Урок по русскому языку в 6 классе "Повторим орфографию"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока "Повторим орфографию" ( 6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povtorim_orfografiyu.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: «ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ»
Цель:
- закрепление знаний по изученным орфографическим темам;
- развитие орфографических навыков, орфографической зоркости;
- выявление пробелов в знаниях орфографических правил;
- подготовка к проверочной работе;
- развитие умения работать в сотрудничестве ( в паре, групповая форма);
- закрепление навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование:
- Карточки с заявкой на оценки «3», «4», «5».
- Листы контроля (самоконтроля).
- Карточки для этапа «Корректор».
Тексты для определения видов орфограмм.
- Сигнальные карточки.
- Таблица «Разделы лингвистики».
- Рисунки длят шуточных пауз ( «лисички», фразеологизм «заметать следы», слон- «прислонился»).
- Листы учета для жюри.
- «Ключи» для проверки работ этапа «Корректор».
- Нормы оценок.
План.
- Вступительное слово учителя ( 3 мин). Игра «Я загадала слово…» для определения темы урока.
- Терминологический диктант с последующей самопроверкой по таблице « Разделы лингвистики» ( 4 мин).
- «Выбери меня, выбери меня…» ( теоретический блок) (15мин).
- Карточки с заявкой на оценку с последующей самопроверкой ( 15 мин).
- Лингвистические задачи ( 3 мин).
- «Корректор».
- Пауза- шутка. Орфографические задачи ( команды представляют друг другу).
- Орфографическая дуэль ( словарный диктант с взаимопроверкой). Работа с сигнальными карточками.
- Сочинение-миниатюра.
- Подведение итогов. Оценки жюри. Вручение медалей «Юный лингвист».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Ребята, я загадала слово. Чем скорее вы определите, слово какой части речи я загадала, тем быстрее мы назовем тему сегодняшнего урока. Итак, я загадала слово..
Верно, я загадала существительное «орфография». Прежде чем отправиться в путешествие по Морфологии, сделаем небольшую паузу и повторим изученные орфографические правила, посмотрим, как мы умеем применять их на практике, подготовимся к проверочной работе. Итак, повторим орфографию, ведь как говорил Б. Шоу: « Из пятидесяти способов сказать слово «да» и пятисот способов сказать слово «нет» … есть только один способ написать их». И этот способ диктует нам Орфография. Сегодняшнюю встречу проведем в форме соревнования наших постоянно действующих лингвистических экипажей «Всеведы», «Знайки», «Юные филологи», «Любознательные».
За ходом соревнования будут наблюдать наши гости- учителя нашей школы и члены жюри.
Соревнование состоит из нескольких этапов, на доске записаны их названия.
- Терминологический диктант ( покажет знания разделов науки о языке). Изучая науку о языке, необходимо знать названия разделов.
- Этап позволит проверить, какая из команд лучше знает орфографические правила, более подкован в теории.
- Работа с карточками с заявкой на оценку поможет показать наше умение применять правила на практике.
- Этап называется «Корректор». В чем суть работы, скажу позднее. Он состоит из 2 частей.
- Словарный диктант.
- И если позволит время, еще один этап. О нем позднее.
На столах у каждой команды:
а) нормы оценок;
б) карточки;
в) листы контроля для само-взаимопроверки;
г) листы учета оценок, которые заполняют ассистенты и сдают жюри.
Желаем всем экипажам не ударить в грязь лицом, не сесть в калошу. Я буду болеть за всех вас.
Итак, первый этап. Берем листочки, ставим цифру 1. Терминологический диктант ( изучая науку о языке, нельзя не знать названия разделов, по которым мы путешествуем в течение нескольких лет).
- Наука о языке (лингвистика…)
- Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
- Раздел науки о языке, изучающий нормы произношения.
- Раздел науки о языке, изучающий морфемы, способы образования слов.
- Раздел науки о языке, изучающий правила правописания слов.
Самопроверка ( по таблице «Разделы лингвистики»). Оценки , жюри подводит итоги, мы начинаем второй этап, который назовем словами из песни «Выбери меня, выбери меня…». Каждой команде предстоит ответить на 3 вопроса, по очереди называют номер от 1 до 12. Ассистенты отмечают на листочке номера, чтобы вопрос не повторился. ( член жюри следит и отмечает в листе учета).
- На сколько групп и какие делятся все приставки? (доехать, расписание, пришел, сделать)
- В каких случаях сложные имена существительные пишутся через дефис?
- В каких сложных прилагательных употребляется дефис?
- Расскажите о правописании не с глаголами. Замкните круг, называя глаголы-исключения ( дети берутся за руки)
- Когда не с существительными, прилагательными, наречием пишется раздельно?
- Почему о правописании не с глаголами говорим отдельно, а о существительных, прилагательных, наречиях вместе?
- В каких суффиксах прилагательных –н-?
- В каких случаях в прилагательных –нн-?
- Расскажите о правописании буквы и-ы после приставок.
- Значения приставки при-?
- Значения приставки пре-?
- В каком случае пр.бывать пришется с «е». почему слово пр.бывать можно написать с буквой е и и ?
Слово жюри о первом и втором этапе. ( на доске названия команд и баллы)
А сейчас третий этап. Мы повторили теорию, настало время проявить умение применять теоретические знания на практике.
Карточки с заявкой на оценки «3», «4», «5».
Затем по листу контроля проверяем себя, ставим оценку и говорим ассистентам. Кто быстрее справится, работает с перфокартами. Пока жюри подводит итоги третьего этапа, мы решим несколько лингвистических задач ( на доске).
Ученик 6 класса рассуждает.
- (Древне) русский пишу через дефис, т. к. образовано из двух слов древний и русский. Верно или нет?
- Ветреный пишу с –нн-, т. к. –енн-?
- Заг.раться пишу с а, т.к. есть суффикс а.
- (Полу)остров через дефис, т.к. второе слово начинается с гласной.
Слово жюри: итоги третьего этапа и решения лингвистических задач.
Кому не приходится порой доверять бумаге свои мысли, чувства, расчеты, наблюдения. Иногда неосторожное движение руки, случайная описка или ошибка из-за незнания правила приводит к искажению смысла. Нужно постоянно упражняться, знать правила, уметь их применять, иметь устойчивое внимание, твердые навыки, обладать орфографической зоркостью, чтобы подчинить своей воле слова. Всеми этими качествами обладает корректор.
- Кто может назвать лексическое значение этого слова? Давайте познакомимся с ним.
Корректор- работник типографии, редакции, исправляющий ошибки в текстах.
Корректура.
Корректорский (отдел).
- Слово какой части речи?
- Доказать!
Сейчас мы с вами превращаемся в корректорский отдел, где работают корректировщики, корректоры.
- Перед вами словарный диктант одного из учеников нашего класса ( Пети Ошибкина). Выбрав диктант №1 и № 2, каждому нужно выписать номера слов, написанных с ошибками ( индивидуальная работа).
- Затем в данных текстах, пользуясь списком изученных орфограмм в справочниках, записать номера видов орфограмм, встречающихся в тексте.
- Дописать 2-3 предложения к тексту (каждый). По окончании выполнения каждого задания сдаем жюри, а сами работаем с перфокартой, карточкой, ждем окончания работы других команд.
Устная работа с сигнальными карточками (е-и).
- Престиж ( фр. «обаяние», имеющий влияние, уважение).
- Привилегии (льготы).
- Президент.
- Премьера (1-е представление).
- Примитивный (простейший).
- Приватизация (передача государственного имущества в личное владение лицу или группе лиц).
Слово жюри. Итоги этапа «Корректор».
Учитель:
Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль ( «поединок») безграмотный писака. Он сказал Прусту:
-Представляю Вам право выбора оружия.
- Превосходно,- ответил Марсель Пруст,- предпочитаю орфографию. Вы убиты!
Сейчас мы проведем орфографическую дуэль между экипажами, после которой, надеюсь, все останемся живы. Итак, к барьеру, как говорили дуэлянты. Словарный диктант с последующей (само-) взаимопроверкой по листу контроля оцениваем зеленым стержнем .
Аморальный поступок, антигуманное поведение, приветливый ребенок, соблюдать приличие, презирать предательство, проявить уважение к друзьям, верный принципам, преодолеть препятствие и т. д.
Ассистенты сдают результаты диктанта жюри.
Жюри подводит итоги сегодняшнего дня.
Класс работает в это время с сигнальными карточками.
Н-нн.
- Куриный суп.
- Стеклянная посуда.
- Ветреный день.
- Революционный марш.
- Туманное утро.
Итоги словарного диктанта.
Учитель :
- Как-то компания литераторов, в числе которых был знаменитый русский писатель Александр Иванович Куприн зашла в ресторан. Когда Александр Иванович прочитал меню, официант, учтиво склонившись, спросил:
-Чего изволите-с?
-Шесть порций орфографических ошибок!- воскликнул писатель.
Уши и щеки официанта покраснели от стыда за того, кто составлял меню.
Предлагаю вам составить меню. Сочинение-миниатюра из 5-6 предложений с использованием различных видов орфограмм, и написать так, чтобы не оказаться в положении этого официанта.
Итоги этапа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку для учащихся 11 класса школы I вида (неслышащие дети). «Повторим орфографию. Правописание гласных в корне слова».
Данный урок разработан по технологии модульного обучения и адаптирован для неслышащих учащихся. В изменённом виде может быть использован при обучении учащихся 9 класса ООУ....
Урок по русскому языку в 7 классе "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова".
Данная тема урока "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова" является повторением в начале учебного года в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова и др. и сопровождается презентацией....
конспект урока по русскому языку "Принципы русской орфографии"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)
Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....
Спецкурс по русскому языку «Русский язык: трудные случаи орфографии»
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Русский язык: трудные случаи орфографии» для 7 класса составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта средне...
Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"
Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...