Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Цель урока:
учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом.
Оборудование: выставка лингвистической литературы, таблицы-схемы, компьютер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Шурыгина Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Новониколаевская СОШ №3»
Тема урока: «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Цель урока:
учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом.
Оборудование: выставка лингвистической литературы, таблицы-схемы, компьютер.
Ход урока.
- Организационный момент урока.
Сообщение темы, целей и плана урока.
- Работать с эпиграфом к уроку.
Причастие – это часть речи,
причастная к глаголу
в образе прилагательного.
В. Даль.
Учитель: Как понять смысл этого высказывания? Что значит «причастие»?
- Сообщения учащихся.
Выступление заранее подготовленных учащихся с небольшими сообщениями.
- Роль причастий и причастных оборотов в нашей речи.
- Сфера употребления причастий. Всегда ли уместно употребление причастий?
- Употребление причастий в произведениях поэтов, писателей-прозаиков, в периодической печати, в учебной литературе, в устной и письменной речи товарищей.
- Беседа по вопросам учебника и задания. Опираемся на контрольные вопросы и задания с. 70. Ответы должны быть полными, развернутыми, с примерами.
- «Создай свою звезду»
Каждой команде дают листок, на котором написано условие выбора слитного или раздельного написания не с причастием.
А также дают по макету звезды –
Участники должны за определенное время, пользуясь полученными условием, заполнить «звезду» примерами. Выигрывает та команда, которая правильно, быстро выполнит задание.
- Работа с таблицами-схемами.
Учитель: А теперь мы с вами будем работать в роли корректора. Через несколько минут состоится открытие ресторана, а повар не знал, как пишутся некоторые слова, и оказалось, что в меню остались пропущенные буквы. Ребята, поможем восстановить текст (тексты распечатаны для каждого ученика).
Меню № 1
- Салат из белокоча…ой маринова…ой капусты.
- Закуска из пече…ого тушё…ого птичьего мяса.
- Яйца, фарширова…ые сельдью.
- Капуста острая, мочё…ая по-китайски.
- Кукуруза, жаре…ая с луком.
Меню № 2
- Сазан заливной фарширова…ый.
- Телятина с ветчиной, запечё…ые в соусе бешамель.
- Щи из кваше…ой капусты с картофелем.
- Суп картофельный с макаро…ыми изделиями.
- Клюкве…ый суп с ма…ыми клеками.
- Рулеты из рыбного филе, отваре…ые с укропом.
- Восстановите схему
От глагола … спр ущ ющ
…. Вида … спр ащ ящ
Н. ф. глагола на гласную | + суф. | Н. ф. глагола на согласную | + суф. |
- Определите, какой вагончик лишний.
Слова для вагончика Слова для вагончика Слова для вагончика
№1 №2 №3
чита…щий чита…мый дыш…щий
участву…щий уважа…мый слыш…мый
удивляя…щий та…щий вид…мый
скач…щий избира…мый вид…щий
пада…щий грохоч…щий гон…мый
- Зачитайте подобранные дома примеры с причастными оборотами из произведений А.С.Пушкина. Проанализируем подобранные фрагменты с учетом оценки поэтом роли причастий и требования к этому прозы.
- Работа с текстом.
Раненье словом.
Раненье словом, как ни странно,
Бессрочней каторги иной:
Незаживающая рана
На год, на пять, на жизнь длиной.
Она сокрыта сплошь и рядом,
Но и скрываемая есть,
Она сочится желчью, ядом,
А желчь и яд - питают месть.
И можно стать белоголовым,
Былые распри сжечь дотла,
Но жжет и жжет раненье словом,
Как раскалённая игла.
С. Смирнов.
Учитель: Прочитайте стихотворение С. Смирнова. Объясните смысл названия.
- Подберите синонимы к словам распри, былой.
- Объясните значение фразеологизма сплошь да рядом. Каким членом предложения он является?
- Выпишите из текста причастия. Объясните, как они образованы.
- Образуйте причастия от глаголов ранить, скрывать, скрыть, сжечь, сжигать.
- Подведение итогов урока. Оценивание работы класса и отдельных учащихся.
- Задание на дом.
Придумать свои вопросы и задания разных видов по этой теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/02/picture-267130-1372768793.jpg)
Урок русского языка в 7 классе. Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».
Разработка конспекта урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие» с учётом требований ФГОС основного общего образования ...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Повторение и обобщение изученного по теме "Причастие"
Урок - экскурсия в музей Русского языка проводится с целью обобщения, систематизации знаний, умений и навыков по теме "Причастие"Задачи:1. систематизировать знания о причастии как о самостоятельной ча...
Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»"
Цели урока:систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми при...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/19/picture-709230-1447931810.jpg)
Открытый урок русского языка в 6 классе Повторение и обобщение изученного по теме "Имя числительное".
Тема: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя числительное». Цели: Познавательные: систематизировать и обобщить знания об имени числительном; формировать навыки правильн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/02/picture-1132266-1554196492.jpg)
Урок русского языка в 9 классе.«Повторение и обобщение изученного по теме «Сложное предложение».
Повторить основные сведения о сложном предложении, его видах, обобщение имеющихся знаний....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/04/picture-178605-1596568448.jpg)
Урок русского языка в 5 классе «Повторение и обобщение изученного п теме «Синтаксис и пунктуация».Самоанализ урока.
Технологическая карта урока русского языка в 5 «а» классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».Самоанализ урока....
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/18/picture-389809-1718704345.jpg)
Открытый урок по русскому языку на тему: « Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс)
laquo; Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс) Цели:Диагностика усвоения темы «Причастие».Орфографический и синтаксический повтор....