Заимстованные слова
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Почему в русский язык проникают иностранные слова? Причины этого явления бывают внеязыковые и языковые. Внеязыковые причины коренятся в социально-исторических условиях, при которых разносторонние связи между народами неизбежно и естественно вызывают взаимопроникновение языков.
Одна из языковых причин – стремление устранить многозначность слова или уточнить его значение. Например, слово конец обозначает «предел, граница чего-либо, последний момент (о времени); смерть, расстояние между двумя отдаленными точками и т.д.». Чтобы устранить эту многозначность, было заимствовано из английского языка слово финиш (заключительная часть спортивных соревнований), из итальянского – финал (конец какого-либо события, дела, явления), из греческого – эпилог (заключительная часть литературного произведения).
Другая, также языковая, причина заимствования – стремление заменить длинное наименование одним словом: положение тела – поза (франц.), меткий стрелок – снайпер (англ.), движение рукой, сопровождающее или заменяющее какое-либо высказывание, – жест (франц.); насыпь для ограждения местности от затопления – дамба (голландск.).
из скандинавского: акула, пельмени, кнут;
из немецкого: офицер, фронт, штаб (военный лексикон);
из голландского: верфь, гавань, лоцман (морские термины);
из французского: костюм, кашпо, шинель (названия предметов одежды);
из английского: конвейер, трамвай (технические термины), чемпион, финиш (спортивные термины).
Эти и многие другие слова давно вошли в русский язык, часто мы и не подозреваем, что они иноязычные.
– Заимствованные слова часто имеют свои отличительные признаки.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
1) Все слова, имеющие в своем составе букву ф, – заимствованные:
буфет, фейерверк, туфли
2) Все слова, начинающиеся на букву ю, – заимствованные:
юг (старослав.) – ужин (русск.)
3) Все существительные на -ия – заимствованные:
армия, ситуация
4) Почти все слова, начинающиеся на букву э, – заимствованные:
эпилог, эвкалипт, эскимо
5) Почти все слова, начинающиеся на букву а, – заимствованные:
агнец (старослав.) – ягненок (русск.)
6) Почти все слова, в корне которых есть удвоенные согласные, – заимствованные:
терраса, туннель, профессия, биссектриса
7) Многие существительные, в корне которых встречаются подряд две гласные буквы, – заимствованные:
поэт, маэстро, тротуар
8) Многие существительные, которые в соседних слогах имеют одинаковые гласные буквы: а, и, у, – заимствованные:
барабан, сарай, визит, лирика, сундук, кукуруза
9) Слова с неполногласными сочетаниями в корне: -ра-, -ла-, -ле-, -ре- – заимствованы из старославянского языка:
врата – ворота
платок – полотенце
млеко – молоко
брег – берег
Знание этимологии слова помогает не только лучше понять его значение, но и запомнить написание.
– Подберите с данными корнями слова.
Аква (лат.) – вода: акваланг, аквариум, акварель.
Декор (фр.) – украшение: декоративный, декорация.
Ман – рука: манжет, маникюр.
Вита (лат.) – жизнь: витамин, Виталий.
Терра (лат.) – земля: территория, терраса, террариум.
Попав в русский язык, иноязычные слова претерпевают разные изменения: фонетические, грамматические, лексические, графические. Сначала происходит графическое освоение слова, т.е. слова записываются при помощи букв русского алфавита:
Football (8) – футбол (6),
Volleyball (10) – волейбол (8),
Basketball (10) – баскетбол (9).
Изменяется количество букв. В английском языке это сложные слова, в них выделяется 2 корня, а в русском языке 1 корень – это грамматические изменения.
2)
– А теперь поиграем в переводчиков. Прочитайте предложения на английском языке и мысленно переведите на русский, найдите заимствованное слово и запишите его по-русски
– My friend likes to play hockey very much.
– Tennis is a very popular sport.
– My father is fond of football matches.
– The game was very interesting.
– А как же мы, русские люди, используем заимствованные слова?
Одни, подражая героям любимых американских фильмов, стараются насытить свою речь английскими словами.
Придя к вам в гости, такой человек скажет: «Хай!» Уходя: «Бай!» (на американский манер). Юношу он называет ковбоем, мужчину – сэр, женщину – леди, деньги – баксы.
– Что можно сказать об этом человеке?
У В.Г.Белинского на сей счет есть прекрасное высказывание:
«Охота пестрить речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу».
– А вот другая ситуация. Два ученика писали рассказ о летнем отдыхе. Одному предложили употреблять как можно меньше иностранных слов, а другому разрешили столько, сколько сочтет нужным.
– Что же получилось?
Летом в лагере. (Сочинение 1.)
Летом я отдыхал в лагере «Юность». Больше всего мне запомнилось специально оборудованное помещение, в котором проигрываются и прослушиваются музыкальные записи. К нам в гости приезжали богатые люди, в финансовом плане помогающие в проведении каких–либо мероприятий, особенно музыкальных вечеров. Ведущий программы был веселым парнем. На музыкальные вечера мы приходили в бесформенной одежде, в рабочих брюках синего или черного цвета, в платках с надписями.
Запомнилось мне и то, как однажды наш отряд прекратил отношения с вожатым в знак протеста против его поступка и не пошёл в столовую. А в тот день давали протертую массу из гороха, густой питательный напиток из перебродившего коровьего молока, заквашенного на специальных грибках, и варенье из протертых ягод с зернами. На следующий день вожатый понял свою ошибку и отступил перед трудностями.
Летом в лагере. (Сочинение 2.)
Летом я отдыхал в лагере «Юность». Больше всего мне запомнились дискотека и ее ведущий, диск-жокей Леша, веселый и обаятельный парень. К нам в гости приезжали спонсоры и помогали в проведении музыкальных вечеров. На дискотеки мы приходили в джинсах, балахонах и банданах. Запомнилось мне и то, как однажды наш отряд объявил бойкот вожатому и не пошел в столовую. А в тот день давали пюре из гороха, кефир и конфитюр. На следующий день вожатый понял свою ошибку, и мир в отряде был восстановлен.
– Предложения в первом рассказе слишком тяжелые, трудно читаются и трудно воспринимаются. А во втором – предложения четкие, ясные, текст легко воспринимается слушателями.
– Чья заслуга в этом?
– И на этот случай у В.Г.Белинского есть высказывание:
«Какое бы ни было слово, свое или чужое, лишь бы выражало заключенную в нем мысль, – если чужое лучше выражает ее, чем свое, давайте чужое, а свое несите в кладовую старого хлама».
3) Работа с деформированным текстом
Восстановите деформированный текст ,используя материал выполненных устно упражнений.
Русский язык постоянно обогащается словами из ______________ языков. Из французского языка к нам пришли слова ______________ . Словами спорт, теннис, матч с нами поделился ______________ язык. Из латинского языка заимствованы названия месяцев ______________
4) Поработайте редакторами
Прочитайте предложения. В каких предложениях, на ваш взгляд, необходимо использовать заимствованные, а в каких – лучше употребить русские слова?
Запишите только отредактированные вами предложения. Сделайте вывод, всегда ли уместно употреблять заимствованные слова.
- Нельзя ли узнать об этом детально?
- Существование абсолютного нуля было предсказано еще М.В. Ломоносовым.
- Он абсолютно ничем не интересуется.
- В верхних слоях атмосферы дуют постоянные сильные ветры.
- Легко дышится в горах: атмосфера здесь чистая, прозрачная.
- Малыш регулярно посещает детский сад.
- Я не гарантирую, что вечером вы застанете меня дома.
- На грядках сорняки доминировали над редиской.
4. Творческое задание
– И все же есть время суток, когда мы все становимся иностранцами, причем говорим сразу на нескольких языках.
– Когда?
– Мы произносим слова: чай (китайский), кофе (французский), кекс (английский), какао (американских индейцев), мармелад (португальский).
– Составьте диалог на тему«За завтраком», обязательно включив данные слова и слова исконно русские: спасибо, пожалуйста.
Перед написанием повторяются знаки препинания в диалоге. 5–7 реплик записываются в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"
Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект был разработан с учетом индивидуальных особ...
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...
С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...
Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом
Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...
Исследовательская работа "Заимстованные слова".
Данную работу можно использовать , как шаблон для исследовательских работ....