Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»
материал по теме
Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.
Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.
Формы работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo.zip | 6.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Гнилуша
Задонского муниципального района
Липецкой области
Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»
Подготовила: учитель технологии
И. О. Джапаридзе
2012 год
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.
В последние годы проблема различий между детьми по одарённости «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес.
Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Поэтому возникает острая необходимость научно-обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.
Выделяются два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный аспект поведения одаренности может быть описан следующими признаками:
Быстрое освоение деятельности и высокая успеваемость ее выполнения;
Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации, появление неожиданных идей и решений.
Сформированность качественного своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности.
Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности: (знакам, звукам, цвету, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность, каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого характера:
проблемный,
поисковый,
Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
исследовательский,
Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для использования этого метода подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».
проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы)
Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
Формы работы:
классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
консультирование по возникшей проблеме;
-родительские собрания;
кружки, общества;
дискуссия.
Основной формой организации учебного процесса в школах района остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
Олимпиады занимают важное место в развитии одаренных детей. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы.
Наряду с урочной деятельностью, способствующей подготовке учащихся к олимпиадам, мною проводятся следующие виды деятельности:
1. Предметные недели, являющиеся важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых способностей. На протяжении многих лет мною ежегодно проводятся предметные недели по технологии. При подготовке к предметным неделям становится видна заинтересованность учащихся, их стремление узнать что-то новое по предмету, они предлагают свою помощь при подготовке мероприятий. В рамках предметных недель мною проводятся следующие конкурсы, викторины, мероприятия: «Умелые руки не знают скуки» игровой урок 6 класс, «Каждое дело делай умело» 5 класс, «Праздник труда» 6-7 классы, «По морям профессий» 10-11 класс и т.д.
2. Традиционной остаётся подготовка к олимпиадам через систему индивидуально-групповых занятий по предметам.
3. Создаётся банк данных мотивированных учащихся с учётом познавательных интересов учащихся по классам с 5 по 11.
4. Составляется план занятий по подготовке учащихся в 5-7 классах, 8 классов и 10-11 классов. В план подготовки включены основные разделы, наиболее часто встречающиеся в заданиях муниципального этапа олимпиады по технологии. Это – «Обработка пищевых продуктов», «Материаловедение», «Культура дома», «Конструирование и моделирование одежды», «Обработка ткани», «Семейная экономика», «Основы предпринимательской деятельности», и т. д.
5. Большое значение при подготовке уделяется проектной деятельности, т.к. защита творческого проекта осуществляется в третьем туре олимпиады по технологии. К сожалению из-за отсутствия в школе швейного оборудования не удается в полной мере уделять внимание практическим занятиям по обработке ткани.
6. Проведение индивидуальных занятий с учащимися.
7. Проведение школьных туров олимпиад. Выявление победителей.
8.Участие в районных турах предметных олимпиадах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы
обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...
Статья "Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам"
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспе...
Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по технологии.
Из опыта работы...
Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по технологии
Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творче...
Активные методы работы с одаренными детьми при подготовке школьников к олимпиадам по математике
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Одаренн...
Доклад по теме: «Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики»
Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность.Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной...
Проектная деятельность,как метод расширения информационного поля, приобретения новых компетенций в работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям
Работа над проектами нначалась задолго до того,как они стали обязательными в старших классах. В рамках курса внеурочной деятельности " Цивилизация Франции" в 9-11 классах итоговой рабо...