Урок русского языка. 5 класс. Антонимы. Программа Быстров Е. А., учебник Быстров Е. А
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мезенцева Наталья Евгеньевна

Изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Изучение нового материала29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Учитель: Мезенцева Н.Е., учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназии № 6 города Тихорецка,

Класс: 5

Авторы:  программы Быстров Е. А., учебника Быстров  Е. А

Тема урока: антонимы

Тип урока: изучение нового материала

Цели: 1) усвоить понятие «антонимы», их роль в речи;

 2) выработать умение подбирать антонимы, строить   антонимические ряды, определять частоту употребления

     антонимов и их сочетаемость с другими словами;

 3) воспитывать чуткое отношение к родному языку, уважительное отношение к его лексическим запасам.

Планируемые результаты:

личностные: обеспечивать значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

        метапредметные:

                регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи;

                познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять существенную информацию из текстов разных видов, устанавливать причинно-следственные связи;

                коммуникативные: осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности;

        предметные: научиться различать лексические оттенки антонимов, видеть их стилевую неоднородность, употреблять антонимы в речи, работать с разными видами словарей.

Понятия: лексическое значение слова, лексика, омоним, антоним, троп, антитеза, метафора, эпитет.

 Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ: презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых. Повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемые Интернет-ресурсы; http://teen.fio.ru/index.php?c=831 , http://www.omsk.edu.ru/teacher/metod/liter.html, http://www.slovari.ru/,

http://www.pshelp.ru/lib/applicant/0002.html.

Оборудование: мультимедиа (презентация «Антонимы»), словарь антонимов русского языка ( автор З.Е.Александрова, М., «Русское слово», 2001 г.), Толковый словарь С.И.Ожегова (электронная версия, explanatory.v.1,5)

Этап урока

Методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемые результаты УУД

1.Актуали-зация опорных знаний

Устная фронтальная работа,

работа в парах по карточкам

- Продолжаем изучение раздела «Лексика». Проведём небольшую разминку, чтобы повторить изученное.

- Что такое лексика?

- Что такое лексическое значение слова?

- Как мы его определяем?

- Какие слова называются однозначными, многозначными? (Примеры)

- Приведите примеры прямых и переносных значений слов.

- О каких словах идёт речь в стихотворении?

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность

Потому не торопись;

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки,

Мы по смыслу – далеки.

                                    (Я.Козловский)

(Речь идёт об омонимах.)

- Что такое троп?

Приведите примеры тропов из текста.

2. Работа в парах по карточкам.

Спит ковыль. Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

/…/

Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

                                                (С.Есенин)

Работают с изученными теоретическими понятиями,  подбирают примеры, определяют тропы

Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания»

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя и ответы одноклассников

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание Коммуникатив-ные: адекватно оценивать речь

           2.Вхождение в новую тему и создание условий для ее осознанного восприятия

Иллюстративно-поисковый лингвистическая лаборатория, сопоставитель-ный

Повторяя изученное, мы работали над стихотворными текстами Я.Козловского,

С. Есенина. А сейчас познакомимся со стихотворением Николая Рыленкова:

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце,

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Что в душу созвучья

Нахлынули дружно!

- Вы заметили, как по-разному мы сказали об одном и том же явлении?

Как называются слова видеть – смотреть? (Синонимы). А в данном стихотворении можно ли назвать слова увидеть – всмотреться синонимами? (Нет). Почему?

- Что вы знаете о таких словах?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Познакомьтесь с этимологией слова                                 «антоним» .

Работа с толковым словарем, словарем антонимов, определение этимологии слова

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: умение осуществлять синтез как составление целого из частей

Коммуникатив-ные: умение приходить к общему решению в совместной деятельности

3. Работа с лингвисти-ческим текстом

Исследователь-ский, познавательный, метод поискового обобщения

- Познакомьтесь со статьёй учебника об антонимах (авторы Быстров Русский язык.5 класс. П. 62, с. 248).

- Какая информация в этом тексте является главной? Как вы определили?

- Почему некоторые слова выделены другим шрифтом? Как он помогает усвоить текст?

-Учитель предложил вам в качестве домашнего задания выучить самое главное. Что вы будете учить?

- С какой целью в научном по стилю тексте использованы выделение информации разными цветами и перевод её в схему?

Учатся читать и пересказы-вать лингвисти-ческий текст, выделять в нем главное

Личностные: 

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Регулятивные

Умение правильно оценивать выполнение действия на уровне адекватной оценки

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных задач

Коммуникатив-ные: формулировать собственное мнение

4.Закрепле-ние изученного

Эвристический, исследователь-ский, познавательно-рефлексивный

1. Подбор антонимов к многозначным словам из упражнения 365.

Вывод: антонимические пары зависят от значения слова.

2. Игра «Угадай, кто это?». 

Класс разбивается на две (или более) ко-

манды, каждая из которых загадывает героя одной

из известных ученикам сказок.

Например, одна команда загадывает и затем опи-

сывает положительного героя, другая — отрица-

тельного, используя подходящие антонимы (не только из упражнения). При этом (учитывая уровень подготовки класса или команд) можно попросить одну команду использовать оба слова антонимичной пары, другую — только одно (либо из положительных качеств, либо из отрицательных: зависит от героя, которого загадывает команда). Например, если

команда загадала Иванушку-дурачка, в описании

может присутствовать такая фраза: «Обычно герои

сказки считают его глупым, но на самом деле он умный, потому что умеет найти выход из любого трудного положения».

Физминутка с использованием офтальмотренажёра.

3. Устная фронтальная беседа

- Как вы думаете, какова роль антонимов в речи? Для чего они служат?

Ответ: Они делают нашу речь богаче, помогают более точно передать чувства, признаки, действия.

4. Сконструируйте предложения со словами-антонимами.

(Работа с антонимами из упражнения № 366).

 5. Работа с пословицами и поговорками из разных языков по упражнению № 364.

            6. Работа по развитию речи.

Создание текста с использованием антонимов по пословицам по выбору учащихся (работа в парах).

  • Подал ручку,  да поставил ножку.
  • Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне.
  • Глупый киснет, а умный мыслит.

Находят антоними-ческие пары, делают обобщение и вывод, конструиру-ют предложе-ния со словами синонимами, находят антонимы, разные  по эмоциональ-ной и стилистичес-кой окраске

Личностные: 

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопризнания

Регулятивные

Умение правильно оценивать выполнение действия на уровне адекватной оценки

Познавательные: структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания

Коммуникатив-ные: понимать возможность различных позиций

5.Подведе-

ние итогов

 

 Контроль познавательной рефлексии

Словесный, практический

Рефлексия занятия

- Оцените свою работу на уроке, используя смайлики разных цветов:

красный – материал урока не понят мною;

жёлтый – у меня есть отдельные затруднения в овладении новым материалом;

зелёный – материал полностью усвоен мною.

Домашнее задание

Работа с текстом на страницах 253-254 (отрывок из книги Кира Булычева «Конец Атландиды»):

задания № 2-4 – базовый уровень

задания № 7-9 – повышенный уровень

задания № 10 – высокий уровень

(уровень заданий для учащихся                    определяет учитель)

 

Самоанализ

Получают установку на выполнение домашнего задания, записывают

Личностные: 

Формирование адекватной позитивной оценки, самоуважения и самопонимания

Регулятивные

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникатив

ные: умение задавать вопросы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: "Повествование". Программа Е.А Быстрова ФГОС

Каковы композиционные и языковые признаки текста типа речи повествование?Как научиться различать и составлять тексты разных типов речи?...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой

Технологическая карта  составлена  к уроку  русского языка в 5 классе  "Тема, основная мысль и структура текста".В ней  представлены этапы урока и цели, деятельность учителя и...

РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-м КЛАССЕ (учебник под ред. Е.А. Быстровой). ФГОС

Календарно-тематическое планирование включает названия разделов и тем, тип урока, виды деятельности, планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)....

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...