Этап урока | Содержание | Формирование УУД | Методическое обоснование |
I. Мотивация к учебной деятельности | Учитель: - Лингвисты-учёные составляют словарь «Слитное и раздельное написание наречий» и прислали нам, знатокам, письмо со списком наречий. Они просят распределить их в 2 колонки и сформулировать правило слитного и раздельного написания наречий. Как, ребята, поможем им?
| Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Организована - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); - деятельность учащихся по теме урока («могу»); - созданы условия для возникновения у ученика желания включиться в учебную деятельность («хочу»). |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | На партах у всех задание: данные наречия нужно записать в два столбика – слитно/раздельно: (В)догонку, (в)добавок, (на)бекрень, (в)дребезги, (на)обум, (в)открытую, (в)прикуску, (в)сласть, (ис)подлобья, (до)тла, (в)ничью, (в)заперти, (в)обнимку, (до)смерти, (на)память, (не)впопад, (без)оглядки, (под)узцы, (за)утра, (в)смятку, (на)изусть.
(При выполнении задания ученики испытывают затруднения)
| Познавательные общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные: контроль, коррекция.
| Организована - актуализация мыслительных операций; - сформирована мотивация к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»); - организовано самостоятельное выполнение пробного учебного действия и фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия. |
III. Выявление места и причины затруднения
| (На экране даётся ключ к заданию, ученики сверяют свои записи)
Учитель: - Правильно ли выполнено задание? (Нет) - Ребята, почему вам было нелегко выполнить это задание? (Не знаем, как писать такие наречия)
| Познавательные общеучебные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
| Организовано - восстановление выполненных операций; - соотнесение своих действий с используемыми эталонами; - фиксация места, где возникло затруднение. На этой основе организовано выявление и фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
| Учитель: - Пока нам трудно выполнить это задание. Мы поможем лингвистам, но чуть позже. Давайте подумаем, что поможет нам справиться с этим затруднением? (Знание правила) - Постарайтесь сформулировать тему нашего урока. (Варианты формулировки)
(Тема урока высвечивается на экране).
| Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий; логические: установление причинно-следственных связей.
| Организовано построение проекта выхода из затруднения: - учащиеся поставили цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения); - сформулировали шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; - уточнили и согласовали тему урока.
|
Физминутка
| Упражнения для снятия напряжения глаз.
| Регулятивные волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии. | Данный этап проводится с целью избежания физического и умственного переутомления семиклассников. |
V. Реализация построенного проекта | Учитель: - Чтобы ответить на письмо лингвистов, нужно самим чётко разобраться, какие есть правила их написания.
Работа с таблицами: у каждого на парте карточки – таблицы, работа ведётся в парах. (Таблица взята из «Поурочных разработок по русскому языку в 7 классе» Н. В. Егоровой).
- Исследуйте таблицу и сделайте вывод, как же пишутся наречия и как было бы легче запомнить их правописание. Слитно | Раздельно | Наречия, образованные соедине- нием предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, втрое). | 1. Наречия, образованные соединением других предлогов с собирательными числительными (по трое, по одному, на троих). | 2. Наречия, образованные приставочным способом от других наречий (доныне, напротив, насквозь, позавчера). | 2. Наречия, образованные от существительных, начинающихся с гласных, с предлогами (в охапку, в упор, до упаду). | 3. наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом от прилагательных (вплотную, вкрутую, зачастую). | 3. Наречия, образованные от прилагательных, начинающихся с гласных, с предлогами (в открытую, в общем). | 4. Наречия, образованные приставочным способом от существительных, если при них нет пояснительных слов (вначале, вверх, налицо). | 4. Наречия, образованные от сочетаний существительных с предлогами (с ходу, с лёту, за границей, под мышками). | 5. Наречия в сравнительной степени (получше, покрасивее). | 5. Наречия, образованные от сочетаний двух существительных с предлогами (в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз). |
(Заслушивание ответов учащихся)
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | Организована - реализация построенного проекта в соответствии с планом; - фиксация нового способа действия в речи; - фиксацию нового способа действия с помощью таблицы; - фиксация преодоления затруднения; - уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). |
VI. Первичное закрепление. а) работа по учебнику
| Учитель: - Откройте учебники на стр. 118 упр. 258 (комментированное письмо по цепочке). - Обратите внимание на словарные слова, с которыми составьте словосочетания и запишите их в словарики.
| Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | Организовано усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально). |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа в тестовых тетрадях (Книгина М.П. Русский язык. 7 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2011)
| Учитель: - Выполните тестовое задание на стр. 10 № 5-9.
(Фронтальная проверка теста с проговариванием во внешней речи) | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | Организовано - самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; - соотнесение работы с эталоном для самопроверки; - организована рефлексия деятельности по применению нового способа действия.
|
VIII. Включение в систему знаний и повторение | Учитель: - Теперь, наверное, легко будет справиться с письмом лингвистов. (Учащиеся работают с письмом лингвистов. Проверка.)
| Познавательные общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: владение письменной монологической формой речи
| Организовано - выявление типов заданий, где используется новый способ действия. - повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
IX. Рефлексия учебной деятельности
Запись домашнего задания | Учитель: - В заключении вашему вниманию предлагаются вопросы для обсуждения: - Что оказалось новым для вас?
- Интересным?
- Полезным?
- Что вызвало наибольшие затруднения?
- Как оцениваете свою работу на уроке?
Дома вам предлагается составить тест для соседа из 5 заданий по теме урока, используя материал таблицы.
| Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
| Организована - фиксация нового содержания, изученного на уроке. - организован рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; - организовано оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; - фиксация неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности; - обсуждение и запись домашнего задания. |