Урок русского языка. 5 класс. Антонимы. Программа Быстров Е. А., учебник Быстров Е. А
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Учитель: Мезенцева Н.Е., учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназии № 6 города Тихорецка,
Класс: 5
Авторы: программы Быстров Е. А., учебника Быстров Е. А
Тема урока: антонимы
Тип урока: изучение нового материала
Цели: 1) усвоить понятие «антонимы», их роль в речи;
2) выработать умение подбирать антонимы, строить антонимические ряды, определять частоту употребления
антонимов и их сочетаемость с другими словами;
3) воспитывать чуткое отношение к родному языку, уважительное отношение к его лексическим запасам.
Планируемые результаты:
личностные: обеспечивать значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять существенную информацию из текстов разных видов, устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности;
предметные: научиться различать лексические оттенки антонимов, видеть их стилевую неоднородность, употреблять антонимы в речи, работать с разными видами словарей.
Понятия: лексическое значение слова, лексика, омоним, антоним, троп, антитеза, метафора, эпитет.
Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения.
Вид используемых ИКТ: презентация.
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых. Повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Используемые Интернет-ресурсы; http://teen.fio.ru/index.php?c=831 , http://www.omsk.edu.ru/teacher/metod/liter.html, http://www.slovari.ru/,
http://www.pshelp.ru/lib/applicant/0002.html.
Оборудование: мультимедиа (презентация «Антонимы»), словарь антонимов русского языка ( автор З.Е.Александрова, М., «Русское слово», 2001 г.), Толковый словарь С.И.Ожегова (электронная версия, explanatory.v.1,5)
Этап урока | Методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемые результаты УУД |
1.Актуали-зация опорных знаний | Устная фронтальная работа, работа в парах по карточкам | - Продолжаем изучение раздела «Лексика». Проведём небольшую разминку, чтобы повторить изученное. - Что такое лексика? - Что такое лексическое значение слова? - Как мы его определяем? - Какие слова называются однозначными, многозначными? (Примеры) - Приведите примеры прямых и переносных значений слов. - О каких словах идёт речь в стихотворении? Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат. Но важна не только внешность Потому не торопись; Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки, Смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки, Мы по смыслу – далеки. (Я.Козловский) (Речь идёт об омонимах.) - Что такое троп? Приведите примеры тропов из текста. 2. Работа в парах по карточкам. Спит ковыль. Равнина дорогая И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольёт мне в грудь мою теплынь. /…/ Свет луны таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. (С.Есенин) | Работают с изученными теоретическими понятиями, подбирают примеры, определяют тропы | Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания» Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя и ответы одноклассников Познавательные: осознанно строить речевое высказывание Коммуникатив-ные: адекватно оценивать речь |
2.Вхождение в новую тему и создание условий для ее осознанного восприятия | Иллюстративно-поисковый лингвистическая лаборатория, сопоставитель-ный | Повторяя изученное, мы работали над стихотворными текстами Я.Козловского, С. Есенина. А сейчас познакомимся со стихотворением Николая Рыленкова: Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце, Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Что в душу созвучья Нахлынули дружно! - Вы заметили, как по-разному мы сказали об одном и том же явлении? Как называются слова видеть – смотреть? (Синонимы). А в данном стихотворении можно ли назвать слова увидеть – всмотреться синонимами? (Нет). Почему? - Что вы знаете о таких словах? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Познакомьтесь с этимологией слова «антоним» . | Работа с толковым словарем, словарем антонимов, определение этимологии слова | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Познавательные: умение осуществлять синтез как составление целого из частей Коммуникатив-ные: умение приходить к общему решению в совместной деятельности |
3. Работа с лингвисти-ческим текстом | Исследователь-ский, познавательный, метод поискового обобщения | - Познакомьтесь со статьёй учебника об антонимах (авторы Быстров Русский язык.5 класс. П. 62, с. 248). - Какая информация в этом тексте является главной? Как вы определили? - Почему некоторые слова выделены другим шрифтом? Как он помогает усвоить текст? -Учитель предложил вам в качестве домашнего задания выучить самое главное. Что вы будете учить? - С какой целью в научном по стилю тексте использованы выделение информации разными цветами и перевод её в схему? | Учатся читать и пересказы-вать лингвисти-ческий текст, выделять в нем главное | Личностные: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Регулятивные Умение правильно оценивать выполнение действия на уровне адекватной оценки Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных задач Коммуникатив-ные: формулировать собственное мнение |
4.Закрепле-ние изученного | Эвристический, исследователь-ский, познавательно-рефлексивный | 1. Подбор антонимов к многозначным словам из упражнения 365. Вывод: антонимические пары зависят от значения слова. 2. Игра «Угадай, кто это?». Класс разбивается на две (или более) ко- манды, каждая из которых загадывает героя одной из известных ученикам сказок. Например, одна команда загадывает и затем опи- сывает положительного героя, другая — отрица- тельного, используя подходящие антонимы (не только из упражнения). При этом (учитывая уровень подготовки класса или команд) можно попросить одну команду использовать оба слова антонимичной пары, другую — только одно (либо из положительных качеств, либо из отрицательных: зависит от героя, которого загадывает команда). Например, если команда загадала Иванушку-дурачка, в описании может присутствовать такая фраза: «Обычно герои сказки считают его глупым, но на самом деле он умный, потому что умеет найти выход из любого трудного положения». Физминутка с использованием офтальмотренажёра. 3. Устная фронтальная беседа - Как вы думаете, какова роль антонимов в речи? Для чего они служат? Ответ: Они делают нашу речь богаче, помогают более точно передать чувства, признаки, действия. 4. Сконструируйте предложения со словами-антонимами. (Работа с антонимами из упражнения № 366). 5. Работа с пословицами и поговорками из разных языков по упражнению № 364. 6. Работа по развитию речи. Создание текста с использованием антонимов по пословицам по выбору учащихся (работа в парах).
| Находят антоними-ческие пары, делают обобщение и вывод, конструиру-ют предложе-ния со словами синонимами, находят антонимы, разные по эмоциональ-ной и стилистичес-кой окраске | Личностные: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопризнания Регулятивные Умение правильно оценивать выполнение действия на уровне адекватной оценки Познавательные: структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания Коммуникатив-ные: понимать возможность различных позиций |
5.Подведе- ние итогов |
Контроль познавательной рефлексии Словесный, практический | Рефлексия занятия - Оцените свою работу на уроке, используя смайлики разных цветов: красный – материал урока не понят мною; жёлтый – у меня есть отдельные затруднения в овладении новым материалом; зелёный – материал полностью усвоен мною. Домашнее задание Работа с текстом на страницах 253-254 (отрывок из книги Кира Булычева «Конец Атландиды»): задания № 2-4 – базовый уровень задания № 7-9 – повышенный уровень задания № 10 – высокий уровень (уровень заданий для учащихся определяет учитель) |
Самоанализ Получают установку на выполнение домашнего задания, записывают | Личностные: Формирование адекватной позитивной оценки, самоуважения и самопонимания Регулятивные Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Познавательные: структурирование знаний Коммуникатив ные: умение задавать вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: "Повествование". Программа Е.А Быстрова ФГОС
Каковы композиционные и языковые признаки текста типа речи повествование?Как научиться различать и составлять тексты разных типов речи?...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой
Технологическая карта составлена к уроку русского языка в 5 классе "Тема, основная мысль и структура текста".В ней представлены этапы урока и цели, деятельность учителя и...
РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-м КЛАССЕ (учебник под ред. Е.А. Быстровой). ФГОС
Календарно-тематическое планирование включает названия разделов и тем, тип урока, виды деятельности, планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)....
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: "Вспоминаем предложение". Программа Е.А Быстрова ФГОС
Урок рефлексии. Отличительные признаки предложений....
Анализ учебника по русскому языку для 5 кл. под ред. Е.А. Быстровой
Новый учебник русского языка....
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)
Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...