Технология творческой мастерской на уроках русского языка
статья по русскому языку (7 класс)
Технологическая карта творческой мастерской "Порог"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nurlygayanova_n.n._tehnologiya_tvorcheskoy_masterskoy_na_uroke_russkogo_yazyka.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология творческой мастерской на уроке русского языка
Нурлыгаянова Н.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кадетская школа «Патриот»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Современная школа стремительно меняется. Сегодня важным становится не столько дать как можно больше знаний ребёнку, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и познавательное развитие, сформировать универсальные умения, которые бы позволили выпускникам школы самостоятельно обучаться в течение всей жизни, уметь решать возникающие перед ними проблемы, выбирать и нести ответственность за свой выбор. Изменение образовательной парадигмы требует от учителя поисков новых методик и технологий обучения, отхода от традиционных форм урока. Каким же должен быть современный урок?
В собственной школьной практике мы обращаемся к технологии творческой мастерской[1]. Это действенная, работающая технология, её использование позволяет учителю решать многие задачи, которые ставят перед ним сегодня новые образовательные стандарты.
Участники мастерской открывают для себя слово[2], у них возникает интерес к русскому языку, развивается ассоциативное мышление, что способствует глубокому пониманию художественного творчества, поэзии, вырабатывается навык собственного «письма».
Творческие мастерские поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению, к труду и творчеству.
Технология творческой мастерской способствует формированию культуроведческой компетентности школьников. Приведу пример технологической карты урока русского языка в 7 классе на тему «Мир русской избы. Порог».
№ п/п | Этапы мастерской | Цель занятия | Содержание этапа | Формы работы | Комплексное обеспечение | Научные идеи | ||||||
1. | Индукция | Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника; проблемная ситуация, которая настраивает личность на саморазвитие | Индуктор 1 Ответы на вопросы, связанные с содержанием песни на стихи Ю. Поройкова «Помолчим». | Фронтальные | Компьютерная презентация, аудиозапись | Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход | ||||||
Индуктор 2 Запись слов-ассоциаций к слову «порог» | Индивидуальные | Компьютерная презентация | Личностно-ориентированный подход | |||||||||
Индуктор 3 Объяснение пословицы | Фронтальные | Компьютерная презентация | Личностно-ориентированный подход | |||||||||
Индуктор 4 Работа с учебником. Упр. 127. Ответ на вопрос | Фронтальные | Компьютерная презентация, учебник | Личностно-ориентированный подход | |||||||||
2. | Самоконструкция | Индивидуальное создание решения | Создание монологического высказывания о приметах, связанных с порогом | Индивидуальные | Компьютерная презентация | Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход | ||||||
3-4. | Социоконструкция-социализация | 1.Выбор пути, поиска решения 2.предоставление возможности самореализации каждому участнику мастерской | Исследование слова «порог» (классификация пословиц, фразеологизмы, словари) | Фронтальные, групповые | Компьютерная презентация, раздаточный материал | исследовательский подход | ||||||
5. | Разрыв | «Озарение», «понимание» себя, других, приёма, методов. Внутренний конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа. | Знакомство со стихами поэтов, заполнение таблицы, выбор 3-4 стихотворений, наиболее полно отражающих, по мнению участников, суть понятия «порог», формирование метафорического инструментария | Индивидуальные, групповые | Раздаточный материал. Тексты стихотворений поэтов 19-20 веков | Деятельностный подход, исследовательский подход | ||||||
6. | Творческое конструирование знания | Поиск приводит к иному пониманию, к разрыву со старым обоснованием | Составление синквейна, эссе (по выбору) | Групповые, индивидуальные | Компьютерная презентация, раздаточный материал | Деятельностный подход | ||||||
7. | Афиширование | Представление результатов деятельности | Выступление участников. Представление синквейна, эссе | Групповые, индивидуальные | Компьютерная презентация, раздаточный материал | Деятельностный подход | ||||||
8. | Рефлексия | Самоанализ, самокоррекция, отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской | Заверши тезис: «Самым интересным было...» «Для себя я возьму…» «Хочу сказать…» | Фронтальные | Компьютерная презентация. | Рефлексивный подход |
Урок стимулирует активность учащихся, даёт возможность самим создавать творческие работы. Например:
Отчий порог
Он был первым серьёзным испытанием для малыша, когда тот делал свои первые шаги.
Он берёг мальчика от завистников и злых людей, от болезней и дурного глаза.
Юношу он благословил в дальний путь. Мужчину укрепил в трудную минуту.
Отчий порог обладает удивительной силой.
Список литературы:
1.Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. СПб., 2004.
2. Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5 – 11 классах (русский язык, литература, развитие речи). Учебно-методическое пособие. СПб.: «Сага» - «Наука», 2004. - 256 с.
[1] Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. СПб., 2004.
[2] Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5 – 11 классах (русский язык, литература, развитие речи). Учебно-методическое пособие. СПб.: «Сага» - «Наука», 2004. - 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- исследовательская работа на тему: Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как совместный процесс творчества учителя и ученика
В научно-исследовательской работе представлена теория по теме «Технология педагогических мастерских», а также её практическое применение. Технология педагогических мастерских предполагает учёт индивид...
Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.
В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".
Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....
Презентация "Творческие мастерские на уроках русского языка и литературы"
В презентации рассматривается возможность использования технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы....
Технология "Мастерские" на уроке русского языка и литературы.
Проект по русскому языку и литературе....
Технология "Творческая мастерская" на уроках иностранного языка
На своих уроках я часто применяю технологию «Творческая мастерская». Она позволяет вовлечь в образовательный процесс учащихся абсолютно разной подготовки...