Технологическая карта урока биологии 7 класс. Многообразие и значение прокариот.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Шабарова Марина Михайловна

 Технология урока:  кейс-метод (кейс-стади)

3 урок в разделе царство «Прокариоты».

Цель -обобщение  знаний учащихся о прокариотах  и необходимости соблюдать правила личной гигиены для защиты от  туберкулеза.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

BD21315_

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Биология

Класс

7

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

УМК  «Сфера жизни», Сонин, Н. И.

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Многообразие и значение прокариот. Закрепление по теме царство «Прокариоты»

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

3 урок в разделе царство «Прокариоты».

Учебная задача

Обобщить и систематизировать знания учащихся о прокариотах  и необходимости соблюдать правила личной гигиены для защиты от  туберкулеза.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся приводить доказательства важности бактерий в природе, сформируют знание правил личной гигиены

Обучающиеся получат возможность приводить доказательства  участия бактерий в круговороте веществ

Цель – способ (метапредметный результат)

Регулятивные УУД: сформируют навыки оценки и самоанализа; умения анализировать результаты своей работы на уроке;

Познавательные УУД: сформируют умения воспринимать информацию по памяти, работать с различными источниками информации, работать с текстом, рисунками, схемой;

Коммуникативные УУД: сформируют умения слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение,

Обучающиеся получат возможность аргументировать свою точку зрения;

Цель – ценность (личностный результат)

Личностные результаты: осознание важности роли бактерий в природе для круговорота веществ; понимание важности соблюдения правил личной гигиены; формирование способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью

Обучающиеся получат возможность для формирования убеждения соблюдения правил личной гигиены.

Исходное состояние обучающихся:

-Обучающиеся знают схему строения, форму , способ размножения и питания бактерий.

-Знают термины: гетеротрофы, автотрофы, микробиология, прокариоты.

-Могут составлять схемы, кластеры.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Тест по теме «Прокариоты.»

Составление плаката – призыва на тему «Меры профилактики заболевания туберкулезом»

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

УМК: Биология 7 класс, Дрофа – В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.

Тексты кластера.

Фотография https://images.rambler.ru/search?query=%20%20%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%20%D1%82%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B7 

Техническое обеспечение

Проектор, ноутбук.


Сценарий  проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие. Проверка присутствующих. Настрой на рабочий лад.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

1 вариант

1. Какой буквой обозначены бациллы?

Описание: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/514890/img4.gif

2. Клетка бактерий отличается от растительных клеток:

а) отсутствием клеточной оболочки;

в) отсутствием ядра;

б) отсутствием цитоплазмы;

г) отсутствием ядерного вещества.

3. Бактерии перенося неблагоприятные условия в состоянии:

а) зиготы;

            в) цисты;

б) споры;

г) активного организма.

4. Бактерии, живущие на Земле питаются:

а) только готовыми органическими веществами;

б) только созданными ими органическими веществами;

в) как готовыми, так и созданными органическими веществами;

г) только минеральными веществами.

5. Какой из приемов стерилизации операционных наиболее эффективно действует на бактерии?

а) мытье полов;

в) облучение ультрафиолетовыми лучами;

б) проветривание;

г) нагрев воздуха до температуры + 300.

2 вариант

1. Какой буквой обозначены кокки?

Описание: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/514890/img5.gif

2. Бактерии размножаются путем:

а) слияния половых клеток;

в) делением надвое;

б) образованием спор;

г) половым путем.

3. Бактерии относят к прокариотам, так как они:

а) имеют одну хромосому, расположенную в ядре;

б) имеют одну кольцевую ДНК;

в) размножаются делением надвое;

г) питаются только готовыми органическими веществами.

4. Спора отличается от свободной бактерии тем, что:

а) у споры толстая многослойная капсула;

б) в споре несколько бактериальных клеток;

в) спора менее долговечна, чем свободная бактерия;

г) спора питается автотрофно, а свободная бактерия – гетеротрофно.

5. Какой из приемов стерилизации операционных наиболее эффективно действует на бактерии?

а) мытье полов;

в) облучение ультрафиолетовыми лучами;

б) проветривание;

г) нагрев воздуха до температуры + 300.


Взаимопроверка.

1 вариант

1-Б

2-В

3-Б

4-В

5-В

2 вариант

1-А

2-В

3-Б

4-А

5-В

1.3. Создание проблемной ситуации

- Итак, ребята, мы вспомнили с вами строение  Прокариот. Мир бактерий или – в широком смысле слова – прокариот, огромный, но до сих пор мало изученный, рядом с нами, вокруг нас, внутри нас, всегда с нами. Роль крохотных бактерий велика не только в жизни человека, но и всей планеты Земля. F:\tub2.jpg

 - На экране фотография – снимок лёгких. Для создания проблемной ситуации и формулирования проблемы ребятам предлагается ответить на вопрос:

- Может ли бактерия быть источником болезни легких ?

Дети высказывают свои предположения.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Для этого предлагаю разделиться на 2 группы и  проанализировать два текста. 

Содержание кейса  к уроку.

«Механизм заражения микобактериями туберкулеза

и развития заболевания» Говоря о туберкулезной инфекции, следует иметь представление о двух понятиях: 1) инфицирование (заражение) микобактериями туберкулеза; 2) заболевание туберкулезом.

Попадание микобактерий туберкулеза в дыхательные пути человека не означает обязательного последующего заболевания. Это объясняется тем, что, несмотря на восприимчивость к туберкулезной инфекции, человек в то же время обладает значительной устойчивостью к ней. Это свойство организма врожденное и присуще отдельным людям в различной степени. Организм здорового человека защищает себя от вторжения микробов при помощи ряда физиологических приспособлений. Эпителий, выстилающий трахею и бронхи, снабжен клетками, вырабатывающими слизь и особыми клетками с колеблющимися ворсинками. Благодаря им пыль и микробы при попадании в бронхи словно по эскалатору возвращаются в гортань и с кашлем удаляются наружу. Когда концентрация инородных примесей невелика, не повреждены слизистые дыхательных путей, тогда воздух, доходя до конечных разветвлений бронхов (альвеол), полностью очищается, т. е. становится стерильным.

«Источник инфекции и пути передачи»

Основной источник инфекции – человек, больной легочной формой туберкулеза, редко – животные. За 1 год больной открытой формой туберкулеза может заразить 10–15 человек. Кашляя, чихая, смеясь, он выбрасывает в воздух мелкие капельки мокроты, содержащие микобактерии туберкулеза, которые рассеиваются вокруг на расстоянии до 1,5 метра и держатся в воздухе в виде взвеси до 30 минут, а в плохо проветриваемых помещениях – еще дольше. С воздухом они проникают в легкие находящихся поблизости от больных детей и взрослых. Это воздушно-капельный путь передачи. Возможен и воздушно-пылевой путь передачи инфекции. Капельки мокроты больного попадают на пол, стены помещения, где больной находится, окружающие его предметы, высыхают, длительно оставаясь жизнеспособными. При недостаточно тщательно проводимой уборке помещения воздух в нем загрязняется частичками высохшей мокроты и вместе с заключающимися в них микробами с пылевыми частичками проникает в дыхательные пути лиц, находящихся в данном помещении. Таким образом, заражение возможно и при отсутствии непосредственного контакта с больным. Заражение туберкулезом возможно также при поцелуе, докуривании чужих сигарет. Заражение воздушно-капельным и воздушно-пылевым путем возможно в производственных, культурно-развлекательных учреждениях, в общественном транспорте.

Класс делится на 2 группы, каждой группе раздается текст и задания.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Задания 1 группе:

1. Вспомните, какие органы человека может поразить туберкулезная палочка. Вычеркните в списке лишнее.

Кости

Легкие

Кожа

Волосы

Кишечник

Органы мочевыделительной системы

Мозг

Суставы

Ногти

2. Составьте призыв, соблюдать правила профилактики туберкуле- за используя для каждого слова призыва букву из слова «туберкулез».

Задания 2 группе:

1. Выберите свойства возбудителя туберкулеза, которые ему соответствуют, пометь их (+).

Чрезвычайно агрессивный

Может попасть в организм человека с пищей

Попав в окружающую среду, сразу погибает

Способен длительное время выживать в окружающей среде

Является антропозоонозом

В настоящее время не представляет опасности

Передается воздушно-капельным путем

Устойчив по отношению ко многим дезинфицирующим средствам

2. Перечислите известные пути заражения туберкулезом.

3. Перечислите меры профилактики заболевания в виде плаката.

2.3. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

В результате анализа и обсуждения текста группа  находит необходимую информацию  и выполняет задания.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

- От группы выйдет 1 представитель и прокомментирует результаты своей поисковой работы.

- Ребята из другой группы готовят вопросы выступающему.

Каждая группа представляет результат своего исследования. На доске размещены схемы, рисунки.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Подводим итог работы.

Вы увидели  и осознали, что основным   источником заражения является человек. Заражение возможно и при отсутствии непосредственного контакта с больным.

BD21315_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Строение бактерий и их многообразие»

Задача урока: познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразиемПланируемые результаты обучения: предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообра...

Технологическая карта урока биологии в 5 кл "Значение растений в природе и жизни человека"

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...