Повторение и обобщение изученного по теме "Местоимение" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Полупанова Надежда Васильевна

Урок  предусматривает повторение и обобщение знаний, полученных в начальной школе по теме "Местоимение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_mestoimeniyu.docx21.95 КБ
Файл povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Урок «Повторение и обобщение изученного

по теме «Местоимение», 5 класс

Тема «Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»

Цели урока: 

Обучающие:

  • Систематизация знаний учащихся о местоимении;
  • Проверка умения учащихся проводить морфологический разбор местоимения;
  • Проверка орфографических навыков написания местоимения;
  • Проверка речевых навыков употребления написания местоимений;
  • Расстановка знаков препинания в сложном предложении.

Развивающие:

  • Развитие логических операций: сравнение, синтез; анализ;
  • Умение контролировать свою учебную деятельность.

Воспитательная: воспитание чувства любви к русскому языку

Оборудование урока:

записи на доске, компьютер, проектор, презентация, карточки с буквами Е-И, О-А

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и я надеюсь, что вы покажете хорошие знания.

2. Словарно-орфографическая работа с использованием сигнальных карточек

Е или И?

ПОКРУТИТ

ВЕРТИТ

КОЛЕТ

СЛЫШИТ

ДУМАЕТ

РУБИТ

ЗАСЕЛИТ

КУПАЕШЬ

ПРЯЧЕШЬ

ЗНАЕТ

ГОНИШЬ

РАССТИЛАЕШЬ

МАНИШЬ

ХВАЛИШЬ

СТЕЛЕТ

СМОТРИШЬ

КЛЕИМ

СЕЕМ

3. Введение в тему.

Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!» Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров? Выступление ученика.

Древнегреческий мудрец Биант Приенский (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).

Мы завершаем изучение местоимений. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке? Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения).

  1. Актуализация опорных знаний

Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по городу Местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Чтобы попасть в город Местоимений, вам нужно пройти шуточный тест.

  • Местоимения употребляют …

А) вместо имени

Б) вместо фамилии

В) вместо отчества

  • Местоимения бывают…

А) отличные

Б) личные

В) общие

Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться. Проверим себя.

Экспресс-ответ

Продолжить следующие фразы одним словом:

  • местоимения – это … (?) часть речи (самостоятельная )
  • она указывает на … (?) (на предмет, признак, количество )
  • но … (?) (что не делает?) ( но не называет их )
  • в предложении местоимения могут быть …(подлежащим, дополнением, определением)
  1. Формирование умений и навыков

А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. Наша первая остановка – на Перекрёстке Орфограмм.

Какие орфограммы, связанные с личными местоимениями вам известны?

  1. Выборочный диктант. Учащиеся должны выписать только местоимения.

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой, 
Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд 
Прыгал в угол и назад. 

6. Физминутка

Ребята, посмотрите, какая великолепная картина перед нами, представим, что это страна Местоимения. Она навевает покой, умиротворение. Давайте, расслабимся, посмотрим вверх, в стороны, повращаем глазками. Вдох-выдох.

7. Работа с предложениями

Давайте зайдём во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи.

Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

Велосипед стоял около забора. Он был старый.

Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки.

На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.

Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.

8. Работа с текстом

Замени, где необходимо, существительное местоимением.

В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.

Сделаем привал: на привале обычно путешественники рассказывают друг другу интересные истории. А какой рассказ без русских пословиц и поговорок! Я просила вас поискать пословицы и поговорки, в которых есть местоимения. Назовите их.

А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. А теперь прошу вас отправить мне короткие SMS – телеграммы (на столе листочки).

-Что запомнилось?

-Что показалось интересным?

-Неинтересным, трудным?

-Ваше настроение к концу урока?

9. Итоги урока

- О какой части речи мы говорили?

- А для чего нам еще служат местоимения?

- Как они помогают нам?

(Помогают сделать речь более красочной, разнообразной, избегать повтора).

Оценки.

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Оценки получают…

10. Домашнее задание. Упражнение 113

Я желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение и изученного по теме « Местоимение »

Слайд 2

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА СЕ…М

Слайд 3

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА КЛЕ…М

Слайд 4

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА СМОТР…ШЬ

Слайд 5

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА СТЕЛ…ШЬ

Слайд 6

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ХВАЛ…Т

Слайд 7

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА МАН…Т

Слайд 8

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА РАССТИЛА…ШЬ

Слайд 9

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ГОН…ШЬ ЗНАЕТ

Слайд 10

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ЗНА…Т ЗНАЕТ

Слайд 11

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРЯЧ..ШЬ ЗНАЕТ

Слайд 12

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА КУПА…ШЬ

Слайд 13

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ЗАСЕЛ…Т

Слайд 14

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА РУБ…Т

Слайд 15

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ДУМА…Т

Слайд 16

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА СЛЫШ…Т

Слайд 17

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА КОЛ…Т

Слайд 18

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ВЕРТ…Т

Слайд 19

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ПОКРУТ…Т

Слайд 20

«Всё своё ношу с собой!»

Слайд 22

Цели урока: Знать основные морфологические признаки местоимений, правила правописания, Уметь правильно использовать местоимения в речи.

Слайд 23

Шуточный мини-тест Местоимения употребляют … А) вместо имени Б) вместо фамилии В) вместо отчества Местоимения бывают… А) отличные Б) личные В)общие

Слайд 24

Шуточный мини-тест Местоимения употребляют … А) вместо имени Б) вместо фамилии В) вместо отчества Местоимения бывают… А) отличные Б) личные В)общие

Слайд 25

Экспресс-ответ Продолжить следующие фразы одним словом: местоимение– это … (?) часть речи она указывает на … (?) но … (?) (что не делает?) личные местоимения изменяются по … в предложении местоимения могут быть…

Слайд 26

Местоимение– это самостоятельная часть речи, она указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

Слайд 30

Работа с учебником Упражнение 111

Слайд 31

Выборочный Диктант

Слайд 32

Выборочный Диктант Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой ! Я тебя ладонью хлопал, Ты скакал и звонко топал, Ты пятнадцать раз подряд Прыгал в угол и назад.

Слайд 33

Работа с предложениями Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх. Велосипед стоял около забора. Он был старый. Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки. На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.

Слайд 34

Работа с текстом Замени, где необходимо, существительное местоимением. В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

Слайд 35

Для чего нам нужны местоимения? помогает нам показать личностное восприятие мира; местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы; украшает речь, создает речевое удобство.

Слайд 36

Домашнее задание Упражнение 113


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие «Поиски клада» Повторение и обобщение изученного в 6 классе

Данный урок позволяет :·        Систематизировать и обобщить знания  по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию. ·...

Конспект модульного урока по теме "Повторение и обобщение изученного о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-", 6 класс.

Модульная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. На модульных уроках организация процесса обучения предоставляет б...

Урок – деловая игра «Школа» по русскому языку по теме: «Повторение и обобщение изученного о местоимении» 6 класс

Сценарный план урока русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОСА. Деловая игра - инновационная форма урока, во время которой работают все учащиеся класса, оценивают свои знания и зна...

Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...

Урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение и обобщение изученного. Работа над тестовыми заданиями».

Это урок повторения  материала при подготовке к ГИА. Цели  занятия: проверить  свои  знания по  русскому языку на  данном  этапе подготовки к ГИА,  приобрести н...

Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».

Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,         способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...