Педагогический проект"Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества и эффективности образовательного процесса"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Лукасевич Надежда Викторовна

 

Введение                                                                                               1-4

 

  1. Теоретические основы внедрения ИКТ в образовательный

 процесс.                                                                                       4-10

1.1. Роль ИКТ в учебно-вспитательном процесс                        1.

1.2. Общедидактические принципы построения уроков с  

      использованием ИКТ                                                                6.

1.3. Психолого-педагогическое обоснование использования      7.

  ИКТ   на уроках изобразительного искусства.

 

2. Описание системы работы по использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства                                                             10-16                                                                                                        

2.1.Технологияи использование компьютера на уроках     

             изобразительного искусства                                                   10.

2.2. Использование электронных образовательных ресурсов  12.

2.3. Мультимедиа  презентации на уроках                                14.

2.4 Создание и представление учащимися творческих

       проектов с использованием ИКТ                                          15.

                                                                       

Заключение                                                                                        16-20.

( определение эффективности и результативности работы по использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства).

Список литературы                                                                            20.

Приложение:                                                                                        21

1. Уроки с использованием компьютера.

2. Образовательные ресурсы сети Интернет.

3. Презентации и уроки на электронном носителе.

4. Алгоритмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ispolzovanie_ikt_na_urokah_izo.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Муниципальный отдел управления образованием Слободо –Туринского района

Свердловской области

                  Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Сладковская средняя общеобразовательная школа»

Использование информационно-коммуникационных технологий  на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества и  эффективности образовательного процесса.                                                                                                                                                                                                                                                      

Исполнитель: Лукасевич Н.В.

                                                                              Должность: учитель ИЗО  

с. Сладковское 2010 г.                                                                                                              

                                               

  Содержание.

Введение                                                                                               1-4

  1. Теоретические основы внедрения ИКТ в образовательный

 процесс.                                                                                       4-10

1.1. Роль ИКТ в учебно-вспитательном процесс                        1.

1.2. Общедидактические принципы построения уроков с  

      использованием ИКТ                                                                6.

1.3. Психолого-педагогическое обоснование использования      7.

  ИКТ   на уроках изобразительного искусства.

2. Описание системы работы по использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства                                                             10-16                                                                                                        

2.1.Технологияи использование компьютера на уроках    

             изобразительного искусства                                                   10.

2.2. Использование электронных образовательных ресурсов  12.

2.3. Мультимедиа  презентации на уроках                                14.

2.4 Создание и представление учащимися творческих

       проектов с использованием ИКТ                                          15.

        

Заключение                                                                                        16-20.

( определение эффективности и результативности работы по использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства).

Список литературы                                                                            20.

Приложение:                                                                                        21

1. Уроки с использованием компьютера.

2. Образовательные ресурсы сети Интернет.

3. Презентации и уроки на электронном носителе.

4. Алгоритмы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) на уроках изобразительного искусства.

                                                   Введение.

              ( Актуальность темы и решение поставленных задач).

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа,  и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Система образования сегодня развивается в ситуации «шока от будущего», – человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом. В этих условиях школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку:

  1. изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе;
  2. ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;
  3. широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь (Life Long Learning – LLL-парадигма), обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании.

Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы, управления образованием. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно.

Поэтому информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России.

В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача  образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование  - для всех и новое качество образования – каждому. 

Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

 Уроки изобразительного искусства – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного  изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки    воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.

Итак, объект моего исследования - процесс использования ИКТ на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования -  использование ИКТ в  организации занятий изобразительным искусством как способ повышения профессионального мастерства  педагога и развитие мотивации и активности учащихся.

 Гипотеза – процесс обучения изобразительному искусству школьников может быть эффективным, если в учебной деятельности будут использованы ИКТ, так как:
1 ) их  использование оптимизирует деятельность учителя и учащихся;
2) применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;
3) использование ИКТ  усиливает  мотивацию и активность школьников.
Цель исследования: определение эффективности учебной деятельности в процессе использования ИКТ.

Задачи исследования:

1. Исследовать и обосновать целесообразность использования ИКТ в учебно – образовательном процессе.

2. Выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ на уроках изобразительного искусства.

3.На основе полученных данных разработать комплекс уроков  изобразительного искусства с применением ИКТ.
        В этой связи  считаю необходимым учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы художественного образования:

  1. адаптация детей к современной социокультурной среде;
  2. активизация использования современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;
  3. интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.

Цели использования информационных технологий на уроке:

  1. сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
  2. приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  3. установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
  4. помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

      Остановимся на некоторых положениях стандарта медиаобразования, наиболее актуальных для решения поставленных задач:

  1. умение находить и перерабатывать информацию в разных источниках;
  2. умение переводить информацию визуальную в вербальную и наоборот;
  3. умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  4. умение воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них.

Выделение именно этих элементов стандарта медиаобразования обусловлено целями и задачами преподавания предметов образовательной области «Искусство». Концепция содержания  данной области базируется на:

  1. воспитании духовно богатого и эстетически развитого человека;
  2. развитии способности к художественному творчеству;
  3. формировании у учащихся знаний и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства;
  4. воспитании учащихся как зрителей художественных произведений, развитии потребности в общении с искусством, способности самостоятельно постигать художественный замысел автора, особенности различных стилей и направлений;
  5. развитии воображения, образного мышления, пространственного представления, сенсорных способностей, навыков, которые необходимы не только в художественном творчестве, но помогут ученикам стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в ряде традиционных и современных профессий, не связанных с искусством непосредственно.

 Мною были выделены следующие условия, обеспечивающие эффективность  использования ИКТ в образовательном процессе:

  1. Разработка системы уроков по ИЗО и черчению с приложениями (компьютерными презентациями).  
  2. Проведение компьютерного тестирования уровня знаний учащихся.
  3. Использование ЦОР,  ЭОР,  Интернет – ресурсов при подготовке и проведению уроков.
  4. Создание электронной базы кабинета ИЗО.

Поскольку важную роль в процессе управления играет полная и достоверная информация  о состоянии образовательного процесса в следствие чего  организовано ведение  мониторинга по следующим направлениям:

  1.         -мониторинг успеваемости и качества знаний по ИЗО; 
  2. -  мониторинг условий, обеспечивающих успешную работу учащихся и педагога.

           

1.1.   Роль ИКТ в учебном процессе.

 Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.  Задача состоит в том, чтобы использование  информационно-коммуникационных технологий стало обычным и привычным в деятельности  учителя предметника, стало неотъемлемой, органичной частью любого урока.

     По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4  часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, раздвигает возрастные возможности обучения.

Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатизации значительно опережают возможности их использования.
        

Информационно-коммунникационная технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

  1. использовании определенных педагогических программных средств;
  2. деятельности учителя, управляющего этими средствами;
  3. повышении мотивации и активности обучающихся на уроке, вызываемом интерактивными свойствами компьютера.

Управляюще-обучающая деятельность учителя состоит из:

  1. общего стратегического планирования использования компьютерных средств, включающего целеполагание, планирование педагогического процесса. Здесь учитель подбирает или выстраивает дидактические модули и блоки с учетом методических, логических, психологических и других соображений;
  2. тактического тематического планирования;
  3. планирования использования компьютера на отдельных учебных занятиях (уроке, практической работе и т.д.)
  4. управления познавательной деятельностью учащихся во время занятия, практического осуществления интеграции традиционных и компьютерных средств;
  5. личностного  взаимодействия с учащимися (обобщение, консультации, воспитательные воздействия).

Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая их в определенную игровую ситуацию. Кроме того, ученик сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи (например, демонстрацию способа решения с подробными комментариями), способ изложения учебного материала.

Использование компьютерных программных средств.

Черчение. Чертежи на компьютере. Системы автоматического проектирования САПР.

Изобразительное искусство. Компьютерное рисование в программных средствах Corel Draw, Pain-brash. Энциклопедии шедевров мирового искусства.

Цели использования информационных технологий в обучении:

  1. повысить наглядность учебного материала;
  2. расширить спектр активных методов обучения;
  3. разнообразить содержание учебного материала;
  4. разнообразить формы подачи учебного материала.

Мотивация учащихся на уроке при использований ИКТ:

  1. наглядность
  2. активизация методов обучения
  3. разнообразие форм обучения на уроке

Мотивация учителя:

  1. снижение трудоемкости процесса (обучения и контроля)
  2. способность быть «современным учителем».

На уроках изобразительного искусства при изложении учебного материала я использую готовые программные средства или созданные мной электронные разработки и презентации, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения.

С помощью компьютерных программных средств мы знакомимся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства

 Использование ИКТ на школьных уроках дело новое, поэтому накопление программно методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день.

  1.   Педагогическая цель, которую я поставила перед собой, заключается в следующем:
  1. повышение качества знаний  учащихся;
  2. совершенствование методики проведения уроков по изобразительному искусству с применением ИКТ;
  3. обеспечение дифференцированного подхода    к учащимся  в образовательном  процессе;
  4. обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе.
  1. Для достижения поставленных целей  необходимо решить следующие задачи:
  1. совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по искусству. Создавать новые компьютерные программные продукты для  образовательного процесса в школе;
  2. продолжать разработку методик использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства; совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе общеобразовательной школы;
  3. широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс;
  4. совершенствовать профессиональную ИКТ- компетентность педагога;
  5. обобщать и передавать опыт работы учителям своей школы, района.
  6. проводить психологические исследования и диагностику деятельности учителя и ученика с целью определения степени влияния ИКТ на психическое и физическое состояние участников образовательного процесса.

1. 2. Общедидактические принципы построения уроков с использованием  ИКТ.

    Уроки с использованием  ИКТ базируются на следующих общедидактических принципах обучения:

  1. принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности.  Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности.
  2. принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет.
  3. принцип связи обучения с практикой - компьютер предоставляет широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий.
  4. принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения как содержания, так и процесса обучения, чему не противоречит размещение материала в компьютерной базе данных.
  5. принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения дисциплины. Работая с компьютером на уроке, субъект учебной деятельности имеет возможность самостоятельно определить путь изучения темы.
  6. принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Компьютер включает в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный.
  7. принцип развивающего и воспитывающего характера обучения  взаимосвязан с предыдущими принципами. Развивающие и воспитывающие возможности компьютера связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий.

2.3. Психолого-педагогическое обоснование использование ИКТ на уроках искусства

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:

  1. узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации;
  2. динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;
  3. продуманный алгоритм видеоряда изображений. Вспомним уроки, где учитель закрывал (переворачивал) подготовленные наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне неудобно, отнимало у учителя время, терялся темп урока. Средства мультимедиа представляют учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально:                                            
  4. продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим;
  5. оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников. Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора;
  6. оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

        Различное восприятие информации у учащихся на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео и аудио информацию через технические средства. Если позволяет содержание учебного материала трактовать в виде текста и в виде схем, то это может способствовать расширению способов подачи материала.

        Если по курсу есть электронные издания, фильмы и другие материалы, ими можно дополнять лекцию и использовать фрагментарно. Например, изложение исторических событий и фактов может сопровождаться показом слайдов с картами, схемами и фотографиями.

        Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране:

  1.  информация на экране должна быть структурирована;
  2. визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;
  3. темп работы должен варьироваться;
  4. периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука;
  5. содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.

        Следует иметь ввиду, что визуальная среда на экране монитора является искусственной, по многим параметрам отличающейся от естественной. Естественным для человека является восприятие в отраженном свете, а на экране монитора информация передается с помощью излучающего света. Поэтому цветовые характеристики зрительной информации наряду с характеристиками яркости и контраста изображения оказывают существенное влияние на характер визуальной среды на экране монитора.

        Объекты, изображенные разными цветами и на разном фоне, по-разному воспринимаются человеком. Если яркость цвета объектов и яркость фона значительно отличаются от кривой относительной видности, то при поверхностном рассмотрении изображения может возникнуть эффект “психологического пятна”, когда некоторые объекты как бы выпадают из поля зрения. При более внимательном рассмотрении изображения восприятие этих объектов требует дополнительных зрительных усилий. Важную роль в организации зрительной информации играет контраст предметов по отношению к фону. Существует две разновидности контраста: прямой и обратный. При прямом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном - светлее фона. В презентациях целесообразно использовать оба вида, как порознь в разных кадрах, так и вместе в рамках одной картинки. Вместе с тем, в большинстве существующих электронных ресурсов, размещенных в глобальных телекоммуникационных средах, доминирует именно обратный контраст.

        Предпочтительной же является работа в прямом контрасте. В этих условиях увеличение яркости ведет к улучшению видимости, а при обратном – к ухудшению, но цифры, буквы и знаки, предъявляемые в обратном контрасте, опознаются точнее и быстрее, чем в прямом даже при меньших размерах. Чем больше относительные размеры частей изображения и выше его яркость, тем меньший должен быть контраст, тем лучше видимость. Всегда следует помнить, что комфортность восприятия информации с экрана достигается при равномерном распределении  яркости в поле зрения.

        Соотношение цветов в цветовой палитре информационного ресурса может формировать и определенный психологический настрой. Преобладание темных цветов может привести к развитию угнетенного психологического состояния, пассивности. Преобладание ярких цветов, наоборот, – перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организма часто граничит с быстрым развитием утомления зрительного анализатора, что, безусловно, следует учитывать при стремлении к соблюдению требований эргономики и здоровьесбережения.

        Значения цветов рекомендуется устанавливать постоянными и соответствующими устойчивым зрительным ассоциациям, реальным предметам и объектам. Кроме того, значения цветов рекомендуется выбирать в соответствии с психологической реакцией человека (например, красный цвет - прерывание, экстренная информация, опасность, желтый  - внимание и слежение, зеленый - разрешающий и т.д.). Для смыслового противопоставления объектов (данных) рекомендуется использование в презентациях контрастных цветов (красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный).  Но очень важно не злоупотреблять контрастными цветами, поскольку это часто приводит к появлению психологических послеобразов и цветовых гомогенных полей. Цветовой контраст изображения и фона должен находиться на оптимальном уровне, яркостный контраст изображения по отношению к фону должен быть выше не менее, чем на 60%. Необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условия восприятия только при высокой яркости изображения, зеленый в среднем диапазоне яркости, желтый – в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий – при малой яркости.

        В целях оптимизации изучения информации, на экране рекомендуется использование логических ударений. Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта. Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются:

  1. изображение главного объекта более ярким цветом,
  2. изменение размера, яркости, расположения,
  3. выделение проблесковым свечением.

Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал. В присутствии доброжелательного инструктора – машины - обучение становится более занимательным для детей, так как некоторые образовательные программы включают элементы компьютерных игр. Важно умело использовать игру для учебных целей.

        Компьютер гарантирует конфиденциальность. Результаты деятельности ученика известны только ему. Задача учителя сохранить психологически комфортную атмосферу, при которой не снижается самооценка ученика.

        Учителю полезно знать о методических достоинствах компьютерного обучения:

  1. способность компьютера моментально реагировать на введенную    информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений;          
  2. компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения;
  3. компьютер лучше соответствует принципам индивидуального обучения.          

   2. Система работы по использованию ИКТ в образовательном процессе

2.1. Технология использования ИКТ на уроках искусства

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития учащихся.

Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

1. Урок с мультимедийной поддержкой -  в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые  электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации,  и ученики для защиты проектов.

2. Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.

3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).

  1. Урок с мультимедийной поддержкой.

Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать

последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

Определимся еще с несколькими терминами. Назовем мультимедийным урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера.

В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. Проведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации. Ничего удивительного не будет в том, что у более опытного учителя подобный урок может заиграть новыми гранями, пройти привлекательнее, интереснее, динамичнее, нежели у его молодого коллеги. Но урок – мини-технология предполагает существенное уменьшение «педагогического брака» даже начинающим учителем.

При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:

                                                       

  1. для изучения нового материала, предъявления новой информации;
  2. для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  3. для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  4. для обобщения, систематизации знаний?

Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Учитель должен не только и не столько уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

2.2 Использование электронных образовательных

ресурсов

После поступления в школу компьютеров я начала активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными очевидны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, схемами, подвижными графиками – дополнительное средство развития образного мышления.

На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный во всемирной сети Интернет.

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

Если кабинет подключен к сети Интернет, можно предложить провести урок в форме виртуальной экскурсии. К сожалению, я и мои ученики сегодня такой возможности пока не имеем.

 

2.3 Мультимедиа презентации на уроках

Но используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, я формирую собственные средства обучения, составляю свои презентации и осуществляю образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить уроки искусства. Это небольшие мультимедиа презентации по творчеству

того или иного  художника, тесты - опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде. Всё это:

  1. можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе с целым классом (при наличии проекционного экрана) во время опроса;
  2. позволяет каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе;
  3. позволяет ученикам, не обладающим хорошими коммуникативными способностями, успешно справляться с заданиями.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Используя возможности программы PowerPoint, мною были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки. Так, уроки-презентации широко использую:

  1. на уроках знакомства с жанрами изобразительного искусства;
  2. при изучении таких тем по изобразительному искусству как “Живопись”, “Музеи России”, “Искусство Гжели”, «Стили дизайна и их отражение в интерьере» и др.

Так, например, презентацию о творчестве В.М.Васнецова я использую для фронтальной работы с классом. Эту презентацию можно использовать при  изучении разных тем (например, по программе Б.М. Неменского в 7-ом классе – “Исторический и мифологический жанры в искусстве», в 4 классе «Образ богатыря», «Великие художники в истории искусства и их произведения»  и др.), адаптируя её для того или иного класса. 

Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.

Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

  1. возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
  2. обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  3. иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
  4. применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

2.4 Создание и представление учащимися творческих проектов  с использованием ИКТ

Учащиеся - не просто пассивные поглотители информации, целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов. Тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта.

При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.

Возможен вариант, когда класс разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации.

В 9 классе в качестве зачетной работы я предлагаю учащимся создание презентации по искусству. В нашей копилке имеются такие работы как, « Московский Кремль», «Титаны Возрождения»,  «Русские художницы XIX века», «Творчество И.И.Шишкина» и другие.

Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.

    1. Урок с компьютерной поддержкой.

возможны, когда

  1. учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером;
  2. учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя.

При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и

дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.

Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды, игровых ситуаций с применением полученных знаний.

Возможны также самостоятельные экскурсии в Интернете, просмотр мультимедийных лекций.

2.Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет

При изучении отдельных тем учитель может использовать Интернет на уроках с мультимедийной поддержкой.  Так при изучении темы «Гербы», «Эмблемы» в 5 классе из кабинета ТСО мы выходим в сеть, находим сайт «Экскурс в геральдику» (основы, история, правила) http://www.excurs.ru/  (на страницах интернет-проекта  приводится различная информации по правилам геральдики, исторические обзоры, специальные разделы по российской геральдики, использовании изображений животных на гербах), знакомимся с предложенной информацией, затем следует творческая работа учащихся по созданию герба семьи, класса и т.д.  Подобный урок можно провести и в классе информатики, когда учащиеся самостоятельно знакомятся с ресурсом, делают выводы, выполняют задания учителя.

                   

Заключение.

(определение эффективности и результативности работы по использованию ИКТ в образовательном процессе).

Преимущества использования ИКТ:

  1. возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент,  что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;
  1. интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, дат, названий картин  и
  2. других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран);
  3. этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;
  4. освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью готовят тексты, презентации для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;

К результативности своей деятельности я отношу:

  1. положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
  2. обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
  3. умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
  4. возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.
  5. повышение уровня использования наглядности на уроке,
  6. повышение производительности урока.
  7. появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций.
  8. преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.

применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке. (См. в приложении алгоритмы).

Преимущество ИКТ – гибкость:  можно использовать один и тот же материал как на уроках объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих уроках, как на уроках, так и на групповых занятиях, в разных классах, частично и полностью.                                                                  Формирование информационной культуры учителя и учащихся предполагает работу по развитию информационно-коммуникативных УН учащихся.

Учебно-информационные умения и навыки учащихся:

выразительно читать художественные тексты, бегло – научно-публицистические;

составлять сложный план        , составлять схемы, таблицы, графики, свёртывать и развёртывать учебную информацию;

составлять тезисы, составлять аннотацию,        осуществлять пометки, выписки, цитирование,         составлять рецензию;        работать со словарём, энциклопедией,        осуществлять библиографическое описание книги, составлять каталог прочитанных книг;

        осуществлять наблюдение объектов в соответствии с алгоритмом,        самостоятельно использовать различные виды наблюдений,        самостоятельно формировать программу эксперимента и оформлять отчёт о его результатах, использовать различные виды моделирования.

Учебно-коммуникативные умения и навыки учащихся:

составлять схемы, таблицы, графики, свёртывать и развёртывать учебную информацию;

составлять тезисы, составлять конспект;

осуществлять цитирование,        составлять рецензию;        догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи по контексту,        выразительно говорить, вести диалог по изучаемым темам с использованием наглядности, владеть основными предметными терминами;

        выступать перед определённой аудиторией, составлять сложный план устного выступления, доклада;

создавать устные и письменные тексты различных типов;        владеть разными видами пересказа (изложения) текста.

Так мы понимаем, что для того, чтобы научить ребёнка искать информацию, необходимо широко вводить в учебный процесс работу со всевозможными дополнительными источниками информации. Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке. (См. в приложении алгоритмы).

Таким образом, показателем эффективности и результативности работы по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе может служить уровень сформированности информационно-коммуникативной деятельности и качество знаний по изо.

                              Качество знаний по изо.

Систематическое и целенаправленное использование программно-методического комплекса, являющегося логическим продолжением традиционной работы и ставящего своей целью организовать индивидуальную работу по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения даёт более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к  изобразительному искусству.

   Выводы

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:

  1. обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
  2. психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками;
  3. возбуждает живой интерес к предмету познания;
  4. расширяет общий кругозор детей;
  5. возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  6. повышается производительность труда учителя и учащихся на –

уроке.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Использованная литература

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.

2. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

3.Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения». – www.it-n.ru

4.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.; Сентябрь, 1996г.

5.Драхлер А.Б.  К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru

6.Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – www.festival.1september.ru 

7.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России,

 2000. - 224 с.

8.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 1988.

9.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.

10.Селевко К.Г. «Современные образовательные технологии» М.; Народное образование, 1998 г -256с.

11.Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. /Преподавание истории в школе. №8 2001. 40 - 46с.

12.Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru

13.Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 1991. - Вып. 6.

14.Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования»,  № 44

                                   

Приложение№1.

Тема урока:  Изображение предметного мира – натюрморт. (6 класс)

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ;

Цели урока:

  1.  обучающая познакомить обучающихся с понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;
  2. развивающая – развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;
  3. воспитательная – воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.

Задачи урока:

  1. дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;
  2. учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;
  3. узнать о понятии «стиль», его разновидности;
  4. развивать творческую и познавательную активность.  

Оборудование: Изобразительный ряд: репродукции картин натюрмортов (презентация), образец педагогического рисунка "ваза с цветами", схема последовательности рисования натюрморта. Проектор для показа слайдов (ИКТ)

Для учащихся: альбом, графитный карандаш, акварель, ластик

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.

 Основные понятия:

  1. Натюрморт
  2. Стиль

Учащиеся должны:

  1. Знать понятия «Натюрморт», «Стиль»;
  2. Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;
  3. Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.

Реализация основной дидактической цели урока:

  1. проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;
  2. дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Объяснение нового материала –  10 мин.
  1. Сообщение темы урока.
  2. Беседа.
  1. Практическая работа – 24 мин.
  1. Постановка художественной задачи.
  2. Самостоятельная работа учащихся.
  1. Подведение итогов – 5 мин.
  1. Экспресс – выставка.
  2. Анализ работ.
  3. Карточка достижений

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие класса.  слайд №1

2. Проверка готовности к уроку.

II. Постановка темы урока.   слайд №2

Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение и закончите его, при этом обратите внимание на экран: (на экране одна за другой появляются картины с изображением натюрмортов, звучит спокойная музыка)- слайд №3

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это – натюрморт. 

(на экране слово натюрморт)

 Молодцы. Вы дали правильный ответ.

- А теперь ответьте, что обычно изображается на натюрмортах?

(предполаг. ответы детей: фрукты, овощи, цветы, посуда, т.д.) 

- Как можно все это назвать одним словом?

(предполаг. ответы детей: вещи, предметы).

    Верно. Итак, кто может назвать тему нашего урока сегодня? - слайд №4

(ответы детей) (На экране: Изображение предметного мира – натюрморт. )

Учитель. Тема урока:  «Изображение предметного мира – натюрморт». Сегодня вы познакомитесь с изображением предметного мира разными стилями и выразительными средствами. - слайд №5

Как вы поняли, что изображается в натюрморте? Ответьте на вопрос при помощи слайда. слайд №6

III. Изучение нового материала

  1. Натюрморт как жанр. История возникновения и развития натюрморта.
  1. Учитель. Как же возник и развивался этот жанр?
  2. Слайд №7 - 15 (СD «Энциклопедия зарубежного искусства». Жанр натюрморт.)
  3. Учитель. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.
  4. Слайд № 17.  (Голландский натюрморт)
  5. Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.
  6. Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Посмотрим, как менялся натюрморт.
  7. Слайд № 18.   (Натюрморт Ван Гога)
  8. Учитель. Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов?
  9. Ответы учащихся: Художник преображает предметы, передает свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем.
  10. Слайд № 19.  (Натюрморт А. Матисса)
  11. Учитель. А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?
  12. Ответы учащихся: Словно его рисовал ребенок.
  13. Учитель. Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?
  14. Ответы учащихся: Нет. Художник передал свое впечатление.
  15. Учитель. «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.
  16. Слайд № 20.  (Натюрморт Пикассо)
  17. Учитель. А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным.
  18. Слайд № 21 (фотонатюрморт)
  19. Учитель. В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фотонатюрморты.
  20. Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.
  21. Слайд № 22. (Стили натюрморта)
  22. Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда.
  23. Слайд № 23 (Задание)
  24. Творческое задание. «Стиль».
  25. Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем разобраться
  26. что помогает передать настроение в натюрморте?
  27. Ответ ученика. Цвет.
  28. Слайд № 24.  (Цвет)
  29. Учитель. Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, - мощное средство выразительности.
  30. Слайд № 25.  (Колорит)
  31. Художники  используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.
  32. Слайд № 26.  (Контраст)
  33. Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными, противоположными;
  34. Слайд № 27.  (Нюанс)
  35. или же могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «нюанс».
  36. Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: теплые или холодные?
  37. Ответ ученика. Будут преобладать теплые, яркие цвета, контрастное сочетание.
  38. Учитель. А если мы хотим передать сдержанную грусть?
  39. Ответ ученика. Мы выберем холодный колорит, нюансовое сочетание цветов.
  40.  Сравнение двух натюрмортов.
  41.  Учитель. Глядя на вещи , изображаемые художником, мы можем узнать не только о самих вещах, но и о людях которых они окружали.
  42. Натюрморт может нам рассказать об отношении художника к изображаемым вещам. Чтобы лучше это почувствовать, сравним два произведения Михаила Врубеля (слайд №28) и  «Розы и чертополох» Ильи Машкова  (слайд№29).
  43. (слайд №28) «Роза» Врубеля, словно сделана из хрупкого, тончайшего материала - с такой нежностью изображает художник её бледные, фарфорово-ломкие лепестки.
  44.  Она кажется почти невесомой: кисть еле наметила прозрачной акварелью её прихотливые формы. Стоящая в простом стакане, роза скромна и прекрасна.
  45. Художник изобразил её одну, как драгоценную избранницу своей души. Окружающие предметы для него совсем не важны. Мы не видим обстановки комнаты, даже очертаний стола, на котором стоит стакан с розой. И это позволяет ещё сильнее почувствовать трепетную красоту одинокого прекрасного цветка.
  46. Роза у Врубеля- это почти мечта, (слайд№29)-розы у Машкова - это тоже символ души,  души над которой одержал победу мир материальный (мир сорняков).
  47. Вот такое внутреннее содержание у этих работ. Давайте посмотрим на эти работы рядом
  48. (слайд№30) -Скажите ребята, а какая работа вам больше понравилась и почему?
  49. Учитель. Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

 3. Физкультминутка. Упражнения для рук:

1.Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто вы надеваете узкую перчатку.

2.Сожмите в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их.

Учитель. Практическую работу «Изображение натюрморта» вы будете выполнять сегодня  в технике акварельной заливки.

Посмотрите на слайд: перед вами различные натюрморты

 (слайд № 31). Это ваза с цветами. Давайте посмотрим поэтапное построение нашего натюрморта и нарисуем его на альбомном листе.. Посмотрите на слайды. (слайд № 32-33)

Сначала смотрим как правильно следует изобразить вазу, а затем в готовую вазу дорисовываем цветы.

(слайд № 34-35).

Соблюдайте порядок выполнения рисунка и правила, которые необходимы вам при рисовании. Эти правила находятся на экране перед вами. Давайте их повторим (на экране памятка с правилами, дети их прочитывают вслух хором). 

ПАМЯТКА 1 (слайд № 36).

- Сиди за столом правильно, спину держи ровно.

- Не сжимай сильно карандаш, не держи у самого кончика.

- Не дави сильно на карандаш, чтобы легко можно было исправить ошибки.

- Перед тем, как раскрашивать рисунок, сотри все лишние линии.

Учитель: Сейчас вы можете приступить к работе (звучит музыка).  Музыка Чайковского из цикла « Времена года»(октябрь)  поможет вам в работе над натюрмортом.

Когда работа в карандаше выполнена, вам осталось раскрасить натюрморты красками. Но ваши глаза устали. Давайте дадим им возможность отдохнуть. (гимнастика для глаз)

При раскрашивании рисунка, тоже необходимо соблюдать правила. Их мы тоже повторим. Посмотрите на экран (на экране памятка с правилами, дети их прочитывают вслух хором). 

 ПАМЯТКА 2

- Раскрашивая рисунок, будь аккуратен.

- Сначала раскрась предмет основным светлым тоном. Затем добавляй дополнительные цвета.

- Для получения нужного цвета смешивай краски между собой.

- В теневых местах цвет сделай темнее.

        -Перед тем как брать новую краску, кисть промой в воде.

        - Не оставляй кисть в баночке с водой. 

Теперь вы можете приступить к раскрашиванию.

VII. Итог урока 

а) домашнее задание: слайд № 38- 39

б) обобщение материала

-   Над каким изображением на картинах вы сегодня работали?  (Над натюрмортом)

- Что представляет собой натюрморт? (Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, фруктов, овощей, то есть предметов неживой природы)

б) заключительное слово.

      Иоганн Вольфганг Гёте писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют».

Попробуйте подтвердить эти слова своими рисунками: как ваше изобразительное искусство, созданное сегодня, «действует на душу»? Покажите  свои картины, проанализируйте изображённое на них,  полагаясь на правила выполнения натюрморта.

Радуют или печалят использованные в них цвета?

в) выставка работ учащихся.

 Анализ работ. Оценки учащихся.

Карточка достижений.

Учитель. А теперь давайте заполним «Карточки достижений». 

Учитель. Спасибо. Урок окончен. Слайд № 40

Тема урока:  Сатирические образы человека.( 6 класс).

                Цели урока: знакомство с видами сатирического жанра.

   Задачи урока: повторение и закрепление знаний по жанру портрета; знакомство с видами сатирического жанра: карикатурой и шаржем; формирование навыков и  умений в создании сатирических образов человека; развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей.

Форма урока – комбинированный.

Зрительный ряд: О.Домье «Законодательное чрево», «Адвокаты», «Дон Кихот»; Э.Мордмилович шарж на В.Мейерхольда, фото В. Мейерхольда; П Корин «Портрет Кукрыниксов»,  Кукрыниксы - политическая карикатура; А. Жеребко, шаржи на артистов; К. Шредер. Карикатурный шарж; К. Куксо, шаржи на артистов; детские работы.

Литературный ряд: Н. Заболоцкий «Портрет»; В. Гафт, шуточная  эпиграмма на Э. Рязанова.

Музыкальный ряд: И.С.Бах «Шутка».

Материалы и принадлежности к уроку: бумага, простой карандаш, фломастеры, учебник.

Ход урока

I.   Организационный момент

             Проверка готовности учащихся к уроку

II. Сообщение темы и целей урока

- Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем  в этой    четверти? (Портрет)

- Что такое портрет? (Изображение конкретного человека).

            Тема сегодняшнего урока «Сатирические образы человека» тесно связана с жанром портрета, поскольку речь идет, опять - таки, об изображении человека. Остается только выяснить, о каком именно изображении идет речь. Вам предстоит узнать о новых формах изображения человека, существующих в изобразительном искусстве. Сегодня будем знакомиться с сатирическим  жанром, его видами, возможностями и своеобразием.

III. Повторение изученного материала

  1. Что, прежде всего, старается передать художник в портрете? (Отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет»)

Любите живопись, поэты

Ведь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

2.Каким может быть портрет по композиции?

3.Перечислите виды портрета.

4.Дайте характеристику этим видам.

Все вышеперечисленные виды портрета представляют реалистическое изображение, в котором  художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается       более остро, и тогда возникают новые образы – сатирические.

 IV. Изучение нового материала

1слайд.  Из истории сатирического жанра. Карикатура.

             «Смешное убивает»,- говорят французы. Художник – сатирик беспощадно и гневно высмеивает недостатки и пороки людей, приносящих вред обществу.

             Самой распространенной формой сатирического жанра в изобразительном искусстве является карикатура.

-  Кто знает, что такое карикатура?

2слайд.  Карикатура -  изображение, намеренно подчеркивающее и комически  преувеличивающее отрицательные черты отдельного человека или какой – нибудь группы людей с целью их разоблачения и осмеяния.

               Как особый сатирический жанр карикатура сложилась в конце XVIII -

начале XIX в. во Франции.

               Жанр получил развитие в графике и стал острейшим орудием политической борьбы  и агитации. В периоды революций и общественных потрясений всегда расцветало искусство карикатуры. Язык художников – карикатуристов был понятен народу: ведь они боролись против зла и насилия.

Это политическая карикатура.

               Наибольший подъем и расцвет политической карикатуры наблюдался во Франции в период революционного подъема – Великой французской революции 1789г. и революции 1848г.

               Блестящим мастером политической карикатуры был французский художник второй половины XIX в. Оноре Домье. В своих произведениях он обличал алчность и  духовную пустоту правительства.

3слайд. «Законодательное чрево».

              Что видим? Почему художник так изобразил людей?

4слайд.  «Адвокаты».

               В России после 1917г. карикатура становится одним из ведущих жанров политической наглядной агитации. Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники – карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрынисты.

5слайд.  Кукрыниксы.

              Сложную обстановку во внешней и внутренней политике они отражали в карикатурах.

6слайд.  «Трюк с бомбой».

7слайд.  «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».

              Их произведения, в карикатурной манере изображавшие фашистов, вызывали не только справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу.    

           - Что же такое карикатура и какова её цель? (Разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества).

               Другая форма сатирического жанра – шарж.

         Кто знает, что такое шарж?

8слайд.  Шарж

9слайд. Шарж – карикатурный портрет, где остро и резко преувеличены такие черты внешности человека, в которых особенно чувствуется его характер. Обычно это портретное изображение. Внешнее сходство соблюдается, но наиболее характерные черты специально подчеркиваются и выделяются.

10слайд. Фото и шарж  на Мейерхольда .         

Портретность шаржа резко отличает его от карикатуры.

          Добродушно – ироническое настроение определяет, так называемый, дружеский шарж.

11слайд. А.Жеребко, шарж на А. Розенбаума .

        Выполняя творческую работу, вы можете выбрать одно из направлений, например: дружеский  шарж на товарища  

12слайд.  К. Шредер. Карикатурный шарж.

13слайд.   Детская работа «Одноклассник». Дружеский шарж.

                    Шарж на литературного героя:

 14слайд.  О. Домье «Дон Кихот».

                       Шарж на артиста:

15 – 17 слайды.  К. Куксо, шаржи на Э. Рязанова, В. Ливанова, М. Боярского.

 V. Закрепление материала

  1. Что общего между карикатурой и шаржем?
  2. Какова цель карикатуры?
  3. Чем отличается шарж от карикатуры?

VI. Художественно – творческая деятельность учащихся

Задание: выполнить дружеский шарж на товарища, литературного героя или артиста.

18 – 20 слайды.  А. Жеребко, шаржи на Джима Керри, Вуди Голдберг.

     Можно к дружескому шаржу написать юмористическое четверостишие :

                      Переосмысливая заново  

                       Картины Элика Рязанова,

                       Скажу: талант его растёт,

                       Как и живот. Им нет предела,

                       Но вырывается вперёд

                       Его талантливое тело .            

                                                    В. Гафт.

                  В шарже легче показать характерные особенности модели, чем в портрете (работа учащихся сопровождается музыкальным оформлением).

VII. Анализ работ, выставление оценок, подведение итогов

       Сегодняшний урок был посвящен сатирическому жанру.

О каких его видах мы говорили?

       Карикатура и шарж помогают понять, что портрет не сводится к изображению только лица или фигуры человека. Портрет – не фотографическая копия, а результат творчества.

       На карикатуре и дружеских шаржах модель как будто похожа на саму себя больше, чем в действительности. Почему? Потому что настоящий художник умеет выявить в человеке наиболее существенное, характерное.

Приложение №2.

Образовательные ресурсы сети Интернет.

Обучающие сайты по рисованию:

http://risunok.love2learn.ru/

http://arttower.ru/forum/index.php?showforum=21

http://draw.demiart.ru/ - Уроки рисования

http://www.cdrr.ru/lesson/m_13.shtm- Для урока рисования

http://www.solnet.ee/sol/026/ris_000.html - Школа Карандашика

Активные ссылки на порталы и сервисы для учителей ИЗО:

http://www.uchportal.ru/load/150 - Учительский портал;

http://www.mifolog.ru/ - Мифологическая энциклопедия;

http://www.smallbay.ru/ - Виртуальный музей живописи;

http://www.pottery.ru/ - Виртуальное объединение керамистов;

http://www.vvvasilyev.ru/ - Лекции по истории искусства;

http://www.world-art.ru/painting/ - База данных по живописи;

http://louvre.historic.ru/collect/ - Виртуальное путешествие по Лувру;

http://geraldika.ru/ - Вся геральдика;

http://www.hi-braa.spb.ru/ - Культура Востока;

http://hist-usadba.narod.ru/ - Исторические усадьбы России;

http://www.crsbi.ac.uk/index.html - Романская скульптура Британии;

http://www.lavra.spb.ru/ - Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра;

http://www.abcgallery.com/G/giotto/giotto.html - Джотто;

http://www.abcgallery.com/K/korovin/korovin.html - Константин Коровин;

http://www.abcgallery.com/C/caravaggio/caravaggio.html - Караваджо;

http://www.abcgallery.com/K/kuinji/kuinji.html - Архип Куинджи;

http://www.abcgallery.com/V/vasnetsov/vasnetsov.html - Виктор Васнецов;

http://www.abcgallery.com/S/serov/serov.html - Валентин Серов

http://www.abcgallery.com/R/repin/repin.html - Илья Репин;

http://www.abcgallery.com/P/polenov/polenov.html - Василий Поленов;

http://www.abcgallery.com/K/kramskoy/kramskoy.html - Иван Крамской;

http://www.abcgallery.com/F/fedotov/fedotov.html - Павел Федотов;

http://www.abcgallery.com/V/vrubel/vrubel.html - Михаил Врубель;

http://www.abcgallery.com/P/petrov-vodkin/petrov-vodkin.html - Кузьма Петров-Водкин;

http://www.abcgallery.com/N/nesterov/nesterov.html - Михаил Нестеров;

http://www.abcgallery.com/V/vereshchagin/vereshchagin.html - Василий Верещагин;

http://www.abcgallery.com/V/venetsianov/venetsianov.html - Алексей Венецианов;

http://www.abcgallery.com/V/vasilyev/vasilyev.html - Федор Васильев;

http://www.abcgallery.com/T/tropinin/tropinin.html - Василий Тропинин;

http://www.abcgallery.com/S/surikov/surikov.html - Василий Суриков;

http://www.abcgallery.com/K/kiprensky/kiprensky.html - Кипренский;

http://www.abcgallery.com/G/gay/gay.html - Николай Ге;

http://www.abcgallery.com/D/delacroix/delacroix.html - Эжен Делакруа;

http://www.abcgallery.com/S/shishkin/shishkin.html - Иван Шишкин;

http://www.abcgallery.com/M/monet/monetbio.html - Клод Моне;

http://www.abcgallery.com/V/vangogh/vangogh.html - Винсент ванГог;

http://www.abcgallery.com/S/savrasov/savrasov.html - Алексей Саврасов;

http://www.abcgallery.com/P/perov/perov.html - Василий Перов;

http://www.abcgallery.com/I/ivanov/ivanov.html - Александр Иванов;

http://www.abcgallery.com/A/aivazovsky/aivazovsky.html - Иван Айвазовский;

http://www.abcgallery.com/L/levitan/levitan.html - Исаак Левитан;

http://www.abcgallery.com/B/briullov/briullov.html - Карл Брюллов;

http://www.abcgallery.com/M/manet/manet.html - Эдуард Мане;

http://www.abcgallery.com/C/cezanne/cezanne.html - Поль Сезанн;

http://www.abcgallery.com/G/goya/goya.html - Франциско де Гойя;

http://www.abcgallery.com/V/velazquez/velazquez.html - Диего Веласкес;

http://www.abcgallery.com/B/botticelli/botticelli.html - СандроБотичелли;

http://www.abcgallery.com/R/rubens/rubens.html- Рубенс;

http://www.abcgallery.com/R/renoir/renoir.html - Пьер Огюст Ренуар;

http://www.abcgallery.com/R/rembrandt/rembrandt.html - Рембранд;

http://www.abcgallery.com/R/raphael/raphael.html - Рафаэль;

http://www.abcgallery.com/G/gauguin/gauguin.html - Поль Гоген;

http://www.abcgallery.com/T/titian/titian.html -Тициан;

http://www.abcgallery.com/L/leonardo/leonardo.html - Леонадро да Винчи;

http://www.abcgallery.com/M/michelangelo/michelangelo.html - Микеланджело;

http://www.abcgallery.com/P/picasso/picasso.html - Пабло Пикассо.

Электронные учебники и сайты:

http://artschool.forum.ru/list.htm - Изостудия;

http://www.panphoto.spb.ru/index_r.htm - Панорамный Петербург;

http://www.liart.ru/ - Государственная библиотека по искусству;

http://art-rus.narod.ru/main.html - Страницы русской истории;

http://www.abcgallery.com/index.html - Музей живописи онлайн;

http://palekh.narod.ru/ - Виртуальный музей Палеха;

http://religionart.narod.ru/ - Религиозные сюжеты в русской живописи;

http://sobory.ru/ - Православная архитектура;

http://www.temples.ru/ - Храмы России;

http://www.tretyakovgallery.ru/ - Государственная Третьяковская Галерея;

http://www.museum.ru/gmii/ - Государственный музей имени Пушкина;

http://www.kreml.ru/ - Московский Кремль;

http://www.rusart.nm.ru/index.html - Передвижники;

http://sovietart.narod.ru/main.htm - Советская живопись;

http://www.artbatik.ru – Батик;

http://www.rbtl.ru/konkurs/kirsanova/SDM/master/color.htm - Колористика ткани;

http://www.izomir.narod.ru/Knigi/Iskusstvo/Spisok.html - Искусство Хохломской росписи;

Приложение №3.

Работа над рассказом по картине

1. Рассмотри репродукцию картины.

2. Определи, кто автор.

3. Найди и прочти сведения о художнике.

4. Обрати внимание на название картины (очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным).

5. Ещё раз внимательно рассмотри картину, вдумайся в её содержание (что здесь произошло, почему, что изображено и как?)

                     Работа над рассказом о произведении архитектуры

1. Какое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Почему?

2. Что вам известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?

3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.

4. Какое воплощение в нем нашла формула Витрувия « Польза. Прочность. Красота»?

5. Художественные средства и приемы создания архитектурного образа ( симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб).

6. Принадлежность к виду архитектуры, объемные сооружения ( общественные, жилые или промышленные), ландшафтная ( садово-парковая или малых форм), градостроительная.

7. Связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписано в окружающую среду?

8. использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика.

Как анализировать произведение живописи.

1. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи?

2. История создания живописного произведения.

3. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?

4. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.

5. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.

6. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.

7. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.

Что необходимо учесть, анализируя произведения скульптуры.

1. Каковы ваши впечатления от произведения скульптуры?

2. История создания скульптурного произведения.

3. Что вам известно об авторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?

4. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.

5. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.

6. Принадлежность к видам скульптуры: монументальной, монументально-декоративной или станковой.

7. Использование материалов и техника их обработки ( лепка из глины, пластилина, воска или гипса, вырезание из дерева, высекание из камня, отлив, ковка, чеканка из металла).

                                   

Критерии оценок:

"5" – правильно определены смысловые части, выделена главная мысль каждой части. Наблюдается последовательность, логичность плана, чёткость формулировок.

"4" – правильно определены смысловые части текста, допускается дробление или объединение некоторых частей. Главная мысль каждой части выделена правильно. Чёткость формулировок, последовательность, логичность плана не нарушается.

"3" – допущены неточности в определении смысловых частей и в их озаглавливании. Нарушена логичность при составлении плана, допускается неточность формулировок.

"2" – смысловые части текста определены частично; пункты плана не соответствуют содержанию частей текста.

Написание реферата

1. Выдели тему.

2. Изучи состояние проблемы по данной теме.

3. Подбери литературу.

4.Составь план.

5. Проанализируй изученные материалы, делая краткие записи.

6. Распредели материал в определённой логической последовательности, согласно плана.

7. Подготовь опорные таблицы, схемы, графики и т.д. для публичной защиты.

8. Сформулируй выводы, своё отношение к проблеме, сделай заключение.

9. Составь список используемой литературы.

10. Произведи записи текста реферата с учётом единых требований (поля, абзацы, расстояния между строк, оформление цитат и т.д.)

11. Оформи реферат с учётом единых требований.

Критерии оценок:

"5" – соответствие содержания поставленным целям, логичное последовательное изложение в соответствии с современными языковыми нормами, научность, отражение собственного отношения к проблеме.

"4" – см. "5", недостатки: неточности, не нарушающие и не искажающие основную идею темы.

"3" – отсутствие собственных выводов.

"2" - тема не раскрыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии"

Внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека д...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке изобразительного искусства.

Как же  можно организовать уроки рисования с использованием ИКТ, и тем самым облегчить подготовку учителя к уроку....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства

" Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства" дано описание опыта работы учителя" статья , в которой рассказывается об опыте работы учителя...

Статья по изобразительному искусству «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства ».

 Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку....

Применение информационных технологий на уроках изобразительного искусства как одна из форм повышения качества знаний учащихся

Обобщение опыта работы по теме "Применение информационных технологий на уроках изобразительного искусства как одна из форм повышения качества знаний учащихся"...

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения."

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения"...