Урок по русскому языку в 6 классе "Повторим орфографию"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Самарина Ирина Сергеевна

Конспект урока "Повторим орфографию" ( 6 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_povtorim_orfografiyu.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  УРОКА

ТЕМА: «ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ»

Цель:

  1. закрепление знаний по изученным орфографическим темам;
  2. развитие орфографических навыков, орфографической зоркости;
  3. выявление пробелов в знаниях орфографических правил;
  4. подготовка к проверочной работе;
  5. развитие умения работать в сотрудничестве ( в паре, групповая форма);
  6. закрепление навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование:

  1. Карточки с заявкой на оценки «3», «4», «5».
  2. Листы контроля (самоконтроля).
  3. Карточки для этапа «Корректор».

Тексты для определения видов орфограмм.

  1. Сигнальные карточки.
  2. Таблица «Разделы лингвистики».
  3. Рисунки длят шуточных пауз ( «лисички», фразеологизм «заметать следы», слон- «прислонился»).
  4. Листы учета для жюри.
  5. «Ключи» для проверки работ этапа «Корректор».
  6. Нормы оценок.

План.

  1. Вступительное слово учителя ( 3 мин). Игра  «Я загадала слово…» для определения темы урока.
  2. Терминологический диктант с последующей самопроверкой по таблице « Разделы лингвистики» ( 4 мин).
  3. «Выбери меня, выбери меня…» ( теоретический блок) (15мин).
  4. Карточки с заявкой на оценку с последующей самопроверкой ( 15 мин).
  5. Лингвистические задачи ( 3 мин).
  6. «Корректор».
  7. Пауза- шутка. Орфографические задачи ( команды представляют друг другу).
  8. Орфографическая дуэль ( словарный диктант с взаимопроверкой). Работа с сигнальными карточками.
  9. Сочинение-миниатюра.
  10. Подведение итогов. Оценки жюри. Вручение медалей «Юный лингвист».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

ХОД УРОКА.

Организационный  момент.

           Ребята, я загадала слово. Чем скорее вы определите, слово какой части речи я загадала, тем быстрее мы назовем тему сегодняшнего урока. Итак, я загадала слово..

        Верно, я загадала существительное «орфография». Прежде чем отправиться в путешествие по Морфологии, сделаем небольшую паузу и повторим изученные орфографические правила, посмотрим, как мы умеем применять их на практике, подготовимся к проверочной работе. Итак, повторим орфографию, ведь как говорил Б. Шоу: « Из пятидесяти способов сказать слово «да» и пятисот способов сказать слово «нет» … есть только один способ написать их». И этот способ диктует нам Орфография. Сегодняшнюю встречу проведем в форме соревнования наших постоянно действующих лингвистических экипажей «Всеведы», «Знайки», «Юные филологи», «Любознательные».

        За ходом соревнования будут наблюдать наши гости- учителя нашей школы и члены жюри.

        Соревнование состоит из нескольких этапов, на доске записаны их названия.

  1. Терминологический диктант ( покажет знания разделов науки о языке). Изучая науку о языке, необходимо знать названия разделов.
  2. Этап позволит проверить, какая из команд лучше знает орфографические правила, более подкован в теории.
  3. Работа с карточками с заявкой на оценку поможет показать наше умение применять правила на практике.
  4. Этап называется «Корректор». В чем суть работы, скажу позднее. Он состоит из 2 частей.
  5. Словарный диктант.
  6. И если позволит время, еще один этап. О нем позднее.

На столах у каждой команды:

а) нормы оценок;

б) карточки;

в) листы контроля для само-взаимопроверки;

г) листы учета оценок, которые заполняют ассистенты и сдают жюри.

Желаем всем экипажам не ударить в грязь лицом, не сесть в калошу. Я буду болеть за всех вас.

Итак, первый этап. Берем листочки, ставим цифру 1. Терминологический диктант ( изучая науку о языке, нельзя не знать названия разделов, по которым мы путешествуем в течение нескольких лет).

  1. Наука о языке (лингвистика…)
  2. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
  3. Раздел науки о языке, изучающий нормы произношения.
  4. Раздел науки о языке, изучающий морфемы, способы образования слов.
  5. Раздел науки о языке, изучающий правила правописания слов.

Самопроверка ( по таблице «Разделы лингвистики»). Оценки , жюри подводит итоги, мы начинаем второй этап, который назовем словами из песни «Выбери меня, выбери меня…». Каждой команде предстоит ответить на 3 вопроса, по очереди называют номер от 1 до 12. Ассистенты отмечают на листочке номера, чтобы вопрос не повторился. ( член жюри следит и отмечает в листе учета).

  1. На сколько групп и какие делятся все приставки? (доехать, расписание, пришел, сделать)
  2. В каких случаях сложные имена существительные пишутся через дефис?
  3. В каких сложных прилагательных употребляется дефис?
  4. Расскажите о правописании не с глаголами. Замкните круг, называя глаголы-исключения ( дети берутся за руки)
  5. Когда не с существительными, прилагательными, наречием пишется раздельно?
  6. Почему о правописании не с глаголами говорим отдельно, а о существительных, прилагательных, наречиях вместе?
  7. В каких суффиксах прилагательных –н-?
  8. В каких случаях в прилагательных –нн-?
  9. Расскажите о правописании буквы и-ы после приставок.
  10. Значения приставки при-?
  11. Значения приставки пре-?
  12. В каком случае пр.бывать пришется с «е». почему слово пр.бывать можно написать с буквой е и и ?

Слово жюри о первом и втором этапе. ( на доске названия команд и баллы)

А сейчас третий этап. Мы повторили теорию, настало время проявить умение применять теоретические знания на практике.

        Карточки с заявкой на оценки «3», «4», «5».

Затем по листу контроля проверяем себя, ставим оценку и говорим ассистентам. Кто быстрее справится, работает с перфокартами. Пока жюри подводит итоги третьего этапа, мы решим несколько лингвистических задач ( на доске).

Ученик 6 класса рассуждает.

  1. (Древне) русский пишу через дефис, т. к. образовано из двух слов древний и русский. Верно или нет?
  2. Ветреный пишу с –нн-, т. к. –енн-?
  3. Заг.раться пишу с а, т.к. есть суффикс а.
  4. (Полу)остров через дефис, т.к. второе слово начинается с гласной.

Слово жюри: итоги третьего этапа и решения лингвистических задач.

Кому не приходится порой доверять бумаге свои мысли, чувства, расчеты, наблюдения. Иногда неосторожное движение руки, случайная описка или ошибка из-за незнания правила приводит к искажению смысла. Нужно постоянно упражняться, знать правила, уметь их применять, иметь устойчивое внимание, твердые навыки, обладать орфографической зоркостью, чтобы подчинить своей воле слова. Всеми этими качествами обладает корректор.

- Кто может назвать лексическое значение этого слова? Давайте познакомимся с ним.

        Корректор- работник типографии, редакции, исправляющий ошибки в текстах.

   Корректура.

   Корректорский (отдел).

- Слово какой части речи?

- Доказать!

        Сейчас мы с вами превращаемся в корректорский отдел, где работают корректировщики, корректоры.

  1. Перед вами словарный диктант одного из учеников нашего класса ( Пети Ошибкина). Выбрав диктант №1 и № 2, каждому нужно выписать номера слов, написанных с ошибками ( индивидуальная работа).
  2. Затем в данных текстах, пользуясь списком изученных орфограмм в справочниках, записать номера видов орфограмм, встречающихся в тексте.
  3. Дописать 2-3 предложения к тексту (каждый). По окончании выполнения каждого задания сдаем жюри, а сами работаем с перфокартой, карточкой, ждем окончания работы других команд.

Устная работа с сигнальными карточками (е-и).

  1. Престиж ( фр. «обаяние», имеющий влияние, уважение).
  2. Привилегии (льготы).
  3. Президент.
  4. Премьера (1-е представление).
  5. Примитивный (простейший).
  6. Приватизация (передача государственного имущества в личное владение лицу или группе лиц).

Слово жюри. Итоги этапа «Корректор».

Учитель:

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль ( «поединок») безграмотный писака. Он сказал Прусту:

-Представляю Вам право выбора оружия.

- Превосходно,- ответил Марсель Пруст,- предпочитаю орфографию. Вы убиты!

        Сейчас мы проведем орфографическую дуэль между экипажами, после которой, надеюсь, все останемся живы. Итак, к барьеру, как говорили дуэлянты. Словарный диктант с последующей (само-) взаимопроверкой по листу контроля оцениваем зеленым стержнем .

Аморальный поступок, антигуманное поведение, приветливый ребенок, соблюдать приличие, презирать предательство, проявить уважение к друзьям, верный принципам, преодолеть препятствие и т. д.

Ассистенты сдают результаты диктанта жюри.

Жюри подводит итоги сегодняшнего дня.

Класс работает в это время с сигнальными карточками.

Н-нн.

  1. Куриный суп.
  2. Стеклянная посуда.
  3. Ветреный день.
  4. Революционный марш.
  5. Туманное утро.

Итоги словарного диктанта.

Учитель :

- Как-то компания литераторов, в числе которых был знаменитый русский писатель Александр Иванович Куприн зашла в ресторан. Когда Александр Иванович прочитал меню, официант, учтиво склонившись, спросил:

-Чего изволите-с?

-Шесть порций орфографических ошибок!- воскликнул писатель.

Уши и щеки официанта покраснели от стыда за того, кто составлял меню.

Предлагаю вам составить меню. Сочинение-миниатюра из 5-6 предложений с использованием различных видов орфограмм, и  написать так, чтобы не оказаться в положении этого официанта.

Итоги этапа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку для учащихся 11 класса школы I вида (неслышащие дети). «Повторим орфографию. Правописание гласных в корне слова».

Данный урок разработан по технологии модульного обучения и адаптирован для неслышащих учащихся. В изменённом виде может быть использован при обучении учащихся 9 класса ООУ....

Урок по русскому языку в 7 классе "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова".

Данная тема урока "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова" является повторением в начале учебного года в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова и др. и сопровождается презентацией....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Спецкурс по русскому языку «Русский язык: трудные случаи орфографии»

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Русский язык: трудные случаи орфографии» для 7 класса составлена на основании  Федерального компонента государственного стандарта средне...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...