Конспект урока "Заимствованная лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель:применение процесса заимствования слов как один из способов развития современного русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_zaimstvovannaya_leksika.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Учитель: Костылева В.В.
Класс: 5 «А»
Тема учебного занятия: Заимствованная лексика.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Метапредметный результат: понимание процесса заимствования слов как один из способов развития современного русского языка, результат взаимоотношений и контактов разных народов; применение полученных знаний на межпредметном уровне и в повседневной жизни.
Цели учебного занятия:
Образовательная: применение процесса заимствования слов как один из способов развития современного русского языка.
- выявление и анализ источников заимствования, характеристика заимствованных слов, формирование у обучающихся умения использовать заимствованные слова в определённых языковых ситуациях.
Развивающая: развитие познавательных способностей и познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия. Работа с понятием заимствованные слова с помощью проблемного, частично – поискового и исследовательского методов: сравнения, анализа, обобщения.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского и иностранного языков.
Дидактические материалы к учебному занятию: карточки с заданиями, презентация.
Оборудование: компьютер, проектор, сотовый телефон ( аудиозапись).
Конспект учебного занятия.
№ | Этап | Цель этапа. | Метод, приём. | Форма учебной деятельности | Наглядность. | Результат. | |
Учитель | Учащихся | ||||||
1. | Организационный | Подготовка учащихся к работе. Создание эмоционального настроя. | Проблемный метод с помощью ТСО (запись высказывания) | Здравствуйте. Садитесь. Послушайте, пожалуйста, предложение, которое я случайно услышала от шестиклассницы. Что вы можете сказать об этом предложении? О чём говорит шестиклассница? | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Учащиеся высказывают собственное мнение и аргументируют его. | Аудиозапись предложения. Слайд 2. | Коммуникативные УУД: выражать собственное мнение, аргументировать его. Умение слушать и слышать других. Наблюдение ситуации, её анализ. |
2. | Определение темы и целей урока. | Принятие учащимися цели учебно –познавательной деятельности. Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности. | Словесный метод, беседа. | Какие слова использует девочка? Какова тема нашего урока? Вывод темы: Заимствованные слова. Работа с эпиграфом к уроку. На какие вопросы мы с вами ответим, говоря о заимствованных словах? Попробуем определиться с целями урока. Я предлагаю вам слова – опоры. - вспомнить…… -выявить…… - научиться делать вывод. Учитель систематизирует цели с помощью учащихся. | Учащиеся высказывают свои версии о значении данных слов, в результате обсуждения приходят к выводу, что данные слова заимствованные. Высказывают предположения. Участвуют в целеполагании. | Слайд 3,4 Схема на доске. | Регулятивные УУД: целеполагание, определение и понимание учебной задачи. Коммуникативные УУД: разрешать проблемы, организовывать коллективный поиск, принимать решения. Познавательные УУД: уметь выделить и сформулировать познавательную цель. |
3. | Получение новых знаний. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. | Частично – поисковый. | Каждая группа получает несколько слов (4) и после обсуждения должна определить, какие слова перешли из английского и по каким признакам они определили, что слово заимствовано. А какое слово лишнее и почему? Учитель нацеливает детей на внимательное слушание выступающих. Соотнесите русские и заимствованные слова (парная работа). А теперь попробуйте заменить словосочетания заимствованным словом (парная работа). | Учащиеся работают в группе, определяют признаки заимствования, выбирают выступающего и готовят ответ. После работы в группах представители групп знакомят одноклассников с результатами деятельности. Учащиеся соотносят русские и заимствованные слова. Учащиеся заменяют словосочетание заимствованным словом и делают вывод об использовании иноязычных слов в речи. | Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. | Познавательные УУД: высказываться в устной форме. Регулятивные УУД: принимать учебную задачу, следовать инструкции учителя, самоконтроль выполняемых действий, запись информации, умело отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы, осуществлять синтез. Коммуникативные УУД: принимать участие в обсуждении, договариваться, приходить к общему решению. |
4. | Получение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. | Анализ, сравнение, обобщение. | Как выдумаете, русские слова переходят в другие языки, например, в английский? Возвращаемся к схеме. На какие вопросы мы сможем ответить? | Ученики называют предметы, изображённые на слайде, сначала на английском языке, потом на немецком и делают вывод. Учащиеся обращаются к схеме и делают выводы. | Слайд 8. | Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения. Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные УУД: формирование представлений о явлениях, происходящих в языке. |
5. | Закрепление знаний и способов действий | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения изменённой ситуации. | Частично – поисковый, творческий. | Учащиеся редактируют предложения. | Слайд 9. | Познавательные УУД: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные УУД: планировать свою деятельность в соответствии с её целью, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения. | |
6. | Итог урока. Рефлексия. | Создание условий для целостного осмысления, обобщения полученной информации. | Анализ, обобщение. | С какими словами мы познакомились сегодня на уроке? Как мы изменились? Что мы можем посоветовать шестикласснице, чьё предложение мы слышали в начале урока? - Я знаю… -Могу заменить… -Правильно использовать в речи… | Учащиеся анализируют полученные знания по этой теме, высказывают советы ученице. | Слайд 10. | Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои действия. |
Используемая литература:
- ФГОС Стандарты второго поколения Формирование УУД в основной школе: М, Просвещение, 2011
- М.М.Поташник Требования к современному уроку 2008г.
- В.С.Кукушкин Современные педагогические технологии. – Ростов – на –Дону: «Феникс», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Лексика V класс»
Цели: разъяснить значение приветствия в нашем общении; познакомить ребят с формами приветствия в наше время и в далеком прошлом; показать наглядно мимику при приветствии; научить детей правильно...
Конспект открытого лексико-грамматического занятия для детей средней группы на тему "Мебель"
Дата 21.10.12Тип занятия: подгрупповоеТема. МебельКоррекционно-образовательные:активизировать в речи детей названия предметов мебели и их назначение;активизировать в речи детей глагольный словарь;закр...
Конспект урока "Лексика"
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС...
Конспект урока "Лексика" 5 класс
Конспект урока ( технологическая карта) русского языка. 5 класс....
Конспект урока Лексика
Обобщающий урок для 5 класса по теме "Лексика" разработан на основе учебника под редакциейМ.М.Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС. Предполагает исследовательскую, проектную деятельнос...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
конспект урока "Лексика. Правила чтения".
конспект урока английского языка во 2 классе по теме "Лексика. Правила чтения"....