Технологическая карта урока по теме: «Род несклоняемых имён существительных».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Трегубова Ольга Викторовна

Цели  урока: 

1)  Предметные:  способствовать  формированию  и  развитию  умений  и  навыков  в  определении  рода  несклоняемых  имён  существительных;  способствовать  формированию  представления  об  особенностях  рода  несклоняемых  имён  существительных.

2)  Личностные:  способствовать  развитию  речи  учащихся,  обогащению  и  усложнению  словарного  запаса;  учить  анализировать,  сравнивать,  обобщать  и  систематизировать  понятия;  способствовать  формированию  и  развитию  самостоятельности  учащихся;  способствовать  формированию  и  развитию  познавательного  интереса  учащихся  к  предмету.

 3)  Метапредметные:  способствовать  формированию  и  развитию  нравственных,  трудовых  и  эстетических  качеств  личности.

Задачи  урока:  1)  Способствовать  развитию  умений  учащихся  обобщать  полученные  знания,  проводить  анализ,  сравнение,  делать  необходимые  выводы.  Обеспечить  ситуации,  способствующие  развитию  умений  анализировать   и  различать  род  несклоняемых   имён  существительных.  Обеспечить  условия  для  развития  умений  грамотно,  чётко  и  точно  выражать  свои  мысли.

2)  Создать  условия,  обеспечивающие  воспитание  интереса  к  русскому  языку.  Способствовать  развитию  творческого  отношения  к  учебной  деятельности.  Способствовать  формированию научного  мировоззрения  на  примере  изучения  темы  «Род  несклоняемых  имён  существительных».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_nesklonyaemyh_imyon_sushchestvitelnyh_tehnolog_karta.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока русского языка в 6 а классе

Учитель:  Трегубова  О.В.

Класс:  6 а

Тема  урока:  «Род  несклоняемых   имён  существительных»

Тип урока:  урок  открытия  новых  знаний

Место  и  роль  урока  в  изучаемой  теме:  первый  урок  по  теме.

Цели  урока:  

1)  Предметные:  способствовать  формированию  и  развитию  умений  и  навыков  в  определении  рода  несклоняемых  имён  существительных;  способствовать  формированию  представления  об  особенностях  рода  несклоняемых  имён  существительных.

2)  Личностные:  способствовать  развитию  речи  учащихся,  обогащению  и  усложнению  словарного  запаса;  учить  анализировать,  сравнивать,  обобщать  и  систематизировать  понятия;  способствовать  формированию  и  развитию  самостоятельности  учащихся;  способствовать  формированию  и  развитию  познавательного  интереса  учащихся  к  предмету.

 3)  Метапредметные:  способствовать  формированию  и  развитию  нравственных,  трудовых  и  эстетических  качеств  личности.

Задачи  урока:  1)  Способствовать  развитию  умений  учащихся  обобщать  полученные  знания,  проводить  анализ,  сравнение,  делать  необходимые  выводы.  Обеспечить  ситуации,  способствующие  развитию  умений  анализировать   и  различать  род  несклоняемых   имён  существительных.  Обеспечить  условия  для  развития  умений  грамотно,  чётко  и  точно  выражать  свои  мысли.

2)  Создать  условия,  обеспечивающие  воспитание  интереса  к  русскому  языку.  Способствовать  развитию  творческого  отношения  к  учебной  деятельности.  Способствовать  формированию научного  мировоззрения  на  примере  изучения  темы  «Род  несклоняемых  имён  существительных».

Ход  урока:

Этапы  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  обучающихся

1.Организационный  момент

Цель  этапа:  настроить  учащихся  к  учебной  деятельности  на  получение  новых  знаний;  создать  условия  для  мотивации  у  ученика  внутренней  потребности  включения    в  учебный  процесс

2.Актуализация  знаний

Цель  этапа:  предъявить  задания  близкие  жизненному  опыту  детей;  зафиксировать  ситуацию,  демонстрирующую  недостаточность  имеющихся  знаний;  актуализировать   мыслительные  операции,  необходимые  для  проблемного изложения  нового  материала

-Здравствуйте,  ребята!  С  каким  настроением   вы  пришли  сегодня  на  урок?  Сегодня  мы  опять  обратимся  к  несклоняемым  именам  существительным .

-Вы  уже  знаете,  какие  имена  существительные  называются  несклоняемыми.  Кто  хочет  о  них  рассказать?  

-Можем  ли  мы  прожить  хотя  бы  день  без этих  существительных?  Нет!  Составьте  устный  текст  на  тему  «Как  начинается  мой  день»  при  этом  используйте  несклоняемые  имена  существительные.  (Примерный  текст:  «Утром  я  встаю,  пью  кофе  и  слушаю  по  телевизору  интервью.  Потом  я  снимаю  с  вешалки  пальто  и  быстро  шагаю  по  шоссе  в  школу»)

-Все  тексты  хороши,  но  не  кажется  ли  вам,  что  каких-то  слов  в  наших  текстах  не  хватает?  Какие  это  слова? (Прилагательные)

Личностные  УУД

Осуществляемые  действия:  эмоциональный  настрой  наурок

Формируемые  способы деятельности:  проявление  эмоционального  отношения  в  учебно-познавательной  деятельности

Познавательные  УУД

Осуществляемые  действия:  активное   слушание,  выдвижение  предположений

Формируемые  способы  деятельности:  формулирование  собственных  ожиданий

Коммуникативные  УУД

Осуществляемые:  слушание  собеседника

Формируемые  способы  деятельности:  построение  понятных  для  собеседника  высказываний

Личностные  УУД

Осуществляемые  действия:  активизация  имевшихся  ранее  знаний,  активное  погружение  в  тему

Формируемые  способы  деятельности:  умение  слушать  в  соответствии  с  целевой  установкой,  дополнять,  уточнять  высказанные  мнения

Познавательные  УУД

Осуществляемые  действия:  развитие  и  углубление  потребности  и  мотивов  учебно-познавательной  деятельности;  слушают  вопросы  учителя,  отвечают  на  вопросы;  осуществляют  актуализацию  личного  жизненного  опыта

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  умения  извлекать  информацию  из  текстов,  выявлять  сущность,  особенности  объектов;  формирование  умения  на  основе  анализа  объектов  делать  выводы,  находить  ответы  на  вопросы

Коммуникативные  УУД

Осуществляемые  действия:  взаимодействие  с  учителем  во  время  опроса;  участие  в  коллективном  обсуждении   проблем  и  принятии  решений

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  компетенции  в  общении,  включая  сознательную  ориентацию  учащихся  на  позицию  других  людей  как  партнёров  в  общении  и  совместной  деятельности;  формирование  умения  слушать,  вести  диалог  в  соответствии  с  целями  и  задачами  общения

3.Постановка  учебной задачи

Цель  этапа:

Выявление  места  и  причины  затруднения  и  постановка  цели  деятельности

- А  какие  бы  вы  испытывали  трудности  при  написании  прилагательных  с   несклоняемыми  именами  существительными?  (Написание  окончания)  Почему?  (Род  данных  существительных  не  знают).

-  А  теперь  подумайте  и  ответьте:  как  мы  сформулируем   тему  нашего  урока?  Какую  мы  сегодня  на уроке  поставим  цель?

Регулятивные  УУД

Осуществляемые  действия:  самостоятельное  определение  цели  урока

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  умения  прогнозировать  предстоящую  работу

Познавательные  УУД

Осуществляемые  действия:  развитие  и  углубление  потребностей  и  мотивов  учебно-познавательной  деятельности

Личностные  УУД

Осуществляемые  действия:  осмысление  темы  нового  материала  и  основных  вопросов,  подлежащих  усвоению

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  мотивации  к  обучению  и  целенаправленной  познавательной  деятельности

Коммуникативные  УУД

Осуществляемые  действия:

Формирование  уменияучитывать  позицию собеседника,  осуществлять  сотрудничество  с  учителем

Формируемые  способы  деятельности:  формировать  умения  ставить  цель  деятельности

4.Проблемное  изложение  нового  знания

Цель  этапа:

Зафиксировать  причину  затруднения  у  учащихся,   организовать  подводящий  диалог  по  проблемному  объяснению  нового  материала;  организовать  фиксацию  преодоления  затруднения

(Дети  заранее  распределяются  в  группы  по  4  человека)

- Перед  вами  слова:

     Шоссе    Такси  Алоэ   Шимпанзе  Какаду  Кенгуру  Леди

    Мадам  Мисс  Батуми   Миссисипи  Капри

- Разделите  эти  слова  на  группы.  Подумайте:  по  каким  критериям  вы  разделите   эти  слова.

- Сколько  групп  у  вас  получилось?  По  каким  критериям  вы  их  разделили?  

- Какие  слова  вошли  в   первую  группу?  (Неодушевлённые  предметы)

- Какие  слова  вошли  во  вторую  группу?  (Слова,  обозначающие  животных,  птиц)

-  Какие  слова  вошли  в  третью  группу?  ( Слова,  обозначающие  лиц  женского  рода)

-  Какие  слова  вошли  в  четвёртую  группу?  ( Географические  наименования:  названия  городов,  рек,  островов  и  т.  д.)

-  Как  вы  думаете:  если  у  несклоняемых  существительных  по  внешней  форме  род   определить  нельзя,  то  какой  в  данном  случае  может  быть  показатель  рода?                                   ( Одушевлённость- неодушевлённость,  обозначение  лиц  женского- мужского  рода,  грамматический  род  нарицательного  существительного,  обозначающего  родовое  понятие,  т.е.  по  роду  слов  город,  река,  озеро)

Работа по учебнику. Стр.93-94.

(Материал для ознакомления)

Регулятивные  УУД

Осуществляемые  действия:  осознание  целей  и  задач  обучения,  восприятие,  осмысление,  запоминание   учебного  материала  и  основных  вопросов

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  умения  слушать  и  понимать  других;  формирование  умения  формулировать  свои  мысли  в  устной  форме;  формирование  умения  работать  в  парах,  группах

Познавательные  УУД

Осуществляемые  действия:  развитее  умения  получать  информацию  из  текста  и  строить  сообщение  в  устной  форме;  развитие  умения  проводить  сравнение  изученных  объектов  по  самостоятельно  выделенным основаниям;  

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  умения  осуществлять  познавательную  и  личную  рефлексию

5.Первичное  закрепление    знаний  учащихся

Цель  этапа:

Зафиксировать  алгоритм  определения  рода  у  несклоняемых  имён  существительных;  организовать  усвоение  учащимися  нового  материала     ( фронтально  и  в  группах)

- Подберите  к  данным  именам  существительным  прилагательные.  Какой  алгоритм  работы  мы  составим?  (Определяем,  какое  это  существительное:  одушевлённое  или  неодушевлённое,  обозначает  лиц  женского  или  мужского  пола,  а если  это  имя  собственное,  то  определяем, к  какому  грамматическому  роду  нарицательного  существительного  принадлежит).   Обозначьте  окончания  прилагательных.

Примеры  словосочетаний:   прямое  шоссе,  маршрутное  такси,  целебное  алоэ,  весёлый  шимпанзе,  красивый  какаду,  молодой  кенгуру,  почтенная  леди,  строгая  мадам,  скромная  мисс,  солнечный  Батуми,  широкая  Миссисипи,  живописный  Капри.

Личностные  УУД

Осуществляемые  действия:  осмысление  темы  нового  материала  и  основных  вопросов,  подлежащих  усвоению;  применение  на  практике  и  последующее  повторение  нового  материала

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  мотивации  к  обучению  и  целенаправленной  познавательной  деятельности

Коммуникативные  УУД

Осуществляемые  действия:  осуществлять  сотрудничество  с  учителем  и  сверстниками

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  умения  строить  речевое  высказывание  в  соответствии  с  поставленными  задачами

6.Практическая  работа  с  самопроверкой,  взаимопроверкой  по  эталону  и  проверкой  учителем

Цель  этапа:тренировать  способность  к  самоконтролю,  взаимоконтролю  и  самооценке,  проверить  умение  учащихся  работать  по  алгоритму,  организовать  выявление  и  исправление  допущенных  ошибок

-  К  данным несклоняемым   существительным  подберите  существительные,  обозначающие  родовое  понятие,  определите  род  несклоняемых  существительных:  кольраби (капуста- ж. р.),  салями  (колбаса- ж. р.),  инкогнито  (лицо – ср. р.),  Мали  ( государство – ср. р.  или  страна – ж. р.),  авеню  (улица – ж. р.) денди  ( модный  мужчина – м. р.),  Баку( город- м. р.),Конго ( река – ж. р.),Онтарио ( озеро- ср. р.), «Юманите» ( газета – ж. р.)

- Обратите  внимание:  такие  слова,  как  салями,  кольраби  и  авеню  обозначают  неодушевлённые  предметы,  но  являются  исключением,  их  род  обозначается  по  родовому  понятию.

- Запишите  ещё  несколько  слов – исключений:  

Кофе ( м. р.),  пенальти ( м. р.),  хинди (  язык-м. р.),  тюль ( м. р.).

-  В  группе  существительных,  называющих животных  и  птиц  есть  тоже  исключения:  цеце  ( муха – ж. р.),  иваси          ( сельдь – ж. р.).  В  данной  группе  мужской  род  обозначается  безотносительно  к  полу  животного,  но  если  контекст  указывает  на  самку,  то  соответствующие  слова  употребляются  в  форме  женского  рода.  Составьте  предложения,  употребив  слова  кенгуру  и  шимпанзе  в  форме  ж. р.  ( Пример:  кенгуру  несла  в  сумке  кенгурёнка,  шимпанзе  кормила  детёныша)

- Подберите  к  данным  существительным  прилагательные,  определите  род:

Пианино,  метро,  пальто,  жюри,  кашне,  депо,  Чили,  Страдивари,  какао,  «Таймс».

Личностные  УУД

Осуществляемые  действия:  проявление  эмоционального  отношения  и  волевых  усилий  в  учебно-познавательной  деятельности,  запоминание  материала

Формируемые  способы  деятельности:  применение  на   практике  полученных  знаний  и  последующее  повторение

Регулятивные  УУД

Осуществляемые  действия:  самоконтроль  выполнения заданий,  взаимоконтроль  и  внесение  корректив  в  учебно-познавательную  деятельность

Формируемые  способы  деятельности:  планирование  своего   действия  в  соответствии  с  поставленной  задачей  и  условиями  её  реализации

Познавательные  УУД

Осуществляемые  действия:  развитие  и  углубление  потребности  и  мотивов  учебно-познавательной  деятельности

Формируемые  способы  деятельности:   умения  структурировать   знания,  построение  логической  цепи  рассуждений

7.Инструктаж  учителя  по  выполнению  домашнего  задания

Цель  этапа:  включить  новый  способ  действий  в  систему  знаний  учащихся,  тренировать  способность  применять  новый  алгоритм  действий

-  Домашнее  задание:  найти   и  записать   в  словарях  или  в  сети  Интернет  лексическое  толкование  двух  любых  изученных   сегодня  на  уроке   новых  слов.

Познавательные  УУД

Осуществляемые  действия:  отработка  алгоритма  по  изученной  теме,  творческая  переработка  изученной  информации,  поиск  в  словарях,  в  сети  Интернет

Формируемые  способы  действия:

Развитие  и  углубление  потребностей  и  мотивов  учебно  – познавательной  деятельности,  применение  методов  информационного  поиска

8.  Рефлексия  учебной

деятельности  на уроке

Цель  этапа:  организовать  фиксацию  нового  содержания,  изученного  на  уроке;  фиксацию  степени  соответствия  результатов  деятельности  на  уроке  и  поставленной  цели  в  начале  урока;  организовать  проведение  самооценки  учениками  работы  на  уроке;  по  результатам  анализа  работы  на  уроке  зафиксировать  направления  будущей  деятельности

- Ребята,  какова  была   цель  нашего  сегодняшнего урока? Достигли  мы  этой  цели?  Какой  алгоритм  работы  с  несклоняемыми  существительными  мы   составили,  чтобы  определять  правильно  их  род?  Научились  мы  работать  по  этому  алгоритму?  В  тетради  на  полях  напротив  классной  работы   поставьте  себе  оценку  за  работу  на  уроке.  Если  остались  вопросы  или  есть  трудности  по  данной  теме,  то  на  полях  поставьте  знак  вопроса.

- А  сейчас  выставим  оценки  в  журнал  и  в дневники.

-  На  следующем  уроке  мы  продолжим  работу  по  данной  теме.  Урок  окончен,  до  свидания!  

Коммуникативные  УУД

Осуществляемые  действия:  оценка  и  самооценка  учебной  деятельности,  обобщение  и  систематизация  знаний,  учащиеся  выражают  свои  эмоции  по  поводу  урока

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  умений  точно  и  полно  выражать  свои  мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Род несклоняемых имен существительных"

Презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 6 классе. В презентации представлен основной теоретический материал по теме "Род несклоняемых имен существительных"....

Технологическая карта урока на тему: Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных

На уроке были использованы   элементы технологии проблемного обучения, технологии РКМЧП  и элементы игровой технологии. Урок направлен на организацию познавательной и регулятивной деяте...

Технологическая карта урока по теме: «Разносклоняемые имена существительные».

В работе представлена технологическая карта к уроку "Разносклоняемые существительные". Технология проблемно-диалогического обучения....

Технологическая карта урока по теме: "Слитное и раздельное написание Не с именами существительными".

Цель: Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически....

Открытый урок русского языка по теме "Род несклоняемых имён существительных" в 6 классе.

В работе конспект открытого урока с технологической картой по теме "Род несклоняемых имен существительных" в 6 классе. Урок проводился в форме путешествия и посвящен решению проблемы постано...

Технологическая карта урока по теме "Множественное число имен существительных" 5 класс

Технологическая карта урока "Множественное число имен существительных" 5 класс, учебник Spotlight...