Элективный курс 9 класс "Секреты текста"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской
муниципального образования Новопокровский район
УТВЕРЖДЕНО:
решение педсовета Протокол №1
от 29 августа 2013 года
Председатель педсовета:
____________/А. В. Баранов/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку (элективный курс) «Секреты текста»
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 9 класс
Количество часов 17/0,5 Уровень: базовый
Учитель: Симоненко Наталья Николаевна
Рабочая программа по элективному курсу «Секреты текста»для 9-го класса создана на основе Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией В.В.Бабайцевой . М.: «Дрофа» 2010 год.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской
муниципального образования Новопокровский район
УТВЕРЖДЕНО:
решение педсовета Протокол №1
от 29 августа 2013 года
Председатель педсовета:
____________/А. В. Баранов/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку (элективный курс) «Секреты текста»
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 9 класс
Количество часов 17/0,5 Уровень: базовый
Учитель: Симоненко Наталья Николаевна
Рабочая программа по элективному курсу «Секреты текста»для 9-го класса создана на основе Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Никитиной Е.И М.: «Дрофа» 2010 год.
Пояснительная записка
Программа 2 вида предназначена для обучения учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ГИА предыдущих лет. Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что части 1, 3 ГИА составляют примерно 2/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для успешной сдачи экзамена. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ГИА.
Использует в качестве программно-методического сопровождения:
- Учебники «Русская речь» Е.И. Никитиной. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».
- Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.
- Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ГИА.
Программа элективного курса состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Программа включает в себя:
- пояснительную записку;
- содержание программы;
- технологию организации учебного процесса;
- формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
- требования к результатам освоения ГИА;
- основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;
- список литературы для учащихся.
Цели элективного курса:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к написанию изложения и сочинения для успешной сдачи ГИА.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи элективного курса:
- Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (сочинение-рассуждение).
- Закрепить и расширить знания учащихся о тексте.
- Способствовать развитию письменной речи.
- Подготовить учащихся к выполнению задания ГИА.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
- основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
- определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
- виды текста;
- определение понятий «вступление» и «заключение»;
- что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
- указывать средства связи между частями текста;
- определить тему и основную мысль текста;
- определить тип и стиль речи;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- анализировать форму исходного текста;
- находить характерные для исходного текста языковые средства;
- создавать связное высказывание;
- излагать последовательно собственные мысли;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает ГИА.
Технология организации учебного процесса
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
- самостоятельная работа (написание изложений, сочинений, нахождение в тексте выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ГИА.
Формы итогового контроля и критерии их оценки
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
- промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ГИА и на основе КИМов);
- итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ГИА и на основе КИМов;
Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).
2.Содержание обучения.
РАЗДЕЛ I
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (7 часов)
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (5часов)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста. (1 час)
Тема 1. Анализ текста. Содержание исходного текста.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (4 часа)
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные сочинения.
Практические работы:
- написание сочинений-рассуждений, изложений;
- редактирование.
Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
3.Список методической литературы:
- Никитина Е.И. «Русская речь» . М.: «Дрофа» 2010
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 9-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ГИА– М.: Интеллект-Центр, 2012;
- ГИА 2012: Русский язык. – М.: Просвещение, 2012.
Интернет-ресурсы
Материалы сайтов:
- http://www.ege.edu.ru
- http://rustest.ru
- wwwfipi.ru
- http://www.prosa.ru
- http://www.pritchi.nm.ru
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол №1 заседания Заместитель директора
ШМО филологического цикла по УВР
от 27 августа 2012 г. ________Т.В. Малашенко
_______Н.В.Харченко от 28 августа 2013 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
________Т.В. Малашенко
28 августа 2013 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской
муниципального образования Новопокровский район
Календарно – тематическое
планирование
По элективному курсу «Секреты текста»
Класс: 9
Учитель: Симоненко Наталья Николаевна
Количество часов: всего 17 часов; в неделю 0,5 ч.
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя русского языка и литературы Симоненко Н.Н., утверждённой на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 29 августа 2012 г.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | ДАТА | Тема | Вид урока | |
По плану | По факту | |||
|
| Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста (7 часов) |
| |
1 |
| Текст. Тема и основная мысль текста | Лекция | |
2 |
| Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте | лекция | |
3 |
| Выделение микротем в тексте | Практическая работа | |
4 |
| Морфологические средства организации текста | Лекция | |
5 |
| Синтаксические средства организации текста | Лекция | |
6 |
| Стили речи | Тренировочный | |
7 |
| Типы речи | Тренировочный | |
|
| Тема 2. Лингвистический анализ текста (5часов) |
| |
8 |
| Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение | Лекция | |
9 |
| Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение |
| |
10 |
| Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы | Практикум | |
11 |
| Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы | Практикум | |
12 |
| Промежуточная контрольная работа 2 |
| |
|
| Тема 3. Анализ текста. (1часов) |
| |
13 |
| Содержание исходного текста | Лекция | |
|
| Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (4 часов) |
| |
14 |
| Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция | Практикум | |
15 |
| Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения | Практикум | |
16 |
| Заключительная часть сочинения | Практикум | |
17 |
| Тренировочные сочинения | Практикум | |
Итого -17 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Анализ текста" 9-10 класс
Данное планирование может использоваться при подготовке учащихся 9-10 классов к ГИА и ЕГЭ...
Элективный курс "Поэтический текст. Восприятие. Оценка."
Данная программа курса «Поэтический текст. Восприятие. Истолкование. Оценка» рассчитана на учащихся 9-х классов, интересующихся поэзией, желающих проникнуть в мир поэта....
Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"
В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...
Элективный курс "От текста к творчеству"
Сочинение ЕГЭ...
Рабочая программа элективного курса "Тайны текста"
Данная программа составлена на основе пособия П.Г.Пустовойта "Тайны словесного мастерства", книга выпущена издательством Айрис Пресс в 2007 году. Пособие заслуживает внимания и учащихся, и препо...
Рабочая программа по элективному курсу "Сокровища текста"
Программа элективного курса "Сокровища языка" является авторской, рассчитана на учащихся 8 класса, представлена в объеме 34 часа и направлена в основном на развитие языковых навыков обучающихся ...
Программа элективного курса "Моделирование текста". 11 класс
Программа курса рассматривает вопросы, связанные с моделированием текста для работы по подготовке к написанию самого сложного 25-го задания ЕГЭ...