Эффективные методы и приёмы по подготовке к ОГЭ по русскому языку
статья по русскому языку (9 класс)

Обобщение опыта по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные методы и приемы по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Каждый год нам приходится сдавать  экзамен вместе со своими учениками. Наша задача – научить всех учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа. 

Важно продумать систему работы по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку.

 Безусловно, мы всегда находимся в поиске, так как меняются формы итоговой аттестации. В этом году, анализируя КИМы по русскому языку для ГИА, я пришла  к выводу, для того чтобы пройти  успешно аттестацию, у выпускников должны быть прочные знания и хорошо сформированные навыки самостоятельной работы. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:                                                                                                       1) лингвистическую; 2) языковую; 3) коммуникативную.

 На мой взгляд, учащиеся должны уметь анализировать поставленную задачу и выстраивать алгоритм рассуждения.

В каждом учебном заведении есть свои особенности работы. Многие из присутствующих могут сказать, что сельская школа находится в более выгодном положении, так как наполняемость в классах низкая и обучение практически индивидуальное, но большая нагрузка учителей, низкая заинтересованность родителей не способствуют лёгкости в работе.

  • Исходя из этого я рассчитываю только на свои силы, не исключая следующей работы:                                                                                                                  1.Постоянной психологической работы с учащимися, поскольку даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ
  • Правильная  оценка в течение всего учебного периода  деятельности обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями
  • организация системной работы с 5 по 9 класс в основной школе обучения предмету
  • работа в тесном контакте с родителями

. С 5-го по 9-ый класс с целью формирования ключевых компетенций использую пособие Малышкиной «Комплексный анализ текста». Работа с данным пособием в системе дает положительные результаты: у учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора.

Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой вид контроля как тестирование. Создаю тематические тесты. В качестве подготовки учащихся к тематическим и контрольным тестам, особенно в 5-7 классах, в системе провожу работу с текстом, проводя разные виды анализов. Однако, как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика.

Для проверки самостоятельных работ привлекаю учащихся, легко справляющихся с заданием. Они должны не только проверить работу, но и объяснить, где ученик допустил ошибку и как её исправить. Когда ученик объясняет другому, он сам для себя уточняет знания по этому вопросу.

 

Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая работа – выделение орфограмм. 

Эту работу провожу на материале различных упражнений, индивидуальных карточек. Ученики запоминают условия выбора орфограммы, а потом и правописание этих слов. Такие упражнения развивают внимание, память, орфографическую зоркость. Эффективна также работа с перфокартами. Следующий этап – научить находить и объяснять орфограммы в тексте, где нет пропущенных букв. С этой целью регулярно провожу «объяснительные диктанты». Так идет работа по орфографии от слова (с пропущенными буквами на изучаемую орфограмму) к тексту (на все изученные орфограммы)( в качестве домашнего задания –найти нужную орфограмму в произведении, выписать СПП,ССП,БСП- объяснить пунктограммы).

Для этой работы использую  материалы ВПР.                                                      Часто использую для повторения материала блоки. Например, правописание приставок,  в которых выделяется три группы:

Правописание приставок подчиняется орфографическому принципу единообразного написания, правописание приставок на З  и С, правописание приставок пре и при. Причём, формулировку заданий меняю.

Определив типологию пробелов в знаниях учащихся по итогам очередной диагностической работы, составляю план устранения недостатков. Такие планы у меня под рукой вплоть до следующей работы. На них опираюсь, когда составляю планы-конспекты уроков, провожу устную работу, раздаю карточки для индивидуальной работы. Благодаря такому планированию, вижу, на какую тему нужно сделать упор при индивидуальной работе с учащимися.

Чтобы эффективнее шел процесс подготовки к экзамену, следует продумать систему повторения изученного материала в 9 классе. Регулярно использую на уроках работу с опорными учебными таблицами и схемами. Такая работа позволяет изучать язык в системе, учиться работать с дополнительными пособиями, быстро повторить изученный материал, что немаловажно при подготовке к ОГЭ.

Также применяю различные виды тестов: с выбором ответа и без выбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. Это позволяет школьникам быстро ориентироваться на выпускных экзаменах, внимательно читать задание и выполнять именно это задание, а не то, что возникло в голове.

Определив типологию пробелов в знаниях учащихся по итогам очередной диагностической работы, составляю план устранения недостатков. Такие планы у меня под рукой вплоть до следующей работы. На них опираюсь, когда составляю планы-конспекты уроков, провожу устную работу, раздаю карточки для индивидуальной работы. Благодаря такому планированию, вижу, на какую тему нужно сделать упор при индивидуальной работе с учащимися.

А теперь о технологиях, которые я применяю в своей работе.

Во-первых, развивающее обучение. Во-вторых, нельзя на уроках русского языка обойтись и без проблемного обучения, перспективно-опережающего обучения. И, конечно, невозможно сейчас представить работу учителя без использования ИКТ-технологий. Все эти педагогические технологии не принесут результата, если не будут в полной мере использоваться педагогика сотрудничества, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии.

Активно использую информационно-коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в эффективной подготовке к урокам и к экзамену. Рекомендую учащимся и их родителям официальные сайты edu, fipi, "Решу ЕГЭ.ru ОГЭ. ru " , «По уши в ГИА», тренажёр «Фраза». Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. Ребята получают на дом тесты.

Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки предлагаю сильным учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных слабыми учащимися. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

Особо хотелось остановиться на подготовке выпускников 9-х классов к написанию сжатого изложения. Начиная с 5-го класса практикую написание изложений-миниатюр и сочинений –миниатюр. Непосредственно в8-ых и 9-ых классах ведется работа по формированию навыков сжатия текста разных стилей и объемов.

Обучающимся важно понимать, что от них хотят получить. Им проще подробно передать содержание и труднее выделить главное.

Для этого я беру для изложения ещё раз текст из 5 класса. Эта работа занимает мало времени, она наглядна и понятна, а затем переходим на более серьёзные тексты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы и приёмы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете на тему " Методы и приёмы работы по подготовке к ЕГЭ и ГИА....

из опыта работы Эффективные методы и приемы по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Каждый год нам приходится сдавать  экзамен вместе со своими учениками. Наша задача – научить всех учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа....

Статья "Основные методы и приёмы объяснения нового материала на уроках русского языка с опорой на ранее изученное"

Содержание статьи ориентировано на краткий обзор методов и приемов в редакции учёных. Работа позволит учителю на уроке сформировать практические навыки ученика в процессе повторения и изучения учебног...

Мастер-класс "Эффективные методы и приемы по подготовке к ОГЭ по русскому языку".

Цель: представить технику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка.Задачи:• передача своего опыта путем прямого и комментированного показа  технологий, мето...

Мастер - класс "Нестандартные задания, приёмы при подготовке к ГИА по русскому языку, литературе", или "Может ли подготовка к ГИА одновременно развивать творческие способности?"

Лекция-беседа с использованием компьютерной презентации, практическое занятие. технология модульного и блочно-модульного обучения...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...