Открытый урок русского языка по теме "Род несклоняемых имён существительных" в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
В работе конспект открытого урока с технологической картой по теме "Род несклоняемых имен существительных" в 6 классе. Урок проводился в форме путешествия и посвящен решению проблемы постановки учебных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 78.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе
Тема: Род несклоняемых имён существительных
Тип урока: комбинированный урок
Технология: личностно-ориентированное обучение
Цели урока:
Образовательная:
- создать условия для объективной необходимости изучения несклоняемых имён существительных;
- создать условия для изучения в самостоятельной исследовательской деятельности лексико-грамматических особенностей определения рода несклоняемых существительных.
Воспитывающая:
- содействовать осмыслению целей образования; приобретению веры в себя; реализации конкретных индивидуальных способностей;
- содействовать формированию желания познавать мир; воспитанию культуры речи, обогащению словарного запаса учащихся.
Развивающая:
- способствовать овладению навыками самоорганизации учебной деятельности, умению ставить перед собой цель, планировать деятельность, овладению навыками работы в группе;
- способствовать умению выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации.
Оборудование:
- 1. Доска
- 2. Карточки-задания
- 3.Путевые дневники (приложение 1)
- 4.Учебники, словари.
План урока.
1.Организационно-мотивирующий этап.
2. Сообщения учащихся.
3.Эвристическое погружение.
4. Физкультурная пауза
5. Практическая часть:
а) обработка языкового материала, полученного в ходе путешествия;
б) создание версии возможной формулировки грамматического правила;
в) сравнение созданной версии с материалом учебника; обращение к словарям;
г) закрепление.
6. Итог урока. Рефлексия
7. Домашнее задание.
Ход урока:
Актуализация опорных знаний:
Лингвистическая игра «Истинно или ложно».
- Существительное – это служебная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?
- Существительные склоняются, то есть изменяются по падежам,
- Существительные изменяются по родам.
- Существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
- Существительные относятся к одному из 3 склонений.
- Разносклоняемых существительных 10.
- Существительные сутки, будни, каникулы изменяются по числам.
- Некоторые имена существительные не изменяются по падежам.
- Все несклоняемые существительные относятся к среднему роду.
Самоопределение к деятельности:
Определим тему урока.
Поставим перед собой цели урока.
Работа по теме урока.
Сегодня на уроке вам самим предстоит, совершая кругосветное путешествие, решить проблему: как определить род несклоняемых имен существительных.
- А что вам лично даст это путешествие по теме «Род несклоняемых существительных»?
Формулировка собственных целей.
- Выберите из перечня то, что подходит вам, запишите свои цели, прочитайте нам (остановка 2, самооценка).
- Что собирает путешественник в разных странах? Что привозит из странствий? Что мы соберём в нашем путешествии?
Слово учителя:
- Цель путешествия - собрать языковой материал по теме нашего урока «Род несклоняемых имен существительных». Давайте же уточним, какие слова мы будем собирать? Почему эти существительные называются несклоняемыми?
3. Повторение
а) - Помогут нам в достижении цели ваши письменные ответы (остановка 3; повторение существительных собственных, одушевлённых и неодушевлённых; самооценка).
б) - Ребята, все опытные путешественники готовятся к поездкам и походам, узнают как можно больше о тех странах и континентах, где собираются побывать. Вам тоже было дано домашнее задание: повторить параграф в учебнике по природоведению, в котором рассказывается о материках. Итак, представитель каждой группы покажет на карте материк, изученный группой, и кратко расскажет нам о его особенностях.
Сообщения учащихся
- Предварительный материал собран, и мы отправляемся в путешествие. Слушайте внимательно и в коротких сообщениях ищите слова - неизменяемые существительные, записывайте их в путевой дневник:
«Мы с вами находимся на материке Евразия, самом большом из всех континентов. Отправимся в Европу, а именно в Париж - столицу Франции. Пройдемся неторопливо по широкой авеню - улице со всех сторон обсаженной деревьями. Отдохнем в парижском кафе и в путь. Нас ждет Италия, здесь жарко и пальто придется снять. На острове Капри нас угостят вкусным спагетти. Затем перенесемся в страну восходящего солнца - Японию. Мы остановимся на минутку, чтобы посмотреть на борцов сумо, древней спортивной игры. Подкрепимся японским национальным блюдом суши - это вкусное блюдо, приготовленное из креветок, сырой рыбы, морских водорослей, солений и овощей. Если вас не прельщает сырая рыба и водоросли, остановимся на островах Океании, полакомимся спелым киви, фруктом, названным так по имени птицы киви, обитающей в сырых лесах Новой Зеландии. Тело этой птицы покрыто волосовидными перьями и у нее нет крыльев».
Остановимся и сделаем запись в путевой дневник. Запишите с необходимыми пояснениями слова - неизменяемые существительные, услышанные вами в рассказе.
авеню́ кафе́ пальто́ Ка́при спаге́тти сумо́ су́ши ки́ви |
Произнесем новые слова вслух, правильно делая ударение.
Продолжаем путешествие.
Задание: подчеркните несклоняемые существительные в текстах (карточка у каждого ученика).
«Австралия – самый отдаленный и потому загадочный материк. Здесь обитают такие животные, которых нет на других материках: кенгуру, прыжок которого длиною в 9-12 метров, симпатичный коала, очень похожий на медведя, не забудем и про какаду - большого попугая с хохолком на голове».
Запись в путевой дневник слов, их проговаривание и последующая взаимопроверка по таблице (остановка 4).
кенгуру́ коа́ла какаду́ |
«И вот мы в Южной Америке. Обязательно заедем в Бразилию - родину кофейного дерева, из плодов которого готовят вкусный напиток - кофе. Самая известная река Америки - Колорадо. А если вы хотите посмотреть озеро Онтарио, то поедем в Северную Америку. Здесь сделаем запись в путевые дневники».
Запись в путевой дневник слов, их проговаривание и последующая взаимопроверка по таблице.
ко́фе Колора́до Онта́рио |
« Перед нами жаркая Африка. Вслед за доктором Айболитом проплывем по реке Лимпопо, побываем в пустыне Калахари. Понаблюдаем за потешными ужимками шимпанзе. Преодолеем Ангольское плато и поспешим домой».
Запись в путевой дневник слов, их проговаривание и последующая самопроверка по таблице (слайд 20).
Лимпопо́ Калаха́ри шимпанзе́ плато́ |
Наконец, мы завершаем наше путешествие и возвращаемся домой. Наш самолет совершил посадку в столице нашей республики – городе Улан-Удэ. Из аэропорта мы на такси отправляемся по шоссе в Баргузинскую долину. Там мы сначала доберемся до села Суво, полюбуемся Садом камней. Затем мимо сел Шапеньково, Зорино, Адамово поедем на Байкал. По пути сделаем остановку в Макаринино и направимся в национальный парк «Заповедное Подлеморье». Искупаемся в теплой воде озера Бормашово и теперь уже на УАЗике совершим поездку в Монахово.
6. Практическая часть. Упражнения на закрепление. Обращение к словарям.
а) Задание. Распределите записанные вами существительные на три колонки: географические названия, одушевленные существительные, неодушевленные существительные. Запись в путевой дневник (остановка 5). Взаимопроверка
.
| одушевленные существительные | неодушевленные существительные | |||
Ка́при | киви | киви | |||
Колора́до | кенгуру | авеню | |||
Онтарио | коала | кафе | |||
Лимпопо́ | кокаду | пальто | |||
Калаха́ри | шимпанзе | спагетти | |||
сумо | |||||
суши | |||||
плато | |||||
кофе |
б) Как определить род этих существительных? Ваши версии?
Запись версий в путевой дневник (остановка 6)
Работа в группах:
- Принятие правил работы в группе.
Памятка для работы в группе:
- Выберите руководителя
- Прочитайте вслух задание
- Распределите работу
- Найдите ответ на вопрос и обсудите его
- Договоритесь о едином мнении группы
- Составьте план ответа
- Выберите представителя от группы для выступления
- Защита версии группы
- Взаимооценка представленных вариантов.
в) Сравните ваши предположения с правилом в учебнике (параграф 40, страница 93 – 94; остановка 7, взаимооценка)
Итак, род несклоняемых имен существительных, обозначающих географические названия, определяется родом тех имен существительных, которыми эти названия могут быть заменены. Например, Колорадо - река, женский род; Онтарио - озеро, средний род, Торонто - город, мужской род (слайд 25). Определите род имен существительных в первой колонке.
Несклоняемые одушевленные существительные относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола (мадам) или к мужскому, если обозначают лиц мужского пола или животных: конферансье, какаду, шимпанзе (слайд 26).
Несклоняемые неодушевленные имена существительные относятся преимущественно к среднему роду: вкусное эскимо, высокогорное плато. Запомните, что слово кофе относится к мужскому роду (слайд 27).
Закрепление материала:
Задание: согласуйте несклоняемые имена существительные с прилагательными
Бразильск… кофе, огромн… шимпанзе, живописн… Капри, жарк… Гоби, разговорчив… какаду, знойн… сирокко, полноводн… Миссисипи, гигантск… кенгуру.
Задание: Согласуйте в роде глаголы прошедшего времени и несклоняемые имена существительные.
Перу заключил(?) договор с Чили. Перед нами расстилал(?)сь Калахари. Торонто встречал(?) гостей из России. Капри восхищал(?) туристов красотой природы.
- Молодцы! Понравилось ли вам путешествовать?
7. Итог урока. Рефлексия (самооценка, ).
Выставление итоговой оценки в путевой лист (самооценка).
Учащиеся рисуют отдельный итоговый смайлик и прикрепляют его на тот континент на карте полушарий, на котором они хотели бы побывать (слайд 32).
8. Домашнее задание (слайд 33).
1) Задание для всех: Пополните путевые заметки словами из упражнений к параграфу учебника «Неизменяемые существительные».
2) Творческие задания по выбору:
- написать памятку «Как определить род несклоняемых существительных»;
Приложение № 1
ПУТЕВОЙ ДНЕВНИК
Учени… 6 _ класса ______________________________________________
Ф.И.
ОЦЕНИВАНИЕ:
ПОЛУЧИЛОСЬ НЕ СОВСЕМ ПОЛУЧИЛОСЬНЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
Остановка (Этап урока) | Делаем запись | Ставим оценку |
1. Определение темы урока. | ||
2. Постановка своей цели на урок. | Повторить… Изучить… Овладеть способами определения… Составить собственное представление о … | |
3. Повторение | а) Ответить на вопросы: - Географические названия относятся к … - Отвечают на вопрос КТО? ... - Отвечают на вопрос ЧТО? ... | |
б) Написать название самого интересного рассказа вашего одноклассника о континенте, на котором вам захотелось побывать________________ | ||
4. Путешествие по континентам | Евразия: | |
Австралия: | ||
Америка: | ||
Африка: | ||
Оценка за всё задание | ||
5. Распределите записанные несклоняемые существительные на три группы. (Какие важные признаки существительных мы выделили при повторении?) | 1) | |
2) | ||
3) | ||
Оценка за всё задание | ||
6. Как определить род этих существительных? Версия вашей группы |
7.1)Внимательно прочитайте в учебнике параграф 40 (стр. 93 – 94) 2).Сравните ваши предположения с правилом в учебнике | ||
8. Осложнённое списывание (работка по карточкам) | Задание: согласуйте несклоняемые имена существительные с прилагательными 1) Бразильск… кофе, огромн… шимпанзе, живописн… Капри, жарк… Гоби, разговорчив… какаду, знойн… сирокко, полноводн… Миссисипи, гигантск… кенгуру. | |
Задание: Согласуйте в роде глаголы прошедшего времени и несклоняемые имена существительные. 2) Перу заключил(?) договор с Чили. Перед нами расстилал(?)сь Калахари. Торонто встречал(?) гостей из России. Капри восхищал(?) туристов красотой природы. | ||
9. Создайте алгоритм для определения рода несклоняемых существительных | Шаг 1… | |
10. Рефлексия | Каковы были ваши цели? Насколько их удалось реализовать?
Ваши пожелания себе, одноклассникам, учителю. | |
Итоговая отметка |
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Учитель: Коневина К.М.
Класс: 6
Тема урока: «Род несклоняемых имён существительных»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Цели урока:
- Создание условий для объективной необходимости изучения несклоняемых имен существительных, для изучения в самостоятельной исследовательской деятельности лексико-грамматических особенностей определения рода несклоняемых имен существительных;
- Содействовать осмыслению целей образования, приобретению веры в себя, реализации конкретных индивидуальных способностей, формированию желания познавать мир, воспитанию культуры речи, обогащению словарного запаса учащихся.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- умение на основе анализа языкового материала делать выводы; 4
- умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и понимать других;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД:
- способность определять цели учебной деятельности;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе деятельности;
- умение осуществлять речевой самоконтроль в процессе деятельности.
Личностные УУД:
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме: «Род несклоняемых имён существительных».
Цели урока: 1) Предметные: способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении рода несклоняемых...
урок русского языкапо теме "Этимология" в 6 классе
Педагогический сценарий и описание урочного занятия "Домашнее задание исследовательского характера" по теме "Этимология" в 6 классе....
План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")
Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...
Открытый урок русского языка , по теме склонение имён существительных множественного числа» 4 класс
Знакомство учащихся с именами существительными в форме множественного числа, знакомство со склонением имён существительных во множественном числе....
открытый урок .русский язык 6 класс «Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные»
План-конспект урока«Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные» по русскому языку 6 класс...
Открытый урок русского языка по теме Обращение 8 класс
Открытый урок русского языка Обобщение и систематизация знаний по теме Обращение 8 класс...
Открытый урок русского языка в 6 классе "Несклоняемые имена существительные"
Открытый урок будет полезен прежде всего своей практической значимостью, интересными заданиями, которые нравятся всем обучающимся....