Рабочая программа по русскому языку 10 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему
по программе Власенковой ( с опорой на разработку Косаревой Е.В.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_10klass_2014_rp_70_chas_microsoft_office_word_1.docx | 68.32 КБ |
tematicheskoe_pl_10_russk.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Программы общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков. Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина // Сборник. Русский язык. 10-11 классы /- М.: «Просвещение» 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
- дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
- Способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Учащиеся лицея отличаются склонностью к точным наукам, соответственно углубленно изучаются темы, связанные с речеведческим аспектом: особое внимание уделяется важнейшей единице речи – тексту: его структуре, стилистическим особенностям, выразительным средствам, различным видам переработки текста, что позволяет формировать адекватную коммуникативную компетенцию и что соответствует требованиям итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ.
Коммуникативно-деятельностный подход заложен в предъявлении материала в программе: содержание представлено не только в знаньевой, но и в деятельностной форме ( см. тематическое планирование).
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312)
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783)
5. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2007.
6. Программа по русскому языку. Региональный компонент, МУ «Управление образования администрации г.Ростов-на-Дону», МОУ Методический центр образования г.Ростов-на-Дону. 2000.
7. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету
«Русский язык» (Приказ МО РФ от 14.05.1998г. №1236).
8. Федеральный компонент государственного стандарта общего и среднего (полного) образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
9. Проект стандарта регионального компонента основного общего образования по русскому языку. МО Ростовской области.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Данный вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта: « Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», «Культура учебно-научного и делового общения», « Культура разговорной речи», «Культура публичной речи», «Информационная переработка текста», « Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)», «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», «Синонимия в системе русского языка», «Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование», «Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур», «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи)
2.Общая характеристика предмета.
Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Программы общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков. Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина // Сборник. Русский язык. 10-11 классы /- М.: «Просвещение» 2011.
Рабочие программы А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. Базовый и профильный уровни. Автор – составитель Г.В.Цветкова» Волгоград Издательство «Учитель» 2011 год
Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
1. дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2. закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3. развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Предмет «Русский язык» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология». В системе школьного образования предмет Русский язык является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода, в соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция– овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции– освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-лингвистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция– осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
1. | Развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию для успешной самореализации и социализации. |
2. | Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, овладение русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам, формирование метапредметных навыков. |
3. | Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения. |
4. | Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их сточки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку. |
5. | Развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения |
Достижение данных целей способствует приобретению учащимися основ компетентности в языковой сфере.
1. | Коммуникативная компетентность | Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, развитие способности выбирать адекватные стратегии коммуникации. |
2. | Языковая (лингвистическая) компетентность | Овладение основами науки о языке. Основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и/или совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы русского языка, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов. |
3. | Социокультурная компетентность | Овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения и русским речевым этикетом; понимание языка как части культуры, народа, понимание красоты, выразительности, точности родной речи. |
3.Место учебного предмета в учебном плане
Настоящая программа по русскому языку адресована муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению лицей №5 г. Каменска-Шахтинского, 10ОТ ( общетехнический профиль) классу обучающихся.
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.
4.Содержание учебного предмета
Результаты освоения учебного предмета.
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. | 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. |
Содержательные линии предмета:
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на со знательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.
Программа состоит из двух разделов.
- Собран материал для повторения и углубления, а также расширения знаний по русскому языку
- Определяет лингоречевую деятельность учащихся, которая отрабатывается на основе текстов, используемых в качестве дидактического материала.
В 11 классе повторение материала значительно, потребуются обобщающие уроки для систематизации знаний по таким темам, как « Обособление определений и обстоятельств», « Н и НН буквы в суффиксах различных частей речи», «НЕ с различными частями речи», но в большинстве своем повторение будет выступать в роли базы для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа
Работа по орфографии и пунктуации будет вестись параллельно с работой над текстом. При этом возможно использование различных форм: выписки, конспектирование переложения текста, планирования, комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм.
Кроме этого работа с учащимися планируется с учетом пробелов
Развитие речи определяются сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам, изучаемым в 11 классе. Это обеспечит более высокий уровень восприятия художественной формы произведения, боле глубокое проникновение в его идейно- образное, эстетическое и нравственное содержание. Работа с текстом связана с обогащением речи учащихся.
5.Тематическое планирование
Общие цели учебного предмета для ступени обучения (кратко).
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты освоения учебного предмета.
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. | 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. |
В связи с этим в программе выделяются следующие разделы:
№ | модуль | программа | Рабочая программа | разница |
1. | Введение. Общие сведения о языке. | 7ч. | 7ч. + 2Рр | +2 |
2 | Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | 4ч. | 5 ч. +1Рр +2Кр | + 4ч. |
3. | Лексика и фразеология. | 6 ч. | 6ч.+1Рр + 1Кр | +2 ч. |
4. | Морфемика и словообразование. | 3 ч. | 4ч.+1Рр + 1Кр | +3 ч. |
5. | Морфология и орфография. | 6 ч. | 17 ч.+2Рр +2 Кр | +15 ч. |
6. | Синтаксис и пунктуация. | 3ч. | 13 ч.+1Рр +2Кр | +16 ч. |
7. | Речь, функциональные стили речи. Научный стиль | 3ч. | Выведены в 11кл | - 6ч. |
8. | Рр. | 2 ч. | 2ч | |
9. | =34 ч. | 50 + 12Рр +8Кр Итого 70 час. | =36ч. |
. Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1) учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
2) учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
3) учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
. Стартовый контроль
Сочинение - рассуждение «Роль языка в жизни человека».
.Перчень проверочных работ
№урока | Тема | Вид проверки |
3 9 | Общие сведения о языке. | Соч.-рассуждение «Роль языка в жизни человека» Сочинение-рассуждение «Нужна ли защита языку?» |
15 16 17 | Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | Комплексная работа с текстом+фонетич.разбор Соч.-рассуждене « Как надо относиться к культурному наследию?» Тестовая работа (выборка заданий А1) |
20 25 | Лексика и фразеология. | Соч.-рассуждение « Место книги в жизни человека» Комплексная работа с текстом +грамм. зад. А3, А30. |
30 31 | Морфемика и словообразование | Практическая работа Тестовая работа (выборка заданий В1) |
36 39 48-49 | Орфография | Сочинение-рассуждение «Что есть истинная красота?» Комплексная работа с текстом +соч.-рассуждение «Как относиться к народным традициям?» К.Р.Тест «Орфография» |
58 | Синтаксис | Сочинение.-рассуждение «Театр в моей жизни» |
66 68-69 | Контрольная работа на конец года. | К.Р. Решение тестов ЕГЭ части А,В Контрольное сочинение по требованиям С1. |
.Контролькая работа на конец года.
Тестовые задание по типу ЕГЭ Задания А1- А2, А8, А10-А18, А20-А21, А30; В1-В5; С1
Сенина Н.А.Русский язык.ЕГЭ-2013.Вступительные экзамены: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион,2015( В помощь выпускнику).
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение:
«Программы общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков. Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина // Сборник. Русский язык. 10-11 классы /- М.: «Просвещение» 2011.
Рабочие программы А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. Базовый и профильный уровни. Автор – составитель Г.В.Цветкова» Волгоград Издательство «Учитель» 2011 год
Учебники
Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.-М.: Просвещение,2009
9.2 Методические пособия для учителя
1.Организация и проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации школьников по русскому языку и литературе: Материалы к урокам русского и литературы. Вып. 2-е изд. и испр./ Сост. В.Я.Рыбникова, Т.И.Павлова. Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО/
2.Поурочные разработки по русскому языку. Методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ 10класс.-М.: ВАКО, 2004.
Пособия для учащихся
Сенина Н.А.Русский язык.ЕГЭ-2014.Вступительные экзамены: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион,2015 ( В помощь выпускнику).
Егораева Г.Т.Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие/ Егораева Г.Т. –М..;Изд. «Экзамен», 2015 (Серия «ЕГЭ 100 баллов»)
Словари и справочники:
- Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.:отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
- Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
- М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
- Школьный орфографический словарьД.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
- Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
- Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Мультимедийные пособия.
Сборник видеоуроков по русскому языку5-9 класс .Инфоурок2014 год
Электронный репетитор-тренажер «Наставник»
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-11 класс
Фраза. Программа – тренажёр по русской словесности для 5 – 9 классов.
Презентации к уроку русского языка Поповой О.В.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
- OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
- Htpp//edu.1september.ru
- WWW.scool.edu.ru
- Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
- Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
- http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
- http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8Интерактивные таблицы.
- http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
- http://www.openclass.ru/
Рабочее место учителя оборудовано персональным компьютером; интерактивной доской.
7. Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения предмета и система оценки.
Курс русского языка для средней школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• связь языка и истории, культуры русского народа;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы языка, их признаки;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь
• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; использовать основные виды чтения;
• извлекать необходимую информацию из различных источников;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
• использовать приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Система оценивания конечных результатов обучения(кратко): пятибалльная система оценки знаний («Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Ниже приводится фрагмент нормативного документа, определяющего критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном виде опубликован в сборнике “Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. — М., 2001.)
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Основной инструментарий для оценивания результатов
Итоги проверочных заданий по русскому языку (сочинения, тесты - КИМы).
Планируемые результаты
Результататы освоения программы по русскому языку являются | |
Личностные результаты |
себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности его к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности.
анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
языковых и речевых средств. |
Метапред- метные результаты |
высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации
спорах, диспутах, свободно и правильноизлагая свои мысли в устной и письменной форме;
учитывать разные мнения и интересы,обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы, в том числе и совместной деятельности, проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности. |
Предметные результаты |
основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
аудирование и чтение:
явной и скрытой ( подтекстовой) информации;
изучающее, реферативное) и аудирования ( с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативных задач;
средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текста;
проведение разных видов языкового анализа
стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания. |
Предварительный просмотр:
8. Календарно-тематическое планирование 10 класс: 35 недель \2 часа в неделю = 70часов 10 ОТ
(Русский язык. Базовый уровень 2009)
урок | Раздел. Тема урока. | Час дата | оборудование | Вид учебной деятельности/ отбор учебного материала | Требования к результату | Виды контроля | |
Общие сведения о языке 7ч+2РР | |||||||
1 2 3 | Русский язык в Российской Федерации и в современном мире Сочинение – рассуждение «Роль языка в жизни человека» | 2ч 1Рр | Презентация Инфоурок | анализ текстов по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, построение рассуждения на лингвистическую тему Упр. 7-8 Д.Э.Розенталь упр.487 или Упр 260. «Волшебный язык» К.Паустовский; | Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе- устное сообщение. | Стартовая диагностик Сочинение | |
4 | Язык и история народа. Периоды становления русского языка | 1ч | Презентация К иМ | анализ текстов по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, построение рассуждения на лингвистическую тему Упр.63-64 Статья А.И.Горшкова (раздат. материал) | Знать о взаимосвязи языка и истории народа, понятие “мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и как государственном Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе, | ||
5 | Взаимосвязь языка и культуры | 1ч | Презентация К иМ | анализ текстов по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, построение рассуждения на лингвистическую тему Упр.9-10 | Знать место и назначение русского языка в современной культуре. Развитие связной речи учащихся. | Отчет о результах групповой работа -план, тезисы Устное выступление | |
6 7 | Язык и речь. Речевая ситуация. Три компонента культуры речи. Языковая норма | 1ч 1ч | Презентация К иМ | анализ текстов по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, построение рассуждения на лингвистическую тему Упр. 11-16 Упр. 276-300 | Знать значение терминов язык, речь, слово; виды речевой деятельности; виды чтения; особенности монологической и диалогической деятельности. Уметь составлять тезисный, простой и сложный планы; создавать письменное сообщение на лингвистическую тему; выполнять орфографический разбор слов, синтаксический разбор сложных предложений. | Сам.раб. -орфограммы -пунктограммы -грамматика | |
8 9 | Единицы языка. Уровни языковой системы Сочинение-рассуждение «Нуждается ли язык в защите?» | 1ч 1Рр | Презентация | анализ текстов по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, построение рассуждения на лингвистическую тему Упр.45-46 Ст. Л.И.Сквоцова «Экология слова, или…» | Знать уровни языка и их основные единицы. Уметь выполнять основные виды разбора; создавать устное сообщение на лингвистическую тему; выполнять комплексный анализ текста; конструировать предложения. | Сочинение | |
Фонетика, орфоэпия. Орфография. 5+2Кр +1Рр | |||||||
10 11 | Фонетика. Графика. Орфоэпия. Обобщающее повторение. | 2ч | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Упр.47 Материалы учебника отбираются учащимся самостоятельно с учетом индивидуальных проблем. | Знать разделы науки о языке; языковые единицы; порядок фонетического разбора; условия написания проверяемых и чередующихся гласных в корнях слов. Уметь выполнять фонетический разбор слов; различать буквы и звуки; транскрибировать слова; писать гласные в корнях слов в соответствии с орфографическими нормами. | Практическая работа Н.А.Сенина А1 | |
12 13 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | 1ч 1ч | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания | Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения. Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их. | Тест «Орфоэпия» Зад №4 Сенина | |
14 | Выразительные средства русской фонетики. | 1ч | Презентация К иМ | Наблюдение за фонетическими особенностями текста М.Шолохов « Над выжженной…» | Знать выразительные средства русской фонетики. Уметь использовать в собственной речи. | Практическая работа | |
15 16 | Кр.Фонетический разбор. Анализ ошибок Кр. | 1ч 1ч | Д.Э.Розенталь. Упр.192 Москва. Двадцатые годы В.П.Катаев | Контроль владения навыком выявления фонетических особенностей текста, правописным навыком и навыком фонетического анализа слова | Тест А1 (материалы до 2009г) | ||
17 | Сочинение-рассуждение «Как относиться к историческому и культурному наследию?» | 1Рр | Самостоятельная творческая работа | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками Контроль владения навыком создания собственного текста по предложенной теме и правописным навыком. | Сочинение-рассуждение «Как относиться к историческому и культурному наследию?» | ||
Лексика и фразеология. 6 +1Кр+1Рр. | |||||||
18 19 20 | Обобщающее повторение о лексике русского языка. Сочинение-рассуждение «Какое место занимают книги в моей жизни?» | 2ч. 1РР | Презентация Инфоурок | анализ текстов по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, построение рассуждения на лингвистическую тему Упр.48 -53 Текст «Вещи и книги» (Л.Лиходеев) Д.Э.Розенталь Упр 334, 352 (арг.) | Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения. Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи. | Тесты Н.А.Сенина А 11 Сочинение-рассуждение «Какое место занимают книги в моей жизни?» | |
21 | Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления. | 1 ч. | Презентация | анализ текстов по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, построение рассуждения на лингвистическую тему Упр. 54-63 Отрывки из романа М.А.Шолохова « Тихий Дон» | Знать изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи. | Тесты Н.А.Сенина А2, А30 | |
22 | Активный и пассивный словарный запас. | 1 ч. | Презентация Инфоурок | Взаимообучение Упр. 63 -68 В.Маяковский отрывок из поэмы «Облако в штанах» | Знать: понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь. Знать сферы употребления русской лексики. Уметь: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи. | Практическая работа | |
23 | Русская фразеология. | 1 ч. | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый, Упр. 69-72 Медиа-материалы «Фразеология» Отрывок из романа А.Толстого «Петр Первый» | Знать: фразеологические единицы русского языка; источники происхождения фразеологизмов. Уметь: выполнять лексический разбор слов; анализировать лексические средства выразительности; различать свободные и несвободные сочетания; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи в соответствии с лексическими нормами. | Тест Н.А.Сенина А30 | |
24 | Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор | 1 ч. | микроисследование Стр.учебника 43-45 Текст «Горечь увядания угадывалась во всем…» сб. Н.Г.Ткаченко(№13 2 часть) | Знать: виды словарей, их назначение и использование Уметь: пользоваться разными видами словарей | Практическая работа со словарями. | ||
25 | Комплексная работа с орфографически и пунктуационно осложненным текстом | 1 ч. | Текст «Вызрел ковыль…» ( по М.А.Шолохову) сб. Н.Г.Ткаченко ( №2 часть 2) | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками | Тест А2,А11,А30 | ||
Морфемика (состав слова) 4 +1Кр +1Рр | |||||||
26 27 | Состав слова. | 2 ч. | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый, Упр.73-87 | Знать: виды морфем, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; различать однокоренные слова и формы слова; различать слова с омонимичными корнями по значению | Н.А.Сенина В1 | |
28 29 | Способы словообразования | 2ч. | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый, | Знать: основные способы образования слов. Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; расшифровывать сложносокращённые слова и определять их род; подбирать однокоренные слова с чередующимися гласными или согласными в корне. | Практическая работа со «Словарем словообразовательных единиц» | |
30 | Выразительные словообразовательные средства | 1ч. | Презентация Инфоурок | микроисследование М.Цветаева «Рас-стояния, версты, мили…» | Знать: основные выразительные средства словообразования. Уметь: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. | Практическая работа. | |
31 | Контрольная работа «Словообразование» | 1ч. | Индивидуальн варианты задания сб. Н.А.Сениной | Тест задания ЕГЭ В1 | |||
Морфология и орфография. 17 + 2 Кр+2Рр | |||||||
32 33 | Части речи русского языка. | 2 ч. | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Упр.89 - 110 | Знать: классификацию частей речи; критерии выделения частей речи; переходные явления в области частей речи. Уметь: определять части речи и обосновывать свой выбор. | Работа в группе. Устная защита. | |
34 35 36 | Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи. Сочинение-рассуждение «Что есть истинная красота?» | 2 ч. 1Рр | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Самостоятельная творческая работа Д.Э.Розенталь упр. 83 М.М.Пришвин «В одном музее я заметил венецианскую люстру…» | Знать: отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи, способы выражения грамматического значения. Уметь: производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание. | Н.А.Сенина Тест А10,В2 Сочинение | |
37 | Орфограммы корня | 1ч | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего заданияПрактическая работа | Закрепить навыки правописания | Тест-тренажер Н.А.Сенина А13 | |
38 | Орфограммы приставки | 1ч | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Практическая работа | Закрепить навыки правописания приставок, неизменяющихся и изменяющихся на письме | Тест-тренажер Н.А.Сенина А14 | |
39 | Орфограммы суффикса | 1ч | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Практическая работа | Закрепить навыки правописания | Тест-тренажер Н.А.Сенина А16 | |
40 41 42 | Трудные вопросы правописания –н-нн- в различных частях речи. Сочинение-рассуждение | 2ч. 1Рр | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Самостоятельная творческая работа Д.Э.Розенталь упр. 198 «Масленица» | Закрепить навыки правописания Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками и навыками создания собственного текста | Тест-тренажер сочинение-рассуждение | |
43 44 | Трудные случаи написания окончаний различных частей речи. Мягкий знак после шипящих. Правописание суффиксов прич. | 1 ч. 1ч. | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Материалы ЦТ (раздаточный) | Закрепление навыков правописания суффиксов и окончаний различных частей речи | Тест-тренажер Н.А.Сенина А12, А15 | |
45 46 | Правописание НЕ и НИ с различными частями речи. | 2 ч. | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Д.Э.Розенталь упр.321 «Была неизъяснимая радость…» | Закрепить навыки правописания не и ни с разными частями речи, развитие монологической речи | Тест-тренажер Н.А.Сенина А17 | |
47 48 | Правописание наречий. | 2ч | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Д.Э.Розенталь упр 193 «Троица Рублева…» ( по Н.М.Щекотову) | Закрепление навыков правописания наречий; формирование умения образовывать наречия и употреблять их в речи. | Тест-тренажер Н.А.Сенина А18 | |
49 50 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов | 2ч | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Д.Э.Розенталь упр. 194 (По В.Г.Распутину) | Закрепление навыков правописания слитного, дефисного, раздельного слов. | Тест-тренажер Н.А.Сенина А18 | |
51 52 | Контрольная работа «Орфография» и ее анализ | 2 ч. | Индивидуальн варианты задания (см сб. Н.А.Сениной) | Тест А1-А2, А10- А18, А30; В1-В2 | |||
Синтаксис и пунктуация 13+ 1Рр+2 рр+2Кр | |||||||
53 | Принципы русской пунктуации. | 1ч | Упр.-111-120 | ||||
54 55 | Нормативное построение словосочетаний | 2ч | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый с пунктограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания Д.Э.Розенталь упр.256,257 | Знать: нормы построение словосочетаний и предложений разных типов. Уметь: анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. | Н.А.Сенина Тест В3 | |
56 57 58 | Простое предложение. Разбор простого предложения. | 3ч | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый с пунктограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Д.Э.Розенталь упр.301 И.А.Бунин «После ужина…»Д.Э.Розенталь упр.331 | Знать: план синтаксического разбора словосочетания, простого и сложного предложения; правила обособления обстоятельств и дополнений. Уметь: выполнять синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью. | Практическая работа Н.А.Сенина Тест А8,В4 | |
59 60 61 | Вводные конструкции. Обращение. Сочинение-рассуждение «Театр в моей жизни» | 2ч 1Рр | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый с пунктограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Упр.402-412 Д.Э.Розенталь Упр 302 А.А.Блок «Театр есть та область искусства…» | Знать: принципы и функции русской пунктуации, правила обособления вводных конструкций и обращения. Уметь: применять пунктуационные нормы в собственной речевой практике. | Н.А.Сенина А21 Сочинение-рассуждение | |
62 | Обособленное определение. | 1ч. | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый с пунктограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Д.Э.Розенталь упр. 351-370 | Знать: принципы и функции русской пунктуации, правила обособления определений. | Н.А.Сенина А20,В5 | |
63 | Обособленное обстоятельство. | 1ч | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый с пунктограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Д.Э.Розенталь Упр.378-401 | Знать: принципы и функции русской пунктуации, правила обособления обстоятельств. Уметь применять пунктуационные нормы в собственной речевой практике. | Н.А.Сенина А20, В5 | |
64 | Приложение и его выделение. | 1ч. | Презентация Инфоурок | Д.Э.Розенталь Упр.371-377 | Н.А.Сенина В5 | ||
65 66 | Построение предложений с прямой речью. Цитаты и знаки препинания при них | 1 ч
1ч | Презентация Инфоурок | Взвимообучение сильный-слабый спунктограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания Д.Э.Розенталь упр.419-432 Материалы ЦТ (раздаточный) Д.Э.Розенталь упр. 433-434 | Знать: принципы и функции русской пунктуации, правила оформления прямой речи и цитат. Уметь применять пунктуационные нормы в собственной речевой практике. | ||
67 68 69 70 | Итоговая контрольная работа Анализ К\р Контрольное сочинение Анализ сочинения | 1 ч. 1ч 1Рр 1ч | Индивидуальные варианты задания (см сб. Н.А.Сениной) | Контроль владения умением решать тестовые задания грамматического, орфографич. и пунктуац. характера Контроль владения навыком создания собственного текста по предложенной теме, а также правопис | А1-А2,А8, А10- А18,А 20, А21,А30; В1-В5, С1Решение индивидуальных проблем учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....