Урок-проект "За чашкой чая - вся моя семья".
проект (9 класс) по теме
Формирование у старшекласников осознанного отношения к роли родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_starsheklassnikov_osoznannogo_otnosheniya_k_roli_roditeley.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у старшеклассников осознанного отношения к роли родителей.
Урок – проект «За чашкой чая – вся моя семья».
Время: 90 минут.
Материалы: бумага, карандаши, маркеры, ручки, линейки, костюмы различных народов мира, разные сорта чая, скатерти, чайные сервизы.
Форма проведения: чайный калейдоскоп.
Проблема. Многообразие сортов чая в продаже затрудняет выбор нужного сорта при покупке. Приглашая гостей на чаепитие, сложно предусмотреть вкусы приглашенных, учесть обычаи, принятые в той или иной семье при приеме гостей.
Цель урока-проекта: популяризация чаепития, формирование культуры чаепития, знакомство с традициями чаепития разных народов мира, возвращение добрых традиций русского чаепития, важных для улучшения отношений, эмоционального благополучия в семье.
Задача проекта:
- Обучение приготовления чайного напитка по рецептуре, обеспечивающей получение полезного и вкусного чая;
- Формирование знаний обычаев и народных традиций через этнографическую направленность чаепития разных народов мира;
- Обеспечение нравственной направленности и этических норм в поведении участников проекта;
- Формирование культуры гостеприимства.
Практическая значимость. Чайный напиток, являющийся ежедневным дополнением к нашим трапезам, очень часто приготавливается и употребляется неправильно. О пользе чая знают практически все, но далеко не каждый знает, как приготовить вкусный напиток так, чтобы он обладал полезными качествами для здоровья человека. Улучшение межличностных отношений в классе и дома. Приобретение навыков эстетического приема гостей.
В процессе выполнения проекта осуществляются межпредметные связи (метапредметные):
- с биологией (чай, как растение);
- географией (чаепроизводящие страны);
- историей (этнографическая и историческая направленность);
- иностранными языками (в частности с английским, связанным с чайной церемонией);
- литературой, музыкой, изо (чтение стихотворений о чае, подбор картин, музыки);
- технологией (применение чая в питании, оформление чайного банкета);
- культурологией (формирование этикета и гостеприимства).
Данный урок позволяет также провести профориентационную работу – познакомить с профессией титестера, о которой учащиеся ничего не знают. Представление проекта в театрализованной форме раскрывает артистические способности школьников и способствует формированию умений и навыков режиссерского мастерства и сценарного искусства.
В процессе работы учащиеся приобретают знания о России, о русских традициях чаепития:
- Пить чай с лимоном (нигде этого больше в мире не делают);
- Разбавлять чайную заварку кипятком;
- Использование самовара (на Западе в шутку назвали самовар главным русским изобретением, а немцы – русской чайной машинкой);
- Особый стиль, характер общения между людьми в процессе чаепития (возникли «чайные банкеты»).
Этапы проведения урока-проекта.
Предварительный этап. Сбор любой информации о чае, сбор коробочек, баночек, чайных принадлежностей, фотографий («за чаем»), открыток, рисунков: самоваров, посуды. Оформление кабинета: плакаты, коробки и банки из-под чая, слайды, самовары, вазы, чайная посуда.
Ход занятия
Класс представляет лабораторию чаеведения, в которой работают 4 отдела:
- Отдел внешних связей;
- Валеологический отдел;
- Технологический отдел;
- Информационный отдел;
- Культурологический отдел.
Каждому отделу предлагается примерный перечень вопросов (табл. 1), ответы на которые он должен найти, доложив результаты своего исследования по выбранной им схеме в любой форме: представления, спектакля, конференции, телепередачи, интервью, репортажа и т.д.
Таблица 1
Отдел внешних связей | Как используют чайный напиток в различных странах? Каковы обычаи и традиции чаепития в этих странах? Какие новшества внесла Россия в культуру чаепития? Что такое чайные банкеты? Как и для кого они устраиваются? |
Валеологический отдел | Чем полезен чай? Какие витамины содержит чайный напиток? Что такое лечебный чай и как его употреблять? Можно ли вылечиться чайным напитком? |
Технологический отдел | Чем полезен чай? Какие витамины содержит чайный напиток? Что такое «листовой» и «байховый чай»? Что означает слово «купаж»? Что такое «бергамот»? Кто такой титестер? Какого цвета бывает чай? Каковы этапы производства чая? |
Информационный отдел | Что означает слово «чай» и какова история его происхождения? Как выглядит чайное растение? Как ухаживать за чайным кустом? Какие страны являются основными производителями чая? Как чай появился в России? |
Культурологический отдел | Как правильно приглашать гостей на чаепитие? Какие существуют традиции чаепития в разных странах? Какова история русского самовара? Что такое чайный банкет? Как надо проводить чайный банкет? Как оформить комнату для приема гостей на чаепитие? В чем особенности сервировки чайного банкета? |
Заключительный этап.
Представление своих материалов, то есть защита проекта и оценивание всей работы над проектом. Каждому участнику для осмысления и заполнения выдаем бланк (рефлексия).
Бланк.
Что нового освоено вами в ходе выполненной работы? |
Какие трудности в работе над проектом встретились? Как удалось с ними справиться? |
Какой этап проектирования был особенно интересен? Почему? |
Как вы оцениваете свое участие, других членов группы в осуществлении проекта? |
Все участники устраивают чаепитие по-русски: дети совместно с мамами и бабушками пекут печенье, крендели, оформляют класс в русском стиле и пьют чай из самовара.
Таким образом, подготовка старшеклассников к осознанному родительству включает в себя несколько основных положений, разработанных в ходе исследования (проекта):
- Формирование ответственного родительства начинается задолго до социального и духовно-нравственного созревания и взросления личности.
- Содержание ответственного родительства определяется, прежде всего, родительской программой и реально сложившейся моделью родительской семьи.
- Определяющим основанием подготовки к осознанному родительству является комплексное взаимодействие семьи и школы по воспитанию духовно-нравственных семейных ценностей старшеклассников.
- Важным фактором подготовки к ответственному родительству является разработка, внедрение в практику образовательных учреждений специальных обучающих программ по семьеведению и пропаганде ценностного отношения к семье и браку; возрождение традиций и обычаев на основе взаимодействия светского и духовного образования.
- Педагогическое просвещение родителей, включение родительской общественности в реализацию данных программ.
- Взаимодействие всех социально-педагогических структур по подготовке молодежи к семейной жизни на основе духовно-нравственных ценностей на всех уровнях: федеральном, региональном, международном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе "Физика за чашкой чая"
Наука – дочь удивления и любопытства. Так сказал один мудрец, поэтому иногда парадоксальные вопросы вызывают наше удивление, заставляют нас думать, а самое главное – привлекают внимание, способствуют ...
Культура и наука за чашкой чая
Интегрированный урок физики с элеметнами национальной культуры....
школьная конференция "За чашкой чая"
В рамкам недели естественно-научного цикла можно провести конференцию "За чашкой чая"...
"За чашкой чая"
Кружок "Хозяюшка"....
Внеклассное мероприятие "За чашкой чая"
Если вас пригласили на чай, на чаепитие, то это значит, вас приглашают к общению, к дружеской беседе. Чаепитие появилось давно,...
Презентация на тему "Урок-игра за чашкой чая"
Урок – игра: «За чашкой чая» Цели: Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к предметам труду, уважительное – к любой трудовой деят...
Конспект внеклассного мероприятия к презентации "За чашкой чая"
Из истории чаепитий и русского гостеприимства «За чашкой чая»....