технологическая карта урока "Словообразование"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Рабион Татьяна Михайловна
урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_slovoobrazovaniyu.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в пятом классу

Урок русского языка по УМК Львовой С. И. 5 класс

Тема: словообразование и его роль в художественном тексте

Место урока в системе: заключительный

Цели урока:

1.  Познакомиться со словообразовательными приемами выразительности на примере произведений литературы и диалогов из разговорной речи.

2.  Уметь анализировать текстовую информацию (художественный прозаический  и поэтический текст, разговорную речь), самостоятельно или с помощью учителя формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, приводить аргументы в подтверждение своей точки зрения, оценивать свои действия.

3.  Понимать возможности словообразования как выразительного средства русского языка.

Оборудование: ИД, презентация, материалы для работы в группе (инструкции, тексты и вопросы для анализа).

        

Этап урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.  Вызов

Предполагаемый результат:

постановка учебной задачи

Р.: целеполагание, постановка проблемы, выдвижение гипотезы К.: участие в обсуждении

Знакомит с отрывком из поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»:

Организует обсуждение

Вопросы:

- Какое слово не закреплено в языке и вы не найдете его в словарях?

- Как вы думаете, каким образом появилось это слово?

- Знания какого раздела лингвистики вы сейчас использовали?

- А есть ли у словообразования (СО) выразительные возможности?

Побуждение к постановке учебной задачи:

Что можно сделать для проверки вашей гипотезы?

Работа с отрывком из поэмы В. Маяковского, форма – коллективное обсуждение

Обратиться к текстам мастеров слова

Предполагаемый результат

Освоение нового материала

Л.: сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности

К.: работа в группе

Р.: работа по плану со сверкой своих действий, оценка правильности своей работы и работы других групп

П.: извлечение информации, представленной в форме сплошного текста,

перевод информации из текстовой формы в схему, построение рассуждения

1.  Организует работу учащихся с художественными текстами в группах (1 группа - прозаическим, 2, 3 – с поэтическими, 4 – с текстом разговорной речи). Содержание работы см. Приложение 1.

Работа ведется 4 группами по 5-6 человек.

2.  Организует обсуждение содержания проведенных наблюдений и сделанных выводов.

3.  Организует работу учащихся по созданию своих примеров с использованием любого приема СО.

1.  Работают в соответствии с Инструкцией (см. Приложение 2).

2.  1. Работая с текстом для анализа и вопросами к нему, определяют цель исследования.

3.  2. Исследуют текст, в котором автор использует один из приемов словообразования.

4.  3. Опираясь на вопросы и задания, выводят определение этого приёма (что это?).

5.  4. Определяют, как этот приём работает в тексте. Устанавливают цель его использования.

6.  5. Готовятся к представлению результатов работы.

7.   

Результаты работы групп представляются классу (используются опорные фразы для ответа) – учащиеся дополняют и уточняют ответы, сверяют предложенные с эталоном, заносят поэтапно выводы в таблицу.

Полученная в результате совместной работы таблица заносится в тетрадь.

Придумывают свои примеры с использованием любого выразительного приема СО. Определяют наиболее понравившийся прием.

 

3.Фаза рефлексии

Предполагаемый результат: обобщение и систематизация знаний, оценка своей деятельности

Р.: оценка гипотезы, выдвинутой в начале урока

К.: участие в обсуждении

Организует обсуждение.

Предлагает вернуться к обсуждению гипотезы.

Организует обсуждение итогового вопроса:

- Какие возможности дает нам СО?

Записывает на доску предлагаемые идеи.

Формулирует домашнее задание (на выбор):

I. Поинтересуйтесь у своих родителей, какие слова вы придумывали в детстве. Запишите их, объясните, каким приёмом вы овладевали.

II. Образуйте слова от корня -люб,

используя существующие в языке модели.

Организует рефлексию деятельности по методике «Шесть шляп»

Оценивают гипотезу.

Называют возможности СО.

Оценивают свою деятельность и деятельность групп по методике «Шесть шляп».

        Приложение 1

Суффиксы оценки

1.  Внимательно прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Муму».

Он увидел небольшого щенка, который никак не мог вылезть из воды, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой и пустился большими шагами домой… Бедной собачонке было всего недели три... Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь.

(По И. Тургеневу «Муму»)

2.  Найдите слова с суффиксами, придающими словам особую, эмоциональную окраску либо выражающими отношение говорящего.

3.  Каков смысл их использования в тексте?

Использование словообразовательных морфем в качестве самостоятельных слов

1.  Познакомьтесь с примером использования словообразовательных морфем в качестве самостоятельных слов.

- Вас обсудили?

- Не об-, а о-.

2.  Какую мысль выражает пример?

Морфемный повтор

1.  Внимательно прочитайте стихотворение М. Шварца.

Если вы родители... 

Если вы родители -

Ласкатели, хвалители.

Если вы родители -

Прощатели, любители.

Если разрешатели,

Кyпители, дарители.

Тогда вы не родители,

А просто восхитители!

А если вы родители -

Ворчатели, сердители.

А если вы родители -

Рyгатели, стыдители.

Гyлять неотпyскатели,

Собакозапретители...

То знаете, родители,

Вы просто крокодители!

Шварц Михаил

2.  Найдите слова, образованные по одной словообразовательной модели. Докажите свою точку зрения.

3.  Какое значение придают они тексту? Каков смысл их использования?

Авторские слова

1.  Внимательно прочитайте знаменитое стихотворение поэта-экспериментатора В. Хлебникова. Чем оно необычно?

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно,
О, засмейся надсмеяльно, смех надсмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смехачей!

(В. Хлебников)

2. Сколько однокоренных слов в этом тексте? Какие новые смысловые и эмоциональные оттенки появились за счет использования слов, образованных самыми распространёнными способами словообразования?

3. Как вы оцениваете такой лингвистический эксперимент автора?

Приложение 2

Инструкция для работы в группе

1.  Изучите информацию, предложенную вам для работы. Определите цель исследования.

2.  Исследуйте текст, в котором автор использует указанный прием словообразования. Опираясь на вопросы и задания, которые даны вместе с текстом, выведите определение этого приёма (что это?). Поймите, как этот приём работает в тексте. Попробуйте установить цель его использования.

3.  Приготовьтесь к представлению результатов работы. Продумайте последовательность ответа. В случае затруднения используйте опорные фразы.

На выступление 2 минуты!

Опорные фразы для ответа:

1.  Исследовав текст (фамилия автора), мы установили (поняли), что (название приема) – это ….

2.  Обратимся к тексту (знакомите с текстом и объясняете, как этот прием работает в тексте)

3.  Мы думаем, что автор использует этот приём, чтобы …(определяете цель использования приема именно в вашем тексте)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...