Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Таирова Елена Анатольевна

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

автор: Ладыженская, Тростенцова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП по русскому языку 7 класс82.96 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Государственного бюджетного общеобразовательного

 учреждения г. Москвы

«Школы с углубленным изучением отдельных предметов  №879»

на 2015-2016 учебный год

по  курсу «Русский язык» для 7  класса

к учебнику «Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, науч.ред.Н.М.Шанский». – М.: Просвещение, 2014

Учителя  русского  языка и литературы

Таировой Елены Анатольевны

Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта и Программы для общеобразовательных школ (авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,  Н.М.Шанский).

Цели учебного курса:

свободное владение русским языком; формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;

Языковая компетенция

осведомленность в системе родного языка

формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи

Коммуникативная компетенция

осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме

формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Лингвистическая компетенция

знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

задачи:

1) дать учащимся знания о родном языке и сформировать у учащихся языковые и речевые умения;

2) воспитывать учащихся средствами данного предмета; развивать логическое мышление; обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формировать общеучебные умения: работу с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Программа содержит систему понятий из области морфемики, морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, стилистики русского литературного языка, о языке как развивающемся явлении;

речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков;

сведения об основных нормах русского литературного языка;

перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

В 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как причастие, деепричастие, наречие, категория состояния, служебных частей речи и междометия.

В программе выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределены между грамматическим материалом.

Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения;

диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса:

Учащиеся должны усвоить :

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастным и деепричастным оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии:

По пунктуации:

По связной речи:

находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфог-раммами; находить и исправ-лять орфографические ошиб-ки.

Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверя-емыми орфограммами.

выделять запя-тымипричастные обороты (стоящие после существительно-го), деепричаст-ные обороты.

адекватно воспринимать и создавать тексты публицис-тического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументи-ровать свои выводы.

Программное и учебно-методическое  обеспечение ГОСа

Программа, кем

рекомендована и когда

Кол-во часов

в неделю,

общее

количество

часов

Базовый учебник

Методическое

обеспечение

Дидактическое обеспечение

Программа для об-щеобразовательных школ. Русский язык. 5-9 классы. Рекомен-дованоДепартамен-том образовательных программ и стандар-товобщего образова-ния Министерства образования Россий-ской Федерации (2002).

4 часа в неделю, всего 136 часов

Русский язык: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.-25-е изд.-М.: Просвещение, 2009.

1) Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.

2) Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.П.Баранова и др. /Сост. Н.В.Сиденко – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

3) Внеклассная работа по русскому языку. 7 класс. /Сост. Колчанова С.С. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

4) Занимательные материалы по русскому языку. 7 класс. /Сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

1) Книгина М.П., Обозная О.А. Русский язык. Тетрадь с печатной основой для учащихся 7-го класса: В 2-х ч. – Саратов: Лицей, 2003.

2) Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. А.С.Пушкин на уроках русского языка. Дидактические материалы. Пособие для учащихся. 7 класс. – М.: АРКТИ, 1999.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

     1)  владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-  владение различными видами монолога и диалога;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим * учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  7. проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

Учебно-тематический план курса русского языка

Раздел, кол-во часов, тема урока

Тип, форма

урока

Формы

контроля

Составляющие качества образования

Примечания

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно-ориентационная

Введение (1 час)

Русский язык как раз-вивающееся явление. Цель: показать разви-тие и совершенство-вание РЯ как отраже-ние изменений в сло-жной и многообраз-ной жизни народа; пробудить интерес шк-ков к судьбам род-ного слова.

Вводный урок, лекция-беседа.

Знать: некоторые особенности раз-вития русского языка

Знать понятия: русский литера-турный язык, литературная норма, изменч-ивость норм языка.

Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.

Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к нацио-нальной цен-ности

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (с.16)

•Сиденко (3)

Повторение изучен-ного в 5-6 классах

( 9 ч.+2 ч. Р/Р) Цель повторения: система-тизированноевосста-новление и закрепле-ние знаний и навыков, полученных шк-ками в 5-6 кл.

1. Синтаксис. Синтак-сический разбор. Цель: повторить ос-новныесинтаксиче-ские понятия (сл/соч, предложение, виды предложений по цели высказывания).

Урок повторения, практикум.

Синтакси-ческий и пунктуа-ционный р-р

Знать изученные сведения из раз-дела «Синтаксис и пунктуация»; по-нятияграммат-ическая основа предложения, члены предлож-ения; строение ПП и СП; правила по-становки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь ставить знаки препинания в ПП и СП; «видеть» сигналы пунктограмм и при-менятьпунктуаци-онные правила на письме.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (с.20)

•Морозова. РТ, с. 27

2. Пунктуация. Пунк-туационный разбор.

Урок повторения, практикум.

3. Лексика и фразео-логия. Цель:повто-рить основные разде-лы темы, закрепить навыки работы со сло-варем.

Урок повторения, практикум.

Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Уметь оперировать понятиями при лексическом анализе слова; различать многозначные слова и омонимы; работать со словарями.

Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (с.21)

4-5. Фонетика и орфо-графия. Фонетичес-кий разбор слова. Цель: повторить трудные вопросы те-мы, порядок и осо-бенностифонет. р-ра, орфограммы, связан-ные с правописанием гласных и согласных, с правописанием Ъ и Ь.

Урок повторения, практикум.

Фонети-ческий р-р

Знатьхарактерис-тики звуков, пони-мать и опериро-вать терминами: сильная и слабая позиция звука; знать орфоэпиче-ские нормы и со-блюдать их в уст-ной речевой прак-тике.

Уметь работать с орфографическим и орфоэпическим словарями.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (с.22)

•Книгина М.П. РТ №1 (с. 2-7)

•Морозова. РТ, с. 1

6. Словообразование и орфография. Морфем-ный и словообразова-тельный разбор. Цель:

вспомнить и закре-пить навыки морфем-ного и словообразо-вательного разборов, повторить орфограмм-мы в корнях, суффик-сах и окончаниях.

Урок повторения, практикум.

Морфем-ный и сло-вообразо-вательный р-р

Знать орфограмм-мы в корнях, суф-фиксах и оконча-ниях

Уметь различать фор-мы слова и однокорен-ные слова, составить слово по заданной схеме, дать характери-стику слова, опираясь на схему; работать со словообразовательным словарем.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (с.23)

•Книгина М.П. РТ №1 (с. 7-15)

•Морозова. РТ, с. 9

7-8. Морфология и орфография. Морфо-логический разбор слова. Цель:повторе-ние грамматических признаков частей речи (в т.ч. глагола), отра-ботка навыка грам-матического разбора.

Уроки повторения:

1-й – урок-се-минар,

2-й – практи-кум.

Диктант «Проверь себя»

Знать основные сведения по мор-фологии, правопи-сание гласных в окончаниях слов разных частей речи.

Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам, различать одинаково звучащие морфемы, работать с орфографическим словарем.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (с.24-26; 32)

•Ивченков П.Ф. Контрольно-трени-ровочные работы. (82)

•Книгина М.П. РТ №1 (с. 15-27)

•Морозова. РТ, с. 17

•Сиденко (6)

9. Текст. Цель:повто-рить сведения о текс-те, видах связи в нем.

Урок Р/Р, работа с текстом.

Знать основные признаки текста, типы речи.

Уметь анализировать текст, определяя его типовуюпринадлеж-ность, создавать текс-ты различных типов речи, работая с худо-жественной литера-турой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи.

Уметьсозда-вать тексты раз-личных типов речи

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (27)

10. Стили литератур-ного языка. Цель: по-вторить известные уч-ся стили речи.

Урок Р/Р,

работа с текстом.

Знать изученные стили языка.

Уметь осуществлять комплексный анализ текста, работать со справочно-информа-ционной литературой, определять стили предложенных текс-тов, выделять их осо-бенности.

Уметь созда-вать тексты раз-личной стилис-тическойнап-равленности.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (с.27)

11. Контрольный диктант (тест)

Урок проверки ЗУН, диктант.

Диктант с граммати-ческим заданием

Знать основные сведения по мор-фологии, орфогра-фии, синтаксису.

Уметь соблюдать в практике письма ор-фографические и пун-ктуационные нормы современного русско-гоязыка, осуществ-лять письменный ре-чевой самоконтроль, развивать способность к самооценке.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (с.26)

•Сиденко (4)

Морфология и орфография. Культура речи. Причастие

(24 ч. +5 ч. Р/Р)

1. Причастие как часть речи. Цель: оз-накомление уч-ся с грамм.признаками причастия; формиро-вание умения разли-чатьприч. и прил.

Урок изучения нового, смешанный

Провер. работа

Знать формаль-ные признаки причастия, семан-тику, морфологи-ческие признаки глагола и прила-гат., присущие причастиям; о стилистической роли причастий

Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий, различать однокоренные прила-гат. и причастия, со-ставлятьсл/соч и предложения с при-частиями

Уметь состав-лятьсл/соч и предложения с причастиями

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (с.35-40)

•Морозова. РТ, с. 31

•Сиденко (7)

•Цветкова (38, 43)

2. Публицистический стиль. Цель: дать представление о пуб-лицистическом стиле, его признаках, форми-рование умения опре-делить текст публиц. стиля, его признаки.

Урок Р/Р, работа с текстом

Знать особен-ностипублицис-тического стиля, его жанры

Уметь осуществлять комплексный анализ текста

Уметь созда-вать тексты раз-личной стилис-тическойнап-равленности

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (с.28)

•Сиденко (5)

3. Склонение причас-тий и правописание гласных в падежных окончаниях причас-тий. Цель: ознакомле-ние уч-ся со склоне-ниемприч.; формиро-вание умения опреде-лять условия выбора гласных в окончаниях прич. и прил.

Урок изучения нового, урок практиче-

ских работ

Инд. работа по карточ-кам

Знать нормы со-гласования при-частий с опреде-ляемыми словами

Уметь безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса

Уметь строить рассуждение в научном стиле на основе пред-лагаемого об-разца

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (с.40-44)

•Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы. (83)

•Книгина М.П. РТ №1 (с. 33-34)

•Морозова. РТ, с. 35

•Сиденко (9)

•Цветкова (58)

4-5. Причастный обо-рот. Выделение при-частного оборота за-пятыми. Цель: дать понятие о прич. обо-роте и его месте по от-ношению к определяя-емому слову, познако-мить с графич. обо-значением прич. обо-рота в предложении, формирование умения определять границы прич. оборота, выде-лять запятыми прич. оборот.

Урок изучения нового, смешанный

Провер. работа

Знать правила выделения при-частного оборота, стоящего после определяемого слова

Уметь выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова

Уметь конст-руировать пред-ложения с при-частным оборо-том

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (с.44-50)

•Книгина М.П. РТ №1 (с. 28-29)

•Морозова. РТ, с. 37

•Сиденко (10,11)

•Цветкова (49)

6. Описание внешнос-ти человека. Цель: подготовить уч-ся к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека.

Урок Р/Р, работа с текстом

Знать особеннос-ти текста описа-ния внешности человека: структу-ру, языковые осо-бенности( в т.ч. специальные «портретные» слова).

Уметь создавать собственный текст заданного типа

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (с.50)

7. Действительные и страдательные причастия. Цель: знакомство с действ.истрадат. прич., отработка навыка смыслового различения действит. и страдат. прич.

Урок изучения нового, смешанный

Провер. работа

Знать действи-тельные и стра-дательные при-частия.

Уметь различать дей-ствительные и стра-дательные причастия

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (с.52)

•Морозова. РТ, с. 40

•Сиденко (14)

•Цветкова (45)

8. Краткие и полные причастия. Цель: дать понятие ократкихприч., их синтакс. ро-ли в предложении; формирование умения различать полные и краткие прич.

Урок изучения нового, смешанный

Знать полные и краткие страда-тельные причас-тия.

Уметь различать пол-ные и краткие формы страдательных при-частий и их роль в предложении

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (с.67)

•Книгина М.П. РТ №1 (с. 34-37)

•Морозова. РТ, с. 52

•Сиденко (22)

•Цветкова (54)

9-10. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действи-тельных причастий настоящего времени. Цель: ознакомление уч-ся со способами образования действ. прич. наст.вр., право-писанием гласных в суффиксах действ. прич. наст. вр., отра-ботка умения нахо-дить изучаемую орфо-грамму и правильно писать ее.

Урок изучения нового, смешанный

К/сл/д, к/орфоэп. диктант

Знать способы образования дей-ствительных при-частий наст.вр.; условия выбора гласной в суффик-се этих причастий

Уметь опознавать суффиксы действи-тельных и страдатель-ных причастий насто-ящего и прошедшего времени

Уметь образовывать действительные при-частия прошедшего времени

Уметь адекватно пе-редавать содержание текста

Уметь образовывать страдательные при-частия настоящего времени; правильно писать гласные в суф-фиксах страдатель-ных причастий насто-ящего времени

Уметь образовывать страдательные при-частия прошедшего времени

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (54-59)

•Книгина М.П. РТ №1 (с. 30-32)

•Морозова. РТ, с. 42

•Сиденко (15, 17)

•Цветкова (51)

11. Действительные причастия прошедше-го времени. Цель: по-знакомить уч-ся с об-разованием и написа-нием действ.прич. прош. вр., отработка навыка написания гласных перед суф-фиксами прич.

Урок изучения нового, смешанный

Знать способы образования дей-ствительных при-частийпрош. вр.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (с.59)

•Морозова. РТ, с. 45

•Сиденко (18)

12. Изложение (упр.100)

Урок Р/Р, написание изложения

Изложе-ние

Знать памятку «Как писать изло-жение»

13. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страда-тельных причастий наст.вр. Цель: ознако-мление уч-ся с образо-ванием и написанием страд.прич. наст. вр., формирование навы-ков написания суф-фиксов страд. прич. наст. вр.

Урок изучения нового, практикум

Знать способы образования страдательных причастий наст.вр.

Уметьвыпол-нять роль кон-сульта на уро-ке-практикуме по изученной теме

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (61-64)

•Книгина М.П. РТ №1 (с. 30-32)

•Морозова. РТ, с. 47

•Сиденко (19, 20)

14. Страдательные причастия прошед-шего времени. Цель: знакомство со спосо-бами образования страд.прич. прош.вр. и написанием их суф-фиксов; формирова-ние навыка написания прич. прош. вр.

Урок изучения нового, урок практического выполнения упражнений

Работа с перфо-картой

Знать способы образования страдательных причастий прош. вр.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (65)

•Морозова. РТ, с. 50

•Сиденко (21)

15. Гласная перед Н в полных и кратких страд.причастиях. Цель: ознакомление уч-ся с условиями вы-бора гласной перед Н и НН в прич. и отглаг. прил.; формирование навыка написания гласной перед Н и НН в прич. и отглаг. прил.

Урок изучения нового, смешанный

Диктант «Проверь себя», к/сл/д

Знать о правопи-сании гласных в суффиксах стра-дательных прич.

Уметь выбрать необ-ходимую орфограмму

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (84-89)

•Книгина М.П. РТ №1 (с. 42-46)

•Сиденко (32)

•Цветкова (56)

16-17. Н и НН в суф-фиксах страдательных причастий прошед-шего времени. Н в от-глагольныхприлага-тельных. Цель: фор-мирование навыка на-писания Н, НН в суф-фиксах страд.прич. прош. вр. и отглаг. прил.

Урок изучения нового, практикум

Работа с перфо-картой, диктант «Проверь себя»

Знать о правопи-сании Н и НН в суффиксах пол-ных и кратких причастий и прилаг., образо-ванных от глаго-лов; Н в кратких причастиях.

Уметь определять написание Н и НН в суффиксах прилага-тельных и причастий полных и кратких форм

Уметь объяс-нять партнеру характер допу-щенных оши-бок, анализи-роватьязыко-вые единицы, явления

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (78-82)

•Книгина М.П. РТ №1 (с. 42)

•Морозова. РТ, с. 55

•Сиденко (28, 29)

•Цветкова (55, 60)

18-19. Н и НН в суф-фиксах кратких страд.причастий и в кратких отглагольных прилаг. Цель: показать разли-чие в написании крат.страд. прич. и крат. прил.; формирование умения отличать крат. страд. прич. от крат. прил., навыка написа-ния Н, НН в них.

Урок изучения нового, смешанный

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (82)

•Сиденко (30)

20. Выборочное изложение (упр.130)

Урок Р/Р, урок написания изложения

Изложе-ние

Уметь определять гра-ницы текста для выбо-рочного пересказа, продумать его компо-зицию, адекватно пе-редать содержание

21. Морфологический разбор причастия. Цель: познакомить уч-ся с порядком морфо-логического разбора прич.; отработать уме-ние разбирать прич. морфологически

Урок изучения нового, практикум

Диктант «Проверь себя», морфоло-гическийразбор

Знать порядок морфологического разбора причас-тия.

Уметь делать морфо-логический разбор причастий

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (70)

•Морозова. РТ, с. 60

•Сиденко (24)

22. Контрольный диктант (тест).

Урок проверки ЗУН, к/д с грамм.заданием (тест)

к/д с грамм.заданием (тест).

Знать морфологи-ческие признаки причастия, орфо-графию причастия

Уметь применять изученные орфографи-ческие правила

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (70)

•Воробьева К.В. Тестовые задания. (33)

•Книгина М.П. РТ №1 (с. 48-51)

•Сиденко (27)

23-24. Слитное и раз-дельное написание НЕ с причастиями. Цель: познакомить уч-ся с правилом написания НЕ с прич.; формиро-вание навыка написа-ния частицы и при-ставки НЕ в прич.

Урок изучения нового, практическое выполнение упражнений

Диктант «Проверь себя», к/сл/д

Знать условия слитного и раз-дельногоупот-ребления НЕ с причастиями

Уметь определять слитное и раздельное написание НЕ с при-частиями

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (74-78)

•Книгина М.П. РТ №1 (с. 39-41)

•Морозова. РТ, с. 53

•Сиденко (24, 27)

•Цветкова (62)

25. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд.причастий прош. времени. Цель: познакомить уч-ся с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страд.прич. прош. вр.; фор-мирование навыка на-писания гласной пос-ле шипящих в суффи-ксахстрад. прич. прош. вр.

Урок изучения нового, смешанный

Знать условия выбора букв после шипящих в суф-фиксах страд.прич. прош. вр.

Уметь применять ор-фограмму примени-тельно к разным час-тям речи и разным морфемам

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (89)

•Сиденко (34)

26. Сочинение-описа-ние внешности чело-века (упр.145-146)

Урок Р/Р, написание сочинения

Сочине-ние-опи-сание

Знать структуру сочинения-описа-ния

Уметь выбирать язы-ковые средства в зави-симости от темы текс-та и основной мысли

•Сиденко (25)

27-28. Повторение. Цель: систематизация знаний о прич.

Урок повторе-ния, урок практических работ (Интел-лектуальная биржа РЯ)

Диктант «Проверь себя»

Знать теоретичес-кие сведения о причастии как части речи, орфо-графические и пунктуационные правила, изучен-ныев данном раз-деле

Уметь правильно пи-сать, произносить и употреблять в речи причастия

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (91)

•Сиденко (35, 37)

•Колчанова (8)

29. Контрольный диктант (тест).

Урок проверки ЗУН, диктант (тест)

Диктант (тест)

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (94)

•Сиденко (41)

Деепричастие

(8 ч. + 1 ч. Р/Р)

1. Деепричастие как часть речи. Цель: оз-накомление с лекс. и грамм.значением дее-прич.; формирование навыка разграниче-ния основного и до-бавочного действия.

Урок изучения нового, смешанный

Знать глагольные и наречные приз-накидеепричас-тия, нормы упот-реблениядеепри-частий в речи

Уметь находить дее-причастия в тексте,

употреблять деепри-частия в речи

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (96-101)

•Книгина М.П. РТ №1 (с. 52, 54)

•Сиденко (42)

•Цветкова (65, 66)

2. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастномоборо-те. Цель: дать понятие о дееприч. обороте, формирование навыка нахождения дееприч. оборота и выделение его запятыми.

Урок изучения нового, смешанный

Провер.

работа

Знать, что такое деепричастный оборот и правила выделения его запятыми на письме.

Уметь находить дее-причастия, деепричас-тные обороты, опре-делять их границы, применять пунктуаци-онные правила при деепричастных оборо-тах

Уметьисполь-зоватьконстру-кции  с деепри-частными обо-ротами в рече-вой практике

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (96-101)

•Книгина М.П. РТ №1 (с. 53)

•Сиденко (42)

•Цветкова (72)

3. Раздельное написа-ние НЕ с дееприча-стиями. Цель: озна-комление с правилом написания НЕ с дее-прич.

Урок изучения нового, практикум

Знать правило написания НЕ с деепричастиями.

Уметь сопоставлять правописание НЕ с деепричатиями, при-частиями и глаголами

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (96)

•Книгина М.П. РТ №1 (с. 55)

•Сиденко (44)

•Цветкова (75)

4. Деепричастия несовершенного вида. Цель: ознакомление со способами образо-ваниядееприч. несов. вида.

Урок изучения нового, анализ языкового материала

Знать способы образования деепричастий

Уметь образовывать деепричастия, сохра-няя вид, применять ор-фограмму «Гласная перед суффиксом дее-причастия»

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (101)

•Сиденко (44)

•Цветкова (68)

5. Деепричастия совершенного вида. Цель: ознакомление со способами образо-ваниядееприч. сов.вида.

Урок изучения нового, анализ языкового материала

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (101)

•Сиденко (45)

•Цветкова (68)

6. Сочинение-рассказ по картине С.Григорь-ева «Вратарь».

Урок Р/Р, написание сочинения в жанре рассказа

Сочине-ние-рас-сказ

Знать приемы систематизации материала

Уметь излагать мысли на заданную тему

7. Морфологический разбор деепричастия.

Урок изучения нового, практикум

Морфоло-гический разбор

Знать порядок морфологического разбора деепричатия.

Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический раз-бор деепричастия

Уметь приме-нять знания в речевойпрак-тике общения

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы.

8. Повторение. Цель: обобщение и система-тизация сведений о дееприч. и дееприч. обороте; выработка практического умения находить дееприч. обороты и ставить знаки препинания при них.

Урок повторения, смешанный

(«Крестики-нолики» - ин-теллектуаль-ная игра)

Диктант «Проверь себя», к/сл/д, провер. работа

Знать морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи и применять знания

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (103-108)

•Сиденко (46)

•Колчанова (24)

9. Контрольный диктант (тест).

Урок проверки ЗУН, диктант (тест)

Диктант (тест)

Знатьморфологи-ческие признаки, орфографию дее-причастия

Уметь применять пун-ктуационные правила

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (108)

•Воробьева К.В. Тестовые задания. (35, 114)

•Книгина М.П. РТ №1 (с. 56)

•Сиденко (47)

Наречие

(20 ч. + 3 ч. Р/Р)

1. Наречие как часть речи. Цель: показать общее значение, мор-фологич. признаки и синтаксич. роль наре-чий; формирование умения находить на-речия в тексте, опре-делять их синтаксич. роль в предложении, в тексте для «живопи-сания действий».

Урок изучения нового, урок теоретических и практических работ

Знать общее значение, мор-фологич. приз-наки и синтаксич. роль наречий.

Уметь опознавать наречия в сл/соч и предложении на осно-ве учета их грамма-тического значения, морфологических признаков и синтак-сической роли в пред-ложении

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (110)

•Книгина М.П. РТ №2 (с. 1)

•Сиденко (48)

•Цветкова (77)

2. Смысловые группы наречий. Цель: пока-зать значения, выра-жаемые наречиями; формирование умения находить в тексте наречия и определять их значения.

Урок изучения нового, урок теоретических и практических работ

Знать значения, выражаемые на-речиями.

Уметь находить в тексте наречия и опре-делять их значения.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (112-115)

•Книгина М.П. РТ №2 (3)

•Сиденко (49)

•Цветкова (80)

3-4. Степени сравнения наречий. Цель: познакомить уч-ся со способами обра-зованния сравнит.и превосх. степени на-речий, синтаксич. ролью наречий, фор-мирование умения образовывать наречия сравнит. степени, оп-ределять их синтак-сич. роль, отличать сравнит. степень наре-чия от сравнит. степе-ни прилаг.

Урок изучения нового, урок теоретических и практических работ

Словарно-орфогра-фический диктант

Знать способы образования срав-нит. и превосх. степени наречий, синтаксич. роль наречий в пред-лож.

Уметь образовывать наречия сравнит.сте-пени, определять их синтаксич. роль, отли-чать сравнит. степень наречия от сравнит. степени прилаг.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (115)

•Книгина М.П. РТ №2 (5)

•Сиденко (51)

•Цветкова (83)

5. Морфологический разбор наречия. Цель: познакомить уч-ся с планом и образцом морфологического разбора наречия как части речи; формиро-вание умения опреде-лятьграммат. призна-ки наречия в морфо-логическом разборе.

Урок изучения нового, практикум

Диктант «Проверь себя», морфоло-гический разбор

Знать план и образец морфоло-гического разбора наречия как части речи.

Уметь характеризо-вать наречие как неиз-меняемую часть речи, соотносимую с сущ., прилаг., числит., гла-голами

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (116)

•Книгина М.П. РТ №2 (9)

•Сиденко (52)

6-7. Слитное и раз-дельное написание НЕ с наречиями на –о, -е. Цель: формирование навыка написания НЕ с наречиями.

Урок изучения нового, практикум

Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с наречиями

Уметь применять на практике изученное правило

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (118-121)

•Книгина М.П. РТ №2 (10)

•Сиденко (54, 55)

8-9. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наре-чий. Цель: показать условия выбора на письме буквы Е в при-ставке НЕ- и буквы И в приставке НИ-; фор-мирование навыка на-писания НЕ и НИ в наречиях и других частях речи.

Урок изучения нового, практикум

Знать условия вы-бора на письме буквы Е в прис-тавке НЕ- и буквы И в приставке НИ-.

Уметь писать НЕ и НИ с разными частями речи

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (121-124)

•Книгина М.П. РТ №2 (14)

•Сиденко (56, 57)

10. Н и НН в наречиях на –о, -е. Цель: фор-мирование навыка написания Н и НН в наречиях на –о, -е.

Урок изучения нового, смешанный

Знать условия выбора написания Н и НН

Уметь писать слова с Н и НН

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (124)

•Книгина М.П. РТ №2 (16)

•Сиденко (58, 59)

11-12. Описание дей-ствий. Сочинение о труде «Учимся рабо-тать» (упр.240)

Уроки Р/Р, написание сочинения

Сочине-ние

Уметь писать сочине-ние-описание дейст-вий

13. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Цель: позна-комить уч-ся с усло-виями выбора и напи-сания букв О и Е пос-ле шипящих на конце наречий; формирова-ние навыка написания О и Е после шипящих в разных частях слова.

Урок изучения нового, урок выполнения практических работ

Знать условия выбора и напи-сания букв О и Е после шипящих на конце наречий.

Уметь писать О и Е после шипящих в разных частях слова и разных частях речи

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (126)

•Книгина М.П. РТ №2 (25)

•Сиденко (60)

14-15. Буквы О и А на конце наречий. Цель: формирование навыка написания букв А и О на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-.

Урок изучения нового, урок выполнения практич. работ

Знать условия на-писаниясуффик-сов наречий

Уметь писать наречия с суффиксами –О и -А

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (127)

•Книгина М.П. РТ №2 (26)

•Сиденко (61)

16. Подробное изложение (упр.248)

Урок Р/Р, написание изложения

Изложе-ние

Уметь писать подробное изложение

17-18. Дефис между частями слова в наре-чиях. Цель: формиро-вание навыка написа-ния дефиса в наречи-ях.

Урок изучения нового, смешанный

Знать о постанов-ке дефиса в наре-чиях и других час-тях речи

Уметь различать слитные, дефисные и раздельные написания наречий

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (131-133)

•Книгина М.П. РТ №2 (28)

•Сиденко (62,63)

19. Слитное и раздель-ное написание приста-вок в наречиях, обра-зованных от сущ. и колич. местоим. Цель: формирование навыка слитного и раздель-ного написания прис-тавок в наречиях.

Урок изучения нового, урок теоретических и практических работ

К/сл/д

Уметь грамотно писать наречия

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (133)

•Ивченков П.Ф. Контрольно-трени-ровочные работы. (90)

•Книгина М.П. РТ №2 (32)

•Сиденко (64)

•Цветкова (85)

20. Ь после шипящих на конце наречий. Цель: формирование навыка написания Ь после шипящих на конце наречий.

Урок изучения нового, смешанный

Контр.орфоэпи-ческий

диктант

Знать условия вы-бора написания Ь в наречиях и дру-гих частях речи после шипящих

Уметь писать слова с основой на шипящий

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (135)

•Книгина М.П. РТ №2 (39)

•Сиденко (64)

21-22. Повторение. Цель: систематизация и обобщение знаний о наречии.

Урок повторения, урок теоретических и практич. работ

Диктант «Проверь себя»

Знать изученный материал

Уметь применять знания на практике

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (137-139)

•Сиденко (65)

23. К/д (тест)

Урок проверки ЗУН, диктант (тест)

Диктант с грамм.за-данием (тест)

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (118, 139)

•Воробьева К.В. Тестовые задания. (31, 113)

•Книгина М.П. РТ №2 (19, 41)

•Сиденко (53, 67)

Категория состояния (4 ч. + 1 ч. Р/Р)

1-2. Категория состояния как часть речи.

Урок изучения нового, урок теоретических и практических работ

Знать о категории состояния как о самостоятельной части речи

Уметь отличать категорию состояния от прилагательных и наречий

3. Морфологический разбор категории состояния.

Урок изучения нового, практикум

Морфоло-гический разбор

Знать порядок морфологического разбора

Уметь разбирать категорию состояния как часть речи

4. Сжатое изложение (упр.281)

Урок Р/Р, написание изложения

Изложе-ние

Уметь писать сжатое изложение

5. Повторение. Проверочная работа.

Урок выполнения теоретических и практических работ

Провероч-наярабо-та

Знать изученный материал

Служебные части речи. (1 ч.)

1. Самостоятельные и служебные части речи.

Урок изучения нового, смешанный

Знать самостоя-тельные и служеб-ные части речи

Уметь определять морфологическую природу слова

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы.

•Сиденко (68)

Предлог

7 ч. + 2 ч. Р/Р)

1. Предлог как часть речи. Цель: показать предлог как служеб-ную часть речи, отли-чие его от омонимич-ных приставок; роль предлога в сл/соч и в предложении; форми-рование умения разли-чать предлоги и прис-тавки, определять роль предлогов в сл/соч и в предложе-нии.

Урок изучения нового, смешанный

Знать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в сл/соч и в предложении.

Уметь различать предлоги и приставки, определять роль пред-логов в сл/соч и в предложении.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (140)

•Книгина М.П. РТ №2 (47)

•Сиденко (69)

2. Употребление пред-логов. Цель: познако-мить уч-ся с многоз-начностью предлога, способностью пред-лога в разных сл/соч выражать разные от-ношения, употребле-нием предлога с сущ., местоим., числ.; фор-мирование умения правильно употреб-лять предлоги.

Урок Р/Р, урок выполнения практических работ

Работа с перфокар-той

Знать о много-значности предло-га, способности предлога в разных сл/соч выражать разные отноше-ния, употребле-нии предлога с сущ., местоим., числ.

Уметь употреблять предлоги в сл/соч со связью предложного управления, пользо-ваться предлогами-синонимами и много-значными предлогами для выражения раз-личных смысловых от-ношений

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (142)

•Книгина М.П. РТ №2 (49)

•Сиденко (70)

3. Непроизводные и производные предло-ги. Цель: познако-мить уч-ся с непроиз-водными и производ-ными предлогами, с приемами отграниче-ния их от омонимич-ных частей речи; фор-мирование умений отличать производ-ные предлоги от омо-нимичных частей ре-чи, правильно упот-реблять производные предлоги в речи.

Урок изучения нового, смешанный (Исследова-тельский про-ект)

Работа с перфокар-той

Знать производ-ные и непроиз-водные предлоги, соотносимые с формами других частей речи.

Уметь отличать про-изводные предлоги от омонимичных частей речи, правильно упот-реблять производные предлоги в речи.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (143)

•Книгина М.П. РТ №2 (51)

•Сиденко (71)

•Колчанова (50)

4. Простые и состав-ные предлоги. Цель: знакомство с просты-ми и составными предлогами.

Урок изучения нового, смешанный

Знать простые и составные пред-логи.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (145)

•Книгина М.П. РТ №2 (54)

•Сиденко (71)

5. Морфологический разбор предлога. Цель: знакомство с порядком и образцом морфологического разбора предлогов; от-работка умения разби-рать морфологически предлоги.

Урок изуче-ния нового, практикум

Морфоло-гический разбор

Знать порядок и образец морфоло-гического разбора предлога.

Уметь разбирать морфологически предлоги.

Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (145)

6. Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

Урок Р/Р, написание сочинения по картине в жанре репор-тажа

Сочине-ние-ре-портаж

Уметь писать сочинение

7-8. Слитное и раз-дельное написание производных предло-гов. Повторение по теме «Предлог». Цель: познакомить уч-ся с условиями слитного и раздельного написа-ния производных предлогов; формиро-вать умение пра-вильно писать пред-логи; систематизация знаний о предлоге.

Урок выполнения теоретических и практиче-ских работ

(«Путешест-виепо Стра-не Предло-гов»)

К/сл/д, диктант «Проверь себя»

Знать условия слитного и раз-дельногонаписа-ния производных предлогов.

Уметь верно писать производные предлоги

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (146-150)

•Сиденко (72)

•Колчанова (45)

9. К/д (тест).

Урок проверки ЗУН, диктант (тест)

Диктант (тест)

•Сиденко (74, 76)

Союз (11 ч. + 1 ч. Р/Р)

1. Союз как часть ре-чи. Цель: показать со-юз как часть речи, его роль в предложении и в тексте; формирова-ние умения опреде-лять роль союзов, зна-ки препинания при них.

Урок изучения нового, смешанный

Знать союз как часть речи, его роль в предложе-нии и в тексте.

Уметь различать сою-зы и предлоги

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (151)

•Книгина М.П. РТ №2 (56)

•Сиденко (76)

2. Простые и состав-ные союзы.

Урок изучения нового, смешанный

Знать простые и составные союзы.

Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы.

3. Союзы сочини-тельные и подчини-тельные. Цель: позна-комить уч-ся с деле-нием союзов на сочи-нит. и подчинит.и их назначением.

Урок изучения нового, смешанный

Знать о делении союзов на сочи-нит. и подчинит.и их назначении.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (152)

•Книгина М.П. РТ №2 (56)

•Сиденко (77)

4. Запятая между простымипредложе-ниями в союзном сложном предложе-нии. Цель: формиро-вать умение постанов-кизапятой в сложном предложении.

Урок изучения нового, практикум

Знать о поста-новке запятой в сложномпредло-жении.

Уметь различать сложные предложения и предложения с одно-родными членами (особенно с союзом И) и правильно ставить знаки препинания между ними; разли-чать виды связи (сочи-нительную и подчи-нительную), интонационно выделять различные синтаксические конструкции.

5-6. Сочинительные союзы. Цель: познако-мить уч-ся с группами сочинит.союзов и их назначением; форми-рование навыка разли-чения сочинит. сою-зов, употребленных для связи связного текста.

Урок изучения нового, практическое выполнение упражнений

Знать группы сочинит.союзов и их назначение.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (153)

•Сиденко (78)

7. Подчинительные союзы. Цель: познако-мить с группами под-чинит. союзов, пока-зать их назначение; формирование навыка постановки запятой в сложном предложе-нии, части которого соединены подчинит.союзами.

Урок изучения нового, смешанный

Контр.орфограф. диктовка

Знать группы подчинит.союзов, их назначение.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (155)

•Сиденко (79)

8. Морфологический разбор союза.

Урок-практикум

Морфоло-гический разбор

Знать порядок морфологического разбора союза.

Уметь разбирать союз как часть речи

Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (155)

9. Сочинение-рассуж-дение «Книга – наш друг и советчик» (упр.343)

Урок Р/Р, написание сочинения-рассуждения

Сочине-ние-рас-суждение

Знать структуру текста-рассужде-ния

Уметь писать сочинение-рассуждение

10. Слитноенаписа-ние союзов также, тоже, чтобы. Цель: показать условия раз-личения на письме со-юзовтоже, также, чтобы, зато и наре-чий и местоим. с час-тицамито, же, бы; формирование навы-ка написания союзов также, тоже, что-бы, зато.

Урок изучения нового, практикум

Знать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и место-им. с частицами то, же, бы.

Уметь писать союзы и омонимичные части речи

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (157)

•Книгина М.П. РТ №2 (58)

•Сиденко (81)

11. Повторение. Цель: повторить теорети-ческие и практические сведения о союзе как части речи.

Урок повторения, выполнение практических упражнений

(Лингвисти-ческий кросс)

Контр.словарная диктовка, графич. диктант

Знать изученный материал

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (159)

•Сиденко (82)

•Колчанова (33)

12. К/д (тест).

Урок проверки ЗУН, диктант (тест)

К/д, (тест)

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (162)

•Сиденко (85)

Частица

(14 ч. + 3 ч. Р/Р)

1. Частица как часть речи. Цель: показать отличие частиц от зна-менательных частей речи, сходство и отли-чие от служебных час-тей речи.

Урок изучения нового, смешанный

Знать об отличии частиц от знаме-нательных частей речи, о сходстве и отличии от слу-жебных частей ре-чи.

Уметь отличать частицы от других частей речи

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (163)

•Книгина М.П. РТ №2 (60)

•Сиденко (86)

2. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Цель: закре-пить знания о частице; дать понятие о роли формообразующих частиц; отработка умения распознавать формообразующие частицы.

Урок изучения нового, урок теоретических и практических работ

Знатьформообра-зующие частицы

Уметь распознавать формообразующие частицы.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (165)

•Сиденко (86)

4-5. Смысловые час-тицы. Цель: дать по-нятие о модальных частицах; показать бо-гатство оттенков зна-чений модальных час-тиц; формирование умения различать от-тенки значения час-тиц.

Урок изучения нового, смешанный

К/сл/д

Знать  модальные частицы; богат-ство оттенков зна-чений модальных частиц.

Уметь различать от-тенки значения час-тиц.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (171-176)

•Сиденко (91)

6. Раздельное и дефис-ное написание частиц. Цель: знакомство уч-ся с дефисным частиц, -то, -ка; закрепление сведений о модальных частицах.

Урок изучения нового, практикум

Знать о раздель-ном и дефисном написании частиц

Уметь писать частицы

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (176)

•Сиденко (92)

7. Сочинение-устное выступление по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» (упр.381).

Урок Р/Р, написание сочинения в жанре устного выступления

Сочине-ние-уст-ноевыс-тупление

Уметь написать сочинение и выступить с ним перед классом

8. Морфологический разбор частицы. Цель: познакомить уч-ся с порядком разбора час-тиц; формирование умения определять грамм.признаки час-тиц.

Урок изучения нового, практикум

Морфоло-гический разбор

Знать порядок разбора частицы.

Уметь определять грамм.признаки час-тиц.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (177)

•Сиденко (92)

9. К/д (тест).

Урок проверки ЗУН, диктант (тест)

Диктант (тест)

•Воробьева К.В. Тестовые задания. (35)

10-11. Отрицательные частицы НЕ и НИ. Цель: дать понятие о роли отрицательных частиц НЕ и НИ; фор-мирование умения оп-ределять смысловые значения частиц НЕ и НИ.

Урок изучения нового, смешанный

Диктант «Проверь себя»

Знатьотрицатель-ные частицы, их роль и смысловые значения.

Уметь правильно писать слова с частицами НЕ и НИ

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (167-171)

•Книгина М.П. РТ №2 (61)

•Сиденко (87,88, 90)

12-13. Различение частицы и приставки НЕ-. Цель: закрепле-ние правила написа-ния НЕ с разными час-тями речи; формиро-вание умения систе-матизировать и обоб-щать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выде-ление значимых час-тей слова).

Урок-практикум

Диктант «Проверь себя», к/сл/д

Знать правила написания НЕ с разными частями речи.

Уметьсистематизи-ровать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выде-лениезначимых час-тей слова).

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (178-183)

•Сиденко (93, 94)

14. Сочинение –рассказ по данному сюжету (упр.402).

Урок Р/Р, написание сочинения в жанре рассказа

Сочине-ние-рас-сказ

Уметь писать сочинение в жанре рассказа

15. Частица НИ, прис-тавка НИ-, союз НИ-НИ. Цель: показать различие частицы НИ, союза НИ-НИ, прис-тавки НИ-; формиро-вание умения разли-чать и правильно пи-сать НИ – частицу, со-юз, приставку.

Урок-практикум

Диктант «Проверь себя»

Уметь различать и правильно писать НИ – частицу, союз, прис-тавку.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (183-186)

•Сиденко (95,97)

16. Повторение. Цель: обобщение и система-тизация знаний о час-тицах; закрепление навыков написания частиц; отработка умения правильного написания частиц.

Урок повторения, смешанный

(Конкурс редакций)

Уметь правильно пи-сать частицы.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (186)

•Сиденко (98,99)

•Колчанова (61)

17. К/д (тест).

Урок проверки ЗУН, диктант (тест)

К/д (тест).

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (187)

•Воробьева К.В. Тестовые задания. (114)

•Сиденко (102)

Междометие (2 ч.)

1. Междометие как часть речи. Цель: зна-комство с междоме-тием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи.

Урок изучения нового, смешанный

Знать о междоме-тии как части речи, назначении в языке, употреб-лении в роли дру-гих частей речи.

Уметь употреблять междометия в роли других частей речи

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (191)

•Сиденко (106)

2. Дефис в междоме-тиях. Знаки препина-ния при междомети-ях. Цель: формирова-ние умения отличать междометия от знаме-нательных и служеб-ных частей речи, де-фисного написания междометий и поста-новки знаков препина-ния в предложениях с междометиями.

Урок изучения нового, практикум

(Устный жур-нал «У-ух!»)

Знать об отличии междометия от знаменательных и служебных частей речи,  о дефисном написании междометий и о постановке знаков препинания в предложениях с междометиями.

Уметь отличать меж-дометия от знамена-тельных и служебных частей речи, писать междометия и расстав-лять знаки препинания в предложениях с междометиями.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (191)

•Сиденко (106)

•Колчанова (66)

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

(9 ч. + 2 ч. Р/Р)

1. Разделы науки о языке.

Урок повторения и систематиза-ции, семинар

Словар-ный дик-тант

Знатьопределе-ния основных языковых явле-ний, речевед-ческих понятий, орфографических и пунктуацион-ных правил.

Уметь производить морфологический раз-бор частей речи, изу-ченных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и дее-причастным оборо-тами( в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союза-ми; составлять пред-ложения с причаст-ными и деепричаст-ными оборотами; со-блюдать нормы лите-ратурного языка в пре-делах изученного ма-териала;

находить в словах изученные орфо-граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изучен-ными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки;

правильно писать изу-ченные в 7 классе слова с непроверя-емыми орфограммами;

выделять запятыми причастные обороты (стоящие после сущ.), деепричастные обороты;

адекватно восприни-мать и создавать тексты публицисти-ческогостиля на до-ступные темы

Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (192)

2. Текст. Стили речи.

Урок Р/Р, работа с текстом

Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (193)

3. Контрольное сочинение.

Урок Р/Р + урок проверки ЗУН, сочинение.

Сочине-ние

4. Фонетика. Графика.

Уроки совершенство-вания ЗУН, уроки практических работ

«Биатлон»

«Дело об ошибках» - судебное заседание

Диктант «Проверь себя»

Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (194)

5. Лексика и фразеология.

К/сл/д

Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (196)

6. Морфемика. Словообразование.

Морфем-ный и слово-образова-тельный разбор

Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (197)

7. Морфология.

Морфоло-гический разбор

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (199)

•Колчанова (81)

8. Орфография.

•Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (201)

• Колчанова (3)

9. Синтаксис.

синтаксич.

разбор

Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (200)

10. Пунктуация.

Диктант «Проверь себя»

Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (200)

11. Итоговый тест.

Урок проверки ЗУН, тест

Тест

Богданова Г.А. Уроки РЯ в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. (203)

Резервные уроки 131-136.

Примерное поурочное планирование уроков курса русского языка (7 класс, 4 часа в неделю)

Тема

Вид рабо

ты

ТСО

Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ

Домашнее

задание

Дата

1

1

Введение (1ч)

Русский язык как развивающееся явление.

Презентация

1-5.09

2

1

Повторение изученного в 6 классе ( 7ч.)

Синтаксис. Синтаксический разбор.

3

2

Пунктуация. Пунктуационный разбор

4

3

Лексика и фразеология

А2

5

4

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

А4

8-12.09

6

5

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразова-тельный разбор.

А5,6

7

6

Входной контроль (тест)

КР

8

7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

9-10

1-2

Тексты и стили (2 + 2Рр)

Текст. Диалог как текст. Виды диалога.

Рр

Презентация

15-19.09

11

3

Стили литературного языка.  Публицистический стиль.

Рр

Презентация

12

4

Контрольный диктант

КР

13

1

Морфология и орфография. Культура речи. Причастие

(24 ч. +5 ч. Рр)

Причастие как часть речи

Презентация

22-26.09

14-15

2-3

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

16-17

4-5

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Презентация

В4

29.09-3.10

18

6

Описание внешности человека

Рр

Презентация

19

7

Действительные и страдательные причастия.

Презентация

20

8

Краткие и полные страдательные причастия.

21-22

9-10

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в их суффиксах.

6-10.10

23

11

Действительные причастия прошедшего времени

24

12

Обучающее изложение с изменением лица (упр.116)

Рр

С1

25

13

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Презентация

13-17.10

26

14

Страдательные причастия прошедшего времени.

27

15

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

Презентация

28

16-17

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных

Презентация

А7

20-24.10

29-30

18-19

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

Презентация

А7

31

20

Обучающее выборочное изложение (упр.151)

Рр

С1

32

21

Морфологический разбор причастия

5-7.11

33

22

Проверочный диктант

34-35

23-24

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

10-14.11

36

25

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

37

26

Сочинение-описание внешности человека (упр.166-167)

Рр контр соч

38-39

27-28

Повторение. Систематизация знаний о причастии.

17-21.11

40

29

Контрольный диктант

КР

41

1

Деепричастие (8 ч. + 1 ч. Рр)

Деепричастие как часть речи.

42

2

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

В4

24-28.11

43

3

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

44

4

Деепричастия несовершенного вида

45

5

Деепричастия совершенного вида

46

6

Сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь» (упр.209).

Рр

Презентация

1-5.12

47

7

Морфологический разбор деепричастия

48

8

Повторение

49

9

Контрольный диктант

КР

50

1

Наречие (21 ч. + 3 ч. Рр)

Наречие как часть речи.

8-12.12

51

2

Рубежный контроль (тест)

КР

52

3

Разряды наречий.

53-54

4-5

Степени сравнения наречий

15-19.12

55

6

Морфологический разбор наречия

56-57

7-8

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е.

58-59

9-10

Буквы Е-И в приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий

А6

22-26.12

60

11

Н и НН в наречиях на –о, -е.

А7

61-62

12-13

Описание действий.

Сочинение о труде «Учимся работать» (упр.240)

Рр

Рр контр соч

Презентация

29-31.12

63

14

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

64-65

15-16

Буквы О и А на конце наречий.

12-16.01

66

17

Рассказ по картине (от имени героя) (упр.273)

Рр

С1

67-68

18-19

Дефис между частями слова в наречиях.

19-23.01

69

20

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, обра-зованных от существительных  и количественных местоимений

А6

70

21

Ь после шипящих на конце наречий

А4

71-72

22

23

Повторение

26-30.01

73

24

Контрольный диктант

КР

74-75

1

2

Категория состояния (4 ч. + 1 ч. Рр)

Категория состояния как часть речи.

Учебно-научная речь: отзыв, учебный доклад.

Рр

76

3

Морфологический разбор категории состояния

2-6.02

77

4

Сжатое изложение (упр.322)

Рр контр изл

С1

78

5

Повторение. Проверочная работа

79

1

Служебные части речи. (1 ч.)

Самостоятельные и служебные части речи.

80

1

Предлог (7 ч. + 2 ч. Рр)

Предлог как часть речи.

9-13.02

81

2

Употребление предлогов.

82

3

Непроизводные и производные предлоги.

83

4

Простые и составные предлоги

84

5

Морфологический разбор предлога.

16-20.02

85

6

Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

Рр

Презентация

А3

86-87

7-8

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

88

9

Контрольный диктант или тест

КР

2-6.03

89

1

Союз (11 ч. + 1 ч. Рр)

Союз как часть речи.

90

2

Простые и составные союзы

91

3

Союзы сочинительные и подчинительные

92

4

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

В3. 6

10-13.03

93

5

Сочинительные союзы

В7

94

6

Тестирование МЦКО

КР

95

7

Подчинительные союзы

В7

16-20.03

96

8

Морфологический разбор союза.

97

9

Сочинение- рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (упр.343)

Рр

Презентация

С2

98

10

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

99

11

Повторение.

23-27.03

100

1

Частица (14 ч. + 3 ч. Рр)

Частица как часть речи.

101

2

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

102-103

3-4

Смыслоразличительные частицы

30.03-3.04

104

5

Раздельное и дефисное написание частиц.

105-106

6-7

Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» (упр.426).

Рр

Презентация

107

8

Морфологический разбор частицы

6-10.04, 13-14.04

108

9

Контрольный диктант (или тест).

КР

109-110

10-11

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

111-112

12-13

Различение частицы и приставки НЕ

А6

20-24.04

113

14

Сочинение – рассказ по данному сюжету (упр.446).

Рр контр соч

114

15

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.

А6

115

16

Повторение

116

17

Контрольный тест.

КР

27-30.04

117

1

Междометие (2 ч.)

Междометие как часть речи

118

2

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

119

1

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

(16 ч. + 2 ч. Рр)

Разделы науки о языке.

120

2

Текст. Стили речи. Учебно-научная речь

Рр

5-8.05

121

3

Контрольное сочинение

Рр контр соч

122

4

Фонетика. Графика

А2,В

123

5

Лексика и фразеология

А4

12-15.05

124

6

Морфемика. Словообразование

А5,6

125

7

Морфология.

126-127

8-9

Орфография.

А5,6,7

18-22.05

128

10

Синтаксис.

В3,6,7

129-130

10-11

Пунктуация.

131-136

13-18

Резервные уроки

Итого: контрольных работ (диктантов или тестов) – 10

Изложений – 3, из них 1 контрольное

Сочинений –10, из них 4 контрольных

Уроков развития речи – 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....