Элективный курс "Поэтический текст. Восприятие. Оценка."
элективный курс (9 класс) по теме

Данная программа курса «Поэтический текст. Восприятие. Истолкование. Оценка» рассчитана на учащихся 9-х классов, интересующихся поэзией, желающих проникнуть в мир поэта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Цнинская средняя общеобразовательная школа№1

п.Строитель Тамбовского района Тамбовской области

Программа элективного курса утверждена  

Методическим советом школы

Программа

элективного курса

предпрофильной

 подготовки учащихся

«Поэтический текст. Восприятие. Истолкование.  Оценка.»

автор – составитель:

учитель русского языка

 и литературы

Баранова Наталья

Александровна

2010од

Элективный курс предпрофильной подготовки «Поэтический текст. Восприятие. Истолкование. Оценка.»

Проблема обучения школьников анализу художественного текста и обучению творческому письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста в ходе работы с теоретико-литературными понятиями – одна из актуальных проблем школьного литературного образования.

В основной школе материал по данному направлению работы рассчитан на несколько лет (с 5 по 9 класс). Материал подаётся эпизодически, что  приводит к трудностям при анализе текстов и написании сочинений на литературоведческие темы. Поэтому необходимо научить школьников максимально полной интерпретации художественного текста  и поддерживать их интерес к этому виду деятельности.

         Данная программа курса «Поэтический текст. Восприятие. Истолкование. Оценка.» рассчитана на учащихся 9-х классов, интересующихся поэзией, желающих проникнуть в мир поэта. Она может помочь одаренным школьникам углубить свои знания, развить творческие способности, подготовиться к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях и творческих конкурсах, а также ориентировать на выбор профиля обучения и выбор профессии.

Цель курса: эстетическое развитие учащихся, их приобщение к красоте русской поэзии, углубление и расширение филологических знаний.

Задачи курса:

  1. формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности через приобщение школьников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов;
  2. развитие устной и письменной речи, мышления и творческих способностей учащихся, их личностной ориентации;
  3. формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при анализе поэтического текста;
  4. совершенствование умения создавать собственные образцы творческого письма по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;
  5. формирование умений творческого анализа художественных произведений путём привлечения базовых литературоведческих понятий и сведений по теории и истории литературы;
  6. развитие умения постигать содержание  художественного  произведения  на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;
  7. развитие исследовательских    навыков, умений грамотного оформления результатов своей деятельности;
  8. расширение кругозора учащихся, увеличение объема их знаний о формальных элементах стихотворения;
  9. развитие эмоционального восприятия художественного текста, читательской культуры и понимания авторской позиции;
  10. формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации  поэтических текстов;
  11. воспитание интереса к художественному слову.

Изучение программы курса «Поэтический текст. Восприятие. Истолкование. Оценка.» строится по принципу «от формы к содержанию», а анализ поэтического текста становится средством эстетического и творческого развития ученика.

Элективный курс рассчитан на 17 часов и ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку; он даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой  работы. В ходе изучения программы учащиеся должны получить  практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов по литературе.

Отличие элективного курса от программы базового предмета заключается в том, что содержание программы курса выходит за рамки содержания Стандарта по литературе, но тесно примыкает к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Формы организации занятий: лекция, творческая мастерская, практикум, урок-размышление, урок-семинар, урок-презентация, конференция, урок контроля.

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Формой итогового контроля может стать творческая работа по анализу стихотворения, создание собственного стихотворения и его анализ, защита проекта учащегося по теме курса или создание презентации в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Форма

занятия

Виды деятельности

учащихся

1

Вводное занятие.

Из истории стихосложения.

1

Урок-лекция с элементами беседы

Составление плана лекции

2

Интерпретация поэтического текста. План анализа стихотворения.

1

Урок- лекция

Составление опорного конспекта

3

Ключевые образы стихотворения. Сопоставление и развитие словесных образов.

1

Урок - практикум

Групповая работа, индивидуальная работа, составление связанного текста

4

Звукопись. Звуковые повторы: ассонанс, аллитерация. Словесные и фразовые повторы.

1

Урок – практикум с элементами игры

Работа в парах, группах, творческая работа

5

Ритм. Основные факторы ритма.

1

Урок-семинар

Групповая работа, практическая работа по определению ритма

6

Цветопись. Цветовой эксперимент. Цветные строчки.

1

Урок - практикум

Творческая работа, составление текста, индивидуальная, парная, групповая работа

7

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

Урок-семинар с элементами  практикума

Практическая работа по определению изобразительно-выразительных средств языка, их анализ.

8

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

Урок-презентация

Индивидуальная работа, исследовательская работа

9

Фигуры речи.

1

Урок-лекция

Тест, творческая работа

10

Стихотворные размеры. Стопа. Двусложные и трёхсложные стопы.

1

Урок - практикум

Работа в парах, самостоятельная работа

11

Рифма. Виды рифм.

1

Урок – практикум, игра «Буриме»

Составление и подбор рифм, практическая работа,

12

Строфа. Виды строф.

1

Лекция, практикум

Практическая работа, тест, групповая работа.

13

Интонация стихотворения. Основные элементы интонации.

1

Урок-практикум

Практическая работа, составление связанного текста, работа в паре.

14

Авторская позиция. Диалог с текстом.

1

Урок-размышление

Творческая работа

15

Интерпретация поэтического текста.

Творческая мастерская.

1

Творческая мастерская

Групповая работа,

работа в парах, творческое письмо.

16

Анализ стихотворений.

1

Контрольный урок

Творческая работа по анализу стихотворения

17

Защита мини-проекта

1

Конференция

Работа в группах, презентация.

 Содержание программы

Тема 1.  

Из истории стихосложения.(1ч)

Понятие о стихотворной речи. Особенности системы стихосложения. Тоническое, силлабическое и силлабо – тоническое стихосложение. Акцентный стих, верлибр.

Тема 2. 

 Интерпретация поэтического текста. План анализа стихотворения. (1ч)

Алгоритм анализа поэтического текста. Восприятие, истолкование и оценка стихотворения.

Тема 3. 

 Ключевые образы стихотворения. Сопоставление и развитие словесных образов. (1ч)

Основной образ текста. Второстепенные образы. Развитие ключевых образов поэтического текста и их взаимосвязь.

Тема 4.

Звукопись. Звуковые повторы: ассонанс, аллитерация. Словесные и фразовые повторы. (1ч)

Фоника и фоносемантика. Понятия «ассонанс» и «аллитерация». Их роль в тексте. Повторы словесные и фразовые.

Тема 5.

 Ритм. Основные факторы ритма. (1ч)

Понятие о ритме. Важнейшие факторы ритма: пиррихий, спондей, паузы, длина стиха, разностопность.

Тема 6.  

Цветопись. Цветовой эксперимент. Цветные строчки. (1ч)

Цветовая гамма стихотворения. Роль цвета в тексте. Связь цвета с образами  произведения.

Тема 7.

 Изобразительно-выразительные средства языка. (2ч)

Выразительные средства лексики: сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраз, ирония, сарказм, гротеск, каламбур. Роль выразительных средств лексики в тексте.

Тема 8.

Фигуры речи. (1ч)

Синтаксические средства художественной выразительности: инверсия, градация, оксюморон, риторический вопрос, риторическое восклицание, умолчание, эллипсис, параллелизм, анафора, эпифора. Связь синтаксических средств художественной выразительности с содержанием поэтического текста.

Тема 9.

Стихотворные размеры. Стопа. Двусложные и трёхсложные стопы. (1ч)

Понятие стопы. Двусложные и трехсложные стопы. Двусложные размеры: ямб и хорей. Трехсложные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий. Пиррихий и спондей.

Тема 10.

Рифма. Виды рифм. (1ч)

Понятие рифмы. Виды рифм: парная, перекрестная, опоясывающая. Точные и неточные рифмы. Мужские, женские, дактилические, гипердактилические рифмы. Открытые и закрытые рифмы. Белый стих.

Тема 11.

Строфа. Виды строф. (1ч)

Понятие строфы. Виды строф: двустишие, трехстишие, катрены, октавы, сонеты, онегинская строфа.

Тема 12.

Интонация стихотворения. Основные элементы интонации. (1ч)

Многообразие интонаций. Разговорная, ораторская, песенная, грустная, трагическая, ироническая интонация. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, цезура. Грамматическая, психологическая, межстиховая интонация. Мелодика стиха.

Тема 13.

Обобщение изученного материала. Выполнение творческих работ. (4ч)

Анализ поэтических тестов. Исследование формальных элементов стиха. Связь формы и содержания. Написание собственных стихотворений.

Методические рекомендации

Содержание элективного курса «Поэтический текст. Восприятие. Истолкование. Оценка.» позволяет расширить знания школьников о форме поэтического текста, закладывает основы филологического взгляда на художественное произведение, обеспечивает понимание содержания стихотворения и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Рассматривая формальные элементы стиха, учащиеся получают углубленные знания и отрабатывают навыки работы по анализу стихотворения в единстве его формы и содержания. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

На первом занятии целесообразно обсудить с учащимися возможные темы самостоятельных (или коллективных) выступлений на итоговом занятии.

Данный курс может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей.

Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий необходимо создать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Целесообразно разрабатывать и проводить такие уроки, на которых учащиеся высказывают свою точку зрения, спорят, доказывают,  где ребята могут попробовать себя в роли исследователя и творца. На таких занятиях каждый ученик может побывать в роли учителя и ученика, оценить свой опыт и ответ одноклассника.

В технологию проведения занятий желательно включать  этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь, учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала.

Контроль за усвоением программы курса осуществляется в ходе проведения самостоятельных, практических, творческих работ по анализу текста, тестов.

Требования к  уровню знаний учащихся

В результате изучения программы элективного курса ученик должен знать:

  1. понятия: стопа, строфа, размер, рифма, звукопись, ритм, интонация;
  2. изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте;
  3. алгоритм анализа поэтического текста;

В процессе обучения учащиеся должны уметь:

  1. определять размер, строфу, ритм, интонацию, рифму, звукопись и их роль в раскрытии идеи стихотворения;
  2. выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте;
  3. владеть специальной терминологией;
  4. интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста;
  5. работать со словарями, справочниками, учебными пособиями, в том числе и электронными, ресурсами Интернета;
  6. грамотно оформлять результаты своего труда, используя ИКТ;
  7. самостоятельно анализировать поэтический текст в единстве его содержания и формы, учитывая индивидуальность автора;
  8. выявлять авторскую позицию анализируемого произведения;
  9. участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учащихся

  1. Альбеткова Р.И. «Русская словесность». Учебник 8 – 9 класс. Дрофа, Москва 2006 г.
  2. Горшков А.И. «Русская словесность».Учебное пособие для учащихся. Просвещение. Москва 1995 г.
  3. Доронина Т.В., Францова Н.В. «Анализ стихотворения» (учебное пособие для школьников и абитуриентов) Издательство «Экзамен», Москва, 2004 г.
  4. Пирогова Л.И. «Словесные игры по русскому языку и литературе» Издательство «Школьная пресса», Москва 2004 г.

Литература для учителя

  1. Альбеткова Р.И.  «Русская словесность. От слова к словесности» (методические  рекомендации к учебникам «Русская словесность» 5 – 9 класс). –  М.: Дрофа, 2000.
  2. Волков С. «Стихи: читаем и считаем». Приложение к газете 1 сентября. «Литература» № 24 2003.
  3. Горшков А.И. «Русская словесность» (учебное пособие для учащихся). – М.: Просвещение, 1995.
  4. Каганович С.А. «Обучение анализу поэтического текста». – М.: «Русское слово», 2006.
  5. Карнаух Н.Л. Щербина И.В. «Письменные работы по литературе, 9 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2003.
  6. Львова С.И. «Уроки словесности в 5 – 9 классах». М.: Дрофа, 2001.
  7. Маймин Е.А. «Опыты литературного анализа». М.: Просвещение, 1972.
  8. Тимофеев Л.И. «Основы теории литературы», Просвещение, Москва 1971 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме Интерпретация поэтического текста. Восприятие, истолкование, оценка..

Разработка урока развития речи в 10 классе. Цель урока:повторить знания о поэтической речи,...

Разработка урока рок по теме" Интерпретация поэтического текста. Восприятие, истолкование, оценка".

Урок развития речи. Цель  -  повторить знания о поэтической речи, её изобразительно - выразительных, синтаксических и ритмических особенностях; дать понятие о сочинении-интерпретации поэтиче...

Рабочая тетрадь для элективного курса "Текст как речевое произведение" 8-9 класс

Рабочая тетрадь элективного курса помоет при подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе.Это практический материал....

Программа элективного курса "Исследование и оценка санитарно-гигиенического режима общеобразовательного учреждения"

Элективный курс "Исследование и оценка санитарно-гигиенического режима общеобразовательного учреждения" предлагается учащимся 9 классов, заинтересовавшимся данной темой. Занятия рассчитаны на 1 час в ...

Методическая разработка элективного курса "Текст:от анализа к синтезу"

Программа элективного курса "Текст:от анализа к синтезу(подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту". Программой предусматривается работа по проведению комплексного анализа текста.Работа ...

Виды переработки текста. Критерии оценки проектной и исследовательской работы

Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения зна...