Элективный курс по русскому языку «ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГОРАФИИ» Учебный курс подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ.
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему
Программа элективного курса подготовки «Трудные случаи орфографии» предназначена для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений.
Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить уровень орфографической грамотности, при подготовки к ЕГЭ.
Элективный курс «Трудные случаи орфографии» поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в орфографической подготовке учащихся, сформировать и закрепить навыки правописания тех орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно.
На занятиях проводится систематизация орфографических знаний учащихся. Многие правила даются в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем.
Предлагаемый курс поможет в подготовке к письменному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Элективный курс по русскому языку
«ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГОРАФИИ»
Учебный курс подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ.
Аннотация.
Программа элективного курса подготовки «Трудные случаи орфографии» предназначена для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений.
Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить уровень орфографической грамотности, при подготовки к ЕГЭ.
Элективный курс «Трудные случаи орфографии» поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в орфографической подготовке учащихся, сформировать и закрепить навыки правописания тех орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно.
На занятиях проводится систематизация орфографических знаний учащихся. Многие правила даются в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем.
Предлагаемый курс поможет в подготовке к письменному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Пояснительная записка
Элективный курс «Трудные случаи орфографии», предназначенный для учащихся 10 класса, расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах.
Основной целью элективного курса является повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма.
Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы в 8-10 классах показывает, что учащиеся, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Учащимся 10 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, при подготовки к ЕГЭ.
Элективный курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой – внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка. С этой целью предлагается использовать этимологический словарь, привлечь материал из научно-популярных книг и пособий (см. раздел «Литература»).
Предметным результатом могут быть:
- орфографический диктант;
- тест по орфографии;
- работа юного корректора (исправление орфографических ошибок);
- интернет-ресурсы.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.
Тема 1. Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.
Морфемика и морфология как ключи к орфографической грамотности. Разбор по составу. Части речи.
Тема 2. Орфограммы в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.
Тема 3. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.
Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы «З» и «С» на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.
Тема 4. «Ь» после шипящих на конце слова в разных частях речи.
Употребление буквы «Ь» после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы «Ь» на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Тема 5. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.
Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.
Тема 6. Н и НН в разных частях речи.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).
Тема 7. Правописание НЕ с разными частями речи.
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными и наречиями на –О(-Е). Слитное написание приставки НЕДО- со словами.
Тема 8. Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.
Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.
Тема 9. Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.
Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.
В конце занятий проводится практикум-зачет в форме орфографического диктанта, теста или в виде задания юному корректору по исправлению орфографических ошибок.
Учебно-тематический план
программы элективного курса
для учащихся 10 класса при подготовке к ЕГЭ
«Трудные случаи орфографии».
№ | Содержание разделов и тем | Количество часов | Виды деятельности учащихся |
1. | Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять. | 1 | Морфемный разбор; классификационно-обобщающая работа. |
2. | Орфограммы в корне слова. | 1 | Орфографический разбор; диктант «Проверяю себя». |
3. | Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня. | 2 | Анализ правописания данных слов; орфографический разбор. |
4. | Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. | 1 | Выборочное письмо; подбор примеров на данное правило. |
5. | Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова. | 2 | Выборочный диктант; орфографический разбор. |
6. | Н и НН в разных частях речи. | 2 | Подбор примеров на данное правило. |
7. | Правописание НЕ с разными частями речи. | 2 | Диктант «Проверяю себя»; анализ правописания данных слов. |
8. | Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи. | 2 | Объяснительный словарный диктант; классификационно- обобщающая работа. |
9. | Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи. | 3 | Орфографический анализ текста. |
10. | Зачетная работа. | 1 | Орфографический диктант, тест или исправление орфографических ошибок в данном тексте. |
Итого: | 17 |
ЛИТЕРАТУРА
- Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
- Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
- Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
- Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы орфографии". 10 класс
программа занятий, тематическое планирование...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации. Подготовка к ОГЭ»
Подготовка к ОГЭ» в современной школе имеет познавательно–практическую направленность, т.е. помогает более прочно и глубоко сформировать у учащихся орфографические и пунктуационные знания,...
учебный курс по русскому языку "Трудные случаи орфографии и пунктуации"
Учебный курс предназначен для 9 класса как помощь в подготовке к ОГЭ. Составлен на 34 уч. часа. В основном идет работа на основе ООД....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».
Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...
Программа учебного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации» Основное общее образование 8 класс 35 часов
Программа построена на системно-деятельностном подходе с использованием регулятивных действий, направленных на самостоятельное обучение и мотивацию ученика. За основу взята методология Гальперина П.Я....
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные случаи орфографии и пунктуации. 8 класс
Программа предназначена для подготовка учащихся 8 класса к предстоящей итоговой аттестации в формате ОГЭ....