VII класса.

  1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II.        К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями    и    навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VII класса.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.  

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

К УРОКАМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Кинофильмы.

Сочинение по данному сюжету.

Портрет.

Барская усадьба.

Мультимедийные пособия, презентации


Календарно-тематическое планирование

 по русскому языку.  7 класс

Тема урока

Кол-во часов

по теме

Дата

Содержание, формы контроля

1 ЧЕТВЕРТЬ (47 уроков)

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Русский    язык - основное средство общения в     национальном коллективе. Анализ      текстов,   выявление главного и существенного

Повторение изученного в 5—6 классах (12 + 3)

2

Синтаксис. Синтаксический разбор

1

Синтаксис.      Отличие словосочетания от предложения.   Виды   предложений. Главные и второстепенные   члены предложений. Синтаксический   разбор.

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

1

Пунктуация.   Пунктуационный разбор. Графический, объяснительный диктанты, составление схем,     конструирование по схемам

4, 5

Лексика и фразеология

2

Лексический     состав   языка.   Лексические нормы .Сочинение-миниатюра. Анализ   художественного текста,   работа   со  словарем

6, 7

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

2

Звуки речи. Оценка  собственной  и чужой речи с точки   зрения   орфоэпических норм. Фонетический разбор,   тест, редактирование звучащей речи

8, 9

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

2

Морфемы. Способы     образования слов.   Правописание морфем .Работа с перфокартами, объяснительный   диктант, диктант «Проверь себя»

10, 11, 12

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

3

Система      частей речи.     Принципы выделения: общее грамматическое значение,       морфологические признаки,   синтаксическая    роль. Соблюдение     основных   морфологических норм русского языка.  Правописание частей речи. Члены    предложения. Знаки препинания

13

Контрольный диктант

1

Диктант         с грамматическим заданием

14

Р/р. Текст

1

Текст.     Средства связи    предложений в тексте. Стилевые черты. Работа с текстом:    указать признаки   текста,    сформулировать       и записать тему, основную мысль,    определить   стиль, средства связи предложений в тексте,   составить план

15

Р/р. Стили речи

1

Текст.     Средства связи    предложений в тексте. Стилевые черты. Работа с текстом:    указать признаки   текста,    сформулировать       и записать тему, основную мысль,    определить   стиль, средства связи предложений в тексте,   составить план

16

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью»

1

17

Причастие как часть речи

1

Морфологические признаки   глагола. Правописание безударных    личных       окончаний глагола. Выборочный диктант,     изложение-миниатюра

18

Морфологические признаки у причастия. Признаки глагола у причастия

1

Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие,   его   грамматические    признаки.  Признаки глагола    и    прилагательного    в    причастии.  Синтаксическая роль. Подбор существительных к прилагательным    и    причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий     в речи

Подбор существительных к прилагательным    и    причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий     в речи

19

Признаки прилагательного у причастия

1

20

Р/р. Публицистический стиль

1

21

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

Склонение полных причастий   и  правописание     гласных   в   падежных окончаниях     причастий. Осложнённое списывание

22, 23

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

2

Причастный    оборот,      выделение запятыми    причастного оборота . Объяснительный, распределительный диктанты

24

Р/р. Описание внешности человека

1

Описание     внешности      человека: структура    текста, языковые особенности     («портретные» слова)

25, 26

Р/р. Описание внешности человека

Сочинение по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы»

2

27,

Действительные и страдательные причастия

1

Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления

 28,

Действительные причастия настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

Образование действительных   причастий   настоящего   времени.   Правописание      гласных в суффиксах действительных причастий         настоящего времени.  

29,

Действительные причастия прошедшего времени

1

Образование действительных   причастий      прошедшего        времени. Орфоэпические нормы

 30,  

 

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

Образование страдательных причастий   настоящего         времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий   настоящего         времени. Синтаксическая синонимия

31

Страдательные причастия прошедшего времени

1

Образование страдательных причастий       прошедшего времени

32

Краткие причастия

1

Краткие     страдательные    причастия,   их  синтаксическая     роль     в предложении

33

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

1

34, 35

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных

2

Н и НН в суффиксах  кратких страдательных      при-частияй и кратких отглагольных прилагательных . Одна и две буквы Н    в    суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных    от глагола

36

Обобщение по теме «Причастие».

1

37

Контрольный диктант

1

38

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

1

39

Морфологический разбор причастия

1

Общее    значение причастия,      морфологические признаки,   синтаксическая роль

40

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

1

Слитное    и    раздельное    написание НЕ с причастиями

41

Р/р. Выборочное изложение по упр. 130

1

Выборочное      изложение    повествовательного текста с элементами описания внешности человека

42

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

43, 44, 45,

Повторение темы «Причастие»

* Переход прич. в прилаг. и сущ.

* Самостоят. работа по теме «Причастие»

1,

1, ,

1,

Значение, морфологические      признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий.      Правописание причастий

46

Контрольный диктант по теме «Причастие» за 1 четверть

1

Многоаспектный анализ текста

47

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

1

Классификация   и исправление    допущенных ошибок

2 ЧЕТВЕРТЬ (35 уроков)

Деепричастие (10+2)

48

Деепричастие как часть речи

1

Вопрос о деепричастии  в системе частей речи. Глагольные  и  наречные признаки деепричастия,      синтаксическая и тек-стообразующая роль      деепричастий

49

Морфологические признаки у деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

1

Глагольные  и  наречные признаки деепричастия,      синтаксическая и тек-стообразующая роль      деепричастий

50

Деепричастный оборот. 3пятые при деепричастном обороте

1

Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном    обороте.    Выделение одиночного     деепричастия     запятыми

51

Раздельное написание не с деепричастиями

1

НЕ    с   деепричастиями

52

Деепричастия несовершенного вида

1

Деепричастия   совершенного и несовершенного  вида и их образование

53

Деепричастия совершенного вида

1

54, 55

Р/р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»

2

Описание    действий   как  вид  текста:        структура, языковые особенности

56

Морфологический разбор деепричастия

1

Способы    образования    деепричастий.    Правописание НЕ с деепричастиями.     Знаки препинания      при деепричастном обороте

57

Повторение темы «Деепричастие»

1

Способы    образования    деепричастий.    Правописание НЕ с деепричастиями.     Знаки препинания      при деепричастном обороте

58

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

1

59

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

1

Классификация   и исправление    допущенных ошибок . Работа над ошибками

Наречие (28 + 6)

60

Наречие как часть речи

1

Наречие    как    самостоятельная    неизменяемая    часть    речи: значение,     морфологические       признаки, синтаксическая роль

61, 62

Смысловые группы наречий

2

Разряды   наречий   по значению.      Употребление наречий

63

Способы образования наречий

1

64, 65

Р/р. Контрольное сочинение по картине И. Попова «Первый снег»

2

Сочинение-описание действий   (на   основе наблюдений)

66, 67

Степени сравнения наречий

2

Образование     степеней   сравнения   наречий (сравнительной,   превосходной),   критерии   разграничения   простой сравнительной     и     составной превосходной    степеней    прилагательных и наречий, приемы распознавания     морфологических омонимов;

68

Морфологический разбор наречия

1

Морфологические признаки        наречия. Разграничение    наречий   и  других  частей речи

69

Контрольный диктант

1

70

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

1

Классификация   и исправление    допущенных ошибок

71, 72

Слитное и раздельное написание не с наречиями на  и

2

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е. способ образования наречия, условия выбора правильного   написания

73, 74

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

2

Правописание     отрицательных наречий

75

Р/р. Изложение

* Р/р Сочинение-рассуждение по видимому тексту

1

*Сочинение   -   описание книги. Собирание и систематизация рабочего материала

76

Одна и две буквы н в наречиях на –о и

1

Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на 0-

Е

77

Р/р. Описание действий

1

78

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1

Буквы 0-Е после шипящих на конце наречий

79, 80

Буквы о и а на конце наречий

2

Буквы  О-А  на   конце наречий с приставками  ИЗ-,  ДО-,   С-,  В-, НА-, ЗА-

81, 82

Р/р. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

2

3 ЧЕТВЕРТЬ (50 уроков)

83, 84

Дефис между частями слова в наречиях

2

Дефис между частями слова в наречиях

85, 86

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

2

Слитное и раздельное написание     наречий, образованных   от   существительных  и  количественных   числительных

87

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Ь после шипящих на конце наречий

88, 89, 90, 91

Повторение темы «Наречие»

4

Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий

92

Контрольная работа по теме «Наречие»

1

Правописание    наречий.   Виды   разборов на основе аудируемого текста

93

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

1

Классификация   и исправление    допущенных ошибок

Слово категории состояния (4 +2)

94, 95

Категория состояния как часть речи

2

96

Морфологический разбор категории состояния

1

97

Р/р. Изложение

1

Выборочное    изложение   -   описание   состояния человека или природы

98

Повторение темы «Категория состояния»

1

99

Р/р. Сочинение на лингвистическую тему

1

100

Служебные части речи

1

Служебные   части речи.   Служебные слова и их отличия  от  самостоятельных      частей речи.      Основная роль     служебных частей речи

Предлог (11 +2)

101

Предлог как часть речи

1

Предлог как служебная часть речи.   Роль  предлогов   в   словосочетании    и предложении

102

Употребление предлогов

1

Предлоги      однозначные и многозначные.       Употребление предлогов   с    существительными,   числительными,   местоимениями.    Предлог перед  прилагательными,     порядковыми числительными   и   причастиями

103

Непроизводные и производные предлоги

1

Непроизводные   и производные

предлоги

104

Простые и составные предлоги

1

Простые     и     составные предлоги

Предлог   как   служебная часть речи и   средство   связи слов в словосочетании и предложении. Употребление предлога с одним или     несколькими падежами.   Правописание    производных предлогов.   Различение   на   письме производных предлогов и созвучных словосочетаний

105

Морфологический разбор предлога

1

Основное     грамматическое         значение предлога. Разряды предлогов по происхождению и составу.  

106, 107

Р/р. Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

2

108, 109

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

Слитные    и    раздельные     написания   предлогов   (в течение,       ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под

110, 111

Повторение темы «Предлог»

2

Простые     и     составные предлоги

Предлог   как   служебная часть речи и   средство   связи слов в словосочетании и предложении. Употребление предлога с одним или     несколькими падежами.   Основное     грамматическое         значение предлога. Разряды предлогов по происхождению и составу.   Правописание    производных предлогов.   Различение   на   письме производных предлогов и созвучных словосочетаний

112

Контрольный диктант по теме «Предлог»

1

113

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

1

Классификация   и исправление    допущенных ошибок

Союз (16+2)

114

Союз как часть речи

1

Союз  как служебная часть речи, как средство        связи однородных    членов предложения и частей     сложного предложения. Синтаксическая    роль союзов  в  предложениях.       Союзы-синонимы

115

Простые и составные союзы

1

Простые     и     составные союзы

116

Союзы сочинительные и подчинительные

1

Союзы        сочинительные   и  подчинительные.    Запятая перед союзами в простом и сложном   предложении. Употребление   сочинительных        и подчинительных союзов.   Текстооб-разующая       роль союзов

117, 118

Запятая в сложном предложении

2

Союзы        сочинительные  и   подчинительные.        Запятая  перед  союзами в простом и сложном    предложении. Употребление сочинительных и   подчинительных союзов.   Текстооб-разующая       роль союзов

119, 120

Сочинительные союзы

2

Группы      сочинительных    союзов, их назначение

121, 122

Подчинительные союзы

2

Группы    подчинительных     союзов по значению

123

Морфологический разбор союза

1

Морфологический разбор.    Разряды союзов  по  строению и значению

124, 125

Р/р. Сочинение-рассуждение

2

126, 127

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

2

Слитное     написание    союзов.    Отличие     написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же

128, 129

Повторение темы «Союз»

2

Общее и отличное между  предлогами и  союзами.   Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное     и     раздельное написание предлогов.     Отличия   предлогов   от существительных с предлогами.   Предлоги   как средство связи слов в словосочетании и предложении. Союз как средство        связи предложений в тексте.   Употребление предлогов и союзов

130

Контрольный диктант по теме «Союз»

1

Общее и отличное между предлогами и  союзами.   Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное     и     раздельное написание предлогов.     Отличия   предлогов   от существительных с предлогами.  Предлоги  как средство связи слов в словосочетании и предложении. Союз как средство        связи предложений в тексте.   Употребление предлогов и союзов

131

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

1

Классификация   и исправление    допущенных ошибок

Частица (18 + 4)

132

Частица как часть речи

1

Частица   как  служебная часть речи. Роль частиц в предложении

4 ЧЕТВЕРТЬ (38 уроков)

133

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

Разряды    частиц. Формообразующие частицы. роль    формообразующих    частиц, уметь    распознавать    формообразующие частицы, отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста придают смысловые оттенки

134 135 136

Смысловые частицы

3

Модальные     частицы:        вопросительные,      указательные,    восклицательные

137

Р/р. Сочинение «Как мне стать чемпионом»

1

138 139

Раздельное и дефисное написание частиц

2

Раздельное и дефисное написание частиц

140 141

Р/р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

2

142

Морфологический разбор частиц

1

Общее   значение, правописание частиц

143144

Отрицательные частицы не и ни

2

Отрицательные частицы.        Роль отрицательной частицы НЕ. Различение       на письме частиц НЕ и НИ

145146

Различение частицы и приставки не-

2

Правописание  НЕ с         различными частями         речи. Орфоэпические нормы

147

Сочинение-рассказ по данному сюжету

1

Уметь  создавать  собственное  высказывание,  соответствующее требованиям   точности,   логичности   и выразительности речи, определять основную     мысль     высказывания;, распространять текст характеристикой героев, элементами описания, диалогом,  сохраняя  при  этом его целостность;   правильно   выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка

148

Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни

1

Правописание НИ с разными частями речи. Различение      выражений НЕ    ЧТО    ИНОЕ, КАК...,     НЕ    КТО ИНОЙ,          КАК..., НИЧТО    ИНОЕ..., НИКТО ИНОЙ

149150

Повторение темы «Частица»

2

Использование частиц для  передачи      различных оттенков значения и для образования форм        глагола. Разряды     частиц по значению и составу. Смысловые различия    частиц НЕ   -   НИ.   Употребление частиц с разными   частями речи

151

Повторение правописания служебных частей речи

1

Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей   речи.   Основная  роль служебных       частей речи.   Правописание       предлогов, союзов,      частиц. Употребление    их в речи

152

Контрольный диктант по теме «Частица»

1

153

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

* Повторение по теме «Служебные части речи»

1

Классификация   и исправление    допущенных ошибок

Междометие (3 + 1)

154

Междометие как часть речи

1

Междометие     как особый       разряд слов.        Разряды междометий. знаки препинания при них; употреблять в своей речи; выразительно читать предложения с междометиями,  конструировать   предложения   с   междометиями, отличать их от знаменательных и служебных частей речи

155

Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях

1

Правописание междометий через дефис

156

Урок-игра по теме «Междометие»

1

Повторение, обобщение, развитие речи: создание текстов с междометиями.

157158

Р/р. Изложение

2

Повторение (11 +2)

159

Разделы науки о языке

1

160

Текст. Стили речи

1

Текст.    Стили    и типы   речи.   Прямой   и   обратный порядок         слов. Способы   и   средства   связи   предложений в тексте

161 162

Р/р. Сочинение по теме «Дело мастера боится»

2

163

Фонетика и графика

1

Основные      виды языковых и речевых норм.  Орфоэпические нормы

164

Лексика и фразеология

1

Лексические    нормы (повтор слова, неуместное    употребление       слов, употребление слова в несвойственном ему значении)

165

Словообразование

1

166

Повторение. Морфология

1

167

Повторение. Орфография

1

168

Контрольный итоговый диктант

1

169

Повторение. Синтаксис и пунктуация

1

170

Итоговое тестирование

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....