Формы и методы подготовки к ГИА по русскому языку
материал на тему

Выступление на заседании метод. объединения учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_podgotovki_k_gia_po_russkomu_yazyku.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы подготовки к ГИА  по русскому языку

Русский язык относится к числу наиболее трудных учебных предметов. А цель работы учителя – обучить каждого ученика.

Одна из главных причин низкой грамотности обучающихся – в нацеленности обучения на знания правил, а не на их применение. Но опыт работы в школе показывает, что знание правил и умение их применять на практике – это далеко не одно и то же. Значит, большее внимание нужно уделить не заучиванию правил, а практической отработке навыков правописания. Тем более, что на экзамене   11 классе часть заданий части А нацелена на проверку грамотности учащихся.

В 10–11 классах идет подготовка к сдаче экзамена в форме ЕГЭ. И задача учителя — построить процесс обучения таким образом, чтобы максимально эффективно использовать отведенное время, обеспечить усвоение изучаемого материала, формирование   знаний и умений для всех обучающихся.

Анализ первых результатов показал, что задания ЕГЭ синтезируют в себе весь учебный материал по русскому языку с 5 по 9 классы (основное изучение русского языка заканчивается в 9 классе), а в 10-11-м классах стало традиционным повторение изученного материала.

Таким образом, необходимой стала задача организации наиболее эффективного повторения на последнем этапе обучения, а на предшествующем – создание единых требований к оценке умений, навыков обучающихся.  Поэтому систематическая работа должна вестись с 5 класса.

Система работы в 5–11 классах

Обязательное условие – введение тестовой формы проверки знаний, умений и навыков учащихся с 5-го класса. При этом, безусловно, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных форм: различные диктанты, сочинения, изложения. Тесты может составить и сам учитель, можно использовать и те, которые предлагаются современными пособиями, тем более выбор есть.

Это и тесты для проверки знаний определений и правил, и для проверки осознанности определений и правил, и для проверки сформированности умений применять знания при решении практических задач, где требуется выбрать не один правильный ответ.

5–7 классы

На этой ступени обучения русскому языку можно осуществить интенсивную работу по решению заданий части А. Учащиеся обычно без труда справляются с подобными заданиями.

С 5–7 класс происходит изучение всех орфограмм. Считаю целесообразным составление таблиц орфограмм, которые мы активно используем на уроках, а также  ведение справочников.

Когда такая работа выполняется на каждом уроке, к концу 7-го класса дети без труда определяют орфограммы и могут их объяснить грамотно.

Также на данном этапе изучаются сложные для детей этой возрастной группы темы: «Словообразование, основные способы образования слов в русском языке», «Разбор слова по составу». С изучения этих тем начинаем с детьми собирать лингвистическую папку таблиц и схем для ЕГЭ.

Работу можно организовать по-разному: предоставить ученикам готовые схемы, составить вместе или предложить ребятам составить самим (в сильном классе). Составление схем помогает обучающимся учиться анализировать изученное, сопоставлять, сравнивать, систематизировать материал, что способствует более качественному усвоению темы, активизирует мыслительную деятельность, развивает логику и творчество.

Не существует конкретных однозначных правил, регулирующих произношение слов в русском языке. Орфоэпические диктанты призваны сформировать практические навыки расстановки ударения в словах. В каждом классе в конце учебника по русскому языку  имеется перечень слов для запоминания их произношения. В течение года осуществляю знакомство с данными словами, затем провожу промежуточные орфоэпические диктанты, в конце года – итоговый тест.

В период обучения русскому языку с пятого по седьмой класс можно также осуществлять изучение грамматических и морфологических норм русского языка. В седьмом классе систематизируем с учениками пройденный по теме материал в таблицы и схемы. По окончании седьмого класса можно предложить учащимся итоговый тест по изученным заданиям части А и В.

8–9 классы

На этом этапе активно ввожу тесты типа части В, тем более что они составлены на базе программного материала этого этапа обучения.

В3 – определение вида подчинительной связи в словосочетании;

В4 –виды односоставных предложений;

В5 — обособленные члены предложения;

В6- виды придаточных предложений.

Эти темы изучаются в 8–9 классах, а также задания части А на знание синтаксиса и пунктуации рассматриваются на этом этапе.

При изучении указанных тем использую уже описанные выше приемы и методы: устные и письменные зачеты, составление схем и таблиц обобщающего характера, решение тестов тематических и итоговых, работа с текстом, сопутствующее повторение пройденного с использованием контрольных работ по орфографии (печатные задания на разные виды орфограмм)и другие формы.

Большинство итоговых работ по окончании изучения отдельной темы в девятом классе также провожу не только в форме диктанта, как это бывает обычно, но и в форме тестов. Эффективно помогают при подготовке к ЕГЭ минидиктанты с творческими грамматическими заданиями.

При подготовке к выполнению задания В8 использую возможности уроков литературы. Прежде всего, при изучении художественных произведений особое внимание обращаю на средства художественной выразительности, провожу литературные диктанты по данной теме. Обязательным условием анализа стихотворения является также анализ средств выразительности, начиная с пятого класса.

Задание В7 целесообразно рассматривать при знакомстве обучающихся с текстом ещё в пятом классе, а затем на уроках развития речи при подготовке к сочинению, изложению и другим творческим работам обязательно осуществлять повторение средств связи предложений в тексте.

Структура и содержание ГИА по русскому языку

Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя уместные лексические и грамматические средства). В наш информационный век способность воспринимать и обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а важное умение, постоянно используемое в жизни.

Вторая часть работы выполняется на основе прочитанного текста и проверяет глубину и точность понимания его содержания, выявляет уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы или ее аспектов, позиции автора или героя, характеристики героя, авторского отношения к героям; опознавание изученных средств выразительности. В этой части работы проверяется также лингвистическая база учащихся.

Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно оно необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сферах деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.

Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.

Методы и приемы подготовки к ГИА

Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся.  Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему, но нельзя исключать и диктанты.

Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения  и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, таки учителю. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.

Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы деятельности, как конспектирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Названные аспекты были учтены мною при планировании факультативного курса по подготовке к ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы и методы в преподавании литературы и русского языка как средство формирования ключевых компетенций обучающихся. Педагогический проект

Обращение к проектной теме продиктовано необходимостью совершенствования педагогического «инструментария» в условиях модернизации школьного образования, которая предполагает ориентацию образования не ...

Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом.

Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим ум...

Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом.

Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим ум...

Методы, приёмы и формы развития личностных УУД при подготовке к ГИА по русскому языку

Методы, приёмы и формы развития личностных  УУД при подготовке к ГИА по русскому языку.                               ...

Доклад «Эффективные методы подготовки к ЕГЭ по русскому языку»

   Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ должны  включать следующие направления деятельности:- повысить у учащихся мотив...