Урок Повторение 6 класс Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Трегубова Ольга Викторовна

Повторение и обобщение изученного об имени существительном.

                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_povtorenie_6_kl_imya_sushchestvitelnoe.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Повторение: имя существительное» 6 класс

Урок разработала Трегубова О.В.., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №34 г. Нижневартовска, 1 кв. категория.

 

Цель:  повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи:

  • Систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;
  • Закрепить ЗУН об имени существительном  на практических заданиях, поддерживая дух соревновательности;
  • Продолжать развивать навык правильного написания имен существительных, определения грамматических форм, употребления их в речи;
  • Воспитывать познавательную активность учащихся, ответственное отношение к учебе.
  • Продолжать формировать навыки коллективной работы в группах.

Оборудование:

  • Солнышко (улыбка сначала закрыта), отдельно Лучики (10 штук);
  • 3 конверта с лучиками: желтые – 0 ошибок; зеленые – 1-2 ошибки; синие – более 2 ошибок;
  • «Облака», заголовок «Олимп» и 3 «шапочки» для жюри-богов;
  • Пакет  «Ответы для жюри» (см. «Приложение №1 );
  • Задания для команд (см. «Приложения №№2,3 );
  • 6 листочков с заготовками для «солнышек» , клей-карандаш, фломастеры (у каждой команды);
  • Выставка работ учащихся, выполненных при изучении темы об имени существительном.

Ход урока

  1. Организационный момент:

- Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке, который посвящен Имени существительному. Прошу всех удобно располагаться на своих рабочих местах, настроиться на серьёзную, но интересную работу.

2. Сообщение цели и правил  урока:

- Сегодня на уроке мы повторим, обобщим все, что изучали об имени существительном, еще раз убедимся в том, что эти знания необходимы нам в жизни.

На урок к нам заглянуло Солнышко, но ОНО, к сожалению, очень грустное и без Лучиков. Давайте сегодня ТАК поработаем, чтобы у него поднялось настроение, появились Лучи (после каждого задание на доску прикрепляются лучи), а мы с вами получили удовлетворение от своей работы и, конечно, отличные отметки.

А отметки сегодня тоже будут необычные: это Лучики нашего Солнышка: желтые –работа без ошибок, зеленые- 1-2 ошибки, синие – более 2 ошибок. У вас на столах есть заготовки для Солнышек, клей, осталось начать их получать. А кто же вам их выдаст лучики? Наше ЖЮРИ. Это сегодня БОГИ горы ОЛИМП. Им все видно, они живут рядом с Солнышком, поэтому имеют право выдавать Лучи. Прошу ЖЮРИ надеть свои веночки («шапочки» в форме лавровых венков). За каждое задание после его проверки ЖЮРИ вручит вам Луч, а вы его приклеите на своем Солнышке. В конце урока посмотрим, какими лучами они будут светить, потом вместе посчитаем полученную отметку.

- Итак, в добрый путь, успехов ВСЕМ!

  1. 3адания для групп. Пакет ответов находится у ЖЮРИ, которое сразу проверяет задания и выдает Лучики, ребята их наклеивают.

Задание №1

«Разминка» (команды отвечают в порядке «живой» очереди)

  • Загадаете слово, описав его только с помощью имен существительных. Например, воздух, плотность, вода, гром. Ответ: гроза. А теперь ваша очередь.
  • Назовите имена  собственные
  • Назовите имена существительные мужского рода
  • Назовите имена существительные несклоняемые
  • Назовите имена существительные общего рода
  • Назовите имена существительные 1 склонения
  • Назовите имена существительные 2 склонения
  • Назовите имена существительные 3 склонения
  • Назовите имена существительные во множественном числе
  • Назовите имена существительные одушевленные

Задание№2

Просклонять слова:

1 команда – племя, метро

2 команда – семя, кино

3  команда – время, кашне

4  команда – бремя, бюро

5 команда – имя, пальто

6  команда – темя, депо

Задание №3

Образуйте сложные имена существительные. Можно ли их назвать сложносокращенными? Почему? Приведите примеры.

Пули метать__________________________________________,

Прямой угол__________________________________________,

Снег падает___________________________________________,
Тот, кто чистит трубы_________________________________.

Задание №4

ЧИК- ЩИК? Запишите ответ на вопрос, выделите орфограмму.

Кто ремонтирует фонари?______________________________________,

Кто ходит в разведку?_________________________________________,

Кто работает в забое?__________________________________________,

Кто переписывает бумаги?_____________________________________,

Кто делает доклад?___________________________________________,

Кто кладет камни?___________________________________________,

Кто работает в бане?_________________________________________,

Кто ремонтирует водопровод?_________________________________.

Задание №5

Выписать из данных слов

  • Разносклоняемы еим. сущ.
  • Несклоняемые им. Сущ.
  • Существительные м. р.

  • Существительные ж. р.
  • Существительные ср. р.
  • Существительные общего рода

СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ФИЗМИНУТКА: с помощью мимики и жестов изобразить предмет-существительное.

(команда получает дополнительные лучики)

КОНКУРС КАПИТАНОВ  (проходит во время физминутки):

По плану, записанному на доске, дать характеристику слова:

План:

  • Нарицательное-собственное
  • Одушевленное-неодушевленное
  • Род
  • Склонение

Слова: осень, племя, Анна, зерно, умница, ключ.

Задание №6

Вставить пропущенную букву, выделить орфограмму:

Хвост…к, шалаш…к, песоч…к, луж…к, зайч…нок, шкафч…к, рубаш…нка, лодч….нка, огонеч…к, пальч…к.

Задание №7

Придумайте предложения с данными словами:

  • Неправда
  • Не правда

  • Несчастье
  • Не счастье

  • Неученье
  • Не ученье

Задание №8

Употребление имени существительного в речи: многозначные слова, расположить в порядке возрастания.

СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Подведение итогов.

- Все задания выполнены. Солнышко сияет Лучиками. Смотрим, что же происходит с ним, ОНО улыбается (убираем недовольную улыбку).

- Покажите всем, какие у вас получились Солнышки….. Давайте их разместим на доске. Как светло стало в классе. Вместе посчитаем средний балл (подводятся итоги). Выставим отметку в журнал.

- Я благодарю всех, и ребят, и ЖЮРИ, за активное участие в нашей проверке знаний об имени существительном. Надеюсь, что эти знания нам пригодятся в дальнейшем изучении русского языка. Большое спасибо участникам урока.

-  Дома подготовиться к диктанту, повторить морфологический разбор имени существительного.

-Урок окончен.

Приложение №1 «Пакет ответов для ЖЮРИ»

Задание №1

«Разминка»

За правильный ответ  ставим «плюс»

Все ответы верные – желтый луч

2 неверных ответа -  зеленый луч

Более 2 неверных ответов – синий луч

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Загадка

Имя собствен

М. р.

Нескл.

Общий род

1 скл.

2скл.

3 скл.

Мн. ч.

Одушевл.

Задание №2

И. п. племя

Р. П.  племени

Д. п. . племени

В. п. . племя

Т. п. . племенем

П. п. . племени

Второе слово не изменяется, оно имеет форму только И. п.

Задание №3

Пулеметчик, прямоугольник, снегопад, трубочист.

Задание №4

Фонарщик, разведчик, забойщик, переписчик, докладчик, каменщик, банщик, водопроводчик.

Задание №5

Команда №1

Из данных слов выписать  разносклоняемые имена существительные:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

( Семя, путь, стремя)

                                                                Команда №2

Из данных слов выписать  несклоняемые  имена существительные:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

(Депо, кофе, пальто, такси)

                                                                Команда №5

Из данных слов выписать    имена существительные мужского рода:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

(Спортсмен, спорт, автомобиль, путь, кофе)

                                                                Команда №6

Из данных слов выписать    имена существительные женского  рода:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

(Рейка, академия, нелепость)

Команда №4

Из данных слов выписать    имена существительные среднего  рода:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

(Семя, окно, депо, стремя, пальто, такси)

Команда №3

Из данных слов выписать    имена существительные общего рода:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

(Непоседа, зазнайка)

Задание № 6

Вставить пропущенную букву, выделить орфограмму:

ХвостИ…к, шалашИ…к, песочЕ…к, лужО…к, зайчО…нок, шкафчИ…к, рубашО…нка, лодчО….нка, огонечЕ…к, пальчИ…к.

Задание №7

Придумайте предложения с данными словами:

  • Неправда
  • Не правда

  • Несчастье
  • Не счастье

  • Неученье
  • Не ученье

Например: Он мне сказал неправду.

                   Он мне сказал не правду, а ложь.

Задание №8

Команда №1

  • Докажите, что это существительное многозначное:

ГУБКА -

  • Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:

ЯРОСТЬ, ЗЛОСТЬ, ГНЕВ

Команда №2

  • Докажите, что это существительное многозначное:

ШЛЯПКА

  • Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:

КОНЬ, РЫСАК, КЛЯЧА

Команда №3

  • Докажите, что это существительное многозначное:

РУЧКА

  • Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:

ГОРЕ, БЕДСТВИЕ, НЕПРИЯТНОСТЬ

Команда №4

  • Докажите, что это существительное многозначное:

НОЖКА

  • Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:

ХОЛМ, БУГОРОК, ГОРКА, ГОРА

Команда №5

  • Докажите, что это существительное многозначное:

ГЛАЗОК

  • Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:

УЖАС, ИСПУГ, СТРАХ

Команда №6

  • Докажите, что это существительное многозначное:

ЛИСТ

  • Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:

ЛАЧУЖКА, ДВОРЕЦ, ИЗБА, ДОМ

Приложение №2

Листочки  с заданием раздаются на парты

Команда №1

Из данных слов выписать  разносклоняемые имена существительные:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

                                                                Команда №2

Из данных слов выписать  несклоняемые  имена существительные:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

                                                                Команда №5

Из данных слов выписать    имена существительные мужского рода:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

                                                                Команда №6

Из данных слов выписать    имена существительные женского  рода:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

Команда №4

Из данных слов выписать    имена существительные среднего  рода:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

Команда №3

Из данных слов выписать    имена существительные общего рода:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

Приложение №3

Листочки  с заданием раздаются на парты

Команда №1

  • Докажите, что это существительное многозначное:

ГУБКА -

  • Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:

ЯРОСТЬ, ЗЛОСТЬ, ГНЕВ

Команда №2

  • Докажите, что это существительное многозначное:

ШЛЯПКА

  • Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:

КОНЬ, РЫСАК, КЛЯЧА

Команда №3

  • Докажите, что это существительное многозначное:

РУЧКА

  • Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:

ГОРЕ, БЕДСТВИЕ, НЕПРИЯТНОСТЬ

Команда №4

  • Докажите, что это существительное многозначное:

НОЖКА

  • Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:

ХОЛМ, БУГОРОК, ГОРКА, ГОРА

Команда №5

  • Докажите, что это существительное многозначное:

ГЛАЗОК

  • Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:

УЖАС, ИСПУГ, СТРАХ

Команда №6

  • Докажите, что это существительное многозначное:

ЛИСТ

  • Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:

ЛАЧУЖКА, ДВОРЕЦ, ИЗБА, ДОМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Повторение изученного об имени существительном" (урок - путешествие) 6 класс

Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)Данная тема занимает  №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения  им...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

Повторение изученного в 5 классе"Имя существительное"Конспект урока в 6 классе

Обобщить и закрепить знания и умения по теме «Имя существительное».Развивать умение: Правильного написания имён существительных; Правильного употребления имён существительных в речи....

Уроки русского языка с использованием ИКТ. Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )

обобщить и систематизировать  знания по разделу «Имя существительное»;- развить  речь у  учащихся (письменную  и устную);- воспитать интерес  к русскому языку...

Уроки русского языка с использованием ИКТ . Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )

обобщить и систематизировать  знания по разделу «Имя существительное»;- развить  речь у  учащихся (письменную  и устную);- воспитать интерес  к русскому языку...