Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа для 9 класса (программа Разумовской, 102 час.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_russkiy_2014_1420623168_84931.doc | 260.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», «Программы для общеобразовательных учреждений: русский язык. 5-9 классы, сост. Харитонова, изд. Дрофа, 2008 год», «Методических рекомендаций к учебнику «Русский язык» под ред. М.М.Разумовской», учебника «Русский язык. 9 класс» под редакцией М.М.Разумовской. федеральных перечней учебников, утвержденных приказом от 31 марта 2014 года, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
письмом Мин. Образования и науки РФ от 29 апреля 2014г. № 08-548,
требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа предполагает на изучение предмета – 3 часа в неделю, 102 часа в год (при 34 неделях). На развитие речи - 20 часов.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
(языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане МКОУ «Тургеневская СОШ» определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе –102 час, из них на развитие речи - 20 час., контроль – 7 час.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать:
-изученные разделы науки о языке;
-смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;
- функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
- орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
- уметь объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
- по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слов по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.п.); пользоваться этимологическими и словообразовательными словарями;
по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическими словарями;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся.
Обусловленность выбора учебника (линия под ред. М.М.Разумовской)
и краткая его характеристика
В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация,
способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; 6-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.
Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).
В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего, усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа):
I) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;
2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.
В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.
Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного /прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения, понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов.
Самое серьезное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.
Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развертывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.
Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся).
По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты.
Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке.
Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся.
Параллельно школьники обучаются языковому анализу.
Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.
Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?"
В учебниках определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''
В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В V классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объеме.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы: "Синтаксис. Пунктуация". "Речь".
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | В том числе развитие речи |
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира | 2 | |
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах | 17 | 5 |
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение | 9 | 3 |
Сложноподчиненное предложение | 43 | 7 |
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными | 7 | 2 |
Бессоюзное сложное предложение | 7 | 1 |
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | 7 | |
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе | 10 | 2 |
Итого |
102 |
20 |
Контроль (из общего числа часов) | 7 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
9 класс (102 час)
№ урока | Тема | кол-во часов | Элементы содержания образования | Результат обучения | Виды учебной деятельности | Домашнее задание | Дата | При меч | |
1-2 | Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира. | 2 | Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориаль-ные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. | Иметь представление об особенностях национального языка, о его значении, образовании и развитии Развивать умение читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы | Анализ текстов о языке; собственное высказывание на лингвистическую тему | Упражнение учебника Упр.5 Упр.7 | |||
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах 17час Р.Р.-4 К.р. -2
| |||||||||
3 |
Фонетика. Орфография. Графика. |
1 |
Повторение раздела «Фонетика. Орфография. Графика». Литературные нормы русского языка.Орфоэпи-ческие нормы русского литературного языка. Орфография и графика. |
Обобщить сведения из области фонетики; закрепить навыки фонетического разбора слова и работы с орфоэпическим словарем. Иметь представление о литературной норме и ее разновидностях |
Фонетический разбор слов: сравнение произношения и написания с применением орфографического правила. |
Упр.16 | |||
4 | Лексика. Морфемика. Словообразование.
| 1 | Словарный состав русского языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски
| Обобщить сведения из области лексики и фразеологии; закрепить навыки лексического разбора слова и работы с толковым словарем Обобщить сведения из области морфемики и словообразования; закрепить навыки морфемного и словообразовательного разбора | Составление схемы «Лексический состав русского языка» с примерами Работа с текстом: нахождение слов с заданным способом словообразования; восстановление словообразовательной цепочки; выполнение заданий по словообразовательному | Упр.22
| |||
5 | Диагностический диктант | Уровень остаточных знаний на начало года | Безошибочное написание под диктовку | ||||||
6 | Анализ диктанта | Выявление типичных ошибок, работа по их ликвидации. | Упр.252 | ||||||
7 | Р.Р. Стили речи
| Текст и его признаки. Стили речи и сфера их употребления, стилевые задачи. | Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде вторичного текста. Умение проводить стилистический и типологический анализ текста | сжатие текста до нескольких предложений, до основной мысли, до темы
| Упр.257 | ||||
8 9 10 | Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация. | 3 | Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание разных частей речи с НЕ . | Знать критерии распределения слов по частям речи; специфичные (постоянные) признаки частей речи; особенности изменения самост. частей речи (изменяемых). Уметь производить морфологический разбор разных частей речи, выделять в тексте словосочетания, | определения частей речи: распределительный диктант; морфологический разбор частей речи; вычленение словосочетаний из текста; синтаксический разбор простого предложения и осложненного | Подготовиться к диктанту | |||
11 | Контрольный диктант по теме: «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах» | Проверить уровень владения ранее изученным материалом на уровне образовательных стандартов | Безошибочное написание текста под диктовку. | Повторить типы речи | |||||
12 | Анализ диктанта Р.Р. Типы речи | 1 | Типы речи, их отличительные черты. | Знать все типы речи,различать тексты по типам речи. | Составлять тексты определённых типов речи. | Упр.258 | |||
13 14 | Р.Р. Сжатое изложение с элементами сочинения,упр.259 | 2 | Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, основная мысль, авторская позиция, проблема. | Уметь составлять текст. | Использование приёмов сжатия текста. | изложение | |||
Синтаксис и пунктуация 4 часа | |||||||||
15 16 | Понятие о сложном предложении | 2 | Понятие о сложном предложении как единицы синтаксиса. Основные виды сложных предложений | Проверить уровень владения ранее изученным материалом на уровне образовательных стандартов Знать признаки разграниче-ния простых и сложных предложений, понятие сложного предложения, иметь представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания. | . Находить в тексте сложные предложения, определять их тип. Самостоятельно составлять сложные предложения. | Упр.44 Упр.46 | |||
17 18 | Типы сложного предложения и средства связи между его частями | 2 | Знать классификацию сложных предложений. Уметь на уровне первичных навыков разграничивать сложные предложения разных типов, ставить знаки препинания между частями на письме. | Самостоятельно составлять сложные предложения. | Упр.49 Упр.54 | ||||
| |||||||||
Сложносочиненное предложение 10 час Р.Р.-3 К.Р.-1 | |||||||||
19 20 | Понятие о сложносочиненном предложении (ССП). | 2 | Понятие о сложносочиненном предложении (ССП), средства связи смысловые отношения между частями ССП. | Знать признаки разграничения простых и сложных предложений, понятие сложного предложения, иметь представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания. Знать классификацию сложных предложений. Уметь на уровне первичных навыков разграничивать сложные предложения разных типов, ставить знаки препинания между частями на письме . | Выполнение упражнений, нахождение в предложениях грамматических основ, определение их количества; постановка знаков препинания в ССП | Упр.58 Упр.58(зад.3) | |||
21 | Контрольный диктант по итогам 1 четверти | ||||||||
22 23 | Анализ диктанта Виды сложносочинённых предложений | 2 | Сочинительные союзы. Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. | Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения). Продолжить формировать понятие ССП как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Уметь правильно расставлять знаки препинания в ССП при письме. | Лингв. рассказ «Зачем нужно изучать ССП» тест: (ГИА) уровень В: 11,12 (т.16. 17, Сб. Сениной) 10 мин. | Самостоятельная работа Упр.60 | |||
24 | Контрольная работа №2. по теме: «Сложносочинен-ные предложения» | 1 |
| Тестовые задания Проверить уровень усвоения темы «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение» | Тестовые задания по теме | Контрольная работа | |||
25 | Анализ контрольной работы | 1 |
| Классифицирование ошибок | |||||
26 | Р.Р. Стили речи. Художественный стиль речи и язык художественной литературы. | 1 | Тексты различных стилей | Различать понятия: художественный стиль речи и язык художественной литературы. | Комплексный анализ текста | Анализ текста упр.272 | |||
27-28 | Р.Р.Изложение «Мой друг» | 2 | Подробное изложение | Уметь писать изложение, близкое к тексту. | Комплексный анализ исходного текста | Изложение, упр.277 | |||
Сложноподчиненное предложение 43 час Р.Р. 7 К.Р.-2 | |||||||||
29-30 | Понятие о сложноподчинён-ном предложении (СПП). | 2 | Понятие о сложноподчи-ненном предложении (СПП). Строение СПП, средства связи его частей. | Повторить сведения о видах сложного предложения, Знать, чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения. Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять |
Подбор синтаксических синонимов. Синтаксический анализ предложений Построение схем СПП. | Составление тезисного плана С.50-52 Упр.73 | |||
31- 32- 33 34 | Виды сложноподчинён-ных предложений. | 4 | Виды придаточных предложений, способы их различения | Знать классификацию сложноподчиненных предложений. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов. Уметь конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам. Владеть навыками синтаксического разбора сложноподчиненного предложения | 1) Конструирование ССП по заданным схемам. 2) Конструирование ССП: с опорой на табл. с.80 | Самостоятельная работа. Упр.81, таблица Упр.85 92, пересказ Упр.93 | |||
35- 36- 37 38 |
Сложноподчинён-ные предложения с придаточными определительными. |
4 |
Придаточные определитель-ные, их синтакси-ческие синонимы. |
Знать особенности СПП с придаточным определительным. Уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным определительным — простое предложение с обособленным определением). Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции |
Инд. карточки: работа с синт. синонимами придат. опред.: замена конструкций простыми предл-ми с причастными оборотами и наоборот.. Разбор предл. по схеме. | Творческая работа по картине. упр110. Упр.101 Упр.104 Упр.109 |
| ||
39 40 41 | Сложноподчинён-ные предложения с придаточными изъяснительными. | 3 | Придаточные изъяснительные | Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. Уметь употреблять синтаксические синонимы (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным — предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т. п.). Уметь находить СПП с придаточным изъяснительным в художественных текстах. | Составление плана с последующим лингвистическим рассказом | Упр.116 Упр.118 Творческая работа по картине Ю.М. Непринцева «Отдых после боя» | |||
42 | Сложноподчинен-ные предложения с придаточными обстоятельствен-ными. | 1 | Придаточные обстоятельственные, их классификация. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельствен-ные с главным. | Иметь общее представление о классификации СПП с придаточными обстоятельственными Уметь различать СПП с придаточными обстоятельственными времени и места с использованием таблицы, давать характеристику такому типу предложений. | Конструирование предложений с опорой на с.79 (таблица) | Упр.129 | |||
43 | Контрольный диктант по итогам 2 четверти | Определить уровень знаний учащихся на конец четверти. | |||||||
44 | Анализ диктанта РР Строение текста | 1 | Признаки текста | Знать признаки текста. Уметь определять тему, находить основную мысль, микротемы, ключевые слова | Определение темы, микротем, основной мысли в тексте | Сочинение-этюд Упр.264 | |||
45 46 |
Р.Р. Выборочное изложение на тему: «Хранитель Пушкиногорья» | 2 | Выборочное изложение |
Уметь составлять план | Отбор материала, составление текста. | Упр.268 | |||
47 48 | Сложноподчинен-ные предложения с придаточными обстоятельствен-ными места | 2 | Придаточные обстоятельственные | Знать особенности предложений с придаточным места. | Конструирование предложений. Уместное употребление предложений в речи. | Упр.129 Упр.133 | |||
49 50 | Сложноподчинен-ные предложения с придаточными обстоятельствен-ными времени | 2 | Придаточные обстоятельственные | Знать особенности предложений с придаточным времени. | Конструирование предложений. Уместное употребление предложений в речи. | Упр.138 Упр.139 Творческая работа по картине И.Е Репина «Бурлаки на Волге» | |||
51 52 53 | Сложноподчинён-ные предложения с придаточными сравнения. | 3 | Придаточные сравнительные | Знать способы выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, творительный сравнения, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения); уметь пользоваться приемом синонимической замены. Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения. Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции | Конструирование СПП.
| Упр.143 Упр.146 Упр.151 пересказ Объяснительный диктант. | |||
54 55 56 | Сложноподчинён-ные предложения с придаточными образа действия и степени. | 3 | Придаточные образа действия и степени. | Знать грамматические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.
| Уметь находить сложноподчииненные предложения с придаточными образа действия и степени в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции | Упр.159 Упр.160 Упр.162 Диктант с творческим заданием: продолжить сложноподчиненное предложение придаточным образа действия или степени. Письмо по памяти Упр.186 | |||
57 58 | РР Речевые жанры. Путевые заметки. | 2 | Разновидность путевого очерка | Познакомиться с речевым жанром путевые заметки, его характерными чертами и речевыми особенностями. | Опознавать жанр на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста. | Подготовка к домашнему сонинению в жанре путевых заметок. Упр.292 | |||
59 60 | Сложноподчинён-ное предложение с придаточным цели | 2 | Придаточные цели | Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным цели | Уметь находить СПП с придаточными цели в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. | Упр.166 Упр.168 | |||
61 62 | Сложноподчинён-ное предложение с придаточным условия. | 2 | Придаточные условия | Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным условия. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным цели и условия. Уметь находить СПП с придаточным цели и условия в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. | Конструирование предл. по заданным схемам;
| Упр.171 Упр.175 | |||
63 64 | Сложноподчинён-ное предложение с придаточными причины и следствия. | 2 | Придаточные причины и следствия | Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным причины и следствия. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным причины и следствия. Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным причины и следствия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. | Составление модели СПП с придат. прич. и следств. с опорой на материал №81 и теор. материал с.111-112 | Упр.180 Упр.182 | |||
65 66 | Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным. | 2 | Придаточные уступительные | Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным уступительным. Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным .
| Находить сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. | Выборочное списывание с последующей взаимопроверкой: №187 по вариантам;
| |||
67 68 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчи-нённое предложение». | 2 | Строение сложноподчи-ненных предложений разных видов. | Знать признаки СПП разных видов. Уметь оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП. Знать особенности использования СПП в текстах разных стилей и жанров. Уметь моделировать по заданным схемам и использовать в своей речи синтаксические синонимы СПП. | Комплексная работа с текстом: набл. над особенностью употребления СПП в различных стилях речи. | Упр.197 Упр.196 | |||
69 | Контрольная работа по теме: «Сложноподчинен-ное предложение» | 1 | Задания по теме «Сложноподчи-ненное предложение» (УМК) | Проверка уровня усвоения по теме: «Сложноподчиненное предложение» | Выступления по плану упр198 | Зсп-7 | |||
70 | РР Рецензия: понятие о жанре. | 1 | Речевой жанр | Значимость жанра. | Отличать рецензию от отзыва, от эссе Анализ зачётной работы. | Упр.294 | |||
71 | РР Рецензия:структура, языковые особенности. | 1 | Рецензия на книгу. Отзыв о книге. | Стандартные выражения, используемые в рецензии. | Подготовка к домашнему сочинению-рецензии на понравившийся рассказ. Использование клише. | Творческая работа. Рецензия.. | |||
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными 8час Р.Р. - 3 К.Р.-1 | |||||||||
72 | Сложноподчинён-ное предложение с несколькими придаточными. | 1 | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | Знать особенности СПП с несколькими придаточными. Уметь анализировать и характеризовать синтаксическую структуру СПП с одной и несколькими придаточными частями, правильно ставить знаки препинания. | Синтаксический разбор СПП с одной и несколькими придаточными частями | Упр.200 | |||
73 74 | Сложноподчинён-ные предложения с несколькими придаточными. | 2 | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | Знать виды подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи В СПП с несколькими придаточными. Уметь составлять схемы
|
Уровень усвоения программного материала | Упр.207 Упр.212 | |||
75 76 |
Контрольный диктант по итогам 3 четверти Анализ диктанта | 2 | Текст диктанта с грамматическими заданиями | Проверить уровень усвоения темы «Сложноподчиненное предложение» |
Конструирование предложений такого вида по заданным схемам. |
| |||
77 78 |
Р.Р. Эссе: понятие ожанре | 2 |
Речевые жанры |
Определение жанра эссе. |
Опознавание жанра эссе на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры. |
упр.280 Сочинение-рассуждение Упр.287 | |||
79 | Р.Р. Сочинение-рассуждение в жанре эссе «О времени и о себе» | 1 | |||||||
Бессоюзное сложное предложение | |||||||||
80 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. | 1 | Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Интонация БСП. | Знать понятие о БСП как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Понимать особенности БСП (по сравнению предложений с союзной связью). Уметь произносить БСП в соответствии со знаками препинания. | Анализ предложений: смысловые отношения между частями, схемы предложений | Упр.216 | |||
81 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. | 1 | Интонация БСП. | Знать правило: запятая и точка с запятой в БСП. Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов(со значением перечисления) и выражать их с помощью интонации | Работа с текстом: восст. знаки препин., разобрать по чл. предл, подчеркнуть в БСП грам. основы | Упр.220 | |||
82 83 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. | 2 | Двоеточие в БСП. | Знать правило: постановка двоеточия в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения меду частями БСП разных видов (со значением причины, пояснения, дополнения) и выражать их с помощью интонации | Преобр. СПП в БСП: обосн пост. знаков препинания (способы проверки). | Упр.225 Упр.229 | |||
84 85
| Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения.
|
| Тире в БСП. | Знать правило: постановка тире в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов (со значением противопоставления или времени, условия и следствия) и выражать их с помощью интонации | Конструирование БСП на основе смысловых отношений по схемам. | Упр.233 упр.236 | |||
86 | Диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение» | 1 | БСП. Знаки препинания в нем. Отличие БСП от СПП, ССП | Уметь отличать БСП от СПП, ССП, ставить знаки препинания в нем, приводить синтаксические синонимы БСП, давать письменный ответ на вопрос: чем отличается БСП от его синтакс. синонима СПП? | Выполнение заданий по индивидуальным картам: знаки препинания в БСП . Отличие БСП от СПП, ССП. Рассуждение на лингвистическую тему. | Зсп-12 | |||
87 | Анализ диктанта Р.Р. Деловая речь Написание деловых бумаг по образцу. | 1 | Стили речи. Написание деловых бумаг по образцу | Знать образцы написания деловых бумаг (заявления, доверенности, расписки, автобиографии), уметь писать их по образцу упр.285 289, 290 . | Составление тезисов или плана упр.291 | Упр.313 | |||
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи 6 час Р,Р, - К.Р. 1 | |||||||||
88 89 90 91
| Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период.
| 5
| Структурные особенности сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период- особая синтаксическая конструкция
| Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знать алгоритм определения сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи.
| Редактирование текста Преобразование предложений простых в предложения с разными видами связи в тексте: моделирование (УМК, с использ. интерактивной доски) проводить синтаксический анализ предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить схемы предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи. Опознавать период в художественной речи.
.
|
Упр.240 Упр.242 Упр.246 Упр.250 Зсп-15
| |||
92 | Диктант с грамматическим заданием по теме: «Сложное предложение» Итоги года | 1 | Текст диктанта с грамматическими заданиями | Проверить уровень усвоения материала по теме «Сложное предложение» | Написание диктанта. | Диктант с грамматическим заданием | |||
93 | Анализ диктанта | 1 | Классифицирование ошибок | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | |||||
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе 8 час. К.р.- 2 | |||||||||
94 95 96 | Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе Комплексный анализ текста | 3 | Синтаксис сложного предложения: языковые явления, пунктуационные правила, речеведческие понятия. Тексты различных стилей | Знать отличие языка и речи, использования языка как инструмента вречи. Языковые явления, речеведческие понятия при ситематизации и обобщении по разделу «Синтаксис сложного предложения». Повторение пунктуационных правил. Развитие умения анализировать простые и сложные предложения, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания | Комплексный анализ текстов упр.314,315,318,320.321
| Самостоятельная работа | |||
97 | Морфология и орфография | 1 | Уметь распознавать изученные части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли, использовать их в речи, соблюдая грамматические нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий. | елать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий. | Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Упр. 315, 317, 318, 319. |
| |||
98 | Итоговая контрольная работа в формате ГИА ( части А и В). | Знать правописание слов и верную расстановку знаков препинания | Уметь безошибочно выполнять контрольную работу | ||||||
99 | Итоговая контрольная работа в формате ГИА(часть С). | 2 | Знать правописание слов и верную расстановку знаков препинания | Уметь безошибочно выполнять контрольную работу |
|
| |||
100 | Анализ контрольной работы. | 2 | Коррекция; работа с тестовыми заданиями | Знать особенности разделов лингвистики, верное написание слов и расстановку знаков препинания | Уметь выявлять и корректировать ошибки
| Применять знания в повседневной жизни | |||
101 | Итоговое занятие | Знать особенности разделов лингвистики, верное написание слов и расстановку знаков препинания | Уметь выявлять и корректировать ошибки | Применять знания в повседневной жизни | |||||
102 | Резервный урок | ||||||||
ЛИТЕРАТУРА
Информационные ресурсы в Интернете
Мультимедийные пособия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 6 класс.
| |||||||||
|
.
. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...