Программа элективного курса "Моделирование текста". 11 класс
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Журавлева Нина Кузьминична

Программа курса рассматривает вопросы, связанные с моделированием текста для работы по подготовке к написанию самого сложного 25-го  задания ЕГЭ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Нивенское

Рассмотрено                                                                                                 Принято                                                                                                  Утверждаю

на  методическом совете                                                                                   на педагогическом совете                                                                   директор школы

протокол №___                                                                                                     протокол     №____                                                                                  Г.Г.Граховская                                                                                                                                                            

«__»____________201__г.                                                                                   «___»____________201___г.                                                           «___»___________201___г.                                                                                                                                                      

Программа элективного курса «Моделирование текста»

на 2016- 2017 учебный год.

11 класс

(68 часов)

составлена на основе  учебного пособия Е.Н.Никитиной «Русская речь. Развитие речи». М:Дрофа, 2007г., публикаций журнала «Русский язык в школе» за 2014-15 годы

                                                         Составлена учителем

русского яз. и литературы Журавлевой Н.К.

                                                         Пояснительная записка

Содержание элективного  курса «Моделирование текста» соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования. Курс рассчитан на 68 часов  для учащихся 11 класса. В нем рассматриваются вопросы, связанные с моделированием текста для работы по подготовке к написанию самого сложного задания ЕГЭ (части С ). Планирование составлено на основе учебного пособия Е.И.Никитиной « Русская речь. Развитие речи». М.:Дрофа, 2007г. Элективный курс рассматривает вопросы, связанные с формированием общей речевой культуры старшеклассников, обеспечивающие интеллектуальное развитие учащихся в процессе подготовки к написанию сочинения, помогающие вырабатывать у учащихся умение решать практические задачи по переработке текста, развивающие грамотную, выразительную речь, воспитывать бережное отношение к родному языку.

                                                        I. Планируемые  результаты освоения курса.

       В результате изучения курса выпускник научится:

-владеть нормами современного русского языка в устной и письменной формах речи.

-находить  лексические, звуковые средства выразительности, изобразительные возможности морфологии и синтаксиса.

- создавать собственное высказывание , используя тропы, фигуры речи, морфологические и синтаксические средства выразительности.

- находить изобразительно-выразительные средства языка в текстах публицистического и художественного стилей, анализировать их, соблюдать нормы употребления. 

-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

                 

Выпускник получит возможность научиться:

-анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

-писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

-участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее , привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

                                                               II.Содержание тем учебного курса:

Текст как речевое произведение. Основная мысль текста. Авторская позиция. Средства связи предложений в тесте. Лексические и морфологические средства связи предложений в тексте. План как средство организации текста. Абзацное членение. Микротема. Функциональные типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение. Стили речи. Разговорный стиль. Научный стиль. Официально-деловой. Публицистический. Стиль художественной литературы. Эстетически выразительный текст. Речеведческий анализ текста. Виды сокращений текста. Способы передачи чужой речи. Композиционные формы сочинений. Языковые средства выразительности. Грамматическая правильность русской речи.

                                                                 

                                                      III.Тематическое планирование курса

№п/п

                                                            Содержание тем

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1

Текст как речевое произведение

4

2

Средства связи предложений в тексте

8

3

Типы речи

9

4

Стили речи

11

5

Культура речи

4

6

Виды сокращений текста

3

7

Способы передачи чужой речи

3

8

Композиционные формы сочинений

7

9

Языковые средства выразительности

11

10

Грамматическая правильность русской речи

6

11

Систематизация и повторение изученного

2

                                                 

      Учебно- тематическое планирование. Элективные курсы. 11 класс

Тема урока

Кол-во часов

1

Текст как речевое произведение.

1

2

Признаки целого текста

1

3

Тема текста

1

4

Основная мысль текста. Авторская позиция

1

5

Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте.

1

6

Цепная и параллельная связь предложений в тексте

1

7

Лексические средства связи предложений в тексте.

1

8

Лексическая сочетаемость слов в предложении

1

9

Морфологические средства связи предложений в тексте

1

10

План как средство организации текста

1

11

Абзацное членение текста.  Микротема

1

12

Особенности функционирования самостоятельных и служебных частей речи в тексте

1

13

Типы речи. Описание

1

14

Описание по воображению и памяти

1

15

Типы речи. Повествование

1

16

Рассказ

1

17

Киносценарий

1

18

Типы речи. Рассуждение

1

19

Рассуждение в повествовании

1

20

Рассуждение на литературную тему

1

21

Разновидность рассуждения- сравнение

1

22

Стили речи. Разговорный стиль.

1

23

Стили речи

1

24

Научный стиль. Научно-популярный подстиль

1

25

Научно-учебный стиль

1

26

Использование терминов в переносном их значении

1

27

 Официально-деловой стиль речи

1

28

Публицистический стиль

1

29

Жанры публицистического стиля речи

1

30

Использование литературных образов в публицистическом стиле речи

1

31

Стиль художественной литературы

1

32

Стилистические нормы

1

33

Эстетически выразительный текст

1

34

Строение текста в соответствии с требованиями этики

1

35

Паронимия как проблема культуры речи

1

36

Речеведческий анализ текста

1

37

Виды сокращений текста: тезисы, выписки

1

38

Виды сокращений текста: конспект, тематический конспект

1

39

Реферат – один из видов сокращения текста

1

40

Способы передачи чужой речи

1

41

Цитаты

1

42

Способы цитирования

1

43

Рецензия. Основные виды рецензии

1

44

Авторецензия

1

45

Рецензия полемического характера

1

46

Развернутая аннотация

1

47

Эссе как лирическое размышление автора

1

48

Отзыв на литературное произведение

1

49

Воспоминание о книге

1

50

Языковые средства выразительности: тропы и речевые фигуры

1

51

Умолчание как выразительное средство речи

1

52

Синтаксические средства сравнения

1

53

Парное соединение однородных членов предложения- синтаксическое средство выразительности

1

54

Перифраза и ее разновидности

1

55

Градация. Градация восходящая и нисходящая

1

56

Вопросно-ответная форма изложения текста

1

57

Риторический вопрос, риторическое обращение

1

58

Обращение как средство связи предложений в тексте

1

59

Композиционный стык как выразительное средство

1

60

Языковые средства юмора, иронии, сатиры

1

61

Точность  и краткость- первые достоинства прозы

1

62

Логичность и логика речи

1

63

Грамматическая правильность русской речи

1

64

Речевые недочеты

1

65

Уместность речи

1

66

Лингвистический разбор текста

1

67

Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей

1

68

Систематизация и обобщение изученного

1

               

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс

Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров"

Рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров" 11 класс, 34 часа...