Урок-проект развития речи "Моя семья - моя гордость"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок-проект развития речи "Моя семья - моя гордость"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-proekt_ryazanova.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок формирования знаний
Технология: проблемно-исследовательская
Цели урока: |
|
Оборудование: |
|
Счастлив тот дом,
Где пребывает мир,
Где брат любит брата,
Родители пекутся о детях,
Дети почитают родителей…
Там благодать Господня…
И.С. Шмелев
Подготовительная работа
- Прочтение рассказов В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В.Г. Распутина «Уроки французского».
- Работа учащихся в течение недели в следующих группах: эксперты, исследователи, историки, археологи, фотографы, артисты. Эксперты выступают в качестве ведущих.
- Актуализация проблемы
Тема дома, семьи – одна из главных в русской литературе. Она волновала Л.Н. Толстого, А.М. Горького, И.С. Шмелева, В.П. Астафьева и многих других писателей. Актуальна она и в наше время. Сегодня мы постараемся ответить на следующие вопросы:
- Что такое семья?
- В чем заключается семейное счастье?
- Как составить родословную?
- Есть ли у нас семейные реликвии?
- Семейные традиции. Как их сохранить?
По мере объявления учителем вопросов, они проецируются на интерактивной доске, а дети записывают их в тетрадях.
- Представление работы группы экспертов
Слово учителя
Семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков, близких родственников (проекция определения на интерактивной доске и запись его учащимися в тетрадях).
Выступление ведущих (экспертов)
- У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, всегда помним о нем. Он притягивает нас своим теплом.
- Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья, самые близкие тебе люди.
- Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приголубит, поймет и утешит?
- Конечно же, ваши мамы, бабушки, папы, дедушки, родные и близкие вам люди – ваша семья.
- Какие они, наши семьи?
(Учащиеся читают отрывки из сочинений на тему «Моя семья»).
Эксперты делают вывод:
Семья – это любящие друг друга люди (проекция предложения на интерактивной доске и запись его учащимися в тетрадях).
- Представление работы группы исследователей
- Есть такая пословица: «Счастье – не птица, само не прилетит».
- Из чего же складывается семейное счастье? У каждого свой ответ на этот вопрос.
Ответы детей
-Когда есть папа и мама.
- Когда свой дом и есть деньги.
- Когда все родственники живы и здоровы.
- Когда тебя в семье уважают.
Выслушав мнения остальных, исследователи предлагают свое: Самые счастливые – это многодетные семьи.
Слово учителя
Многодетными считаются семьи, в которых трое и более детей (проекция определения на интерактивной доске и запись его учащимися в тетрадях).
- Раньше в России таких семей было много. Они отличались тем, что дети росли в них дружными, заботливыми, трудолюбивыми.
- В результате исследования установлено, что в нашей школе 18 таких семей.
- по статистике мама в такой семье перемывает за год 18 тысяч ложек, 13 тысяч тарелок, 8 тысяч чашек…
- А общий вес посуды, переносимой из кухни к столу и обратно, за год достигает 5 тонн!
- Дело чести каждого сына, дочери, отца переложить хотя бы парочку тонн посуды на свои плечи.
Исследователи делают вывод:
Чем больше в семье заботы, тепла, любви, тем прочнее отчий дом, тем счастливее дети (проекция предложения на интерактивной доске и запись его учащимися в тетрадях).
- Представление группы историков
- Одно из слагаемых семейного счастья – это знание своей родословной. Издавна человек стремился узнать о своих предках. Это добрая традиция возвращается в наши семьи.
Родословная – это перечень поколений одного рода.
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.
Предок – это древний представитель по роду.
Генеалогия – родословная история рода.
(проекция определений на интерактивной доске и запись их учащимися в тетрадях).
- В процессе работы мы сделали очень важное открытие: у каждого человека – два родителя – отец и мать, а вот у бабушки и дедушки – вдвое больше, а прабабушки и прадедушки еще вдвое больше и так далее. Вот сколько у человека предков!
Ребята представляют свои проекты на тему «Моя родословная».
Историки делают вывод:
Конечно, у нас в родственниках не пять тысяч исторических имен, как у А.С. Пушкина. У кого-то на дереве 15-20 листочков, но и они говорят о большой проделанной работе.
- Представление работы группы археологов
- Скажите, что дом делает домом? То есть домом, не похожим на другие дома? Что вас окружает в квартире? Вещи, предметы. Правильно, человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с разными событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее беречь, сохраняя тем самым память о дорогом нам человеке.
- В каждом есть какая-либо семейная реликвия.
Реликвия – особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или традициям вещь (проекция определения на интерактивной доске и запись его учащимися в тетрадях).
- Старинные вещи в русских семьях хранились в сундуках. Желая продолжить эту традицию, свои реликвии мы тоже поместили в сундучок.
Дети бережно достают из импровизированного сундучка фронтовые письма, награды, фотографии и рассказывают о них целые истории.
- Представление группы исследователей
- Говорят, что все семьи счастливы по-своему, и у большинства счастливых семей есть увлечение, какое-то любимое дело, которое объединяет и взрослых, и детей. А сколько прекрасных традиций живет в наших семьях!
Традиция – то, что переходит или перешло от одного поколения к другому (проекция определения на интерактивной доске и запись его учащимися в тетрадях).
Учащиеся рассказывают о своих семейных традициях, увлечениях.
Исследователи делают вывод:
Сами по себе праздники не получатся, их надо готовить, трудиться.
- Представление работы группы фотографов
- Готовясь к этой встрече, мы со своими родителями оформили фотовыставку «Загляни в семейный альбом». Как вы думаете для чего? Собирать семейные фотографии – это еще одна старинная традиция. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях семейной жизни.
Когда люди вынуждены покидать свои дома, они берут с собой только самые ценные вещи, среди которых фотографии дорогих людей.
Звучит фонограмма песни Э. Пьехи «Загляните в семейный альбом». Дети дают пояснения к фотографиям.
- Представление работы группы артистов
Дети читают пословицы о семье.
На что и клад, коли в семье лад.
Согласную семью и горе не берет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семья печка: как холодно, все к ней собираются.
В семье и каша гуще.
Дети выступают со сценкой «Бабушки и внуки».
Слово учителя
Звучит фонограмма песни «Родительский дом»
- Десять веков с момента крещения Руси люди жили по законам духовности, нравственности. Так жила и семья, признаваемая главной человеческой ценностью.
Все мы говорим о возрождении России, но ведь это невозможно без возрождения культа семьи. Чем больше будет дружных, сплоченных, трудолюбивых семей, тем дело возрождения пойдет быстрее.
Я от души желаю, чтобы пламя семейного очага поддерживало нас в трудную минуту.
- Подведение итогов урока
Мы провели большую работу, каждый внес свой вклад. Ответы на поставленные вопросы найдены.
Домашним заданием для вас будет сочинение о своих будущих семьях «Традиции, которые я перенесу в свою семью, а что постараюсь изменить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект на тему "Онтогенез. Эмбриональное развитие на примере человека "
Урок- проект на тему "Онтогенез. Эмбриональное развитие на примере человека " разработан для 10 класса, так же можно применять этот урок для изучении развития человека по анатомии и для кла...
Развитие навыков говорения на уроках-проектах английского языка
В данной статье отображены основные этапы проектной деятельности, а также краткое описание каждого их них. Также в данной статье я постаралась поэтапно раскрыть действия учителя и ученика....
Урок-проект "За чашкой чая - вся моя семья".
Формирование у старшекласников осознанного отношения к роли родителей....
Программа развития класса "Семь-Я"
Программа развития класса...
Методы, для музыкального развития в семье
советы родителям...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Семья»
Непрерывная образовательная деятельность проводилась с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (6-7 лет) в соответствии с задачами рабочей программы по образовател...
Развитие отношений семьи и общества: от зарождения государственности на Руси до становления централизованного государства
В самый ранний период истории восточных славян семья и общество были нераздельны, поэтому связь между поколениями была очень сильна, человек не мог себя осознавать вне семейных, общественных отношений...