Элективный курс "Поэтический текст. Восприятие. Оценка."
элективный курс (9 класс) по теме
Данная программа курса «Поэтический текст. Восприятие. Истолкование. Оценка» рассчитана на учащихся 9-х классов, интересующихся поэзией, желающих проникнуть в мир поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_poeticheskiy_tekst._vospriyatie.istolkovanie.ocenka.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Цнинская средняя общеобразовательная школа№1
п.Строитель Тамбовского района Тамбовской области
Программа элективного курса утверждена
Методическим советом школы
Программа
элективного курса
предпрофильной
подготовки учащихся
«Поэтический текст. Восприятие. Истолкование. Оценка.»
автор – составитель:
учитель русского языка
и литературы
Баранова Наталья
Александровна
2010од
Элективный курс предпрофильной подготовки «Поэтический текст. Восприятие. Истолкование. Оценка.»
Проблема обучения школьников анализу художественного текста и обучению творческому письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста в ходе работы с теоретико-литературными понятиями – одна из актуальных проблем школьного литературного образования.
В основной школе материал по данному направлению работы рассчитан на несколько лет (с 5 по 9 класс). Материал подаётся эпизодически, что приводит к трудностям при анализе текстов и написании сочинений на литературоведческие темы. Поэтому необходимо научить школьников максимально полной интерпретации художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности.
Данная программа курса «Поэтический текст. Восприятие. Истолкование. Оценка.» рассчитана на учащихся 9-х классов, интересующихся поэзией, желающих проникнуть в мир поэта. Она может помочь одаренным школьникам углубить свои знания, развить творческие способности, подготовиться к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях и творческих конкурсах, а также ориентировать на выбор профиля обучения и выбор профессии.
Цель курса: эстетическое развитие учащихся, их приобщение к красоте русской поэзии, углубление и расширение филологических знаний.
Задачи курса:
- формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности через приобщение школьников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов;
- развитие устной и письменной речи, мышления и творческих способностей учащихся, их личностной ориентации;
- формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при анализе поэтического текста;
- совершенствование умения создавать собственные образцы творческого письма по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;
- формирование умений творческого анализа художественных произведений путём привлечения базовых литературоведческих понятий и сведений по теории и истории литературы;
- развитие умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;
- развитие исследовательских навыков, умений грамотного оформления результатов своей деятельности;
- расширение кругозора учащихся, увеличение объема их знаний о формальных элементах стихотворения;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, читательской культуры и понимания авторской позиции;
- формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;
- воспитание интереса к художественному слову.
Изучение программы курса «Поэтический текст. Восприятие. Истолкование. Оценка.» строится по принципу «от формы к содержанию», а анализ поэтического текста становится средством эстетического и творческого развития ученика.
Элективный курс рассчитан на 17 часов и ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку; он даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой работы. В ходе изучения программы учащиеся должны получить практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов по литературе.
Отличие элективного курса от программы базового предмета заключается в том, что содержание программы курса выходит за рамки содержания Стандарта по литературе, но тесно примыкает к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Формы организации занятий: лекция, творческая мастерская, практикум, урок-размышление, урок-семинар, урок-презентация, конференция, урок контроля.
Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Формой итогового контроля может стать творческая работа по анализу стихотворения, создание собственного стихотворения и его анализ, защита проекта учащегося по теме курса или создание презентации в зависимости от уровня подготовки учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Виды деятельности учащихся |
1 | Вводное занятие. Из истории стихосложения. | 1 | Урок-лекция с элементами беседы | Составление плана лекции |
2 | Интерпретация поэтического текста. План анализа стихотворения. | 1 | Урок- лекция | Составление опорного конспекта |
3 | Ключевые образы стихотворения. Сопоставление и развитие словесных образов. | 1 | Урок - практикум | Групповая работа, индивидуальная работа, составление связанного текста |
4 | Звукопись. Звуковые повторы: ассонанс, аллитерация. Словесные и фразовые повторы. | 1 | Урок – практикум с элементами игры | Работа в парах, группах, творческая работа |
5 | Ритм. Основные факторы ритма. | 1 | Урок-семинар | Групповая работа, практическая работа по определению ритма |
6 | Цветопись. Цветовой эксперимент. Цветные строчки. | 1 | Урок - практикум | Творческая работа, составление текста, индивидуальная, парная, групповая работа |
7 | Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 | Урок-семинар с элементами практикума | Практическая работа по определению изобразительно-выразительных средств языка, их анализ. |
8 | Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 | Урок-презентация | Индивидуальная работа, исследовательская работа |
9 | Фигуры речи. | 1 | Урок-лекция | Тест, творческая работа |
10 | Стихотворные размеры. Стопа. Двусложные и трёхсложные стопы. | 1 | Урок - практикум | Работа в парах, самостоятельная работа |
11 | Рифма. Виды рифм. | 1 | Урок – практикум, игра «Буриме» | Составление и подбор рифм, практическая работа, |
12 | Строфа. Виды строф. | 1 | Лекция, практикум | Практическая работа, тест, групповая работа. |
13 | Интонация стихотворения. Основные элементы интонации. | 1 | Урок-практикум | Практическая работа, составление связанного текста, работа в паре. |
14 | Авторская позиция. Диалог с текстом. | 1 | Урок-размышление | Творческая работа |
15 | Интерпретация поэтического текста. Творческая мастерская. | 1 | Творческая мастерская | Групповая работа, работа в парах, творческое письмо. |
16 | Анализ стихотворений. | 1 | Контрольный урок | Творческая работа по анализу стихотворения |
17 | Защита мини-проекта | 1 | Конференция | Работа в группах, презентация. |
Содержание программы
Тема 1.
Из истории стихосложения.(1ч)
Понятие о стихотворной речи. Особенности системы стихосложения. Тоническое, силлабическое и силлабо – тоническое стихосложение. Акцентный стих, верлибр.
Тема 2.
Интерпретация поэтического текста. План анализа стихотворения. (1ч)
Алгоритм анализа поэтического текста. Восприятие, истолкование и оценка стихотворения.
Тема 3.
Ключевые образы стихотворения. Сопоставление и развитие словесных образов. (1ч)
Основной образ текста. Второстепенные образы. Развитие ключевых образов поэтического текста и их взаимосвязь.
Тема 4.
Звукопись. Звуковые повторы: ассонанс, аллитерация. Словесные и фразовые повторы. (1ч)
Фоника и фоносемантика. Понятия «ассонанс» и «аллитерация». Их роль в тексте. Повторы словесные и фразовые.
Тема 5.
Ритм. Основные факторы ритма. (1ч)
Понятие о ритме. Важнейшие факторы ритма: пиррихий, спондей, паузы, длина стиха, разностопность.
Тема 6.
Цветопись. Цветовой эксперимент. Цветные строчки. (1ч)
Цветовая гамма стихотворения. Роль цвета в тексте. Связь цвета с образами произведения.
Тема 7.
Изобразительно-выразительные средства языка. (2ч)
Выразительные средства лексики: сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраз, ирония, сарказм, гротеск, каламбур. Роль выразительных средств лексики в тексте.
Тема 8.
Фигуры речи. (1ч)
Синтаксические средства художественной выразительности: инверсия, градация, оксюморон, риторический вопрос, риторическое восклицание, умолчание, эллипсис, параллелизм, анафора, эпифора. Связь синтаксических средств художественной выразительности с содержанием поэтического текста.
Тема 9.
Стихотворные размеры. Стопа. Двусложные и трёхсложные стопы. (1ч)
Понятие стопы. Двусложные и трехсложные стопы. Двусложные размеры: ямб и хорей. Трехсложные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий. Пиррихий и спондей.
Тема 10.
Рифма. Виды рифм. (1ч)
Понятие рифмы. Виды рифм: парная, перекрестная, опоясывающая. Точные и неточные рифмы. Мужские, женские, дактилические, гипердактилические рифмы. Открытые и закрытые рифмы. Белый стих.
Тема 11.
Строфа. Виды строф. (1ч)
Понятие строфы. Виды строф: двустишие, трехстишие, катрены, октавы, сонеты, онегинская строфа.
Тема 12.
Интонация стихотворения. Основные элементы интонации. (1ч)
Многообразие интонаций. Разговорная, ораторская, песенная, грустная, трагическая, ироническая интонация. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, цезура. Грамматическая, психологическая, межстиховая интонация. Мелодика стиха.
Тема 13.
Обобщение изученного материала. Выполнение творческих работ. (4ч)
Анализ поэтических тестов. Исследование формальных элементов стиха. Связь формы и содержания. Написание собственных стихотворений.
Методические рекомендации
Содержание элективного курса «Поэтический текст. Восприятие. Истолкование. Оценка.» позволяет расширить знания школьников о форме поэтического текста, закладывает основы филологического взгляда на художественное произведение, обеспечивает понимание содержания стихотворения и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Рассматривая формальные элементы стиха, учащиеся получают углубленные знания и отрабатывают навыки работы по анализу стихотворения в единстве его формы и содержания. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.
На первом занятии целесообразно обсудить с учащимися возможные темы самостоятельных (или коллективных) выступлений на итоговом занятии.
Данный курс может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей.
Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий необходимо создать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Целесообразно разрабатывать и проводить такие уроки, на которых учащиеся высказывают свою точку зрения, спорят, доказывают, где ребята могут попробовать себя в роли исследователя и творца. На таких занятиях каждый ученик может побывать в роли учителя и ученика, оценить свой опыт и ответ одноклассника.
В технологию проведения занятий желательно включать этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь, учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала.
Контроль за усвоением программы курса осуществляется в ходе проведения самостоятельных, практических, творческих работ по анализу текста, тестов.
Требования к уровню знаний учащихся
В результате изучения программы элективного курса ученик должен знать:
- понятия: стопа, строфа, размер, рифма, звукопись, ритм, интонация;
- изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте;
- алгоритм анализа поэтического текста;
В процессе обучения учащиеся должны уметь:
- определять размер, строфу, ритм, интонацию, рифму, звукопись и их роль в раскрытии идеи стихотворения;
- выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте;
- владеть специальной терминологией;
- интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста;
- работать со словарями, справочниками, учебными пособиями, в том числе и электронными, ресурсами Интернета;
- грамотно оформлять результаты своего труда, используя ИКТ;
- самостоятельно анализировать поэтический текст в единстве его содержания и формы, учитывая индивидуальность автора;
- выявлять авторскую позицию анализируемого произведения;
- участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учащихся
- Альбеткова Р.И. «Русская словесность». Учебник 8 – 9 класс. Дрофа, Москва 2006 г.
- Горшков А.И. «Русская словесность».Учебное пособие для учащихся. Просвещение. Москва 1995 г.
- Доронина Т.В., Францова Н.В. «Анализ стихотворения» (учебное пособие для школьников и абитуриентов) Издательство «Экзамен», Москва, 2004 г.
- Пирогова Л.И. «Словесные игры по русскому языку и литературе» Издательство «Школьная пресса», Москва 2004 г.
Литература для учителя
- Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности» (методические рекомендации к учебникам «Русская словесность» 5 – 9 класс). – М.: Дрофа, 2000.
- Волков С. «Стихи: читаем и считаем». Приложение к газете 1 сентября. «Литература» № 24 2003.
- Горшков А.И. «Русская словесность» (учебное пособие для учащихся). – М.: Просвещение, 1995.
- Каганович С.А. «Обучение анализу поэтического текста». – М.: «Русское слово», 2006.
- Карнаух Н.Л. Щербина И.В. «Письменные работы по литературе, 9 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2003.
- Львова С.И. «Уроки словесности в 5 – 9 классах». М.: Дрофа, 2001.
- Маймин Е.А. «Опыты литературного анализа». М.: Просвещение, 1972.
- Тимофеев Л.И. «Основы теории литературы», Просвещение, Москва 1971 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме Интерпретация поэтического текста. Восприятие, истолкование, оценка..
Разработка урока развития речи в 10 классе. Цель урока:повторить знания о поэтической речи,...
Разработка урока рок по теме" Интерпретация поэтического текста. Восприятие, истолкование, оценка".
Урок развития речи. Цель - повторить знания о поэтической речи, её изобразительно - выразительных, синтаксических и ритмических особенностях; дать понятие о сочинении-интерпретации поэтиче...
Рабочая тетрадь для элективного курса "Текст как речевое произведение" 8-9 класс
Рабочая тетрадь элективного курса помоет при подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе.Это практический материал....
Программа элективного курса "Исследование и оценка санитарно-гигиенического режима общеобразовательного учреждения"
Элективный курс "Исследование и оценка санитарно-гигиенического режима общеобразовательного учреждения" предлагается учащимся 9 классов, заинтересовавшимся данной темой. Занятия рассчитаны на 1 час в ...
Методическая разработка элективного курса "Текст:от анализа к синтезу"
Программа элективного курса "Текст:от анализа к синтезу(подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту". Программой предусматривается работа по проведению комплексного анализа текста.Работа ...
Рабочая программа элективного курса " Текст под микроскопом".
Программа элективного курса....
Виды переработки текста. Критерии оценки проектной и исследовательской работы
Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения зна...