Конструкт урока по ФГОС по теме "Слитное и раздельное написание наречий" для 7-го класса
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

 

Создает мотивацию к открытию новых знаний, формирует умение слитного и раздельного написания наречий,развивает способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной речи,  адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК  Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А Тростенцова и др.)

Предмет: Русский язык

Класс: 7

Тип урока: ОНЗ

Тема урока:  Слитное и раздельное написание наречий

Основные цели:  

  • создать мотивацию к открытию новых знаний;
  • сформировать умение слитного и раздельного написания наречий;  
  • развить способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной речи,  адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности.

Планируемый результат:

- научить правильно писать наречия (слитно/раздельно);  

 - формирование способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной речи,  адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности;

- включение полученных знаний в учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Ход урока

Этап урока

Содержание

Формирование

УУД

Методическое

обоснование

I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

- Лингвисты-учёные составляют словарь «Слитное и раздельное написание наречий» и прислали нам, знатокам, письмо со списком наречий. Они просят распределить их в 2 колонки и сформулировать правило слитного и раздельного написания наречий. Как, ребята, поможем им?

 

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Организована

- актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

- деятельность учащихся по  теме урока («могу»);

- созданы условия для возникновения у ученика желания включиться в учебную деятельность («хочу»).

  II.  Актуализация знаний и фиксация  затруднения в пробном учебном действии

На партах у всех задание: данные наречия нужно записать в два столбика –

слитно/раздельно:

(В)догонку, (в)добавок, (на)бекрень, (в)дребезги, (на)обум, (в)открытую, (в)прикуску, (в)сласть, (ис)подлобья, (до)тла, (в)ничью, (в)заперти, (в)обнимку, (до)смерти, (на)память, (не)впопад, (без)оглядки, (под)узцы, (за)утра, (в)смятку, (на)изусть.

(При выполнении задания ученики испытывают затруднения)

Познавательные

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция.

 

 

Организована

- актуализация мыслительных операций;

- сформирована мотивация к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»);

- организовано самостоятельное выполнение пробного учебного действия и  фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия.  

III. Выявление места и причины затруднения

 (На экране даётся ключ к заданию, ученики сверяют свои записи)

Учитель:

- Правильно ли выполнено задание? (Нет)

 

- Ребята, почему  вам было нелегко выполнить это задание?

(Не знаем, как писать такие наречия)  

Познавательные

общеучебные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Организовано

- восстановление выполненных операций;

- соотнесение своих действий с используемыми эталонами;

- фиксация места,  где возникло затруднение. На этой основе организовано выявление и фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

 Учитель:

- Пока нам трудно выполнить  это задание.   Мы поможем лингвистам, но чуть позже. Давайте подумаем, что поможет нам справиться с этим затруднением?

(Знание правила)

- Постарайтесь сформулировать тему  нашего урока.

(Варианты формулировки)

(Тема урока высвечивается на экране).

 Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные

общеучебные:  

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий;

логические: установление причинно-следственных связей.

 Организовано построение проекта выхода из затруднения:

- учащиеся поставили  цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);

- сформулировали шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

 - уточнили и согласовали тему урока.

Физминутка

  Упражнения для снятия напряжения глаз.

Регулятивные волевая саморегуляция:  способность к мобилизации сил и энергии.

Данный этап проводится с целью избежания физического и умственного переутомления  семиклассников.

V. Реализация построенного проекта

Учитель:

- Чтобы ответить на письмо лингвистов, нужно самим чётко разобраться, какие есть правила их написания.

Работа с таблицами: у каждого на парте карточки – таблицы, работа ведётся в парах.

(Таблица взята из «Поурочных разработок по русскому языку в 7 классе» Н. В. Егоровой).

- Исследуйте таблицу и сделайте вывод, как же пишутся наречия и как было бы легче запомнить их правописание.

Слитно

Раздельно

Наречия, образованные соедине-

нием предлогов в и на с собирательными числительными

(вдвое, втрое).

1. Наречия, образованные соединением других предлогов с собирательными числительными (по трое, по одному, на троих).

2. Наречия, образованные приставочным способом от других наречий (доныне, напротив, насквозь, позавчера).

2. Наречия, образованные от существительных, начинающихся с гласных, с предлогами (в охапку, в упор, до упаду).

3. наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом от прилагательных (вплотную, вкрутую, зачастую).

3. Наречия, образованные от прилагательных, начинающихся с гласных, с предлогами (в открытую, в общем).

4. Наречия, образованные приставочным способом от существительных, если при них нет пояснительных слов (вначале, вверх, налицо).

4. Наречия, образованные от сочетаний существительных с предлогами (с ходу, с лёту, за границей, под мышками).

5. Наречия в сравнительной степени

(получше, покрасивее).

5. Наречия, образованные от сочетаний двух существительных с предлогами (в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз).

(Заслушивание ответов учащихся)

 Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Организована

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксацию нового способа действия  с помощью таблицы;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

VI. Первичное закрепление.

а) работа по учебнику

Учитель:

- Откройте учебники на стр. 118 упр. 258 (комментированное письмо по цепочке).

- Обратите внимание на словарные слова, с которыми составьте словосочетания и запишите их   в словарики.

 

 

 

 Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;   умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Организовано

усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи

 (фронтально).

 

 VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в тестовых тетрадях (Книгина М.П. Русский язык. 7 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2011)

 Учитель:

- Выполните тестовое задание на стр. 10 № 5-9.

(Фронтальная проверка теста с проговариванием во внешней речи)

 Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;   умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

 Организовано

-  самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

- соотнесение работы с эталоном для самопроверки;

- организована рефлексия деятельности по применению нового способа действия.

VIII.  Включение в систему знаний и повторение

Учитель:

- Теперь, наверное, легко будет справиться с письмом лингвистов.

 (Учащиеся работают с письмом лингвистов. Проверка.)

Познавательные общеучебные:  

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: владение письменной монологической формой речи

Организовано

-  выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

- повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

IX. Рефлексия учебной деятельности

Запись

домашнего

задания

Учитель:

- В заключении вашему вниманию предлагаются вопросы для обсуждения:

  • Что оказалось новым для вас?
  • Интересным?
  • Полезным?
  • Что вызвало наибольшие затруднения?
  • Как оцениваете свою работу на уроке?

Дома вам предлагается составить тест для соседа из 5 заданий по теме урока, используя материал таблицы.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Организована

- фиксация нового содержания, изученного на уроке.

- организован рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- организовано оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

- фиксация неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;

- обсуждение и запись домашнего задания.

Таким образом, урок достиг постановленных целей, поскольку учащиеся научились слитному или раздельному написанию наречий (предметный результат), были созданы условия для развития умения свободно и правильно излагать свои мысли в устной речи (метапредметный результат), на основе мотивации к обучению полученные на уроке знания включены в познавательную деятельность обучающихся (личностный  результат).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией "Слитное и раздельное написание НЕ с наречием"

Материал для урока "Слитное и раздельное написание НЕ  с наречием"...

Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)

Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)...

Технологическая карта урока по теме: "Слитное и раздельное написание Не с именами существительными".

Цель: Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически....

Самоанализ урока по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». 7 класс

Самоанализ урока  по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», проведённого в 7  классе...

Технологическая карта урока ТЕМА «Слитное и раздельное написание производных предлогов».7 класс.

ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся правильному написанию производных предлогов; отличать производные предлоги от синонимичных частей речи; правильно употреблять в речи производные предлоги.Тип урока:...

Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов" 7 класс

Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов" 7 класс...