Элективный курс 9 класс "Секреты текста"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему

Симоненко Наталья Николаевна

Элективный курс "Секреты текста" 17 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el_rus_9.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской

муниципального образования Новопокровский район

                                                                                                 УТВЕРЖДЕНО:

                                                                                                  решение педсовета Протокол №1

                                                                                                  от 29 августа 2013 года

                                                                                                  Председатель педсовета:

                                                                                                   ____________/А. В. Баранов/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По русскому языку (элективный курс) «Секреты текста»

Ступень обучения (класс)   основное общее образование,    9 класс

Количество часов  17/0,5                  Уровень:   базовый

Учитель:   Симоненко Наталья Николаевна

Рабочая программа по элективному курсу «Секреты текста»для 9-го класса создана на основе Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией В.В.Бабайцевой . М.: «Дрофа» 2010 год.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской

муниципального образования Новопокровский район

                                                                                                 УТВЕРЖДЕНО:

                                                                                                  решение педсовета Протокол №1

                                                                                                  от 29 августа 2013 года

                                                                                                  Председатель педсовета:

                                                                                                   ____________/А. В. Баранов/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По русскому языку (элективный курс) «Секреты текста»

Ступень обучения (класс)   основное общее образование,    9 класс

Количество часов  17/0,5                  Уровень:   базовый

Учитель:   Симоненко Наталья Николаевна

Рабочая программа по элективному курсу «Секреты текста»для 9-го класса создана на основе Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Никитиной Е.И М.: «Дрофа» 2010 год.

Пояснительная записка

Программа 2 вида предназначена для обучения учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ГИА предыдущих лет. Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что части 1, 3 ГИА составляют примерно 2/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для успешной сдачи экзамена. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ГИА.

Использует в качестве программно-методического сопровождения:

  1. Учебники «Русская речь»  Е.И. Никитиной. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».
  2. Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.
  3. Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ГИА.

Программа элективного  курса состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Программа включает в себя:

  1. пояснительную записку;
  2. содержание программы;
  3. технологию организации учебного процесса;
  4. формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
  5. требования к результатам освоения ГИА;
  6. основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;
  7. список литературы для учащихся.

Цели элективного курса:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к написанию изложения и сочинения для успешной сдачи ГИА.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи элективного курса: 

  1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (сочинение-рассуждение).
  2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте.
  3. Способствовать развитию письменной речи.
  4. Подготовить учащихся к выполнению задания ГИА.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

  • основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
  • виды текста;
  • определение понятий «вступление» и «заключение»;
  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

        Обучающиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;
  • определить тему и основную мысль текста;
  • определить тип и стиль речи;
  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах     языка при анализе текста;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  •  анализировать форму исходного текста;
  •  находить характерные для исходного текста языковые средства;
  •  создавать связное высказывание;
  •  излагать последовательно собственные мысли;
  •  использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
  •  оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает ГИА.

Технология организации учебного процесса

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
- самостоятельная работа (написание изложений, сочинений, нахождение в тексте выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ГИА.

Формы итогового контроля и критерии их оценки

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  • текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
  • промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ГИА и на основе КИМов);
  • итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ГИА и на основе КИМов;

Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).

2.Содержание обучения.

РАЗДЕЛ I

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (7 часов)

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. (5часов)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. (1 час)

Тема 1. Анализ текста. Содержание исходного текста.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (4 часа)

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения.

Практические работы: 

  1. написание сочинений-рассуждений, изложений;
  2. редактирование.

                              Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

3.Список методической литературы:

  1. Никитина Е.И. «Русская речь» . М.: «Дрофа» 2010
  2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 9-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ГИА– М.: Интеллект-Центр, 2012;
  4. ГИА 2012: Русский язык. – М.: Просвещение, 2012.

 

Интернет-ресурсы

Материалы сайтов:

  1. http://www.ege.edu.ru
  2. http://rustest.ru
  3. wwwfipi.ru
  4. http://www.prosa.ru
  5. http://www.pritchi.nm.ru

РАССМОТРЕНО:                                                       СОГЛАСОВАНО:

Протокол №1 заседания                                             Заместитель директора

ШМО филологического цикла                                  по УВР

от 27 августа 2012 г.                                                    ________Т.В. Малашенко

_______Н.В.Харченко                                                 от 28 августа 2013 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

________Т.В. Малашенко

28  августа  2013 г.

          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской

муниципального образования Новопокровский район

Календарно – тематическое

планирование

 По   элективному курсу «Секреты текста»

Класс:  9

Учитель:   Симоненко Наталья Николаевна

Количество часов:  всего 17 часов; в неделю 0,5 ч.

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя русского языка и литературы Симоненко Н.Н.,  утверждённой на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 29 августа 2012 г.

 

                 Календарно-тематическое планирование

№ п/п

ДАТА

Тема

Вид урока

По плану

По факту

 

 

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста

 (7 часов)

 

1

 

Текст. Тема и основная мысль текста

Лекция

2

 

Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте

лекция

3

 

Выделение микротем в тексте

Практическая работа

4

 

Морфологические средства организации текста

Лекция

5

 

Синтаксические средства организации текста

Лекция

6

 

Стили речи

Тренировочный

7

 

Типы речи

Тренировочный

 

 

Тема 2. Лингвистический анализ текста (5часов)

 

8

 

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

Лекция

 9

 

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

 

10

 

Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы

Практикум

11

 

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы

Практикум

12

 

Промежуточная контрольная работа 2

 

 

 

Тема 3. Анализ текста. (1часов)

 

13

 

Содержание исходного текста

Лекция

 

 

Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (4 часов)

 

14

 

Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция

Практикум

15

 

Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения

Практикум

16

 

Заключительная часть сочинения

Практикум

17

 

Тренировочные сочинения

Практикум

Итого -17 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Анализ текста" 9-10 класс

Данное планирование может использоваться при подготовке учащихся 9-10 классов к ГИА и ЕГЭ...

Элективный курс "Поэтический текст. Восприятие. Оценка."

Данная программа курса «Поэтический текст. Восприятие. Истолкование. Оценка» рассчитана на учащихся 9-х классов, интересующихся поэзией, желающих проникнуть в мир поэта....

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Рабочая программа элективного курса "Тайны текста"

Данная программа составлена на основе пособия П.Г.Пустовойта "Тайны словесного мастерства", книга выпущена издательством Айрис Пресс в 2007 году. Пособие заслуживает внимания  и учащихся, и препо...

Рабочая программа по элективному курсу "Сокровища текста"

Программа элективного курса "Сокровища языка" является авторской,  рассчитана на учащихся 8 класса, представлена в объеме 34 часа и направлена в основном на развитие языковых навыков обучающихся ...

Программа элективного курса "Моделирование текста". 11 класс

Программа курса рассматривает вопросы, связанные с моделированием текста для работы по подготовке к написанию самого сложного 25-го  задания ЕГЭ...