Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе
план-конспект урока
Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Учите русский язык - годы кряду, с душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда, и та награда - в нём самом".
Сабир Абдулла
Технологическая карта урока русского родного языка в 7 классе.
УМК: Учебник Русский родной язык 7 класс под редакцией О.М.Александровой.
Тема урока: Употребление устаревшей лексики в новом контексте.
Тип урока: Урок применения знаний и умений.
Цели. Содержательная: формирование и закрепление у обучающихся целостной системы знаний об употреблении устаревшей лексики в новом формате; деятельностная: развитие умения работать с разного рода источниками информации, сопоставлять, анализировать и обобщать полученные знания, делать выводы.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. | Приветствие учащихся. Распределение на команды. Помощь в объяснении непонятных выражений. | Каждый учащийся берёт карточку одного из пяти цветов и зачитывает пожелания, при написании которых была использована преимущественно устаревшая лексика (Приложение 1). | Личностные: положительное отношение друг к другу. Познавательные: повторение устаревшей лексики, положительное отношение к знаниям, учебной деятельности. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: активация умственной деятельности, развитие умения логически мыслить. | С помощью наводящих вопросов подводит детей к теме урока, определению целей и этапов урока. На экран выводятся слова и иллюстрации к ним: «лицей», «гимназия». Иллюстрации этих заведений в сравнении (до Революции и современность). | Определяют тему, ставят цели, проговаривают этапы. Лицей и гимназия – это современные учебные заведения, но оказывается, эти слова и реалии, которые они обозначают, были забыты в советское время и возродились недавно (Приложение 2). Лицей и гимназия – это слова, которые перешли из пассивного запаса лексики в активный. Это произошло благодаря возрождению данных учебных заведений. | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. |
3.Работа в группах с заранее подготовленным материалом. Цель: закрепление, систематизация знаний. Исследование. | Учитель предлагает учащимся воспользоваться материалами упражнения 50 учебника на стр.33. Ставит вопросы: В какой области используются данные слова? Какие нравственные ценности могут воспитываться при частом употреблении данных слов, а также следовании принципам, с ними связанными? Почему в советское время данные слова не употреблялись? Почему сейчас они становятся всё более актуальными? | Дети выполняют упражнение 50 (Приложение 3) письменно, пользуясь словами для справок. Команды готовят ответы на вопросы учителя, которые выведены на экран. | Познавательные: закрепление полученной ранее информации, анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, получение и анализ нового знания. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. | Учитель диктует историзмы и архаизмы – поворот направо, неологизмы – поворот налево. Приседание, поднятие и опускание рук, повороты головой и др. Архаизмы и историзмы: чело, уста, ланиты, очи, кокошник, шушун (одежда), алтын (денежная единица), дворянин, граф, кольчуга забрало (военное снаряжение), продотряд, будёновка, махновец (советские реалии). Неологизмы: криптовалюта, гуглить, гранд, дизайнер, дедлайн, коронавирус, интернет, мессенджер, лайкнуть, маркер. | Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
4.Орфографический диктант с составлением таблицы. Цель: активация умственной деятельности, развитие умения логически мыслить, сопоставлять, анализировать, обобщать. . | Учитель проводит орфографический диктант (слова для заучивания были даны заранее в качестве домашнего задания), объяснив, что слова нужно вписывать в таблицу, распределяя их по сферам употребления. Учитель нацеливает детей на анализ лексики с точки зрения возвращения её в активный запас. Этот этап работы можно провести в форме игры в лото на качество и скорость (Приложение 4). | Учащиеся пишут диктант, затем меняются тетрадями (работа в парах, взаимопроверка по эталону), после этого проводят анализ проделанной работы. Учащиеся с помощью учителя объясняют, как и почему слова вернулись в сферу активного употребления. | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера, повторение ранее изученных правил правописания мягкого знака на конце разных частей речи. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание усваиваемого содержания, умение работать в группах. |
5.Творческое задание. Цель: закрепление, обобщение ранее полученных знаний. Развитие творческих способностей. | Учитель предлагает составить «Похвалу одного слова» на основе словарной статьи. Особенность этих слов такова, что в современном русском языке они имеют отрицательное значение, которого раньше не было, и наоборот. Учитель следит, чтобы все дети работали. | Команда выбирает слово, участники составляют текст и вместе представляют его другим учащимся (Приложение 5). | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, приведение знания нескольких правил в систему. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной и устной формах. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: умение работать в парах, сопереживать другим. |
8.Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода систематизации и обобщения знания. | Учитель предлагает учащимся написать японское хокку по теме урока как осмысление своей деятельности, как способ акцентирования на трудностях и успехах, остальные ребята подводят итоги урока: Что исследовали? Чем пользовались? К каким выводам пришли? Ребят оценивают гости урока. | Учащиеся пишут японские хокку, затем проговаривают их. Учащиеся делают выводы, отвечая на вопросы, затем подводятся общие итоги. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
Приложение 1
Мир вашему дому! | Здравия желаю! | Милостивый государь! | Добро пожаловать! | Моё почтение! |
Доброго здоровья! | Многая лета! | Милостивая государыня! | Ваше благородие! | Нижайший поклон! |
Желаю счастия и процветания! | Желаю нести свет и благословение! | Уважаемое собрание! | Дорогие и милые сердцу одноклассники! | Трепетно прошу прощения! |
Желаю овладеть искусством писать письма! | Желаю мудрости, но не мудроствования! | Дорогой друг! | Любимые сродники! | Разрешите В(в)ас поприветствовать! |
Приложение 2
Лицей
ЛИЦЕЙ
1) В современной России — один из типов средних учебных заведений, профессионально ориентированная школа с углубленным изучением каких-либо предметов, с ориентацией на будущую профессию. В лицеях дети обучаются с 8 по 11 класс. От обычной средней школы и гимназии лицей отличается более тесной связью с вузом определенной профессиональной направленности, куда готовятся поступать ученики этого лицея. Учиться в лицее престижно.
2) В дореволюционной России — привилегированное среднее или высшее учебное заведение для детей дворян.
(https://lingvostranovedcheskiy.academic.ru/304/%D0%9B%D0%98%D0%A6%D0%95%D0%99)
Музей-лицей А.С.Пушкина в Царском селе. Лицей в Братске
Гимназия
Гимназия
(гр. – учебное заведение) – это специфический вид средней общеобразовательной школы, предназначенный для подготовки высоко способных к умственной деятельности детей к поступлению в вуз и занятиям интеллектуальной деятельностью. Это академическое элитное учебное заведение с повышенным качеством образования и воспитания учащихся. В гимназиях преобладает общее гуманитарное образование. Жизнь породила профилированные гимназии: православные, технические, педагогические и др. Гимназии возникли в Древней Греции в V-IV вв. до Р.Х. Первоначально так называли место научного общения философов и философствующих ученых и правителей, затем также специально созданные школы для обучения детей физическим упражнениям и проведения спортивных мероприятий и уж потом – гражданское учебное заведение. В России они стали создаваться со времен Петра I. В начале революции 1917г. были упразднены. В 90-е годы XX столетия началось их возрождение. В настоящее время гимназии являются узаконенным видом образовательных учреждений, представляя собой альтернативную ветвь в системе российского образования.
Гимназия в Уржуме Кировской области Гимназия в Калининграде
Приложение 3
Упражнение 50.
1) Проанализируйте значения слов, относящихся к лексике тематических групп «Религия» и «Православие» и вернувшихся в новейший период развития русского языка к активному употреблению.
1. Колокольный звон в один колокол перед началом церковной службы. 2. Всякий человек по отношению к другому. 3. Учебное заведение при церкви для обучения детей Закону Божьему и основам христианства (занятия проводятся обычно по воскресеньям). 4. Первый и главный из семи смертных грехов: высокомерие, отсутствие смирения. 5. Священнослужитель низшей (первой) степени церковной иерархии, помощник священника при богослужении. 6. Священник, руководящий духовной жизнью верующего человека, духовный отец. 7. Искусство писания икон. 8. Большой и особо значимый православный мужской монастырь. 9. Сострадательная помощь ближнему как христианская добродетель. 10. Главный праздник православной церкви в честь воскресения Иисуса Христа, Светлое Христово Воскресение.
2) Назовите слова по их значениям и запишите. Пользуйтесь словами для справок.
Слова для справок: благовест, ближний, воскресная школа, гордость (гордыня), диакон (дьякон), духовник, иконопись, лавра, милосердие, Пасха.
Приложение 4.
Слова для орфографического диктанта: губернатор, кадет, благотворительность, дивиденд, коммерсант, департамент, прислуга, ботфорты, госпожа, Дума.
Лото
Губернатор | Кадет | Благотворительность |
Дума | Госпожа | Коммерсант |
Департамент | Прислуга | Дивиденд |
Ботфорты |
Лото
Политическое устройство | Человек в обществе | Экономика |
Глава большой административно-территориальной, федеративной единицы. В России до 1917 года губернатор — высший правительственный чиновник в губернии. В некоторых современных государствах (Великобритания, Дания, США и др.) губернатор — высшее должностное лицо административно-территориальной или федеративной единицы, назначаемое центральными органами власти или избираемое населением. | 1. В России до 1917 г.: воспитанник привилегированного среднего учебного заведения закрытого типа для подготовки детей офицеров, военных и гражданских чиновников к офицерской службе. 2. В России после 1991 г.: воспитанник закрытого среднего военно-учебного заведения для подготовки детей к поступлению в военные училища. | В буржуазном обществе: оказание частными лицами материальной помощи неимущим; филантропия. Княжна решилась заняться благотворительностью. Салтыков-Щедрин, Губернские очерки. Оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи. |
Собрание, совет бояр в Древней Руси и в Московском гусударстве. Полит. В ряде стран — выборный или представительный орган законодательной или распорядительной власти. | В дореволюционной России так называли женщину, принадлежащую к привилегированному сословию. Вежливое обращение при фамилии или звании женщины, независимо от ее социальной или национальной принадлежности. | Лицо, занимающееся частной торговлей, осуществляющее торговое предпринимательство. В буржуазном обществе: тот, кто занимается коммерцией, крупный торговец. |
1. Отдел, подразделение министерства, высшего государственного учреждения (дореволюц. и загр.). Департамент полиции министерства внутренних дел. Кассационный департамент сената. 2. Административный округ во Франции. | 1. Наёмная работница в доме, в семье. Наняться в прислуги. 2. собир. То же, что слуга (в 1 знач.). В доме много прислуги. 3. собир. Расчёт орудия, пулемёта, миномёта (устар.). Орудийная п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов | Распределение части дохода компании между ее акционерами. Дивиденд обычно выражается в виде процента от номинальной стоимости (par value) акции. Часть общей прибыли, причитающаяся на долю каждого участника какого либо коммерческого предприятия. |
Одежда | ||
Кавалерийские сапоги с высокими голенищами, имеющие наверху. пришивные клапаны (раструбы), закрывающие колено (устр.). Высокие сапоги, имеющие твёрдые голенища с широким раструбом и подколенной выемкой. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 |
Приложение 5
https://school-science.ru/11/10/46874
Зараза
Удивительно, как меняется значение слова. Если бы сегодня девушке сказали, что она «зараза», то она, несомненно, обиделась бы. А в XVIII веке ухажеры называли прекрасных дам «заразами», не боясь быть отвергнутыми. А поэты даже употребляли это слово в стихах:
«Прекрасный пол, о, коль любезен вам наряд…
Когда блестят на вас горящие алмазы,
Двойной кипит в нас жар сугубые заразы!».
М.В.Ломоносов (1711-1765 гг.), «Письмо о пользе стекла».
В 18-ом веке слово «зараза» имело совершенно противоположное значение, а именно: очарование, красота, прелесть. «Заразить» значило произвести впечатление, поразить. Так что «зараза» звучало как комплимент, ведь говорило оно о красоте женщины и её очаровании. В те времена женщине было очень приятно услышать о себе слово «зараза», это значило, что её красота сразила наповал.
Почему же произошла такая трансформация слова? Случилось это во время царствования Петра I, когда он «прорубил окно» в Европу и когда в Россию стала проникать новизна заморской жизни. Не обошла стороной эти изменения и мода. Женщины стали носить открытые наряды. Православная церковь пыталась помешать распространению иноземной «заразы», считая недопустимым оголенные плечи, чужеродные балы с «бесовскими» танцами. То есть шла борьба с открывающимися женскими прелестями, красотой, с тем, что сражает, заражает. Так слово «зараза» постепенно стало приобретать смысл чего-то прилипчивого, поражающего чем-то нехорошим.
Тварь
Слово «тварь», звучащее в наше время как оскорбление, раньше совершенно не несло отрицательного смысла. Оно означало то, что сотворено Богом, творения Божии, живые существа, телесные и бестелесные. Мир, созданный Богом, называется тварным.
Слово «тварь» встречается в Библии 11 раз. Вот, например, в Послании к римлянам: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.(Рим.8:19-21).
К сожалению, сегодня повсеместно можно услышать слово «тварь» как непристойное ругательство. Им обычно называют человека недостойного, подлого.
А между тем у слова «тварь» есть очень благородные однокоренные слова: «творение», «творчество», «сотворчество». Господь создал человека по образу Своему и подобию. А раз так, то и творению своему Он дал этот дар: ««истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит - сказал Господь Иисус Христос» (Ин. 14:12). Так что все, что созидает, творит человек, случается по воле Божией, по Божьему промыслу. Культурные и материальные ценности, музыкальные и художественные произведения, картины - всё это творит человек, талант которому дан Господом. Венцу своего творения Он даровал таланты. Даже те, которые человек, в силу своей греховности, использует во вред себе и всему человечеству, ведь Господь, верный Своему слову, не отменяет свободы воли и свободы выбора человека между добром и злом. Мы должны знать, как нас любит Господь.
Есть у слова «тварь» ещё одно однокоренное слово – «притворство». Оно близко по значению словам «лукавство», «лицемерие», которое прикрывается добродетелью.
Как жаль, что самые важные, светлые, значимые слова иногда изменяют свой смысл на отрицательный.
Противный
Слово «противный» в современном русском языке чаще всего употребляется в значении «неприятный». Мы можем сказать противный запах, противный звук. В значении «противоположный» употребляем «противная сторона», в «противном случае». Говоря же о ветре скорее скажем «ветер дул нам навстречу» или «встречный ветер». В Толковом словаре И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой слово противный имеет следующие значения:
противный, -ая, -ое (книжн.).
1. То же, что противоположный. П. ветер.На противном берегу. Доказательство от противного (сущ.).
2. Враждебный, противоположный по интересам, противоречивый. Противные стороны. Противное
мнение. * В противном случае (а в противном случае), в знач. союза (книжн.)
- (а) если нет, то..., а иначе. Задание должно быть выполнено, (а) в
противном случае будут приняты строгие меры.
3. Противный -ая, -ое; -вен,-вна. Очень неприятный П. запах. Противно (в знач. сказ.) слушать. Он мне противен.
Примеры употребления слова «противный» в значении ветер, дующий в противоположную сторону.
От Гонконга до островов Бонин-Cима, куда нам следовало идти, всего 1600 миль; это в кругосветном плавании составляет не слишком большой переход, который, при хорошем, попутном ветре, совершается в семь-восемь дней. Мы вышли из Гонконга 26 июня и до 5-го июля сделали всего миль триста, то есть то, что могли бы сделать в сутки с небольшим, – так задержал нас противный восточный ветер. (И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада»).
22.И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. 23. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. 24. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. (Евангелие от Матфея Гл.14: 22-24)
Негодяй
Словарь Д.Н. Ушакова даёт самое нелицеприятное значение слова «негодяй»:
негодяй, м. (бран.). Подлый, низкий человек. Отъявленный негодяй.
Словарь русских синонимов под редакцией Н. Абрамова приводит целый ряд синонимов к слову «негодяй», причём все они имеют негативное лексическое значение:
негодяй - бездельник, каналья, мерзавец, ракалья, висельник, плут.
А между тем в царской России слово «негодяй» не было оскорбительным, так называли рекрутов, негодных к воинской службе. На сборных пунктах царские лекари, проводящие осмотр новобранцев, ставили отметки о пригодности к службе: одни были годяи, другие – негодяи. Так как слово «годный» имеет широкое положительное оценочное значение, то противоположное «негодный» приобрело отрицательное значение. Первоначальное значение слова «негодяй» можно узнать в
школьном этимологическом словаре русского языка под редакцией Н.М. Шанского:
негодяй – исконное, префиксоидное производное от годяй, старой формы действительного причастия настоящего времени от годиться. Буквально — «негодящийся» (первоначально — к военной службе).
В современном значении слово «негодяй» стало употребляться двести пятьдесят лет назад. Почему же слово изменило своё значение и приобрело негативную окраску? Дело, вероятно, в том, что негодяи, то есть негодные к военной службе молодые люди, часто славились буйным поведением. В отличие от годяев, их за неприличное поведение не могла община наказать, отправив в солдатчину. А полиции в деревнях не было. Вот таким образом негодяи дискредитировали себя и обидели слово.
Прелесть
Сегодня слово «прелесть» мы употребляем, восхищаясь малышом, изящной вещицей, вкусным блюдом. Делая комплимент любимой женщине, мужчина говорит: «Сегодня ты прелесть!» Но двести или триста лет назад это слово имело совершенно противоположное значение. В древнеславянском языке слово «лесть» означало «коварство», «обман». А приставка «пре» ещё усиливала значение слова. Слово прелесть – это дьявольский обман, совращение, то, что ведёт к греху. Это ложное обольщение чем-то дурным, греховным. Чаще всего подразумевалось дьявольское прельщение удовольствиями и соблазнами. Прельститься – впасть в заблуждение.
Чем можно было прельстить человека, пытаясь свернуть его с истинного пути? Чем-то красивым, пленительным, изящным. Так постепенно слово изменило своё значение. Хотя его коварный отзвук слышится в однокоренных словах «прельстить» и «обольстить».
В Толковом словаре С.И. Ожегова слово «прелесть» объясняется так:
прелесть, и, ж.
1. Очарование, обаяние, привлекательность. Прелесть детской улыбки.
2. мн.ч. Приятные, пленящие явления, впечатления. Прелести сельской жизни.
3. О ком-нибудь, о чём-нибудь прелестном, чарующем. Какая прелесть кругом! Что за прелесть эта девчонка ! Прелесть ты моя!
4. прелесть что такое! (разг.) о чём-то прелестном, замечательном.
Пример употребления слова «прелесть» в Библии:
Во Втором послании апостола Павла к коринфянам сказано: боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе (2 Кор.11:3).
Почему слово «прелесть» стало восприниматься в другом, противоположном значении?
Думаю, это связано с внутренним состоянием человека, который «сам обманываться рад». Человек, которому предлагают что-либо «прелестное», обманывается, так как обман идёт под личиной добра. Изначально слово «прелесть» было связано с представлением о дьяволе, соблазняющем человека. То, что с духовной точки зрения является греховным, для человека, живущего без покаяния, является нормальным. Постепенно слово «прелесть» стало означать нечто прекрасное, приятное. Вначале слово прелесть имело переносное значение, а потом стало употребляться только в положительном смысле. Во времена А.С. Пушкина, в 19 веке, слово «прелесть» употреблялось в том же значении, что и сегодня:
И снова дева над водою
Cидит прелестна и бледна.
Хотя в Словаре русских синонимов и сегодня можно усмотреть первоначальное значение:
прелесть - красота, соблазн; привлекательность, притягательность; чудо, очарование, обаяние, обольстительность, соблазнительность, пленительность, заманчивость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку УМК Рыбченковой (5 класс) "Морфемика, Словообразование, Орфография"
Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку на тему "Морфемика, Словообразование. Орфография". К УМК Рыбченковой 5 класс. Тип урока: повторение и закрепление нового материал...
Технологическая карта урока (с самоанализом) русского языка в 6-м классе по теме "Повторение. Имя числительное".
Тип урока: общеметодологической направленности. Вид урока: урок-совершенствование....
Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"
Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...
Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе
Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...
Технологическая карта урока по родному русскому языку «Нормы русского литературного языка и культура речи»
хнологическая карта урока по родному русскому языку «Нормы русского литературного языка и культура речи»...