Повторение и обобщение изученного по теме "Местоимение" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок предусматривает повторение и обобщение знаний, полученных в начальной школе по теме "Местоимение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_mestoimeniyu.docx | 21.95 КБ |
povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Повторение и обобщение изученного
по теме «Местоимение», 5 класс
Тема «Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»
Цели урока:
Обучающие:
- Систематизация знаний учащихся о местоимении;
- Проверка умения учащихся проводить морфологический разбор местоимения;
- Проверка орфографических навыков написания местоимения;
- Проверка речевых навыков употребления написания местоимений;
- Расстановка знаков препинания в сложном предложении.
Развивающие:
- Развитие логических операций: сравнение, синтез; анализ;
- Умение контролировать свою учебную деятельность.
Воспитательная: воспитание чувства любви к русскому языку
Оборудование урока:
записи на доске, компьютер, проектор, презентация, карточки с буквами Е-И, О-А
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и я надеюсь, что вы покажете хорошие знания.
2. Словарно-орфографическая работа с использованием сигнальных карточек
Е или И?
ПОКРУТИТ
ВЕРТИТ
КОЛЕТ
СЛЫШИТ
ДУМАЕТ
РУБИТ
ЗАСЕЛИТ
КУПАЕШЬ
ПРЯЧЕШЬ
ЗНАЕТ
ГОНИШЬ
РАССТИЛАЕШЬ
МАНИШЬ
ХВАЛИШЬ
СТЕЛЕТ
СМОТРИШЬ
КЛЕИМ
СЕЕМ
3. Введение в тему.
Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!» Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров? Выступление ученика.
Древнегреческий мудрец Биант Приенский (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).
Мы завершаем изучение местоимений. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке? Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения).
- Актуализация опорных знаний
Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по городу Местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Чтобы попасть в город Местоимений, вам нужно пройти шуточный тест.
- Местоимения употребляют …
А) вместо имени
Б) вместо фамилии
В) вместо отчества
- Местоимения бывают…
А) отличные
Б) личные
В) общие
Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться. Проверим себя.
Экспресс-ответ
Продолжить следующие фразы одним словом:
- местоимения – это … (?) часть речи (самостоятельная )
- она указывает на … (?) (на предмет, признак, количество )
- но … (?) (что не делает?) ( но не называет их )
- в предложении местоимения могут быть …(подлежащим, дополнением, определением)
- Формирование умений и навыков
А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. Наша первая остановка – на Перекрёстке Орфограмм.
Какие орфограммы, связанные с личными местоимениями вам известны?
- Выборочный диктант. Учащиеся должны выписать только местоимения.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
6. Физминутка
Ребята, посмотрите, какая великолепная картина перед нами, представим, что это страна Местоимения. Она навевает покой, умиротворение. Давайте, расслабимся, посмотрим вверх, в стороны, повращаем глазками. Вдох-выдох.
7. Работа с предложениями
Давайте зайдём во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи.
Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.
Велосипед стоял около забора. Он был старый.
Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки.
На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.
8. Работа с текстом
Замени, где необходимо, существительное местоимением.
В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.
Сделаем привал: на привале обычно путешественники рассказывают друг другу интересные истории. А какой рассказ без русских пословиц и поговорок! Я просила вас поискать пословицы и поговорки, в которых есть местоимения. Назовите их.
А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. А теперь прошу вас отправить мне короткие SMS – телеграммы (на столе листочки).
-Что запомнилось?
-Что показалось интересным?
-Неинтересным, трудным?
-Ваше настроение к концу урока?
9. Итоги урока
- О какой части речи мы говорили?
- А для чего нам еще служат местоимения?
- Как они помогают нам?
(Помогают сделать речь более красочной, разнообразной, избегать повтора).
Оценки.
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Оценки получают…
10. Домашнее задание. Упражнение 113
Я желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА СЕ…М
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА КЛЕ…М
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА СМОТР…ШЬ
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА СТЕЛ…ШЬ
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ХВАЛ…Т
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА МАН…Т
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА РАССТИЛА…ШЬ
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ГОН…ШЬ ЗНАЕТ
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ЗНА…Т ЗНАЕТ
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРЯЧ..ШЬ ЗНАЕТ
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА КУПА…ШЬ
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ЗАСЕЛ…Т
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА РУБ…Т
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ДУМА…Т
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА СЛЫШ…Т
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА КОЛ…Т
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ВЕРТ…Т
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ПОКРУТ…Т
«Всё своё ношу с собой!»
Цели урока: Знать основные морфологические признаки местоимений, правила правописания, Уметь правильно использовать местоимения в речи.
Шуточный мини-тест Местоимения употребляют … А) вместо имени Б) вместо фамилии В) вместо отчества Местоимения бывают… А) отличные Б) личные В)общие
Шуточный мини-тест Местоимения употребляют … А) вместо имени Б) вместо фамилии В) вместо отчества Местоимения бывают… А) отличные Б) личные В)общие
Экспресс-ответ Продолжить следующие фразы одним словом: местоимение– это … (?) часть речи она указывает на … (?) но … (?) (что не делает?) личные местоимения изменяются по … в предложении местоимения могут быть…
Местоимение– это самостоятельная часть речи, она указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.
Работа с учебником Упражнение 111
Выборочный Диктант
Выборочный Диктант Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой ! Я тебя ладонью хлопал, Ты скакал и звонко топал, Ты пятнадцать раз подряд Прыгал в угол и назад.
Работа с предложениями Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх. Велосипед стоял около забора. Он был старый. Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки. На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.
Работа с текстом Замени, где необходимо, существительное местоимением. В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
Для чего нам нужны местоимения? помогает нам показать личностное восприятие мира; местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы; украшает речь, создает речевое удобство.
Домашнее задание Упражнение 113
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие «Поиски клада» Повторение и обобщение изученного в 6 классе
Данный урок позволяет :· Систематизировать и обобщить знания по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию. ·...
Конспект модульного урока по теме "Повторение и обобщение изученного о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-", 6 класс.
Модульная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. На модульных уроках организация процесса обучения предоставляет б...
Урок – деловая игра «Школа» по русскому языку по теме: «Повторение и обобщение изученного о местоимении» 6 класс
Сценарный план урока русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОСА. Деловая игра - инновационная форма урока, во время которой работают все учащиеся класса, оценивают свои знания и зна...
Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».
Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...
Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Повторение и обобщение изученного материала по разделу «Морфемика»
Разработка урока по русскому языку 5 класса...
Урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение и обобщение изученного. Работа над тестовыми заданиями».
Это урок повторения материала при подготовке к ГИА. Цели занятия: проверить свои знания по русскому языку на данном этапе подготовки к ГИА, приобрести н...
Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».
Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...