Урок по теме "Фонетический разбор слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Мамяшева Альбина Феликсовна

Конспект урока по теме "Фонетический разбор слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskiy_razbor.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Фонетический разбор слова.

Цели: потренироваться в  умении отражать на письме звуковой облик слова, соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию;

объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова; выполнять фонетический разбор слов;

Ход урока.

     1.Организационный момент.

     2.Разминка.

Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.

Алфавит,  фарфор,  каталог, библиотека,  красивее,  звонит, приговор,  средства, километр, документ, свекла,  начал,  досуг, процент, магазин, творог.

Есть в русском языке слова, в которых допустимо два варианта ударения. Какое из этих слов встретилось в списке? (Творог – творог)

На доске записаны слова, произнесите их правильно.

Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.

      3.Анализ порядка фонетического разбора.

А  сейчас такая тема:

Нужно разобрать фонемы.

Чтобы слово изучить,

Нужно память подключить.

 

Вспомнить гласный и согласный,

Разыскать ударный слог,

Для того чтоб безопасно

Данный выполнить урок.

 

Вспомним звонкий и глухой,

Парный и непарный,

Добрый мягкий и скупой

Твёрдый звук коварный.

     4. Закрепление.

Произведите фонетический разбор слов.

Деньги, луч, солнце, синим, ложка.

де´нь-ги - 2 слога, 1-й ударный 

д

[д']

— согл., зв., мягк.

е

[э´]

— гл. ударн.

н

[н']

— согл., зв. непарн., мягк.

ь

[–]

 

г

[г']

— согл., зв., мягк.

и

[и]

— гл. безуд.

6 б., 5 з.

 


2) луч - 1 слог

л

[л]

— согл., зв. непарн., тв.

у

[у]

— гл. ударн.

ч

[ч']

— согл., глух. непарн., мягк. непарн.

3 б., 3 з.  

 


3) со´лнце - 2 слога, 1-й ударный

с

[с]

— согл., глух., тв.

о

[о´]

— гл. ударн.

л

[–]

 

н

[н]

— согл., зв. непарн., тв.

ц

[ц]

— согл., глух. непарн., тв. непарн.

е

[э]

— гл. безударн.

6 б., 5 з.

 

 

4) си´ним - 2 слога, 1-й ударный

с

[с']

— согл., глух., мягк.

и

[и´]

— гл. ударн.

н

[н']

— согл., зв. непарн., мягк.

и

[и]

— гл. безударн.

м

[м]

— согл., зв. непарн., тв.

5 б., 5 з.

 

 

5) ло´жка - 2 слога, 1-й ударный

л

[л]

— согл., зв. непарн., тв.

о

[о´]

— гл. ударн.

ж

[ш]

— согл., глух., тв. непарн.

к

[к]

— согл., глух., тв.

а

[а]

— гл. безударн.

5 б., 5 з.

    5. Самостоятельная работа.

Произведите фонетический разбор слов (по вариантам).

I-ателье                                IV-сшить                          

II- ружьё                                V- ночной

III-цифры                              VI-поезд         

6. Д/з. §§ 8-26, упр. 163, подготовиться к словарному диктанту по упр. 49, 99, 162.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфемный разбор слова (конспект урока русского языка)

Урок русского языка проводился в 5 классе....

Урок письма (1 класс). Звуко-буквенный разбор слова

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок по русскому языку в 7 классе "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова".

Данная тема урока "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова" является повторением в начале учебного года в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова и др. и сопровождается презентацией....

Урок русского языка в 5 классе "Морфемный разбор слов. Закрепление знаний по теме "Морфемика".

Данный урок реализуется в рамках учебника "Русский язык. 5 класс". Авторы-составители Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская....

Конспект урока в 5 классе на тему: "Морфемный разбор слова"

Данный материал разработан как урок обобщения и систематизации изученного по теме "Морфемика" в 5 классе....

Урок русского языка в 5 классе Урок-путешествие МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД Тема: морфемика, морфемный разбор слова.

Урок-обобщение по теме "Морфемика". Для закрепления изученного материала используется материал загадок и стихотворений о грибах. На уроке одновременно повторяются орфографические и пунктуационны...