конспект урока по русскому языку "Принципы русской орфографии"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_po_russkomu_jazyku_v_10_klas13.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по русскому языку в 10 классе.

Дата проведения_____________________

Урок.  Тема урока:. Принципы русской орфографии.

Цель урока: 1) познакомить учащихся с принципами русской орфографии;

                     2) повторить орфоэпию

                     3) отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора , правильного ее

                        графического обозначения.

      .4.воспитывать культуру речи  И  ЖЕЛАНИЕ ГРАМОТНО ПИСАТЬ                                             1Орг .момент. Повторение орфоэпии

1). Синтаксический разбор предложения.

На современном  этапе развития нашего общества  повышение уровня грамотности и общей речевой культуры становится  важной проблемой

Работа по карточкам 3 учеников .

         Выборочный орфоэпический диктант        2). Выпишите слова в таком порядке: а) с непроизносимыми согласными,

б) с сочетаниями чн, произносимыми как шн, в) с сочетаниями чт, произносимыми как шт.

Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то известное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая прачечная, пустячный случай, конечно исполнишь, довольно скучно, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность   Задание№1

Предложение запишите и подчеркните лавные члены предложения  Эти слова принадлежат Ожегову     Высокая  степень организованности  орфографии  есть показатель высокой  культуры нации     

2

        2   ОБЬ3. Лекция учителя.
План
1) Что такое орфография?
2) В чём заключается морфологический принцип русской орфографии?
3) Отступления от морфологического принципа: фонетический и традиционные написания, дифференцирующие написания.
4) История русской орфографии.
орфография- это система правил:
1) о написании слов и их значимых частей;
2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов;
3) об употреблении прописных и строчных букв;
4) о переносе слов с одной строки на другую.
В основе русской орфографии лежит морфологический принцип. Суть морфологического принципа заключается в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют на письме единое написание, несмотря на различие в произношении. Рассмотрим предложенную таблицу "Единство написания"

Единство написания

таблица

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Подпись

Дом

Домовый

В земле

Подписать

Домашний

Домовой

В доме

Собраны

Сказать

Вершина

В родном

Собирать

Сказка

Величина

В далеком

Если вы внимательно изучите таблицу, вы увидите общее между правилами, в ней представленными. Здесь отражён принцип графически единообразного написания морфем.
Отступлениями от морфологического принципа русской орфографии являются фонетические, дифференцирующие и традиционные написания.
Фонетические написания - это написания слов в соответствии с их произношением.
Важнейшие фонетические написания:
1)
написания ПРИСТАВОК на -З (-С) : безбрежный - бесплановый;
2)
написание приставки РАЗ- (РАС-) - РОЗ- (РОС-), : разыскать - розыск, расписать - роспись;
3) написание Ы вместо начального И после приставок на твёрдый согласный (см.
ГЛАСНЫЕ Ы И И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК , и тест на это правило ): подыскать, безыдейный.
Дифференцирующие написания - это разные написания, служащие для различения на письме
омонимов. Поджог (имя существительное) - поджёг (прошедшее время глагола). Сравните слова: бал - балл, кампания - компания.
Традиционные написания - написания, которые являются наследием прошлого и не могут быть обоснованы ни морфологически, ни фонетически. Сюда относятся:
1) написание буквы И после твёрдых шипящих Ж и Ш (жить, шить), которое объясняется тем, что в древнерусском языке звуки [ж] и [ш] были мягкими и написание ЖИ и ШИ соответствовало произношению;
2) написание мягкого знака после шипящих во втором лице единственного числа
глаголов (читаешь) , в наречиях (настежь, вскачь) , что объясняется наличием когда-то конечного гласного, впоследствии редуцированного;
3) написание окончания родительного падежа единственного числа прилагательных - ОГО, произносящегося со звуком [в] на месте буквы Г (большого, доброго); написание безударных гласных в таких словах, как КОРОВА, СОБАКА, не поддерживаемое современным литературным произношением

3,закрепление нового материала

Работа с карточками

САМОСТОЯТЕОЬНАЯ РАБОТА

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ : НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ –РАССУЖДЕНИЕ 9миниатюру) на тему :<Что такое милосердие ) используя принципы русской орфографии со словами ь, доброта ,помощь ,сочувствие ,сострадание ,нуждающиеся

4 ИТОГ УРОКА  Что нового узнали на уроке?  Домашнее задание : закончить дома работу над сочинением-рассуждением и принести к следующему уроку. Сделать синтаксический разбор одного из предложений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"

Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...

Конспект урока на тему "Пиры русских князей"

В конспекте изложен план урока, его задачи, а также предложены формы и методы обучения....

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

конспект урока по теме "Словари русского языка"

методический комплекс включает в себя конспект, презентацию и оценочный лист занятия по теме "Словари русского языка"...

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)   Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...

Конспект урока. Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.

Былина – это песня о том, что было, что имело место в жизни. Былины – «старины», то есть песни о старине.Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патр...