Фрагмент конспекта урока русского языка в 6 классе "Повторение изученного по теме «Словообразование»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Данный фрагмент урока был представлен на муниципальном конкурсе "Лучший учитель". На уроке использовались активные методы обучения, например, учащиеся рисовали интеллект-карты по теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_luchshiy_uchitel-2021.docx232.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение изученного по теме «Словообразование»

Цели урока:

  1. Образовательная– повторение и контроль знаний учащихся по разделу «Словообразование».
  2. Развивающая– развитие памяти, логического мышления, внимания и практических навыков и умений учащихся.
  3. Воспитательная – воспитывать чувство коллективизма, сплочённости и дружбы, прививать интерес к русскому языку.

Тип урока:повторение.

Вид урока:сюжетно-ролевая игра.

Методы обучения:частично-поисковый, проблемный, словесный, наглядный, практический.

Формы обучения:индивидуальная, групповая, в парах.

Необходимое оборудование:компьютер (ноутбук, проектор, экран), учебник, тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку (создание рабочей настроенности).

   Сегодня у нас пройдёт необычный урок. Мы отправимся с вами на поиски сокровищ. Нас ждёт путь, полный неожиданностей и трудностей.

    Так же, как и у настоящих искателей приключений у нас  есть карта, по которой мы сможем найти сундук с сокровищами. На пути к сокровищам наша карта показывает, что есть 3 испытания, преодоление которых необходимо, чтобы дойти до цели.

Слайд 1.Карта поиска сокровищ.

https://b1.culture.ru/c/671871.jpg

1 испытание – переплыть через озеро, полное крокодилов.

2 испытание - пройти через пиратов.

3 испытание - перейти через горы.

Все эти испытания преодолимы при условии, если вы захватите с собой весь багаж знаний, умений и навыков по пройденным темам и не забудете о главной цели нашего приключения и нашего урока.

Слайд 2. Какой раздел науки о языке мы прошли, ребята? (раздел «Словообразование»). Значит и тема будет посвящена повторению, не так ли? Итак, тема урока

II. Постановка цели.

 Слайд 3. Цель урока – повторить и закрепить знания по разделу «Словообразование. Орфография. Культура речи», посмотреть, что ещё не до конца усвоено вами, над чем нужно поработать.

Учитель: Вы готовы отправиться в путь?

III.  Работа по теме урока.

Слайд 4.

1 испытание игры  -«Озеро, полное крокодилов»

Для того, чтобы его переплыть, вам потребуется выполнить следующее задание: из данного списка слов выбрать и назвать термины и понятия, связанные с разделом «Словообразование».

Имя существительное, приставка, запятая,                                                      Словообразование

определение, суффикс, формы слова,

гласные звуки, прямое значение, части слова,

однозначные слова, состав слова, корень,

переносное значение, основа, антонимы,

падеж, окончание, глагол,

однокоренные слова, подлежащее,

способы образования слов,

заимствованные слова.

Ключ

Словообразование

  1. приставка
  1. суффикс
  1. формы слова
  1. части слова
  1. состав слова
  1. корень
  1. основа
  1. окончание
  1. однокоренные слова
  1. Способы образования слов

Учитель: Для того чтобы до конца пройти первое испытание, ответим на вопросы «Мозгового штурма». Каждая группа ответит по порядку на 1 вопрос.

Слайд 5.

  1. Что изучается в разделе  «Словообразование»? (раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова)
  2. Что изучается в разделе «Морфемика»? (раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово)
  3. Назовите части слова или морфемы. (окончание, основа, корень, суффикс, приставка)
  4. Без какой части слово не может существовать? (слово не может существовать без корня)
  5. Что такое корень? ( это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)
  6. Что нужно сделать, чтобы определить корень слова? (чтобы определить корень слова, надо подобрать однокоренные слова)
  7. Что такое окончание? (это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении)
  8. Что такое основа слова? (это часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово. В основе слова заключено его лексическое значение)
  9. Что такое приставка? (это значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов)
  10. Что такое суффикс? (это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов)
  11. Что значит разобрать слово по составу или сделать морфемный разбор? (это значит выделить все морфемы в слове)
  12. Что значит сделать словообразовательный разбор? (это значит найти слово от которого образовано данное слово и указать способ образования)

Вы очень хорошо/неплохо справились, ребята, молодцы. Ну и пускаемся дальше в путь.

Слайд 6. Далее на пути к сокровищам вас ждет серьёзное 2 испытание – надо пройти через пиратское пристанище. Все вы знаете, что пираты очень кровожадны, они могут отобрать нашу карту сокровищ, но вы их перехитрите, подсунете им ментальную карту.

Слайд 7.Выполнение ментальной карты. Выполнение  упр.233  из учебника на стр.127:

составить ментальную карту, указать способы образования слов, вписать в карту слова из упр.233, указать  морфему, использованную для словообразования, вписать 2 своих примера.

Защита ментальной карты: выходит к доске группа и читает, что написали.

Слайд 8. Физкультминутка. Учитель бросает мячик учащимся, при этом называет слово, учащиеся должны назвать слово, от которого оно образовано.

1. Премилый ← милый (приставочный способ)

2. Чайник ← чай(суффиксальный)

3. Подоконник ← окно (приставочно-суффиксальный)

4. Поиск← поискать (бессуффиксный)

5. Луноход ←  луна, ходить (сложение основ)

6. Спецкор ← специальный  корреспондент (сложносокращённое слово)

7. Школьная столовая ( переход из одной части речи в другую)

8. Придорожный ←дорожный(суффиксальный)

9.Сероватый←серый(суффиксальный)

10. Пароход←пар, ходить(сложение)

11.Восход←восходить(бессуффиксный)

12.Трудность←трудный(суффиксальный)

13.Перелесок←лес(приставочно-суффиксальный)

14.Сверхинтересный←интересный (Приставочный)

Слайд 9. На пути к сокровищам осталось только одно испытание – пройти  через высокие горы. Если решите лингвистическую задачу, то вы без труда пройдете через любые горы.

Слайд 10. Найдите  слова с чередованием в корне.

Прол…жить прямую, гордая к…суля, р…ссыпь самоцветов, слабый р…сток, скверное пол…жение, травка на приг…рке, к…саться рукой, л…герь отдыха, вр…сти в землю, сг…рать на работе, сл…гать песни, р…систое утро, тихое прик…сновение, длинные к…сички, сильный заг…р.

Слайд 11. Ответы:

   Проложить прямую

  слабый росток (исключение)

  скверное положение

  касаться рукой

  врасти в землю

  сгорать на работе

  слагать песни

  тихое прикосновение

 сильный загар

Слайд 12. Вспомните правила, которые приведены на слайде, не забывайте их.

Слайд 13. Ребята, вы у цели. Что же подразумевалось под словом «сокровище»?

Что помогало преодолевать все препятствия на вашем пути? Конечно же, это ваши знания. Недаром говорят: «Знания дороже богатства».

Прилежно учитесь, приобретайте знания, никогда не останавливайтесь на достигнутом, твёрдо идите к намеченной цели.

IV. Подведение итогов.

Ребята, наш урок завершился, вы сегодня хорошо поработали, каждый сегодня получит оценку.

Справились ли вы с его задачами?

Чему научились сегодня на уроке?

Чем заинтересовал вас урок?

Что показалось трудным?

Домашним заданием будет повторить все пройденное и подготовиться к тестированию.

Спасибо за внимание!

1 испытание –Озеро с крокодилами.

Имя существительное, приставка, запятая,                                                      Словообразование

определение, суффикс, формы слова,

гласные звуки, прямое значение, части слова,

однозначные слова, состав слова, корень,

переносное значение, основа, антонимы,

падеж, окончание, глагол,

однокоренные слова, подлежащее,

способы образования слов,

заимствованные слова.

Испытание 2-Пиратское пристанище.

Выполнение  упр.233  из учебника на стр.127:

составить ментальную карту, указать способы образования слов, вписать в карту слова из упр.233, указать  морфему, использованную для словообразования, вписать 2 своих примера.

Испытание 3-переход через горы.

Найдите  слова с чередованием в корне.

Прол…жить прямую, гордая к…суля, р…ссыпь самоцветов, слабый р…сток, скверное пол…жение, травка на приг…рке, к…саться рукой, л…герь отдыха, вр…сти в землю, сг…рать на работе, сл…гать песни, р…систое утро, тихое прик…сновение, длинные к…сички, сильный заг…р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"

Урок разработан в соотвествии с новыми ФГОС ООО. Дидактический материал характеризуется тематическим единством ("Почему надо любить малую родину", "Что особенно привлекает в родном городе?")...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Словообразование прилагательных способом сложения основ»

Урок проведен с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, элементов технологий проблемного обучения,  игровых технологий. На уроке был реализован деятельностный подход в обучении....

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения»

Цели урока:  ОбразовательныеОбобщить знания о способах выражения подлежащего, о типах сказуемого и его способах выражения; закрепить умение применять при письме правила постановки тире между...

Урок русского языка в 7 классе по теме «Словообразование причастий» с применением опорного конспекта

Конспект урока по теме "Словообразование причастий" в виде создания опорного конспекта. Формируются глубокие системные знания на основе знаковых моделей....

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Систематизация и обобщение изученного по теме "Глагол"

Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»».Цели урока:1. Посредством различных языковых игр повторить и обобщить изученное о глаголе.2. Определить уровень з...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Словообразование имён прилагательных»

Тема: «Словообразование имён прилагательных»Класс: 6Цель: учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные ...

Конспект урока русского языка в 6 «А» классе Тема: Повторение изученного по теме «Глагол»

Ведущая технология : технология развития критического мышленияТип урока: повторение, закрепление и обобщение изученного по теме «Глагол»Вид урока:  урок повторенияФормы рабо...