Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам
статья по русскому языку на тему

Пономарева Елена Михайловна

Статья о подготовке к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе содержит подходы, условия, основные формы работы и виды деятельности, методические приемы, рекомендации участникам олимпиады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_gotovit_uchashchihsya_k_olimpiadam.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с одаренными детьми

при подготовке к предметным олимпиадам

Современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе».

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных  задач современного образования. Несомненно, этому способствует работа в рамках олимпиадного движения.

Предметные олимпиады школьников являются в настоящее время одной из самых широко распространенных форм внеклассной и внешкольной работы, одним из видов дополнительного образования. Выполняя целый ряд функций (обучающую, интегративную, коммуникативную, мотивационную и др.), олимпиады способствуют формированию у детей навыков самостоятельной организации учебной деятельности, глубокому и прочному усвоению знаний, развитию нестандартного мышления, творческой инициативы, создают устойчивые положительные эмоции.

В течение года школьники могут участвовать в самых разнообразных олимпиадах: традиционными остаются Всероссийская олимпиада школьников, «Русский медвежонок», «Пегас». Широкое распространение получили дистанционные олимпиады (kotofeyy.ru,  ya-geniy.ru,  мир-олимпиад.рф и др.)

Сертификаты и дипломы, полученные за участие, становятся весомым вкладом в портфель достижений учащихся, дают дополнительные льготы при поступлении в вузы.

Подготовка к олимпиадам не должна быть фрагментарной: хорошего результата можно добиться только при условии систематической работы.

Система подготовки участников олимпиад включает:

  • базовую школьную подготовку по предмету;
  • подготовку, полученную в рамках системы дополнительного образования (в 9 классе мне очень помогает элективный курс «Секреты стилистики»,  курс по выбору, поэтому ребята туда приходят действительно заинтересованными в изучении тонкостей языка);
  • самоподготовку (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в сетях Интернет и т.д.);
  • целенаправленную подготовку к участию в определенном этапе соревнования по предмету (такая подготовка осуществляется под руководством педагога в течение года).

Выявление способных детей начинается  с 5 класса (нестандартные задачи, конкурсы, викторины, игры – все это позволяет развивать интерес к предмету, делает его изучение более увлекательным). 

Постепенно выделяется группа ребят, которые заинтересованы в более детальном и глубоком изучении предметов (без желания ребенка, всем известно, очень трудно добиться результата).  После выявления самых "звездных" школьников (это уже 7-8 классы, где олимпиадное движение приобретает более серьезную направленность) работа с ними уже продолжается индивидуально.

 Конечно, хочется, чтобы как можно больше учащихся были вовлечены в работу с интересными, занимательными, требующими нестандартных решений заданиями, поэтому работа по подготовке к олимпиадам продолжает вестись урочно и внеурочно, при этом используются различные формы работы и виды деятельности:

- дифференцированная работа (творческие задания, задания исследовательского характера, рефераты, доклады, сообщения, презентации);

- групповая (дискуссии об исторических процессах в языке,  совместные исследовательские проекты);

- занятия-консультации;

- массовая работа (совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад).

В системе подготовки к олимпиадам как на уроке, так во внеурочной деятельности используется ряд методических приемов.

1. Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи;

2. Обмен опытом: работа в парах, обмен возникшими идеями и критика их.

3. Мозговой штурм: обсуждение решений;

4. Подсказка.

5. Консультации: консультация у старших и более опытных товарищей, которые уже не раз участвовали в олимпиадах и имеют опыт в решении сложных лингвистических задач;

6. Консультация преподавателя.

Среди всех методических приемов особой популярностью пользуется прием -  консультация у старших, более опытных товарищей, которые уже участвовали в олимпиадах.

Один  из путей подготовки к олимпиадам  -  задания на дом типа: "Составь задачу,  аналогичную составленной в классе"; "Придумайте ребусы по теме"; "Составьте кроссворд (анаграмму, софизм и т.д.); "Придумайте задачу-сказку по теме" и т.п.  В качестве домашнего задания предлагаются олимпиадные задачи прошлых лет.

В индивидуальной работе и работе в мини-группах я использую принцип спиралевидного развития: к одной и той же теме учитель с учениками обращаются несколько раз, и каждый раз на новом уровне сложности и глубины проработки того или иного вопроса.  Считаю правильным начинать работу в начале года с повторения базовых знаний по предмету (олимпиадная тематика, как правило, остается неизменной, поэтому составляется ряд необходимых понятий, к которому можно возвращаться ежегодно), а затем уже переходить к информации, не включенной в программу изучения (от школьного этапа  всероссийской олимпиады к заключительному задания усложняются, поэтому такой подход мне кажется целесообразным). Индивидуальная работа также включает рекомендации по решению заданий различных видов, работу со справочной литературой и словарями.

При подготовке к олимпиадам ученикам предоставляется возможность пользоваться интернет- ресурсам. Один из сайтов, куда чаще всего я отправляю  учеников - rusolimp.kopeisk.ru ( теория по всем разделам русского языка, практика, возможность самопроверки)

При подготовке к олимпиаде детей необходимо самому педагогу постоянно совершенствоваться.

Два года назад мне посчастливилось побывать на курсах повышения квалификации с названием  «Подготовка школьников к участию в олимпиаде и научно-практической конференции по русскому языку и литературе в условиях внедрения стандарта второго поколения»

Курсы проводились в НГПУ, вели их преподаватели филологического факультета, именно те, кто непосредственно составляет задания муниципального тура олимпиады.  От них был получен ряд рекомендаций и даже уроков. По русскому языку наиболее важными для меня были такие: ориентировать ребят на несколько вариантов ответов и учить работать с древнерусскими текстами (переводить их, определять значения некоторых слов, принадлежность их к определенной части речи, выполнять диахронный (исторический)  разбор слов и др.) Задания по истории языка одни из самых сложных. В изучении этого раздела нам помогает методическое пособие О.Н.Зайцевой «Уроки истории русского языка в школе»: предпрофильное обучение. Курс рассчитан на 8-9 классы.

Еще одно замечательное пособие, позволяющее готовить школьников к олимпиадам,  - пособие Криволаповой Н. А. «Внеурочная деятельность» Программа развития познавательных способностей учащихся (5 – 8 классы).

При работе с олимпиадными заданиями учащиеся пользуются следующими рекомендациями.

Рекомендации участнику олимпиады:

1. Внимательно изучи текст предложенных задач.

2. Приступай к решению той задачи, которая кажется тебе более доступной.

3. Помни: на олимпиаде «лёгких» задач не бывает. Ищи «изюминку»!

4. Если задача вызывает трудности, попробуй упростить её условие, посмотреть частные или предельные случаи.

5. Решили задачу - сразу оформляйте её решение. Это поможет вам проверить логику и освободить мысли для других задач.

6. Если задача не получается, оставьте её на время и переходите к другой.

7. Задача становится проще, если её окружить родственными задачами.

Подобная система работы дает неплохие результаты. Четыре последних года мои ученики становятся призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, один из учеников последние два года становился призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»

Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качес...

Активные методы работы с одаренными детьми при подготовке школьников к олимпиадам по математике

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.  Одаренн...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.

Методические рекомендации по работе с одаренными  детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников предназначены для работы педагогов для успешной подготовки обучающихся с высоким...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.

Презентация  Методические рекомендации по работе с одаренными  детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников....