Активные методы работы с одаренными детьми при подготовке школьников к олимпиадам по математике
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.  Одаренный человек это, прежде всего одаренная личность. Для развития способности одаренного ребенка необходимо создать особые условия, позволяющие ему учиться и развиваться. Чтобы развивать одаренность необходимо с такими детьми много работать. Работать с такими детьми интересно и трудно, они требуют особого подхода, особой системы обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы работы с одаренными детьми при подготовке школьников к олимпиадам по математике

Бурмистрова Анна Владимировна, учитель математики МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя РФ А.М.Кузьмина»

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В его основе лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Одаренный человек это, прежде всего одаренная личность. Для развития способности одаренного ребенка необходимо создать особые условия, позволяющие ему учиться и развиваться. Чтобы развивать одаренность необходимо с такими детьми много работать. Работать с такими детьми интересно и трудно, они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Можно определить следующую цель работы с одаренными детьми: обеспечить возможности самореализации личности в различных видах деятельности. Задачи такой деятельности: создание системы урочной и внеурочной работы с учащимися, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности, организация исследовательской работы учащихся.

В своем выступлении я бы хотела остановиться на некоторых особенностях математического образования в нашем лицее.

В настоящий момент в лицее работают 13 учителей математики. Все педагоги имеют высшую квалификационную категорию. Среди педагогов два кандидата педагогических наук.

В нашей школе уделяется большое внимание работе с одарёнными детьми. Ведущими являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы. Наиболее эффективными являются технологии, которые дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в “малых группах”.

  1. Технология проблемного обучения. Решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности школьников. Занятия для одаренных детей особенно интересны тогда, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, где есть место импровизации и парадоксам. Необходимо использовать умение сильных детей выделять главное в проблеме и способность раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал. Наиболее полно эти умения раскрываются при использовании проблемного метода и проектно-исследовательской деятельности, что полностью согласуется с требованиями ФГОС о деятельностном подходе к обучению, так как активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема, а обучение носит творческий характер.
  2.  Методика обучения в малых группах. Класс разбивается на 3–4 подгруппы по 5–7 человек. Каждая группа готовит ответ на один из обсуждаемых вопросов. При обсуждении участники каждой группы выступают, задают вопросы, делают дополнения. За правильный ответ получают индивидуальные оценки, а “группы” – определенное количество баллов. Игровая ситуация позволяет создать необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.
  3. Технология проектного обучения. Об этом направлении уже было сегодня рассказано.

Все учителя применяют следующие формы работы с одаренными учащимися:

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах);
  • групповые и индивидуальные занятия, элективные курсы и предметы;
  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;
  • консультирование по возникшей проблеме;
  • участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах;
  • научно-практические конференции;
  • интеллектуальные марафоны;
  • творческие и разноуровневые задания, тесты и тренажеры.

В своей работе мы стараемся использовать все возможности, чтобы дети могли раскрыть и реализовать свой талант.

Особенностью лицея является отсутствие начальной школы, обучение начинается с 5 класса. Для поступления в 5 класс в мае проводятся вступительные испытания для четвероклассников. Ранее это была открытая лицейская олимпиада по математике «Кругозор». Испытания проводятся по трем предметам – математика, логика (решение математических нестандартных задач) и русский язык. Большинство абитуриентов с сентября по май месяцы посещают подготовительные курсы, которые проводят учителя лицея, в том числе учителя математики. Уже на этом этапе большое внимание уделяется формированию навыков решения нестандартных математических задач. Как правило, учащиеся впервые на занятиях по математике и логике встречаются с такого рода заданиями.

Два года учащиеся 5 и 6 классов обучаются по одинаковой программе, после чего начинается предпрофильная подготовка, а с 10 класса – профильное обучение. Сегодня обучение производится по пяти направлениям:

  • физико-математическое,
  • лингво - математическое,
  • экономико-математическое,
  • информационно-технологическое,
  • гуманитарное (лингвистическое),
  • гуманитарно-социальное,
  • химико-биологическое.

С 7 класса математику углубленно изучают в физико-математическом, лингво - математическом, экономико-математическом, информационно-технологическом и химико-биологическом классах. В 7-9 классах предмет математика делится на два модуля – «Алгебра» и «Геометрия», в старших классах к ним добавляется модуль «Математический анализ». Особенностью изучения математического анализа в старших классах является наличие лекций. Лекции организованы по аналогии с ВУЗами. 2 ч в неделю в специальной лекционной аудитории школьники слушают курс математического анализа. В течение 10-11 класса учащимся будет прочитан курс математического анализа такой же, как первокурсникам математических специальностей.

Введение платных образовательных услуг позволило увеличить количество учебных обязательных часов по предмету. В таблицах – количество часов по математике по классам.

5 класс

6 класс

Математика

5

5

Платные образовательные услуги

2

2

Всего

7

7

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Модуль «Алгебра»

4

4

6

3

3

Модуль «Геометрия»

3

3

2

3

3

Модуль «Математический анализ»

-

-

-

1+2(лекции)

1+2(лекции)

Математика (всего)

7

7

8

9

9

Платные образовательные услуги

2(алгебра)

2(алгебра)

2(геометрия)

2(математический анализ)

2(математический анализ)

Всего

9

9

10

11

11

С самого начала существования лицея в конце каждого полугодия для учащихся 7-11 классов проводятся сессии – зимняя и летняя.

Математика – обязательный экзамен у учащихся, углубленно изучающих этот предмет. До 10 класса – это письменный экзамен по алгебре и один раз (в 9 классе) устный экзамен по геометрии. В 10-11 классах – это устный экзамен по математическому анализу, включающий в себя теоретические вопросы и практические задания. Вся эта система способствует более глубокому усвоению учебного материала.

Выпускники лицея ежегодно показывают высокие результаты на ЕГЭ. В таблице приведен средний балл ЕГЭ по математике всех учащихся лицея за последние годы.

Год

Средний балл ЕГЭ по математике

2011 год

64,4

2012 год

64.0

2013 год

68,6

2014 год

71,9

2015 год

64,9

2016 год

68,2

Развитие математических способностей учащихся в лицее происходит, в том числе, и через систему дополнительного образования. Учителями математики лицея разработаны и внедрены в практику авторские образовательные программы дополнительного образования:

 «Математика для любознательных» (5 класс),

 «В мире математики» (6 класс),

 «Математическая смекалка» (7 класс),

 «За страницами учебника математики» (8 класс),

 «Волшебный мир геометрии» (8 класс),

 «Математический досуг» (9 класс),

 «За страницами учебника геометрии» (9 класс),

 «Олимпиадные математические задачи» (10 класс),

 «Избранные задачи математических олимпиад» (11 класс),

 «Дополнительные разделы математического анализа» (11 класс),

 «Математика в экономике» (7 класс),

 «Математические модели в экономике» (9 класс).

В рамках системы дополнительного образования учащиеся лицея принимают активное участие в различных математических мероприятиях, проводимых как учителями лицея, так и другими организациями.

Традиционно в течение всего учебного года в лицее проводятся различные математические игры: «Математический квадрат», «Математическое домино», «Математическая регата». Конечно, организацией, составлением заданий к этим играм руководят педагоги. Но самое активное участие в проведении подобных мероприятий принимают старшеклассники.

Обладая опытом проведения математических игр, лицей стал площадкой для проведения городских математических мероприятий для учащихся 5 и 7 классов («Веселый поезд», «Математическая регата»). И здесь организация и проведение - на плечах учителей математики и, конечно, старшеклассников.

Одной из форм работы с учащимися является проведение математических боев, в рамках которых формируются не только умения решать нестандартные задачи, но и навыки работы в группе, умения анализировать решения товарищей, отстаивать свою позицию, слушать и слышать собеседника.

Несколько лет назад в лицее учащимися старших классов, увлеченными математикой, был создан Школьный математический клуб. Заседания клуба проводятся учащимися десятых и одиннадцатых классов для младших школьников. В ходе работы клуба старшеклассники читают лекции, проводят математические конкурсы и другие математические соревнования.

Лицеисты принимают активное участие во Всероссийской предметной олимпиаде школьников по математике.

Школьный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников по математике в лицее проводится ежегодно, в нем принимают участие все желающие учащиеся, регулярно посещающие кружки по математике, проявляющие интерес к изучению этого предмета.

Математическая олимпиада является соревнованием, где в честной и объективной борьбе учащиеся раскрывают свой интеллектуальный потенциал, соотнося свой уровень математических способностей с уровнем других учащихся лицея.

В этом учебном году около пятисот учащихся лицея приняли участие в школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников по математике.

Учащиеся лицея успешно выступают и на других этапах ВОШ по математике.

Достижения учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников по математике

Уровень ВОШ

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Муниципальный уровень

победители

7

4

6

11

10

3

11

призеры

30

34

36

29

30

38

12

Региональный уровень

победители

4

3

4

1

3

2

1

призеры

7

10

14

6

10

14

17

Заключительный этап

победители

0

0

0

0

0

0

0

призеры

0

1

0

0

0

0

0

В настоящее время проводится много и других олимпиад по математике для школьников. Учителя лицея помогают учащимся разобраться во всем многообразии этих олимпиад, анализируют, разбирают типы олимпиадных задач, готовят детей к участию в такого рода мероприятиях.

Ежегодно восьмиклассники принимают участие в Математической олимпиаде имени Леонарда Эйлера, проводимой Вятским центром дополнительного образования и Московским центром непрерывного математического образования. В дистанционных турах принимают участие все желающие. Далее – региональный этап, который проводится на базе нашего лицея. Победители регионального этапа становятся участниками заключительного этапа.

Традиционным стало участие лицеистов в ВУЗовских олимпиадах. Очень тесно лицей сотрудничает с Московским физико-техническим институтом, Московским инженерно-физическим институтом, Санкт-Петербургским государственным университетом. На базе лицея эти ВУЗы проводят и предварительные, иногда и заключительные этапы своих олимпиад.

Олимпиады «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы» (МГУ) также знакомы нашим ученикам. Успешное участие в предварительном туре этих олимпиад – это большой успех для школьников. Так как результаты олимпиад действительны 4 года, то на заключительный тур едут не только ученики выпускных классов. Успешное участие в заключительных этапах ВУЗовских олимпиад позволяет облегчить выпускникам поступление в ВУЗы. Успешное участие в заключительных этапах ВУЗовских олимпиад позволяет облегчить выпускникам поступление в ВУЗы.

Очень распространено участие школьников в дистанционных олимпиадах (например, «Фоксфорд»).

Постоянное участие в различных математических олимпиадах приводит к необходимости решения олимпиадных задач, познания нового, ранее неизвестного. Очень большое влияние оказывает на школьников участие в специализированных математических мероприятиях, проводимых в других регионах и другими организациями. Общение одаренных детей между собой, общение и работа с настоящими специалистами в математике и олимпиадном движении помогают осознать детям свои возможности в этой жизни, увидеть пути реализации этих возможностей.

В июне в лицее ежегодно организуется работа пришкольного лагеря «Эрудит». Целью его работы является предоставление возможности учащимся из числа одаренных детей получения дополнительных знаний по курсу математики, приобретения навыков исследовательской деятельности, формирования у учащихся устойчивого интереса к математике, расширение знаний о способах и методах решения задач, а также определение в выборе профиля обучения в старших классах. Содержание занятий основано по принципу «За страницами школьного учебника» и направлено на развитие познавательной активности учащихся, на достижение значимых для каждого ученика личных результатов. Возраст и категория школьников, для которых предназначена программа: учащиеся 11-13 лет, обучающиеся в 5-7-х классах лицея. Количество участников – 50-60 учеников.

В последние годы одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются так называемые профильные лагеря или смены. Профильные смены выполняют очень важную миссию: летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.

Двенадцать лет подряд областная летняя школа для одарённых детей «Эрудит» проходила на базе санатория-профилактория «Энергетик» (Тамбовская область, Тамбовский район, поселок Новая Ляда), который расположен в 30 км от города в лесной зоне. В работе профильной смены ежегодно принимают участие от 150 до 250 человек - учащиеся 5-11 классов лицея, школ области и других регионов, интересующиеся математикой, информатикой, робототехникой, биологией, английским языком, журналистикой.

Смена проводится с целью создания условий для всестороннего развития личности участников путем вовлечения их в творческую, познавательную и проектную деятельность. Помочь детям отдохнуть, получить новые позитивные впечатления, опыт разнообразной самостоятельной творческой деятельности и общения с интересными людьми, развить свои способности, научиться понимать себя и других – вот основные задачи, которые решались при проведении профильной смены.

Летняя профильная смена «Эрудит» – это активный отдых, увлекательные и развивающие занятия, оздоровительные процедуры, развлекательные мероприятия. Главный упор делается на интересы детей.

В организации и проведении именно профильных смен особую роль играет педагогический состав, сопровождающий учащихся в течение всей смены. Творческие педагоги - наставники помогают ребятам социализироваться и раскрыться в новом для них коллективе, проявить все свои способности и таланты. Такой подход создает благоприятную среду для развития одарённых детей и поднимает общий уровень образования в целом. В работе летней профильной смены «Эрудит» ежегодно принимают участие около 15 педагогов лицея: учителя математики, русского языка и литературы, английского языка, информатики, биологии.

Профильная смена проходит в течение 21 дня. Все участники смены (дети) заранее распределяются по учебным группам в соответствии с пожеланиями самих детей и профилем их обучения в лицее. В каждой учебной группе около 15 человек. Ежедневно у каждой учебной группы учителями лицея, работающими в профильной смене, проводятся четыре урока. У учащихся 5-6 классов ведутся два предмета, например, математика и русский язык, математика и английский язык, математика и робототехника. Учащиеся 7 - 10 классов в рамках работы профильной смены углубленно изучают один предмет (например, математика, журналистика, биология, робототехника). Основанием для выбора изучаемого предмета является профиль, по которому ребёнок обучается в лицее. Учебные занятия проводятся пять раз в неделю. Профильная смена имеет свои образовательные задачи и является продолжением занятий в течение учебного года. Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов, изучение которых выходит за рамки школьной программы. Решение нестандартных задач, знакомство с новыми методами их решения является основой для дальнейшего успешного обучения и участия в олимпиадном движении.

Большое внимание в профильной смене уделяется игровым видам учебной деятельности. Ребята, изучающие математику, принимают участие в устных математических олимпиадах, различных математических играх («Математическая регата», «Математическое домино», «Математический квадрат» и другие), математических боях. Особенно важно, что участие в проведении перечисленных мероприятий принимают старшеклассники и выпускники лицея.

Одним из самых важных моментов в профильной смене является получение ребёнком нового жизненного опыта, обеспечение социального развития, формирование социально-коммуникативных навыков и умений детей. Каждый педагог при планировании работы профильной смены ставит перед собой задачу – приобщение участников к разнообразному опыту социальной жизни. Нахождение вне мегаполиса, необходимость проявить самостоятельность и навыки самообслуживания в быту (а этого так часто не хватает сегодняшним излишне опекаемым школьникам), необходимость выстраивать собственную траекторию взаимоотношений в разновозрастном коллективе служат потрясающим катализатором социального становления ребёнка. Именно стимулирование процессов социализации ребёнка и является главным педагогическим эффектом профильных смен. В современном обществе, когда школьнику, жизнь которого регламентирована школой и семьей до мельчайших подробностей, практически негде проявить своё самостоятельное «Я», участие в профильной смене фактически является «школой жизни». Разноплановая деятельность (и образовательный процесс, и участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, и отдых) дают возможность каждому проявить себя в любой сфере, открыть себя с новой стороны. Кроме того, немаловажным фактором является система взаимоотношений педагога со своими учениками в условиях лагеря. Это не авторитарные отношения, а отношения партнерства, основанные на товарищеском общении и дружбе в процессе совместного труда и досуга. Таким образом, участие обучающегося в работе профильной смены приносит самый главный и значимый педагогический эффект – формирование личности, готовой к жизни в современном социуме, владеющей навыками безопасного поведения во всех аспектах этого слова. Это и психологическая готовность к принятию решений, и владение основами разновозрастной коммуникации, и умение самостоятельно справляться с бытовыми проблемами.

У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства илиспорта, к активному умственному труду. Помочь детям интересно отдохнуть, получить новые позитивные впечатления, опыт разнообразной самостоятельной творческой деятельности и общения с интересными людьми, развить свои способности, научиться понимать себя и других – вот основные задачи, которые решаются при проведении профильных смен. Ведь именно во время летних каникул можно создать комфортное социально- образовательное пространство для взаимодействия и творчества детей.

Одаренные дети — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными. Учитель должен быть увлечен своим делом, профессионально грамотным, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, интеллектуальным, нравственным и эрудированным, психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса, проводником передовых педагогических технологий, знатоком во всех областях человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»

Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качес...

Статья "Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам"

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспе...

Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по технологии

 Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творче...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.

Методические рекомендации по работе с одаренными  детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников предназначены для работы педагогов для успешной подготовки обучающихся с высоким...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.

Презентация  Методические рекомендации по работе с одаренными  детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников....