Урок Повторение 6 класс Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Повторение и обобщение изученного об имени существительном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povtorenie_6_kl_imya_sushchestvitelnoe.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Повторение: имя существительное» 6 класс
Урок разработала Трегубова О.В.., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №34 г. Нижневартовска, 1 кв. категория.
Цель: повторение и обобщение изученного об имени существительном.
Задачи:
- Систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;
- Закрепить ЗУН об имени существительном на практических заданиях, поддерживая дух соревновательности;
- Продолжать развивать навык правильного написания имен существительных, определения грамматических форм, употребления их в речи;
- Воспитывать познавательную активность учащихся, ответственное отношение к учебе.
- Продолжать формировать навыки коллективной работы в группах.
Оборудование:
- Солнышко (улыбка сначала закрыта), отдельно Лучики (10 штук);
- 3 конверта с лучиками: желтые – 0 ошибок; зеленые – 1-2 ошибки; синие – более 2 ошибок;
- «Облака», заголовок «Олимп» и 3 «шапочки» для жюри-богов;
- Пакет «Ответы для жюри» (см. «Приложение №1 );
- Задания для команд (см. «Приложения №№2,3 );
- 6 листочков с заготовками для «солнышек» , клей-карандаш, фломастеры (у каждой команды);
- Выставка работ учащихся, выполненных при изучении темы об имени существительном.
Ход урока
- Организационный момент:
- Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке, который посвящен Имени существительному. Прошу всех удобно располагаться на своих рабочих местах, настроиться на серьёзную, но интересную работу.
2. Сообщение цели и правил урока:
- Сегодня на уроке мы повторим, обобщим все, что изучали об имени существительном, еще раз убедимся в том, что эти знания необходимы нам в жизни.
На урок к нам заглянуло Солнышко, но ОНО, к сожалению, очень грустное и без Лучиков. Давайте сегодня ТАК поработаем, чтобы у него поднялось настроение, появились Лучи (после каждого задание на доску прикрепляются лучи), а мы с вами получили удовлетворение от своей работы и, конечно, отличные отметки.
А отметки сегодня тоже будут необычные: это Лучики нашего Солнышка: желтые –работа без ошибок, зеленые- 1-2 ошибки, синие – более 2 ошибок. У вас на столах есть заготовки для Солнышек, клей, осталось начать их получать. А кто же вам их выдаст лучики? Наше ЖЮРИ. Это сегодня БОГИ горы ОЛИМП. Им все видно, они живут рядом с Солнышком, поэтому имеют право выдавать Лучи. Прошу ЖЮРИ надеть свои веночки («шапочки» в форме лавровых венков). За каждое задание после его проверки ЖЮРИ вручит вам Луч, а вы его приклеите на своем Солнышке. В конце урока посмотрим, какими лучами они будут светить, потом вместе посчитаем полученную отметку.
- Итак, в добрый путь, успехов ВСЕМ!
- 3адания для групп. Пакет ответов находится у ЖЮРИ, которое сразу проверяет задания и выдает Лучики, ребята их наклеивают.
Задание №1
«Разминка» (команды отвечают в порядке «живой» очереди)
- Загадаете слово, описав его только с помощью имен существительных. Например, воздух, плотность, вода, гром. Ответ: гроза. А теперь ваша очередь.
- Назовите имена собственные
- Назовите имена существительные мужского рода
- Назовите имена существительные несклоняемые
- Назовите имена существительные общего рода
- Назовите имена существительные 1 склонения
- Назовите имена существительные 2 склонения
- Назовите имена существительные 3 склонения
- Назовите имена существительные во множественном числе
- Назовите имена существительные одушевленные
Задание№2
Просклонять слова:
1 команда – племя, метро
2 команда – семя, кино
3 команда – время, кашне
4 команда – бремя, бюро
5 команда – имя, пальто
6 команда – темя, депо
Задание №3
Образуйте сложные имена существительные. Можно ли их назвать сложносокращенными? Почему? Приведите примеры.
Пули метать__________________________________________,
Прямой угол__________________________________________,
Снег падает___________________________________________,
Тот, кто чистит трубы_________________________________.
Задание №4
ЧИК- ЩИК? Запишите ответ на вопрос, выделите орфограмму.
Кто ремонтирует фонари?______________________________________,
Кто ходит в разведку?_________________________________________,
Кто работает в забое?__________________________________________,
Кто переписывает бумаги?_____________________________________,
Кто делает доклад?___________________________________________,
Кто кладет камни?___________________________________________,
Кто работает в бане?_________________________________________,
Кто ремонтирует водопровод?_________________________________.
Задание №5
Выписать из данных слов
- Разносклоняемы еим. сущ.
- Несклоняемые им. Сущ.
- Существительные м. р.
- Существительные ж. р.
- Существительные ср. р.
- Существительные общего рода
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ФИЗМИНУТКА: с помощью мимики и жестов изобразить предмет-существительное.
(команда получает дополнительные лучики)
КОНКУРС КАПИТАНОВ (проходит во время физминутки):
По плану, записанному на доске, дать характеристику слова:
План:
- Нарицательное-собственное
- Одушевленное-неодушевленное
- Род
- Склонение
Слова: осень, племя, Анна, зерно, умница, ключ.
Задание №6
Вставить пропущенную букву, выделить орфограмму:
Хвост…к, шалаш…к, песоч…к, луж…к, зайч…нок, шкафч…к, рубаш…нка, лодч….нка, огонеч…к, пальч…к.
Задание №7
Придумайте предложения с данными словами:
- Неправда
- Не правда
- Несчастье
- Не счастье
- Неученье
- Не ученье
Задание №8
Употребление имени существительного в речи: многозначные слова, расположить в порядке возрастания.
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Подведение итогов.
- Все задания выполнены. Солнышко сияет Лучиками. Смотрим, что же происходит с ним, ОНО улыбается (убираем недовольную улыбку).
- Покажите всем, какие у вас получились Солнышки….. Давайте их разместим на доске. Как светло стало в классе. Вместе посчитаем средний балл (подводятся итоги). Выставим отметку в журнал.
- Я благодарю всех, и ребят, и ЖЮРИ, за активное участие в нашей проверке знаний об имени существительном. Надеюсь, что эти знания нам пригодятся в дальнейшем изучении русского языка. Большое спасибо участникам урока.
- Дома подготовиться к диктанту, повторить морфологический разбор имени существительного.
-Урок окончен.
Приложение №1 «Пакет ответов для ЖЮРИ»
Задание №1
«Разминка»
За правильный ответ ставим «плюс»
Все ответы верные – желтый луч
2 неверных ответа - зеленый луч
Более 2 неверных ответов – синий луч
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | |
Загадка | ||||||
Имя собствен | ||||||
М. р. | ||||||
Нескл. | ||||||
Общий род | ||||||
1 скл. | ||||||
2скл. | ||||||
3 скл. | ||||||
Мн. ч. | ||||||
Одушевл. |
Задание №2
И. п. племя
Р. П. племени
Д. п. . племени
В. п. . племя
Т. п. . племенем
П. п. . племени
Второе слово не изменяется, оно имеет форму только И. п.
Задание №3
Пулеметчик, прямоугольник, снегопад, трубочист.
Задание №4
Фонарщик, разведчик, забойщик, переписчик, докладчик, каменщик, банщик, водопроводчик.
Задание №5
Команда №1
Из данных слов выписать разносклоняемые имена существительные:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
( Семя, путь, стремя)
Команда №2
Из данных слов выписать несклоняемые имена существительные:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
(Депо, кофе, пальто, такси)
Команда №5
Из данных слов выписать имена существительные мужского рода:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
(Спортсмен, спорт, автомобиль, путь, кофе)
Команда №6
Из данных слов выписать имена существительные женского рода:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
(Рейка, академия, нелепость)
Команда №4
Из данных слов выписать имена существительные среднего рода:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
(Семя, окно, депо, стремя, пальто, такси)
Команда №3
Из данных слов выписать имена существительные общего рода:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
(Непоседа, зазнайка)
Задание № 6
Вставить пропущенную букву, выделить орфограмму:
ХвостИ…к, шалашИ…к, песочЕ…к, лужО…к, зайчО…нок, шкафчИ…к, рубашО…нка, лодчО….нка, огонечЕ…к, пальчИ…к.
Задание №7
Придумайте предложения с данными словами:
- Неправда
- Не правда
- Несчастье
- Не счастье
- Неученье
- Не ученье
Например: Он мне сказал неправду.
Он мне сказал не правду, а ложь.
Задание №8
Команда №1
- Докажите, что это существительное многозначное:
ГУБКА -
- Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:
ЯРОСТЬ, ЗЛОСТЬ, ГНЕВ
Команда №2
- Докажите, что это существительное многозначное:
ШЛЯПКА
- Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:
КОНЬ, РЫСАК, КЛЯЧА
Команда №3
- Докажите, что это существительное многозначное:
РУЧКА
- Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:
ГОРЕ, БЕДСТВИЕ, НЕПРИЯТНОСТЬ
Команда №4
- Докажите, что это существительное многозначное:
НОЖКА
- Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:
ХОЛМ, БУГОРОК, ГОРКА, ГОРА
Команда №5
- Докажите, что это существительное многозначное:
ГЛАЗОК
- Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:
УЖАС, ИСПУГ, СТРАХ
Команда №6
- Докажите, что это существительное многозначное:
ЛИСТ
- Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:
ЛАЧУЖКА, ДВОРЕЦ, ИЗБА, ДОМ
Приложение №2
Листочки с заданием раздаются на парты
Команда №1
Из данных слов выписать разносклоняемые имена существительные:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
Команда №2
Из данных слов выписать несклоняемые имена существительные:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
Команда №5
Из данных слов выписать имена существительные мужского рода:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
Команда №6
Из данных слов выписать имена существительные женского рода:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
Команда №4
Из данных слов выписать имена существительные среднего рода:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
Команда №3
Из данных слов выписать имена существительные общего рода:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
Приложение №3
Листочки с заданием раздаются на парты
Команда №1
- Докажите, что это существительное многозначное:
ГУБКА -
- Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:
ЯРОСТЬ, ЗЛОСТЬ, ГНЕВ
Команда №2
- Докажите, что это существительное многозначное:
ШЛЯПКА
- Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:
КОНЬ, РЫСАК, КЛЯЧА
Команда №3
- Докажите, что это существительное многозначное:
РУЧКА
- Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:
ГОРЕ, БЕДСТВИЕ, НЕПРИЯТНОСТЬ
Команда №4
- Докажите, что это существительное многозначное:
НОЖКА
- Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:
ХОЛМ, БУГОРОК, ГОРКА, ГОРА
Команда №5
- Докажите, что это существительное многозначное:
ГЛАЗОК
- Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:
УЖАС, ИСПУГ, СТРАХ
Команда №6
- Докажите, что это существительное многозначное:
ЛИСТ
- Расположите данные имена существительные в порядке возрастания:
ЛАЧУЖКА, ДВОРЕЦ, ИЗБА, ДОМ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Повторение изученного об имени существительном" (урок - путешествие) 6 класс
Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)Данная тема занимает №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения им...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...
Повторение изученного в 5 классе"Имя существительное"Конспект урока в 6 классе
Обобщить и закрепить знания и умения по теме «Имя существительное».Развивать умение: Правильного написания имён существительных; Правильного употребления имён существительных в речи....
Уроки русского языка с использованием ИКТ. Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )
обобщить и систематизировать знания по разделу «Имя существительное»;- развить речь у учащихся (письменную и устную);- воспитать интерес к русскому языку...
Уроки русского языка с использованием ИКТ . Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )
обобщить и систематизировать знания по разделу «Имя существительное»;- развить речь у учащихся (письменную и устную);- воспитать интерес к русскому языку...