Методы, приёмы и формы развития личностных УУД при подготовке к ГИА по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему
Методы, приёмы и формы развития личностных УУД при подготовке к ГИА по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы, приёмы и формы развития личностных УУД при подготовке к ГИА по русскому языку | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, приёмы и формы развития личностных УУД при подготовке к ГИА по русскому языку
На материале учебников русского языка развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий замещения (например, звука буквой) моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразование модели (видоизменения слова). В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения). Несмотря на широкое использование в учебниках символики и отработки некоторых компонентов моделирования, в целом его содержание не раскрывается и не становится предметом специального анализа и усвоения.
При обучении написания сочинения-рассуждения формируются следующие личностны универсальные учебные действия:
-умение выражать свое отношение к поставленной проблеме;
-понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;
-умение понимать нравственные идеи текста.
Умения, которые формируются при обучении написанию сочинения, необходимы:
-во-первых, человек учится ясно и правильно излагать свои мысли;
-во-вторых, развивается умение оформлять свою мысль;
-умение формулировать тезис и доказывать его помогает точно выражать свое мнение и быть понятым;
-языковые средства, выбранные в соответствии с целями общения, делают речь ясной и красивой;
-работа над сочинением формирует навык умного словесного общения.
Обучение написанию сочинения-рассуждения – это прежде всего работа с текстом. Это, во-первых, чтение и анализ текста. Обязательно на таких уроках организуется словарно-стилистическая работа: подберите синонимы к выражениям: бескорыстное служение и т.д. Проводим лексическую работу: дать толкование указанным словам.
Обучать сочинению-рассуждению можно как на уроках развития речи, так и при изучении грамматических тем. Например, на уроке по теме «Повторение по теме « Сложноподчиненные предложения» учащимся предлагаются следующие задания:
1 группа. Определите тему, объединяющую тексты. Определите главную мысль и озаглавьте; выпишите ключевые слова и словосочетания.
2 группа. Определите стиль и тип речи; обоснуйте примерами из текстов свои ответы.
Овладение универсальными учебными действиями ведёт к формированию самостоятельности, успешно овладевать умениями и компетентностями, осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию процесса освоения и умения учиться. Это обеспечивается тем, что УУД –это обобщённые действия, открывающие возможности учащихся не только в русском языке, но и в строении самой учебной деятельности. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися. Достижение учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности:
-познавательные и учебные мотивы;
-учебную цель;
-учебную задачу;
-учебные действия и задачи.
В результате формируются важные личностные характеристики: ребёнок может принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки.
Проектное обучение.
Это эффективный метод формирования УУД, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Работа в группах построена на следующих основных правилах:
1.Полное внимание к однокласснику;
2.Серьезное отношение к мыслям, чувствам других: терпимость, дружелюбие; никто не имеет права смеяться над ошибками одноклассника, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
При этом у учащихся формируются базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению. Установлено, что у детей, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше, существенно снижена школьная тревожность, что немаловажно.
Обязательно распределение ролей в группах: организатор, секретарь, спикер и т.д.
Деятельность учителя здесь - это организация совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: он направляет обучающихся на совместное выполнение задания.
Технология коммуникативного взаимообучения.
Тесно связана с учебным сотрудничеством, где, каждый ученик может самостоятельно и коллективно усвоить новые знания, формировать умения и компетенции, что совпадает с концепцией УУД.
Это формирует адекватную мотивацию школьника, развивает произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.
Организация учебного процесса по данной технологии позволяет:
а) расширить содержание образования и адаптировать его индивидуальным познавательным потребностям учащихся, не увеличивая учебную нагрузку;
б) снизить утомляемость за счет переключения на разные виды деятельности;
в) формировать у детей умения самостоятельной организации учебного труда, способности к исследовательской деятельности, развивать коммуникативные компетенции;
г) способствовать развитию интересов и склонностей ученика, которые в перспективе станут основной для самоопределения в жизни.
Дискуссия как технология формирования УУД.
Это диалог обучающихся не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы со своей и чужой точками зрения может стать именно письменная дискуссия. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5—8 классы), это даст возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые в силу своей неуверенности, застенчивости, медленного темпа деятельности, предпочтение послушать, чем высказаться, не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания
Применение элементов информационно-коммуникативных технологии
способствует развитию исследовательской деятельности.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов -это видеофрагменты, литературоведческими справки, иллюстрации, репродукции картин, звуковые фрагменты, интерактивные задания.
Здесь предполагаются следующие варианты исследовательских заданий:
- создать информационный проект на основе материалов ЦОР (это задание формирует у школьников навыки нахождения, обработки, классификации, систематизации и презентации информации);
- решить поставленную проблему, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы (реализация межпредметного знания, формирование умения критически, многогранно смотреть на мир);
- исследовать лексико-семантическое поле слова, используя электронные этимологические, толковые и др. словари, сделать вывод о правильности употребления данного слова в современном обществе .
Обращение к материалам образовательных порталов дает школьникам широкие возможности для получения межпредметных знаний, для нахождения интересной информации.
Таким образом, на уроках русского языка формируются и развиваются личностные действия, направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
«Метод проекта - как форма развития исследовательских способностей у обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»
Обобщение моего опыта работы...
Эффективные методы и приёмы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете на тему " Методы и приёмы работы по подготовке к ЕГЭ и ГИА....
Методы, приёмы и формы развития коммуникативных УУД при подготовке к ГИА по русскому языку.
Методы, приёмы и формы развития коммуникативных УУД при подготовке к ГИА по русскому языку. ...
Формы и методы подготовки к ГИА по русскому языку
Выступление на заседании метод. объединения учителей русского языка и литературы...
Эффективные методы и приёмы по подготовке к ОГЭ по русскому языку
Обобщение опыта по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....
Приёмы формирования и развития функциональной грамотности учащихся при подготовке к ВПР по русскому языку
Всероссийские проверочные работы – это форма контрольной работы, мониторинг качества знаний, позволяющий определить уровень достижений учащихся по предмету. Мониторинг призван увидеть и ско...