Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа в 9 классе составлена на основе Примерной программы по русскому языку 5-9 классы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2012.
Реализация программы обеспечена учебником: Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_9_klass.docx | 129.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа в 9 классе составлена на основе Примерной программы по русскому языку 5-9 классы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2012.
Реализация программы обеспечена учебником: Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.
Нормативные документы:
- Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: 3-е издание.- Москва, Просвещение, 2012г.
- Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5 – 11 кл. // сост. С.И.Львова –
Москва: «Мнемозина», 2012г.
- Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. Русский язык 9 класс/ С.И.Львова, В.В.Львов - Москва, «Мнемозина», 2012 г.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Цели и задачи обучения
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
Цели и задачи изучения русского языка в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.
Основной целью курса является формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций учащихся.
Задачи курса:
−способствовать освоению учащимися базовых понятий лингвистики, знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
−развивать общеучебные умения и универсальные действия: умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, формулировать цель деятельности, планировать, анализировать и при необходимости изменять её и др.;
−совершенствовать речемыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
−развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, необходимые для успешной самореализации личности;
−воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
−воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного и деятельностно-системного подходов в обучении русскому языку.
Программа нацелена на достижение межпредметных, личностных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, культуроведческой, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Программа русского языка для 9 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации системно-деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Обучение на основе системно-деятельностного похода предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речеосмыслительных способностей школьников. Данный подход включает две составляющие процесса обучения: знаниевую и деятельностную. Программа включает в себя несколько блоков: первый описывает лингвистические понятия, обозначающие языковые и речевые явления и особенности их функционирования; во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Программа реализует:
– идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;
– идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;
– культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.
Яркой особенностью программы является её нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей, аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуется информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать тип чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т.п.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции определили и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковом словаре, но и другие единицы языка.
Свободное и умелое использование средств родного языка в речевом общении требует от человека не только хорошего внимания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Отличительная особенность данного курса – внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помогает организовать учебный этимологический словарь, с которым школьники начинают работать с первых уроков в 5-м классе.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению и выражается и в том, что в разделе программы «Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности содержатся формулировки, которые дают возможность учителю несколько варьировать конкретные цели изучения той или иной темы, приближая их к реальному учебному процессу.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
Как известно, способность добиваться успеха в процессе коммуникации является той характеристикой человека, которая во многом определяет достижения выпускника школы практически во всех областях жизни. Родной язык не только влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, но и вооружает ученика основным средством общения и обучения, что в дальнейшем будет способствовать успешному овладению профессией.
Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса по каждому классу, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, предназначенных для каждодневной работы на уроках; в рабочих тетрадях и дневниках, формирующих навыки организации и проведения самостоятельной работы в домашних условиях, навыки самопроверки и самооценки; в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.
Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с разными видами лингвистических словарей, вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии.
Место курса «Русский (родной) язык»
в базисном учебном (образовательном) плане
Предмет «Русский язык» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 9 классе в общем объеме 102 часа, по 3 часа в неделю. В соответствии с Образовательной программой, учебным планом школы и годовым календарным графиком, рабочая программа рассчитана на 102 часа в год при 3 часах в неделю.
Содержание тем учебного курса (102 часа)
Тема курса | Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности |
Тема 1. Русский литературный язык (4часа) Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие. Понятие о литературном языке. Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные. Виды лингвистических словарей (обобщение). Культура речи как раздел лингвистики (обобщение). Основные задачи раздела. Культура речи и культура поведения человека. *Понятие экологии языка. | Рациональные приёмы работы со словарями в поисках необходимой информации о значении, произношении, написании, морфемном строении слов, этимологии и стилистическом употреблении в речи. Основные виды ошибок в устной и письменной речи:
Анализ и оценка своей и чужой речи с точки зрения соблюдения в ней основных норм русского литературного языка. |
Тема 2. Повторение изученного в 5 – 8 кл. (13 часов) Основные единицы языка: звук (*фонемы), морфема, слово, словосочетание, предложение. Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Вопрос о тексте как единице языка и речи. | Фонетический, орфоэпический, морфемно-словообразовательный, лексический, морфологический и орфографический анализ слов. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений изученных конструкций. Правописание морфем, а также причастий, деепричастий. Элементарный этимологический комментарий к исконно русским и заимствованным словам на основе учебного этимологического словарика. |
Тема 3. Текстоведение (10 часов) Текст и его признаки (обобщение). Основные требования к содержанию текста: соответствие его теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения, правильность выделения абзацeв, достоверность фактического материала и др. Основные средства связи предложений в тексте: лексические связи предложений в тексте (лексический повтор, синонимы, антонимы и др.), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия и др.), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов и др.), комбинированные. *Анафора как риторическая фигура речи. Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление). Коммуникативная цель рассуждения (объяснить собеседнику что-либо, убедить его в чем-либо). Структура текста-рассуждения. Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише), помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, выявления и формулирования позиции автора и изложения собственного мнения. Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории, рассчитанной на публику. Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю. Основные требования к публичному выступлению. Чтение и сжатое изложение текста. Основные этапы подготовки и написания сжатого изложения на основе прочитанного или прослушанного текста. Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста и др. Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста сочинения и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т.п.); создание текста; редактирование текста. | Текстоведческий анализ текста: тема текста, основная мысль, тип речи, строение текста, средства связи предложений и частей текста, принадлежность к функциональной разновидности языка и стилю речи, наиболее характерные языковые средства. Определение основных средств связи предложений в тексте (лексических, морфологических, синтаксических,комбинированных). Наблюдение за использованием анафоры в художественных текстах. Создание устных и письменных рассуждений разных видов (доказательств, объяснений, размышлений) в рамках заданного стиля речи. Подбор доказательств (аргументов) на основе прочитанного (прослушанного) текста или жизненных впечатлений. Правильное и уместное использование типичных языковых средств при построении рассуждения (водных слов, союзов, речевых оборотов). Написание рецензий на прочитанные (прослушанные) тексты. Уместное и правильное использование разных способов цитирования в рецензии. Создание сообщения на лингвистическую тему как разновидности публичного речевого высказывания научного стиля речи. Подготовка материала для устного (письменного) сообщения на лингвистическую тему. Использование в устном сообщении специальных языковых средств эмоционального воздействия на слушателей (тон, мимика, жесты; подборка интересного иллюстративного материала; стилистические фигуры речи – обращение, инверсия, анафора и т.п.), а также языковых средств, подчёркивающих логичность, связанность изложения. Использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего) в зависимости от коммуникативной задачи. Устное и письменное сжатое изложение прочитанного или прослушанного текста. Работа над сочинением по плану: определение замысла сочинения, обдумывание содержания сочинения, создание текста сочинения, редактирование сочинения. |
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (49 часов) Сложное предложение как единица синтаксиса (3) Сложное предложение как единица синтаксиса. Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения. Сложносочинённое предложение (9) Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки. Строение сложносочиненного предложения. *Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения: соединительные отношения (одновременность, последовательность, причина и следствие; используются соединительные союзы и, также, тоже, да); противительные отношения (сопоставление, противопоставление; используются противительные союзы а, но, да, однако, зато); разделительные отношения (последовательная смена событий, явлений, перечисление взаимоисключающих событий, явлений; используются разделительные союзы либо, или, то ... то, не то ... не то). | Различение разных видов сложного предложения: бессоюзных и союзных (сочинительных и подчинительных). Сравнительный анализ грамматических, интонационных и пунктуационных особенностей сложных бессоюзных и союзных предложений. Моделирование сложных предложений по заданным схемам (простые случаи). Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённых предложений, составление их схем; моделирование подобных предложений по заданной схеме. Анализ грамматико-интонационных особенностей сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями. Постановка знаков препинания в сложносочинённом предложении. *Наблюдение за использованием сложносочинённых предложений в художественном тексте. Синонимическая замена сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм построения сложносочинённых предложений. |
Сложноподчинённое предложение (20) Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки. Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Использование указательных слов в сложноподчиненных предложениях. Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т. п.). Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, сравнения, степени, цели, причины и следствия, условия, уступки). *Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений в современной лингвистике. *Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными, местоименно-определительными. Сложные предложения с двумя или несколькими придаточными. Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное); последовательное подчинение придаточных частей; сочетание в предложении соподчинения и последовательного подчинения. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённых предложений, составление их схем; моделирование подобных предложений по заданной схеме. Распознавание разных видов придаточных в сложноподчинённых предложениях. Различение союзов и союзных слов в сложноподчинённых предложениях. Синонимическая замена сложноподчинённых предложений с синонимическими союзами. Постановка знаков препинания в предложениях с союзом как. (Приём синонимической замены как средство разграничения синтаксических конструкций, присоединяемых союзом как (как=подобно – сравнительный оборот; как=есть – сказуемое; как=будучи – обособленное приложение; как=в роли - необособленное приложение)). |
Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с несколькими придаточными, составление их схем; моделирование подобных предложений по заданной схеме. *Правильная постановка знаков препинания при сочетании союзов (что если, что когда и т.п.). *Наблюдение за использованием сложноподчинённых предложений в текстах разных функциональных разновидностей языка. Уместное и правильное использование сложноподчинённых предложений в собственных речевых высказываниях. Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм построения сложноподчинённых предложений. | |
Бессоюзное сложное предложение(9) Бессоюзное предложение, его грамматические особенности. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями: 1)со значением перечисления, 2) со значением причины, пояснения, дополнения, 3) со значением времени, условия; следствия, сравнения; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий. | Синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений. Моделирование бессоюзных сложных предложений разных видов. *Наблюдение за интонационным и пунктуационным выражением смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения. Уместное использование интонации для адекватного выражения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения. Правильная и аргументированная постановка знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. *Наблюдение за употреблением бессоюзных сложных предложений в пословицах, крылатых выражениях, афоризмах, а также в текстах разных стилей и типов речи. Уместное и правильное использование бессоюзных сложных предложений в собственных речевых высказываниях. Уместное использование синонимии сложноподчинённых, сложносочинённых и бессоюзных предложений. |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (8) Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: 1) сочинительная и подчинительная, 2) подчинительная и бессоюзная, 3) сочинительная и бессоюзная, 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная. Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи. *Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. | Синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи. Моделирование бессоюзных сложных предложений разных видов по заданной схеме. Правильная и аргументированная постановка знаков препинания в сложных предложениях с разными видами синтаксической связи. *Наблюдение за использованием в художественных текстах сложных предложений с разными видами связи, а также периода как особой формы организации сложных предложений. Уместное и правильное использование сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи. Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм построения сложных предложений с разными видами связи. |
Синтаксические конструкции с чужой речью (8) Основные способы передачи чужой речи: 1) предложения с прямой речью, 2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью, 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (говорить о тебе), 4) предложения с вводными конструкциями (по словам родителей). Прямая и косвенная речь. *Несобственно-прямая речь Диалог и его основные виды: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и др. Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, а также с помощью специальных вводных конструкций (по словам ... , как писал ... ). Основные требования к цитированию. | Синтаксический разбор и моделирование предложений с прямой речью. Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью. Выразительное чтение предложений с прямой и косвенной речью с соблюдением соответствующих интонационных правил. Соблюдение грамматических норм при преобразовании прямой речи в косвенную и наоборот. *Наблюдение за использование несобственно-прямой речи в художественных текстах. Пунктуационное оформление диалога. Постановка знаков препинания в предложениях с цитатой. Соблюдение основных требований к цитированию. Работа с учебными словарями цитат. Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм построения конструкций с чужой речью. *Наблюдение за использованием изобразительных средств синтаксиса: риторического вопроса, риторического обращения, риторического восклицания, бессоюзия и многосоюзия, синтаксического параллелизма и др. |
Повторение изученного (12)часов Итоговый урок 1 час Резерв 3 часа |
Количество контрольных и проверочных работ.
В том числе часов на: | ||
Контрольные работы | Развитие речи Сочинение | Развитие речи Изложение |
6 | 7 | 5 |
Учебно-тематический план
Тема | кол-во часов |
Русский литературный язык | 4 часа |
Повторение изученного в 5-8 классах | 13 часов |
Текстоведение | 10 часов |
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Сложное предложение как единица синтаксиса | 49часов 3 часа |
Сложносочинённое предложение | 9 часов |
Сложноподчинённое предложение | 20 часов |
Бессоюзное сложное предложение | 9 часов |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи | 8 часов |
Синтаксические конструкции с чужой речью | 8 часов |
Повторение изученного | 14 часов |
Анализ изученного в 9 классе | 1 час |
Резерв | 3 часа |
Итого | 102 часа |
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Вид контроля | Виды деятельности обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1 | Введение Русский литературный язык. | Рациональные приёмы работы со словарями в поисках необходимой информации о значении, произношении, написании, морфемном строении слов, этимологии и стилистическом употреблении в речи. | Составление тезисов текста, работа со словарями, редактирование предложений с нарушением языковой нормы. | Стр.3, зад.1, упр.1 | ||
2. | Культура речи как раздел лингвистики | Анализ и оценка своей и чужой речи с точки зрения соблюдения в ней основных норм русского литературного языка. | Монологическое высказывание по таблице, редактирование предложений с нарушением языковой нормы. | Упр.8(2), упр.11 | ||
3. | Нормы русского литературного языка | Анализ и оценка своей и чужой речи с точки зрения соблюдения в ней основных норм русского литературного языка. | Оценка ответа одноклассника, собственной речи, составление памятки «Говорим по-русски правильно!» | Упр.19(1), упр.17,16 | ||
4. | РР Р.К.Сжатое изложение научно-популярного текста | Изложение | Совершенствование навыков письменной речи, отбор главной информации, использование приемов сжатия. | Упр.13,ч.3, упр.6 | ||
5. | Фонетика | Комментированное письмо | Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, использование алгоритма действий при выполнении разборов, работа со словарями. | Упр.23,27 | ||
6. | Морфемика и словообразование | Устный опрос, тестирование | Использование алгоритма действий при выполнении разборов, работа со словарями. | Устное высказывание по схеме в тетради, упр.30 (2,3) | ||
7. | Лексикология как раздел лингвистики. | Рациональные приёмы работы со словарями в поисках необходимой информации об этимологии слова, его лексическом значении и т.д. | Рациональные приёмы работы со словарями в поисках необходимой информации об этимологии слова, его лексическом значении и т.д. | Упр.48,50 | ||
8. | Основные выразительные языковые средства. | Комплексный анализ текста | Анализ текста с точки зрения выявления в нем выразительных средств | Записать в тетрадь высказывания Ильина о языке, выполнить их пунктуационный анализ по плану. | ||
9. | Грамматика: морфология и синтаксис. | Фронтальный опрос | Использование алгоритма действий при выполнении разборов, работа со словарями, конструирование предложений | Упр.60,64 | ||
10 | Предложение как основная единица синтаксиса | Графический диктант | Восстановление деформированного текста, монологическое высказывание по схеме | Упр.72,73 | ||
11 | Простое осложненное предложение | Графический диктант | Поиска предложений определенной структуры, конструирование предложений | Рассказ об осложненных конструкциях, подобрать примеры на каждый случай | ||
12 | Точность речи. Выразительные возможности языка. | Работа с памятками | Редактирование текста | Анализ выразительных средств стихотворения (по выбору) | ||
13. | Комплексный анализ текста. | Проверочная работа в группах | Анализ текста по плану | |||
14. | Правописание: орфография и пунктуация. Орфография. Словарный диктант | Словарный диктант | Орфографический анализ текста, работа со словарями, распределение слов по видам орфограмм, графическое и устное объяснение написания. | Упр.109 | ||
15. | Связь этимологии и орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи. | Фронтальный опрос | Высказывание по схеме, оценка ответа одноклассника, работа со словарем. | Упр.114,115 | ||
16. | Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. | Тестирование | Восстановление деформированного текста, самооценка своей работы, работа над ошибками | Упр.112,113 (2) | ||
17. | Разученный диктант с языковым и творческим заданием | Разученный диктант | Определение в текс те заданных языковых единиц, их анализ, применение знаний на творческом уровне. | Индивидуальное задание –работа с карточками | ||
18. | Пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении. | Устный опрос | Классификация указанных языковых единиц, высказывание по схеме, конструирование предложений заданной структуры. | Упр.123,130 | ||
19. | РР Р.К. Изложение текста. Основные приемы сжатия текста. | Изложение | Использование приемов сжатия текста | Упр.114 | ||
20. | РР Р.К. Сжатое изложение (обучающая работа по упр.141) | Изложение | Написание собственного текста с использованием приемов сжатия. | Упр.142 | ||
21. | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение» | Контрольный диктант | ||||
22. | Текстоведение Текст и его признаки | Текстоведческий разбор текста | Умение работать с текстом: находить тему, основную мысль, выделять абзацы, определять микротемы | Упр.144 (3) или 147 | ||
23. | Способы и средства связи предложений в тексте. | Индивидуальный опрос | Умение работать с текстом: находить тему, основную мысль, выделять абзацы, определять микротемы, находить средства связи предложений, корректировать предложения с речевыми ошибками. | Упр.164,142 (повторить) | ||
24. | Рассуждение как тип речи. | Индивидуальный опрос | Формулирование тезиса, поиск доказательств, формулирование вывода. Составление своего высказывания в форме рассуждения. Оценка ответа товарища. | Рассказ о рассуждении- стр.76, упр.173 | ||
25. | Рецензия как речевой жанр. Словарный диктант | Словарный диктант | Комментирование содержания прочитанного текста, выявление и формулирование позиции автора и изложения собственного мнения | Упр.179 с доп.заданием: написать рецезию | ||
26. | Публичная речь | Составление простого и сложного плана к тексту Анализ текста | Анализ текста с точки зрения принадлежности к определенному стилю | Упр.182 или 89 (1) | ||
27. | Публичное выступление | Индивидуальный опрос | Публичное выступление на заданную тему, умение задавать вопросы, аргументированно отвечать, оценивать выступление товарища и свое. | Упр.184 | ||
28. | Сложное предложение. Сложное предложение как единица синтаксиса. | Графический диктант | Высказывание по схеме, сравнительный анализ заданных языковых единиц, конструирование предложений по данной схеме | стр. 97 – 98, упр. 200, 201. | ||
29. | Сложносочинённое предложение. Понятие о сложносочинённом предложении | Тестирование | Составление схем, моделирование подобных предложений по заданной схеме | § 10, упр. 207 | ||
30. | Виды сложносочинённых предложений. Словарный диктант | Фронтальный опрос Наблюдение за использованием сложносочинённых предложений в художественном тексте. | Проводить синонимическую замену предложений разной структуры | § 10, упр. 214. § 10, упр. 220, 225. | ||
31. | РР Анализ текста (упр.235) | комплексный анализ текста | Комплексный анализ текста, различные виды языкового разбора, работа со словарями | Упр.231 | ||
32. | Виды сложносочиненных предложений. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. | синонимическая замена СПП на простые с обособленным определением. составление схем (вертикальные и горизонтальные). | Заполнение деформированной таблицы, анализ предложений | § 11, упр. 235, 236. | ||
33. | РР Сжатое изложение (упр.241) | Сжатое изложение | ||||
34. | Контрольный диктант №2 по теме «Сложносочиненное предложение» | Контрольный диктант | ||||
35. | Сложноподчинён ное предложение Сложноподчинён ные предложения с одной придаточной частью Понятие о сложно подчинённом предложении | Составление разных видов схем, работа с синтаксическими синонимами, комментированное письмо | Составление тезисного плана, иллюстрация пунктов плана своими примерами, пересказ текста. | § 12, упр. 259, 260. | ||
36. | Средства связи частей сложноподчиненного предложения. Союзы и союзные слова. | Пересказ по составленному плану, использование собственных примеров. комментированное письмо. | Редактирование текста | § 13, упр. 278, таблица. | ||
37. | Виды сложноподчинённых предложений | Фронтальный опрос | Редактирование текста | § 13, упр. 280, таблица. | ||
38. | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | Составление разных видов схем, работа с синтаксическими синонимами, комментированное письмо. | Составление разных видов схем, работа с синтаксическими синонимами, комментированное письмо | § 14, упр. 299 | ||
39. | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | Тестирование | Редактирование текста Синтаксический анализ предложений | § 14, упр. 309 | ||
40. | РР Сочинение-миниатюра | Сочинение-миниатюра | § 14, упр. 300, 308 | |||
41. | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Словарный диктант | Словарный диктант | Пересказ по составленному плану, использование собственных примеров. комментированное письмо. | § 15, упр. 325, 326 (устно). | ||
42. | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | Пересказ по составленному плану, использование собственных примеров. комментированное письмо. | Редактирование текста Синтаксический анализ предложений | § 15, упр. 328 или 329 | ||
43. | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными | Устный опрос | Анализ предложений, составление схем. | § 16, упр. 349, 354. | ||
44. | Сложноподчинённые предложения с придаточными места. | Устный опрос | Редактирование текста Синтаксический анализ предложений | § 16, упр. 352,356 | ||
45. | Сложноподчинённые предложения с придаточными времени | Предупредительный диктант | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений | § 16, упр. 361. | ||
46. | Сложносочинённые предложения с придаточными сравнения. Словарный диктант | Словарный диктант | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений Составление кластера | § 16, упр. 389, 390. | ||
47. | РР Сочинение «Два портрета» | Сочинение | Составление плана текста Написание сочинения | Р.Р.Дописать сочинение | ||
48. | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. | Графический диктант | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений | § 16, упр. 403 | ||
49. | Сложноподчинённые предложения с придаточным цели | Фронтальный опрос | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений Практикум | § 16, упр. 416, 418. | ||
50. | Сложноподчинённые предложения с придаточным условия | Пересказ, комментированное письмо, конструирование и синтаксический разбор предложений. | Составление схемы-опоры Синтаксический и пунктуационный анализ предложений | § 16, упр. 432 Р.р. упр. 433. | ||
51. | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия | Пересказ, комментированное письмо, конструирование и синтаксический разбор предложений | Графический диктант Синтаксический и пунктуационный анализ предложений | § 16, упр. 457, упр. 452 | ||
52. | Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными. | Тест Фронтальный опрос | Практикум, беседа Синтаксический анализ предложений Графический диктант | § 16, упр. 464, 465, 490 (устно) | ||
53. | Сложноподчинённые предложения разных видов (повторение изученного). Словарный диктант. | Словарный диктант | Синтаксический анализ предложений Графический диктант | § 17, упр. 480, 482. | ||
54. | Сложноподчинённые предложения разных видов (повторение изученного). | Защита презентации | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений Графический диктант | § 17, упр. 487, 517 (устно) | ||
55. | К.р. Контрольный диктант №3 по теме «Сложноподчинён- ное предложение». | Контрольный диктант | Повторить изученный материал | |||
56. | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. | Устный опрос | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений Графический диктант | § 18, упр. 514 | ||
57. | Виды подчинительной связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. | Чтение по схемам, наблюдение за использова-нием сложноподчинённых предложений в тексте разных функциональных разновидностей языка. | Составление схем, структурно-семантический анализ предложений | упр. 516 | ||
58. | Р.р. Сочинение | Сочинение | Составление плана текста Написание сочинения | |||
59. | Бессоюзное сложное предложение. Понятие о бессоюзном сложном предложении. | Устный опрос Комментированное письмо. | Составление схем, структурно-семантический анализ предложений | § 19, упр. 523 | ||
60. | Виды бессоюзных сложных предложений | Наблюдение за интонационным и пунктуационным выражением смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения. Конспектирование | Составление схем, структурно-семантический анализ предложений | § 20, упр. 524, 533, 537. | ||
61. | Р.К.Виды бессоюзных сложных предложений | Тестирование | Составление схем, структурно-семантический анализ предложений | § 20, упр. 528, 536, 539. | ||
62. | Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Словарный диктант | Графический диктант | Комментированное письмо, работа с таблицей. | § 21, упр. 554, 573 (устно), 572. | ||
63. | Тире в бессоюзных сложных предложениях | Фронтальный опрос | Составление схем, структурно-семантический анализ предложений | § 21, упр. 559 | ||
64. | Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях | Редактирова-ние текста | Составление схем, структурно-семантический анализ предложений | § 21, упр. 561 | ||
65. | Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | Редактирова-ние текста | Составление схем, структурно-семантический анализ предложений | Индивидуальная работа с карточками | ||
66. | Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения» | Предупредительный диктант | Составление схем, структурно-семантический анализ предложений | Подготовка к диктанту | ||
67. | К.р. Контрольный диктант №4 по теме «Бессоюзные сложные предложения» | Контрольный диктант | ||||
68. | Р.р. Сочинение-миниатюра | Сочинение-миниатюра | Лингво-стилистический анализ текса, составление плана текста, написание сочинения | |||
69. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Понятие о сложном предложении с различными видами союзной и бессоюзной связи | Наблюдение за использованием в художественных текстах сложных предложений с различными видами связи, а также периода как особой формы организации сложных предложений. | Синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, моделирование сложных предложений разных видов по заданной схеме | § 22, упр. 579, 584, 595, 600. | ||
70. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | Работа с таблицей, редактирование. | Синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, моделирование сложных предложений разных видов по заданной схеме | § 22, упр. 602,604 | ||
71. | Анализ текста. | Работа с таблицей, редактирование. | Комплексный анализ текса Построение кластера | Комплексный анализ текста | ||
72. | Понятие о периоде. | Индивидуальный опрос | Комплексный анализ текса Построение кластера | Комплексный анализ текста | ||
73. | Р.К.Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений. | Комплексный анализ текста | Работа с таблицами, редактирование | § 23, упр. 607, 608. | ||
74. | РР Р.К. Сжатое изложение | Сжатое изложение | Анализ текста, написание изложения | Задание по орфографии (повторение) | ||
75. | Синтаксические конструкции с чужой речью Способы передачи чужой речи | Графический диктант | Графический диктант, синтаксический разбор предложений | § 24, упр. 614, 621. | ||
76. | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Комментированное письмо | Устный комментарий, составление схем, комментированное письмо | § 25, упр. 632, упр. 647 (устно) | ||
77. | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | Работа с таблицей, редактирование. | Устный комментарий, составление схем, синтаксический анализ предложений | Упр.642 или 638 | ||
78. | Цитаты и способы цитирования. Словарный диктант | Работа с таблицей, редактирование. | Устный комментарий, составление схем, синтаксический анализ предложений | § 26, упр. 640 | ||
79. | Цитаты и способы цитирования. | Словарный диктант | Устный комментарий, составление схем, синтаксический анализ предложений | § 26, упр. 646 | ||
80. | РР Сочинение | Сочинение | ||||
81. | Анализ текста. | Комплексный анализ текста | Составление плана текста, комплексный анализ текста | § 26, упр. 685 (устно) | ||
82. | Фонетика, словообразование, лексика | Тестирование | Разнообразные разборы, работа со словарями, устное и письменное комментирование | § 27, упр. 653, 654, 663. | ||
83. | Грамматика: морфология и синтаксис | Тестирование | Составление кластера, выполнение упражнений | § 28, упр. 680, 685 (устно) | ||
84. | Грамматика: морфология и синтаксис | Тестирование | Составление кластера, тестирование | § 28, упр. 689 или 690 | ||
85. | Культура речи. Словарный диктант. | Словарный диктант | Пересказ, работа с текстом, таблицей | |||
86. | Анализ текста упр.694 | Комплексный анализ текста | Пунктуационный, синтаксический, лингвистический анализ текста | § 29, упр. 694 все задания | ||
87. | Правописание: орфография и пунктуация | Тестирование | Составление словарного диктанта | § 30, упр. 708 | ||
88. | Правописание морфем | Тестирование | Работа с тестом | § 30, индивидуальное задание по таблице | ||
89. | Слитные, дефисные и раздельные написания. | Индивидуальный опрос | Работа с КИМами ОГЭ | КИМ №21 | ||
90. | Правописание Ъ и Ь разделительного знаков. | Индивидуальный опрос | Редактирование текста, тестирование | КИМ №24 | ||
91. | Знаки препинания в простом и сложном предложениях. | Графический диктант | Синтаксический анализ предложений | КИМ №27 | ||
92. | Знаки препинания в простом и сложном предложениях | Предупредительный диктант | Синтаксический анализ предложений Практикум | Индивидуальное задание | ||
93. | Анализ текста. | Комплексная работа с текстом(анализ) | Подготовка к итоговому диктанту | |||
94. | К.р. Контрольный диктант № 5 (итоговый) | Контрольный итоговый диктант | ||||
95. | К.р. №6 - зачет | зачет | ||||
96. | РР Р.К. Сжатое изложение | Сжатое изложение | Комплексный анализ текста Составление плана текста | КИМ №28тестовая часть | ||
97. | РР Р.К.Сжатое изложение | Сжатое изложение | Написание изложения | КИМ №29 тестовая часть | ||
98. | РР Р.К. Сжатое изложение | Сжатое изложение | Написание изложения | КИМ №30 тестовая часть | ||
99. | РР Сочинение на морально-этическую тему | Сочинение | Анализ текста, составление плана текста, подготовка к написанию сочинения | |||
100 | РР Сочинение на морально-этическую тему | Сочинение | Написание сочинения | |||
101 | РР Сочинение на лингвистическую тему | Сочинение | Анализ текста, составление плана текста, подготовка и написание сочинения | |||
102 | Резервный урок | Викторина | Лингвистическая викторина |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/С.И. Львова, В.В. Львов, – М.: Мнемозина, 2012.
- Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/[авт.-сост. С.И. Львов].-М., Мнемозина, 2012.
- В.И.Даль Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. М.: Астрель, 2008.
- Д.Н.Ушаков Орфографический словарь русского языка. М.: Альта-Пресс, 2005.
- С.И.Ожегов Словарь русского языка. М.: ОНИКС Мир и Образование, 2007.
- Орфографический словарь русского языка. Под ред. Н.В.Соловьева. М.: Астрель, 2008.
- Словарь правильной русской речи. Под ред. Н.В.Соловьева. М.: Астрель, 2008.
- Орфоэпический словарь русского языка. (Произношение. Ударение). Под ред. И.Л.Резниченко. М.: Астрель, 2008.
- Русский язык. Подготовка к итоговой аттестации. 9 класс. Под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: Легион, 2015
10.Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r39258/08.pdf
Медиаресурсы
- «Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов
- Дидактический материал. Лингвистический энциклопедический словарь
- Русский язык. Справочник школьника.
- ЕГЭ. Русский язык.
- Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Все предметы. 2015 год.
- Русский язык. Репетитор.
- Русский язык. 8-9 классы. Дидактический материал.
- Из истории русской письменности.
Электронные ресурсы:
1.1С: Школа. Руский язык, 9-11 класс. Под ред. О.И. Руденко-Моргун. Электронное учебное пособие для подготовки к урокам по русскому языку. М., 2010.
2. 1С: Школа. Руский язык, 9-11 классы. Морфемика. Словообразование. Под ред. О.И. Руденко-Моргун. Электронное учебное пособие для подготовки к урокам по русскому языку. М., 2011.
3.Русский язык. Уроки развития речи.9-11 классы (презентации к урокам). Мультимедийное приложение. Изд-во «Планета» (http://www.planeta-kniga.ru).
4.. http://infourok.ru/, http://pedsovet.su, http://www.proshkolu.ru.
Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку:
Речевая деятельность.
Аудирование. Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; формулировать вопросы по содержанию текста; замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка.
Чтение. Понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; составлять конспект прочитанного текста; оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста.
Говорение. Создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка (Причастие — это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?).
Письмо. Владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания; писать изложения по публицистическим, художественным
текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст изложения элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования); писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи); совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки.
Текстоведение. Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений, строение текста, языковые и речевые средства, характерные для данного текста).
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей; верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; определять синтаксическую роль слов разных частей речи; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов. Проводить орфографический анализ текста.
Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно читать предложения изученных видов; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; уместно пользоваться синтаксическими синонимами; правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; проводить пунктуационный анализ текста; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Нормы оценивания письменных контрольных работ и устных ответов обучающихся
Оценка устных ответов обучающихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
«5»
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4» ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3» ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Нормы оценивания письменных контрольных работ
I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
Отметка Число ошибок (орфографических и пунктуационных)
«5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
«4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
«3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)
«2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл Степень выполнения задания
«5» ученик выполнил все задания верно
«4» ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий
«3» выполнено не менее половины заданий
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл Количество ошибок
«5» ошибки отсутствуют
«4» 1 – 2 ошибки
«3» 3 – 4 ошибки
«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения не и ни:
Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.
Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.
Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения;
- правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
изложений и сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
«5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.
Допускаются:
I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3»
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк., или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.-5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки
«2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов
Допускаются:7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....