Тема: «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС нового поколения»
статья по физике (10 класс) на тему

Добродумова Надежда Петровна

Изменение содержания физического образования не может рассматриваться в отрыве от применения современных эффективных технологий обучения по проектированию, организации и проведению учебного процесса с активным участием детей. Деятельностный характер обучения должен стать основным критерием выбора той или иной технологии,  ее направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора способов образования и методик оценивания результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе  в условиях перехода на ФГОС нового поколения»

Добродумова Н.П.,  

учитель физики высшей категории

МБОУ «Гимназия №7» г. Торжка

        Наша школа вступила в период больших перемен. Это сейчас осознается всеми, заставляет задуматься многих, особенно педагога.

      Основной целью стратегии модернизации российского образования является достижение нового качества образования, которое будет соответствовать социально-экономической ситуации в России, а также основным направлениям мирового развития. Одним из ключевых факторов успеха является деятельность профессионально и информационно компетентного учителя, опирающаяся на знание человеческой природы, использование инновационных методов и подходов в обучении, научно-исследовательскую деятельность, ответственность и инициативу, способность адаптироваться к быстро меняющейся ситуации.

         Новые стандарты общего образования второго поколения - это и деятельностно-целевой подход к образованию. Согласно этому подходу главным в образовании является вопрос, какими действиями необходимо овладеть ученику, чтобы решать в будущем возникающие перед ним задачи. В  результате обучения учащийся должен приобрести универсальные умения и освоить универсальные действия, т.е. наряду с хорошо знакомыми предметными результатами учителю предстоит обеспечить и оценить метапредметные результаты.

            В описании метапредметных результатов акцент делается на овладении навыками самостоятельного приобретения знаний,   организацию своей учебной деятельности, умение предвидеть результат своей деятельности.  Под метапредметными результатами следует понимать освоенные межпредметные понятия, сформированные универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные) с использованием этих понятий и способности применять их на практике в различных ситуациях.

Понятием называется знание, фиксирующее общие признаки некоторого класса множества объектов или явлений, по которым  этот класс отличается от других из этого множества. При обучении физики можно выделить  понятия: о явлениях, об объектах, о свойствах, о величинах, о процессах, о взаимодействии, о состояниях. К межпредметным понятиям : задача, рисунок, схема, таблица, проблема и т. п.

Планируемые результаты освоения образовательных программ представляют собой систему формирования универсальных учебных действий(личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных). В частности в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится:

-проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя,

-создавать и преобразовывать модели для решения задач,

-давать определения понятиям,

-объяснять явления, процессы и т. п., выявляемые  в ходе исследований,

-ставить проблему, аргументировать ее актуальность.

При таком подходе результатами школьного образования должны стать умения учиться и познавать мир, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации, ставить и решать задачи.

Добиться этих результатов наиболее полно можно в рамках реализации деятельности обучающегося на уроке и деятельностного подхода к преподаванию.

Немецкий педагог А. Дистервег 200 лет назад писал: "Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением."

Психологами была выяснена взаимосвязь двух процессов-1)действие и 2)собственно учение. Первый заключается в преобразовании какого-либо внешнего объекта(природного, математического и т.п.), второй- в преобразовании человека(учащегося): он становиться знающим субъектом.

Из исследований А.Н. Леонтьева, П.Я.Гальперина и др., следует, что на основе внешних действий формируются действия внутренние, т.е. обучающийся научится мыслить и ориентироваться в окружающем мире. Аналогичного мнения придерживался и Л.С. Выготский.  Он считал, что источник развития индивида не в содержании учебных программ , а в деятельности учения.

Таким образом, в  процессе самостоятельной деятельности и формируется  способность к самоконтролю, к коммуникации, готовность использовать свои знания и умения в любой ситуации.

Как протекает деятельность?

В начале происходит в сознании, а затем в реальности. Этот в  процесс состоит из уверенного действия и встречи с затруднениями.

Задачи учителя:

а) своевременно ставить преграды , преодоление которых побуждает к познанию нового;

б)показывать пути преодоления затруднений;

в) преодоление затруднений;

То есть, если выражаться терминами Стандарта второго поколения деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творческого потенциала ученика. Деятельность рассматривается как процесс развития личности через ряд последовательных самостоятельных действий обучаемого.

· Освоение структуры деятельности с позиции метапредметных ( межпредметных, общеучебных) результатов обучения.

· Дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового уровня обучения.

· Разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении.

· Создание простой и объективной системы мониторинга и рефлексии.

В процессе обучения физике учащийся должен  приобрести личный опыт с учетом общественно выработанного опыта предыдущих поколений. Знания  не являются самодостаточными - они не являются  основной целью физического образования, они выполняют лишь второстепенную роль, выступая как средство обучения. При этом целью учителя является организовать деятельность учащихся по  решению практических задач, формирование способов действий, обеспечивающих в будущем решение конкретных задач данной личностью.

Изменение содержания физического образования не может рассматриваться в отрыве от применения современных эффективных технологий обучения по проектированию, организации и проведению учебного процесса с активным участием детей. Деятельностный характер обучения должен стать основным критерием выбора той или иной технологии,  ее направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора способов образования и методик оценивания результатов.

Для реализации деятельностного подхода в своей практике учитель должен принять сформулированные ниже положения.

Прежде всего, надо признать, что:

обучение - это передача опыта общественно-исторической практики, опыта предыдущих поколений, но не передача знаний.

что при проектировании и организации обучения первичными являются заданная данным предметом  деятельность и действия, составляющие эту деятельность, но не знания;

что конечной целью обучения является формирование способа действий, обеспечивающих осуществление будущей профессиональной деятельности, но не запоминание знаний;

что содержание обучения составляет заданная система действий и те знания, которые обеспечивают выполнение всех этих действий, но не какая-то заданная система знаний;

что знания не самодостаточны, они являются всего лишь средством выполнения действий и обучения им, но не его целью; знания играют служебную роль, объясняя и подготавливая практические действия;

что в процессе обучения учащиеся должны осуществлять учебную деятельность, которая моделирует будущую профессиональную деятельность, а не просто накапливать знания;

что механизмом осуществления учебной деятельности является решение задач, а не проработка учебного материала, и если школьник  не решает учебные задачи, то это значит, что его учебная деятельность не организована;

что в современном понимании знать - значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания;

что усваивать знания можно, только оперируя ими, а не просто запоминая их;

что обучение представляет собой совокупность двух взаимосвязанных, но самостоятельных деятельностей:  деятельности обучающего и деятельности обучаемого (то есть учебной деятельности), а не «целенаправленный педагогический процесс»;

что деятельность учителя заключается в проектировании и организации учебной деятельности, в  управлении учебной деятельностью, а не в «передаче» знаний.

Речь идет не о забвении всего наработанного, а о переосмыслении подхода к обучению, о пересмотре используемых средств и технологий обучения, их коррекции.

Проектирование учебной деятельности предполагает проектирование ее целей, содержания, технологий обучения, с помощью которых усваивается содержание, системы контроля, позволяющей осуществлять управление учебной деятельностью. Эту работу необходимо начинать не с определения того, что ученик должен знать, а с анализа его деятельности в будущей жизни. Вначале надо понять, что выпускник должен будет делать. Причем не в общих формулировках, как это принято в настоящее время, а в деталях, на уровне действий.

Еще не решенными  задачами в реализации деятельностного подхода остаются:

Обеспечение дифференциации содержания дидактическим материалом, создание учащимся условий выбора.

Выстраивание с учащимися, проявляющими интерес к предмету физика, индивидуальных учебных планов.

Системное применение в образовательном процессе урока проектных и исследовательских методов, конструктивное использование инфомационно-коммуникационной технологии.

   Деятельностный подход в обучении физике.

Рассмотрев теории воспитания и образования педагогов прошлого, изучив и проверив на практике методы и приемы работы педагогов-новаторов - наших современников, мы продолжаем задавать себе массу вопросов. Почему, несмотря на разветвленную методику опроса, на разнообразие методов объяснения и закрепления учебного материала, на попытки развивать память и логику, на отработанную методику решения физических задач - учащиеся не показывают качественного овладения физикой? Интерес к предмету проявляют единицы. Многие ученики не представляют общей картины мира: механической, электрической, атомной, энергетической, не говоря уже о всеобщей, физической. Конечно, овладение этими знаниями не самоцель, но, что еще хуже, мы не видим и усиления познавательной активности ученика, которая помогла бы ему добрать недостающие знания. Это может быть связано,  как считает австрийский философ и педагог Р.Штайнер,  «с  забвением  эмоциональной сферы ребенка, с попытками  свести все обучение к абстрактным законам,  к холодному логическому знанию,»  т.е. к преподаванию науки о природе,  каковой является физика, в отрыве от этой самой природы, в узких рамках, школьных кабинетов.

Другой опасностью являются как раз прекрасно оборудованные мультимедийные кабинеты физики, в которых все реальные процессы, эксперименты, лабораторные работы, демонстрации заменены на их виртуальные аналоги. Даже интерактивность не обеспечивает реальной деятельности, а лишь ее жалкий суррогат.

Роль эксперимента

         Конечно, никакой лабораторией, никаким красивым экспериментом нельзя заменить всего того многообразия взаимосвязанных явлений природы, существующих в окружающем нас мире. Но и этих экспериментов, этих суррогатов реальных явлений у нас  до обидного  мало. Очень хочется показать реальную радугу в капельках воды, а не узкую полоску света, прошедшую через призму, или дать возможность слабому ребенку самому, с помощью простых механизмов, поднять двухсоткилограммовую плиту, запустить ракету и рассчитать время ее возвращения на землю, или самому штамповать корпус прибора с помощью гидравлического пресса. Эти возможности в школе очень ограничены и по объективным, и по субъективным причинам. Может быть потому ученики плохо понимают физику, что не пропустили они ее через свои руки, через эмоции, настроения, не получили конкретного результата своей деятельности. Задумываясь над этим, я анализируя методы,  которые применялись на моих уроках, методы, применяемые другими учителями физики, а также  учителями других предметов с целью корректировки  своей работы.

 Эмоциональное воздействие реального эксперимента и других элементов деятельностного подхода на возрастание интереса к предмету и понимание сути изучаемых явлений

    И роль эксперимента на уроке физики, роль практической деятельности учеников, причём деятельности заинтересованной, эмоциональной  становится ведущей- предметообразующей. Этот способ познания мира становится особенно актуальным в контексте компетентностного подхода к преподаванию и обучению в школе, и новых критериев и стандартов образованности учащихся.

Какими же средствами решать поставленные задачи, какими приемами  можно пользоваться для достижения цели? Как осуществить на уроке деятельностный подход к обучению? Вероятнее всего придется конкретизировать следующие компоненты:

а) содержание материала,

б) мотивы деятельности,

в) способы вовлечения учащихся в учебную деятельность,

г) средства труда,

д) формы организации труда,

е) меры стимулирования и формы контроля,

ж) способы руководства,

з) тип отношений во время работы,

и) формы проведения рефлексии.

1 Содержание материала. Почти монопольно в школьном курсе физики господствует метод фронтальной лабораторной работы, по времени следующей за изучением теоретического материала по той или иной теме. Данная работа чаще всего проводится как закрепление теории, а попутно ученик знакомится с измерением физических величин, встречающихся в данной теме. Очень часто учителя, ссылаясь на отсутствие оборудования ,заменяют лабораторные работы иными вариантами самостоятельной работы. Но этот вариант содержание материала необходимо оставить и все, предусмотренные программой работы, выполнить. Современный учитель должен предусматривать задания на формирование и метапредметных результатов.

2. Мотивы деятельности можно связать с профессиональным самоопределением, интересом к многочисленным применениям закона (например, второй закон термодинамики и тепловые машины; постулаты Бора и разнообразные области применения лазера), возможностью совместной работы с другом (создание моделей фонтана, электроскопа), понять принцип работы прибора ( холодильника, детектора лжи и т.п.), занимательной ситуацией, ( например, " Хозяйка дома, где был Холмс, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Шерлок Холмс сказал:

«Погода на улице холодная». Как он это определил?. Ориентировать на достижения (победу в конкурсе и т. п.).

3. Способов вовлечения учащихся в учебную деятельность можно выделить множество, но чаще всего -это создание проблемной ситуации на основе эксперимента.

     

4. Средства труда - это могут быть учебники , энциклопедии , сайт в Интернете , видеоматериалы, рабочие тетради, созданное самостоятельно и лабораторное оборудование. Желательно в практике работы использовать  как возможно больше разных средств обучения.

5. Формы организации труда могут быть -индивидуальными, в группе,  коллективными; по подробным инструкциям , по наводящим предписаниям , самостоятельно .

6. Способы руководства состоят в направлении деятельности обучающегося( наводящие указания и вопросы), средства, которые помогут найти решение проблемных ситуаций и задач(плакаты, сайты, схемы).

7. Формы проведения рефлексии. Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь», а не «меня учат».

  В структуре традиционного урока рефлексия, как отдельный этап не присутствовала, так как деятельность педагога была ведущей, и всю ответственность за образовательный результат брал на себя учитель. В новой позиции ответственность за результат в большей степени делегируется ученику, поэтому рефлексия результата и процесса необходима. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. Например, при проведении эксперимента заполняем таблицу:

Что делал?

Что наблюдал?

Чем объяснить?

Разноуровневые домашние задания и дифференцированные самостоятельные работы, вариант которой можно выбрать самому, оценив уровень своих знаний, подведение итогов урока, начиная со слов :" Мне понравилось...". Из начальной школы к нам "придут" сигнальные карточки.  

С каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению физики. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами.

Думаю причины в том, что: во - первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они в одном классе, во –вторых- не совсем удачные учебники и большой объём информации, который необходимо запомнить, в – третьих меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения, научно –популярные кинофильмы, Интернет рассказывают школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной, доступной и занимательной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"

ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....

Формирование ИКТ компетентности всех субъектов образовательного процесса при переходе к стандартам нового поколения

Переход современной школы к стандартам нового поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всех субъектов образовательного процесса. Рассматривая и изуч...

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Краткое освещение темы по следующим вопросам:1.НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ.        2.ПОНЯТИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО...

Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы...

Технология системно - деятельностного подхода в образовании и пути её реализации в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Презентация содержит материал  о технологии системно - деятельностного подхода  в обучении, о путях её  реализации в условиях перехода на ФГОС нового поколения. В ней представлены...

Формирование метакомпетенции педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения

ldquo;Учитель – это самый трудный предмет при переходе на ФГОС”, поскольку констатируется факт о  технологической, психологической неготовности педагогов к переходу на новые стандарт...